Кто имеет право на социальное обеспечение? понятие права социального обеспечения

Содержание:

Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска

Принцип гарантированности социального обеспечения выражает идею об обеспечении при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, бедность, потребность в медицинской помощи.

Новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных рисков. Одним из них является безработица.

Бедность также стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, соотношение между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находится на социально опасном уровне. Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Перед Правительством поставлена задача повышения размера базовой части трудовых пенсий до величины прожиточного минимума в 2008-2009г г. Успешное решение этой Задачи требует комплексного подхода и, прежде всего, реформы системы оплаты труда, выведения ее «из тени».

В условиях сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в краткосрочной социальной помощи.

В 90-х годах в России вновь появились беспризорные дети, количество которых точно неизвестно. По оценкам экспертов, в стране насчитывается около 2 миллионов бездомных детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Законодательство о социальном обеспечении быстро изменяется, чутко реагируя на новые виды социального неблагополучия, которые обусловлены объективными причинами и не зависят от воли физических лиц. Так, в целях социальной поддержки семей военнослужащих по призыву в 2007 г. введены новые виды пособий – единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего (ФЗ от 25.10.2007 г. № 233).

Система социального страхования

Социальное страхование определяется как защита экономически активных граждан от различных социальных рисков, основанная на принципах коллективной солидарности при возмещении ущерба. Ключевые социальные риски связаны со следующими факторами:

  • потерей способности трудиться;
  • потерей места работы и дохода;
  • старости;
  • болезни;
  • безработицы;
  • несчастных случаев;
  • материнства;
  • производственных травм;
  • профессиональных заболеваний;
  • смерти кормильца.

Финансирование системы социального страхования осуществляется из средств специальных внебюджетных фондов, которые формируются из государственных субсидий, а также взносов работников и работодателей. Социальное страхование существует в двух формах:

  • обязательное, осуществляющееся посредством государственной поддержки собственных фондов;
  • добровольное, осуществляющееся при отсутствии помощи со стороны государства.

Граждане могут поддерживаться, прежде всего, посредством финансовой помощи в виде денежных выплат (пенсии, пособия в связи с болезнью, старость, безработица, потеря кормильца и другие), а также для восстановления трудоспособности с помощью оказания финансовой поддержки для оплаты профессионального образования, услуг организаций здравоохранения и пр.

Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Определение 1

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Пример 1

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.

Определение 2

Обязательное социальное страхование  — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых  внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства. 

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  •  В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни. 

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для  того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Замечание 1

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования. 

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с  повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Определение 3

Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. 

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление  в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе  обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей.  Такое взаимное дополнение фондов  позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Так же в государстве существуют вид частного страхования  как разновидность добровольного личного страхования граждан.  Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц,  частных страховых  компаний пенсионных фондов. 

Принципы  частного страхования:

  • рыночная эквивалентность  индивидуальной оценки социального риска;
  •  зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица. 

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя  государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Кто подлежит соцзащите

Следующие категории граждан подлежат социальной политике государства:

  • пенсионеры;
  • ветераны и военные;
  • безработные;
  • ликвидаторы на ЧАЭС и пострадавшие;
  • инвалиды, дети-сироты;
  • многодетные, малоимущие семьи и граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане без места жительства;
  • инфицированные ВИЧ.

Отмеченные государственными наградами

В РФ существует ряд государственных наград, которые позволяют получить социальную помощь, зависящую от характера награды. Например, Герой России получает свыше 75 тысяч пенсии. Многие представители данной категории освобождены от оплаты ЖКХ, лекарств, медицинских услуг, санаторных путевок, а также получают право на улучшение жилищных условий.

Несовершеннолетние до 16 лет

До возраста детей 1,5–3 года каждая семья получает пособие на ребенка, но претендовать на другие выплаты можно вплоть до исполнения 16 лет.

Малоимущие семьи и граждане

Доплаты для этой категории граждан зависят от нехватки средств, уровня заработка. В целом они претендуют на следующие выплаты:

  • ежемесячные пособия;
  • постановка на очередь в получении жилья;
  • льготная ипотека;
  • субсидии при строительстве жилья;
  • налоговые льготы;
  • материнский капитал (в зависимости от региона).


Малоимущая семья

Часто вопрос малоимущих семей затрагивает тему жилья. Это осуществляется при помощи постановки данной семьи на учет, скорое улучшение жилищных условий.

Репрессированные по политическим мотивам, но реабилитированные

Жертвы репрессий также получают льготы и выплаты. К ним относятся предоставление государством жилплощади, денежного возмещения ограничения передвижения, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные путевки на отдых, устройство в дом престарелых, скидки на лекарства.

Госслужащие

У государственных служащих, помимо перечисленных мер, есть возможность досрочного выхода на пенсию, получение бесплатного лечения, а также бесплатных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Понятия социального обеспечения и защиты

Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.

Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Элементы и функции социальной защиты 470 руб.
  • Реферат Элементы и функции социальной защиты 280 руб.
  • Контрольная работа Элементы и функции социальной защиты 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Социальная защита граждан – это практическая деятельность по реализации главных направлений социальной политики. Она производится на базе нормативно-правовых и законодательных документов, материальных ресурсов и состоит из организаторской работы учреждений, органов и организаций.

Замечание 1

Благодаря мероприятиям социальной защиты населения осуществляется материальная помощь матерям, производится охрана окружающей природной среды, реализуются образовательные и медицинские услуги, осуществляется трудоустройство безработных слоев населения, поддерживаются малоимущие семьи материальными благами, минимизируются последствия экономической реформы. Органы местного управления и государство в целом помогают гражданам с приобретением жилого помещения и другого имущества (с помощью приватизации жилья, муниципальных и государственных предприятий, земель, семейных и других частных организаций).

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Социальное обеспечение является основным блоком социальной защиты граждан и имеет узконаправленные параметры действия. Обеспечение сложилось как система защиты населения от наступления тех жизненных обстоятельств, что могут повлечь за собой снижение или утрату дохода, а также малообеспеченность. Данные жизненные обстоятельства называются социально-экономическими рисками, и их можно классифицировать следующим образом:

  1. Обстоятельства биологического характера: беременность, рождение ребенка, заболевание или общие травмы, наступление инвалидности, достижение пенсионного возраста.
  2. Обстоятельства производственного характера: профессиональные заболевания, несчастный случай на производстве, военная травма, болезнь, полученная во время прохождения военной службы, инвалидность, выслуга лет.
  3. Обстоятельства экономического характера: инфляция, безработица, малообеспеченность.
  4. Обстоятельства демографического характера: многодетность, сиротство, неполная семья.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Меры социальной защиты

На основании Конституции государство дает гарантию на обеспечение определенного уровня жизни и удовлетворение потребностей каждого члена общества. Политика страны направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Для этого установлены следующие меры поддержки:

  1. Гарантированный минимальный размер оплаты труда.
  2. Развитая система социальных служб.
  3. Поддержка семей, детей, инвалидов и пожилых.
  4. Установление размера пенсий и пособий.
  5. Охрана труда и здоровья.

С помощью социального обеспечения населения государство осуществляет заботу о тех людях, которые не имеют возможности трудиться и зарабатывать самостоятельно. А комплекс разработанных мер поддержки позволяет обеспечить уязвимой категории граждан достойный уровень жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector