Социальное обеспечение и его виды

Виды социального обеспечения

Те граждане, которые потеряли работоспособность в связи с наступлением социально значимых обстоятельств, могут рассчитывать на государственную помощь. Она может быть представлена в следующих видах:

  • Денежная компенсация. Это могут быть как пособия, льготы, так и просто определенная денежная сумма;
  • Натуральная помощь. Она может быть выражена в виде предоставления различных медикаментов, которые необходимы для поддерживания жизни. Так же это могут быть различные технические приспособления, которые нужны инвалидам;
  • Услуги. Что касается услуг, то это — детские приюты, дома для престарелых, социальная помощь на дому. Другими словами, люди, которые работают на государство, будут оказывать помощь нуждающимся круглосуточно;
  • Денежная компенсация. Она может быть предоставлена после прохождения курса лечения. Государство возвращает определенную часть денег;
  • Другая поддержка граждан, которая может предоставляться в виде денежных выплат.

Как можно было заметить, государство способно полностью помогать пострадавшим людям. Помимо самих денежных выплат, человек может рассчитывать на некоторые льготы от государства. Что касается видов социального обеспечения, то стоит так же рассмотреть самих субъектов:

  1. Граждане РФ, которые не могу работать. Это могут быть пенсионеры, инвалиды, дети и подростки;
  2. Граждане РФ, которые имеют трудоспособность. К ним относят людей, которые не имеют постоянного места работы. Так же это касается тех людей, которые временно не имеют возможности работать.

Почему так называют

Под словом собес старшее поколение понимает органы соцзащиты. Место, где можно оформить различные льготы, пособия и субсидии на оплату коммунальных услуг. Раньше там назначались и пенсии. Тем не менее многие молодые граждане, услышав это слово, задаются вопросом: собес — что это такое и как правильно его расшифровать? Оно всего лишь обозначает социальное обеспечение. Просто в народе было принято сокращать названия, вот и стали называть собесом.

Даже сейчас многие люди старшего поколения, которые жили еще в советские времена, так называют соцзащиту. И это несмотря даже на то, что многие функции прежнего органа сюда больше не входят. Так проще и привычнее. А молодые, в свою очередь, знают, что ПФР занимается пенсиями, а соцзащита выплатами льгот и пособий. Медицинские учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения.

В далекие советские времена собесы работали в каждом районе города. Теперь же все намного проще. Чтобы получить субсидию или льготу, гражданин обращается в местный отдел соцзащиты. Кроме того, в больших городах существуют различные многофункциональные центры, где тоже можно все оформить.

Официально понятия собес нет, этим сокращением в советские времена называли все органы социального обеспечения, которые оказывали услуги и осуществляли выплаты гражданам. При этом под социальным обеспечением понимали форму социальной политики государства, с помощью которой поддерживаются различные фонды, организации, некоторые категории граждан, нуждающиеся в материальном обеспечении. Поддержкой со стороны государства пользовались: — дети, — пожилые люди, — люди с ограниченными возможностями, — люди, потерявшие работоспособность из-за тяжелых форм заболеваний, — люди с особым статусом (ветераны, участники войны , многодетные семьи , Герои СССР и социалистического труда и пр.) То есть те, для которых социальное обеспечение служит источником средств к существованию.

В систему органов социального обеспечения входили не только органы социальной защиты, но и медицинские учреждения, пансионаты, лечебно-профилактические учреждения, реабилитационные и коррекционные центры и пр.

История социального обеспечения

Система социального обеспечения в США зародилась 14 августа 1935 года, когда президент Франклин Д. Рузвельт подписал Закон о социальном обеспечении.Первые ежемесячные чеки выплаты пособий стали выплачиваться 1 января 1940 года, и первой, кто их получил, была Ида М. Фуллер, бывший секретарь по правовым вопросам в Вермонте.Ее чек был на 22,54 доллара.14

За прошедшие десятилетия система и ее правила претерпели изменения.Сегодня социальное обеспечение – одна из крупнейших государственных программ в мире, выплачивающая сотни миллиардов долларов ежегодно.В 2020 году Управление социального обеспечения сообщает, что около 178 миллионов человек платят налоги на социальное обеспечение, а около 64 миллионов получают ежемесячные пособия по социальному обеспечению.15

В связи со старением населения США некоторые наблюдатели выразили обеспокоенность по поводу жизнеспособности системы, в которой меньшее количество активных работников будет поддерживать большее количество пенсионеров.В своем отчете за 2020 год попечители OASDI прогнозируют, что резервы пенсионного фонда будут исчерпаны в 2035 году, когда самыемолодые бэби-бумеры начнут получать социальное обеспечение .Попечители прогноз пенсионный целевой фонд иссякнет в 2034 и вцелевой фонд поинвалидности в 2065 году15

Когда резервы для каждого фонда исчерпаны, налогов, поступающих от активных работников, будет достаточно для выплаты примерно 76% пособий пенсионерам и 92% пособий получателям инвалидности.15 Если этот прогноз верен, Конгрессу необходимо будет найти способы восполнить пробел , который может означать более высокие налоги на рабочих, более низкие выплаты, более высокие возрастные требования для пенсионеров или некоторую комбинацию этих элементов.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Модели социальной защиты

Немецкая модель

предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы.

Английская модель

предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо от принадлежности к какой-либо категории.

Корпоративная модель

предусматривает предоставление социальной помощи непосредственно от компаний в пользу работника

Смешанная модель

сочетает в себе различные соотношения признаков иных моделей

Формы

Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.

Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:

  • рождение ребенка;
  • пенсионный возраст;
  • потеря здоровья или кормильца;
  • отсутствие работы;
  • заболевание.

Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:

  • денежные выплаты;
  • натуральные блага;
  • услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.

Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.

Государственная помощь

В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:

  • доступного здравоохранения, образования;
  • пенсионного содержания;
  • соц. обслуживания с предоставлением услуг;
  • льготных программ по санаторно-курортному лечению;
  • разработки мер для сокращения социального неравенства;
  • материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.

Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:

  • назначение пособий, льгот, компенсаций;
  • предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
  • покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.

Важно! Социальное содержание состоит из выплаты пенсий и обслуживания граждан в стационарных заведениях.

Социальное страхование

Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.

Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.

Социальная помощь

Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.

Факты проверяют и назначают:

  • денежное пособие;
  • горячее питание;
  • бесплатное получение лекарств.

Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.

Дополнительное участие оказывают:

  • общественные организации;
  • благотворительные фонды;
  • добровольные взносы от разных по статусу лиц.

Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:

  • компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
  • стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.

Внимание! Какой бы ни была социальная помощь, она снижает уровень финансового краха, дает уверенность, что все изменится в лучшую сторону.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Система социальных гарантий

Социальные гарантии могут быть определены как оказание услуг и предоставление из имеющихся общественных ресурсов различных социальных благ населению, основываясь на принципе распределения по потребностям и не учитывая трудовой вклад граждан, а также не проводя проверку нуждаемости. Социальными гарантиями в Российской Федерации являются:

  • гарантия на бесплатную медицинскую помощь;
  • на общедоступное и бесплатное образование;
  • наличие минимального размера оплаты за труд;
  • наличие минимального размера стипендий и пенсий;
  • социальная пенсия (детям-инвалидам; инвалидам с детства; инвалидам без трудового стажа; детям, которые потеряли родителей; лицам, которые достигли 65 (для мужчин) и 60 (для женщин) лет без трудового стажа);
  • пособие по случаю рождения ребенка на время, необходимое для ухода за ним;
  • пособие на ритуальные услуги (погребение и иные) в связи со смертью члена семьи, или родственника.

С 2002 г. в России начался процесс увеличения единовременного пособия, которое связано с рождением ребёнка. И сегодня он периодически пересматривается. Кроме того, вырос размер ежемесячно выплачиваемого пособия на время декретного отпуска для ухода за ребёнком до полутора лет.

Социальные льготы являются разновидностью общественных социальных гарантий и предоставляются отдельным категориям населения. К таким группам относятся инвалиды, участники войн, ветераны труда и другие.

С 2005 года натуральные льготы выше обозначенным группам людей были заменены денежными компенсациями, а с 2005 года льготные категории граждан могут претендовать на пользование социального пакета, а также обладают правом ежемесячно получать денежные выплаты.

Размер социального пакета состоит из следующих льгот:

  • льгот на проезд в пригородном общественном транспорте;
  • бесплатное обеспечение медикаментами;
  • санаторное и курортное лечение;
  • проезд к местам лечения.

Законодательством предусмотрено, что льготные категории людей обладают правом выбора между получением соответствующих денежных выплат и социальным пакетом.

В законах зафиксированна ежемесячная финансовая помощь в зависимости от социальной категории:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалидам ВОВ;
  • ветераны вооружённых конфликтов и боевых действий.

Люди, которые работали во время Великой Отечественной Войны в структурах противовоздушной обороны, занимались строительством оборонительных коммуникаций и сооружений, аэродромов, военно-морских баз и иных объектов военного назначения, члены семей умерших инвалидов войны, или потерявших члена семьи, участники ВОВ и ветераны других вооружённых конфликтов получают гарантированное ежемесячно выплачиваемые денежные пособия.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Как оформить льготы

Все виды социальной помощи оформляются в соответствующих организациях. Например, выдачей пенсий занимается Пенсионный фонд России, выплаты по родам и беременности осуществляет Фонд социального страхования, Центр занятости помогает преодолеть безработным низкий уровень жизни, Лечебно-профилактические учреждения — получение доступа к диспансерам и др. В каждом населенном пункте работает общий центр, который направит вас в соответствующую организацию.

Необходимые документы

Документы предоставляются в зависимости от необходимой выплаты. К примеру, пенсионер должен предоставить трудовую книжку, где хранится информация о трудовом стаже.

Трудовая книга — важный документ для оформления социальной помощи

Помимо трудовой, предоставляется паспорт, медсправка, справка о зарплате, свидетельство о рождении несовершеннолетних, удостоверение иждивенцев. Для государственной пенсии нужен военный билет. Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС не нужна трудовая.

Чтобы получить пособие на ребенка, необходимо предоставить свидетельство о его рождении, а также все свидетельства других детей семьи, написать заявление на саму выплату, а также справку с работы одного из супругов, который еще не получал пособие.

Если предприятие прекратило свое существование во время декретного отпуска работника, необходимо предоставить копию приказа о предоставленном отпуске, трудовую (при наличии)

Пособие один раз в данном случае получает мама или папа, причем неважно, работаете ли член семьи или нет

Для работодателя в данном случае необходимо предоставить:

  • заявление;
  • справку из ЗАГСа;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка с работы от второго супруга.

Первая выплата по беременности осуществляется до родов, а вторая после них по истечении 140 дней.

Важными документами здесь являются больничный лист из медицинского учреждения, в котором мать проходила лечение после родов. Пособие по беременности и родам выплачиваются вместе, если женщина встала на учет до двенадцати недель беременности. Аналогичные документы должны получить в том числе работодатели.

Время ожидания пособия

Символ времени. Ожидание ответа

После подачи заявления необходимо отслеживать его продвижение на сайте той или иной государственной организации. Законодательство указывает, что рассмотрение и ответ на заявление должны быть осуществлены не позднее 20 рабочих дней. Следовательно, если речь идет о рабочей неделе, вашу заявку могут рассматривать на протяжении четырех недель.

Однако не факт, что выплата будет получена сразу. После получения одобрения, в последующие 3 дня формируются документы для осуществления выплат. При получении отказа заявитель на выплату будет проинформирован в тот же день. Несмотря на указанные средние сроки рассмотрения заявок, бывают случаи, при которых рассмотрение достигает 2 месяцев. Это случается из-за рассинхронизации деятельности ведомств разных направлений.

Как регулируется законом

Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ.  В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.

А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.

К примеру:

  • ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2020 года – об государственной социальной помощи;
  • ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
  • ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
  • №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.

Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:

  • оказывают социальную поддержку малоимущим;
  • назначают пособия;
  • предоставляют компенсации;
  • утверждают льготы.

Внимание! Список законов, указов и постановлений, которые регулируют соц. обеспечение льготной категории граждан, регулярно составляет и публикует Минтруд совместно с соцзащитой РФ.

Понятие социальной работы

Объект социальной работы – люди, которые нуждаются в посторонней помощи и поддержке:

  • пожилые;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • дети;
  • люди с тяжёлыми заболеваниями;
  • люди, находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • наркотически зависимые;
  • безработные;
  • подростки, оказавшиеся в дурных компаниях;
  • беженцы;
  • неполные семьи;
  • переселенцы;
  • отбывшие наказание в местах заключения под стражу;
  • осуждённые и др.

Субъектом социальной работы выступают люди и организации, ведущие социальную работу:

  • государство, которое осуществляет социальную политику посредством собственных органов социальной защиты;
  • общественные ассоциации и организации (Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Российская ассоциация социальных служб и другие);
  • организации благотворительного профиля;
  • общества милосердия (Красный Крест и другие).

Главными субъектами, осуществляющими социальную работу как на общественных или добровольных началах, так и профессионально, являются люди. Во всём мире насчитывается порядка полумиллиона профессионально подготовленных социальных работников, то есть тех людей, кто имеет образование и диплом подтверждающий необходимую квалификацию.

В Российской Федерации число таких людей составляет около нескольких десятков тысяч. Основная часть задач социальной работы выполняется непрофессиональными сотрудниками из чувства долга, убеждений, либо в силу сложившихся обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector