Социальная защита
Содержание:
- Необходимость социальной защищенности и ее сущность. Экономика и защищенность.
- Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение
- Безработные граждане и молодые специалисты
- Виды социальной защиты
- Формы
- Средства социальной защиты
- Различные формы
- Система социальной помощи
- Источники финансирования социальной защиты населения
- Элементы системы социальной защиты населения
- Пенсионеры и ветераны труда
- Основные современные критерии социального обеспечения
Необходимость социальной защищенности и ее сущность. Экономика и защищенность.
Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора — человека. Однако силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.
Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный вопрос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эффективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.
Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту» .
Социальная защищенность — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.
В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем,
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.
Перейти на страницу: 1
Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение
Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.
С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).
Льготы можно классифицировать по:
- субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
- содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
- источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.
Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.
В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.
Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).
Безработные граждане и молодые специалисты
Безработными признаются граждане, не имеющие работы и прошедшие процедуру регистрации в местных органах занятости. В качестве государственной помощи для безработных предусмотрено:
- Пособие.
- Материальная помощь, размер которой устанавливается в регионах.
- Выплата единовременной субсидии на открытие бизнеса.
К молодым специалистам обычно относят врачей и учителей. Эта категория имеет право на получение следующей помощи от государства:
- Подъемная выплата — единоразовая оплата при переезде на новое место.
- Компенсация части процентной ставки по ипотечному кредитованию.
- Помощь в получении жилья.
Молодые врачи могут претендовать на участие в программе «Земский доктор», подразумевающей получение выплаты в размере 1000000 рублей при переезде для работы в селе. Для фельдшеров размер выплаты установлен в размере 500000 рублей.
Виды социальной защиты
На современном этапе развития социальной защиты выделяют государственные и негосударственные формы поддержки населения.
К государственным относятся следующие:
- льготы;
- доступное здравоохранение;
- образование;
- пенсионное обеспечение;
- меры социальной поддержки;
- социальное обслуживание, социальные услуги.
Основными негосударственными формами социальной защиты выступают следующие:
- благотворительность;
- добровольное соц. страхование;
- частные системы здравоохранения.
Кроме того, можно выделить следующие виды социальной защиты:
- непосредственная, прямая защита – например, фиксация гарантированной минимальной оплаты труда;
- поддерживающая защита – например, пенсионное обеспечение;
- самозащита – например, на современном этапе государство предоставляет возможности трудоустройства в нескольких организациях без ограничения размеров доходов. Таким образом, в данном случае речь идет о самозащите, разрешенной законодательством;
- профилактическая защита – например, обеспечение благоприятных условий для эффективной реализации производственных процессов, имплементация комплекса мероприятий, направленных на профилактику профзаболеваний);
- компенсационная защита — например, обеспечение пособиями по безработице, инвалидности и пр.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 1
Социальная поддержка может также осуществляться в виде социальной помощи, социального страхования. Реализация данной формы поддержки осуществляется посредством государственных и негосударственных органов.
Под социальным страхованием понимается специфическая организационно-правовая форма соц. обеспечения.
Формы
Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:
- обеспечения;
- страхования;
- помощи.
А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.
Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:
- рождение ребенка;
- пенсионный возраст;
- потеря здоровья или кормильца;
- отсутствие работы;
- заболевание.
Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:
- денежные выплаты;
- натуральные блага;
- услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.
Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.
Государственная помощь
В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:
- доступного здравоохранения, образования;
- пенсионного содержания;
- соц. обслуживания с предоставлением услуг;
- льготных программ по санаторно-курортному лечению;
- разработки мер для сокращения социального неравенства;
- материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.
Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:
- назначение пособий, льгот, компенсаций;
- предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
- покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.
Важно! Социальное содержание состоит из выплаты пенсий и обслуживания граждан в стационарных заведениях.
Социальное страхование
Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.
Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.
Социальная помощь
Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.
Факты проверяют и назначают:
- денежное пособие;
- горячее питание;
- бесплатное получение лекарств.
Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.
Дополнительное участие оказывают:
- общественные организации;
- благотворительные фонды;
- добровольные взносы от разных по статусу лиц.
Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:
- компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
- стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.
Внимание! Какой бы ни была социальная помощь, она снижает уровень финансового краха, дает уверенность, что все изменится в лучшую сторону.
Средства социальной защиты
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Различные формы
Определение социального обеспечения подразумевает организованную форму помощи для утвержденного перечня граждан, которая оказывается при наступлении определенных законодательством юридических фактов с целью улучшения положения граждан. Сюда включаются: выплаты, услуги или другие законодательно утвержденные блага, предоставляемые гражданам при наступлении определенных ситуаций, в которых человек не способен своими силами обеспечить себя и свою семью средствами к существованию.
Основывается на отчислениях работодателей и распространяется только на ту часть населения, которая осуществляла выплату страховых взносов.
Под социальной помощью понимается финансовая поддержка отдельной категории граждан, у которой отсутствуют другие источники доходов. Выплаты носят адресный характер и предполагают тщательный контроль и проверку нуждаемости лица, желающего ее получить. Оказание помощи происходит независимо от уплаты взносов и имеет как денежную, так и натуральную формы.
Система социальной помощи
Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.
Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.
Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.
Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.
Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.
Таким образом, социальное обслуживание и социальная помощь (как отдельная часть социальной сферы) может быть определена как совокупность всех видов деятельности социальных организаций:
- по социальной помощи;
- по оказанию бытовых, социальных, правовых и педагогических услуг;
- по материальной поддержке;
- в помощи в реабилитации и социальной адаптации лиц, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.
Необходимо отметить, что развитие структуры учреждений и организация социального обслуживания в Российской Федерации имеет весьма высокий темп. Так, например, за первые годы 2000-х увеличилось на треть общее число организаций по социальному обслуживанию, учреждений для инвалидов и пожилых людей.
Заметно выросло количество центров по оказанию социальной поддержки семьям и детям, центров социальной реабилитации. Возникли новые виды социальных учреждений:
- женские кризисные центры;
- единственный мужской кризисный центр;
- кризисные отделения для девочек.
Социальной работой можно назвать деятельность, которая направлена на оказание поддержки, помощи и защиты, в первую очередь, социально неблагополучным категориям населения.
Источники финансирования социальной защиты населения
Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.
В руках государства социально незащищенная категория людей
Фонд социального страхования
Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:
- временная нетрудоспособность;
- беременность, роды;
- рождение детей;
- уход за ребенком;
- похороны;
- оздоровление при санитарно-курортном лечении.
Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.
Пенсионный фонд
Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.
В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы
Заполняют счета ПФР взносы страхователей:
- владельцы крупных и мелких компаний;
- индивидуальные предприниматели;
- самозанятые граждане;
- бюджет страны.
Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.
Государственный фонд занятости населения
Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.
Сотрудники службы занятости принимают граждан
Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:
- работодатели;
- работники;
- федеральный бюджет России.
За счет этих средств:
- выплачиваются пособия;
- оказывается материальная помощь;
- организуются общественные работы;
- осуществляется профессиональная подготовка людей.
Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.
Фонд обязательного медицинского страхования
Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.
ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.
Логотип Федерального фонда ОМС
ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.
Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.
Элементы системы социальной защиты населения
Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.
Элементы системы социальной защиты населения
Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.
Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.
1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.
2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.
3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.
4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.
Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.
Пенсионеры и ветераны труда
К категории ветеранов труда относятся люди, начавшие трудовую деятельность во время ВОВ и на момент получения статуса имеющие не менее 40 лет стажа (мужчины) и 35 лет (женщины). Помимо льгот, предназначенных для всех людей пожилого возраста, ветеранам труда полагается:
- Возможность бесплатного проезда в городском транспорте.
- 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг.
- Бесплатное протезирование у стоматолога.
- Ежемесячные денежные выплаты, размер которых установлен индивидуально для каждого региона.
Дополнительные льготы и размер доплат могут устанавливаться регионами индивидуально. Люди пожилого возраста при отсутствии достаточного трудового стажа для выплаты страховой пенсии могут претендовать на получение социальной пенсии.
Граждане, нуждающиеся в получении постоянной помощи, имеют право получать стационарное обслуживание в домах престарелых.
Основные современные критерии социального обеспечения
К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:
• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.
• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.
• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).
• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.