Импортозамещение на практике. часть 1. варианты
Содержание:
- Лёгкая промышленность
- Легкая промышленность
- Как повышается безопасность атомной отрасли
- Гринатом начал оказывать услуги по импортозамещению вне атомной отрасли
- Росатом меняет базовые сервисы в РЖД
- Разработка стратегии
- Финансовая составляющая
- Что вообще включало в себя импортозамещение
- IT
- Ключевой перечень импортозамещающей продукции
- Внутренняя цифровизация Росатома
- Информационные технологии
- Что было хорошего, а что – не очень?
- Импортозамещение в конце XIX — начале XX века
- Реальные темпы перехода на российское ПО
Лёгкая промышленность
Российское производство стало конкурентоспособным. Развивают своё производство и расширяют ассортимент производители текстиля (ткани и нетканых материалов, волокна): Чайковский текстиль, Донецкая Мануфактура М, Камышенский текстиль, Свердловский камвольный комбинат, Фабрика нетканых материалов «Весь Мир».
За счёт создания отечественных высокотехнологических тканей и утеплителей создаются современные российские марки одежды как для городского туризма, так и для экстремального и активного отдыха, производя горнолыжную, сноубордическую и велосипедную экипировку, одежду для военных: BASK, Arctic Explorer.
Легкая промышленность
На одном из последних заседаний обсуждалась ситуация в легкой промышленности. Глава правительства Дмитрий Медведев рассказал, что в легкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. «Дорожная карта» отрасли выполнена почти наполовину. По словам Медведева, в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, одежды, обуви. В магазинах стали появляться образцы современной экипировки для спортсменов, произведенной в РФ.
По итогам 2018 года, поставки текстильных изделий, обуви из РФ в страны СНГ выросли более чем на 10%. Экспорт в другие страны мира увеличился примерно на 5%. При этом, как отмечают специалисты, работы остается еще много, поскольку доля импортной одежды и обуви на рынке РФ составляет две трети.
Как повышается безопасность атомной отрасли
Другой крупный совместный проект Росатом реализует с Ростелекомом. Речь идет о создании системы централизованного управления учетными записями и правами пользователей к информационным ресурсам госкорпорации. Ожидается, что ее пользователями станут более 250 тыс. сотрудников Росатома, что делает проект одним из крупнейших в истории страны по этому показателю. Создание системы, за которую отвечают Гринатом и входящий в ИБ-кластер Ростелекома разработчик Ростелеком-Солар, позволит Росатому полностью диджитализировать и автоматизировать жизненный цикл учетных записей сотрудников.
Реализация проекта поможет снизить нагрузку на ИТ-администраторов, которые перестанут выполнять рутинные операции, связанные с учетными записями пользователей, и высвободят время для более творческих задач. В конечном счете, это повысит эффективность их работы. Дополнительным пунктом в совместном проекте стало учреждение центра компетенций по созданию и развитию системы на базе Гринатома.
«Совместный с Ростелекомом проект будет способствовать не только повышению уровня информационной безопасности атомной отрасли, но и ускорению, упрощению и автоматизации предоставления прав доступа. А значит, поможет оптимизировать наши ресурсы, высвобождая время пользователей
Важно также отметить, что мы создаем современный, технологичный отечественный продукт, внедрение которого повысит импортонезависимость атомной отрасли», — сказал Евгений Абакумов
Гринатом начал оказывать услуги по импортозамещению вне атомной отрасли
Логичное продолжение многочисленных инициатив Росатома в области импортозамещения и доказательство высокого спроса на них — открытие собственного обособленного подразделения для оказания услуг по импортозамещению вне атомной отрасли. В качестве точки его дислокации был выбран Челябинск. Ключевые стоящие перед новой структурой задачи сводятся к созданию, развитию, внедрению и поддержке российских цифровых решений, которые могут быть использованы для решения задач госкомпаний и органов государственной власти.
Конкретные проекты не заставили себя долго ждать. Челябинское подразделение Гринатома выполняет проекты в области импортозамещения «под ключ», начиная с обследования текущей ИТ-инфраструктуры и заканчивая поставкой оборудования. Другое направление деятельности подразделения связано с разработкой, внедрением и поддержкой системы миграции и управления ИТ-инфраструктурой на отечественных ОС. Наконец, третье направление, как отмечают в Гринатоме, ориентировано на собственную разработку и вывод на рынок новых цифровых продуктов, которые помогут в реализации нацпроектов.
«Нашим значительным преимуществом является сильный блок собственной разработки, что позволяет разрабатывать и внедрять кастомизированные ИТ-решения для организаций-заказчиков. Удаленный режим работы, как и сжатые сроки — это современные вызовы, с которыми мы успешно справляемся», — говорит Александр Кондаков, руководитель обособленного подразделения Гринатома в Челябинске.
«Главная ценность Гринатома — это профессиональная команда. У нас есть не только экспертные знания в части требований законодательства, но и практический опыт — наши специалисты не первый год работают в проектах по импортозамещению. Мы готовы предложить комплексное решение заказчику, которым пользуемся сами, потому что проходим путь импортозамещения параллельно. Нашим самым первым клиентом стали, фактически, мы сами, а для себя всегда хочется сделать качественный и многофункциональный продукт. ИТ-специалисты Гринатома принимают участие в проекте разработки и внедрения автоматизированного рабочего места сотрудника Росатома, куда относятся операционная система, офисный пакет и отраслевые сервисы», — заключил Александр Мартыненко.
Росатом меняет базовые сервисы в РЖД
Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия больших игроков внутреннего рынка на поле импортозаместительных технологий можно считать проект, который реализуют ИТ-интегратор Росатома — Гринатом, и РЖД. Речь идет о совместном развитии системы базовых сервисов (СБИТС) внутренней ИТ-инфраструктуры РЖД и приведении ее к унифицированному виду в рамках единой платформы. Основой этой системы станут отдельные решения Гринатома, построенные на программном обеспечении с открытым исходным кодом. В частности, это ПО для поддержки сетевых служб и для централизованного управления автоматизированными рабочими местами. Последнее — особенно актуально для «Российских железных дорог», в которых насчитывается более 240 тыс. пользователей АРМ.
Эти автоматизированные рабочие места уже переводятся на отечественную операционную систему и офисный пакет, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных Минкомсвязи. В ходе реализации проекта специалисты Гринатома заместили следующие сервисы: подсистему службы каталогов, подсистему управления базовыми сетевыми сервисами, подсистему управления конфигурациями персональных компьютеров, подсистему управления обновлениями и распространением программного обеспечения, подсистему обмена файлами. Сейчас СБИТС проходит стадию опытной эксплуатации на продуктивном полигоне. Первые пользователи перейдут на импортозамещенные АРМ до конца I квартала 2021 г. При этом, как говорят в самом Гринатоме, большинство из них практически не заметят каких-либо перемен в своей работе.
«Внедрение отечественных решений в ИТ-инфраструктуре РЖД — это важнейший шаг к технологической независимости и информационной безопасности. Только сотрудничество российских компаний и разработчиков в создании безопасных, надежных и качественных продуктов позволят нам своевременно решить государственную задачу по импортозамещению ПО», — подчеркивает ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин.
Разработка стратегии
Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.
Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.
04.08.2015 г. была создана ведомственная комиссия при Правительстве РФ, которая функционирует на основании ПП РФ от 04.08.2015 г. N785 и распоряжения Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 1492-р.
В последнем законодательном акте поименован список ответственных лиц:
- комиссия по ОПК;
- комиссия по иным отраслям российской экономики.
Финансовая составляющая
Достижение целей, установленных в новой «дорожной карте», не обойдется без масштабных финансовых вливаний. По информации издания, бюджет всех предусмотренных документом мероприятий находится на отметке 17,7 млрд руб., но лишь 8,7 млрд руб. из этой суммы выделит федеральный бюджет.
Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект
Еще 9 млрд руб. предоставят различные внебюджетные источники. Например, авторы «дорожной карты» «Ростех» и «Росатом» выделят 754 млн руб.
Деньги будут выделены под различные нужды, в том числе и на подготовку специалистов по внедрению и эксплуатации российского промышленного ПО. Часть средств, пишут «Ведомости», будет направлена на «создание полигона для тестирования новых решений, создание распределенной сети испытательных лабораторий верификации, валидации и апробации промышленного программного обеспечения».
Что вообще включало в себя импортозамещение
О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю. Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью. Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.
Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет. Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).
В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.
Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:
- снизить зависимость от импорта (что в будущем смягчит политические и валютные риски);
- за счет запуска новых производств и модернизации уже имеющихся обеспечить устойчивый рост разных секторов экономики.
Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.
На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:
- сельское хозяйство. В 2014 году оказалось, что Россия закупает за рубежом слишком много продовольствия – и часто в ущерб национальному производителю. Поэтому были введены контрсанкции, запретившие продукты из многих стран, в дополнение к этому государство поддержало отечественных сельхозпроизводителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, помогло и закрытие российского рынка от импорта;
- машиностроение. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупалось за границей. Здесь серьезных импортных ограничений не было, все свелось к активной поддержке производителей со стороны Минпромторга;
- информационные технологии. Создан реестр отечественного ПО, на него буквально в принудительном порядке переводят государственные учреждения, образование, медицину и другие сферы. К тому же развивается и производство «железа» – уже есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»), правда, производятся они пока еще за границей;
- государственные закупки. Закупки стали одним из важных пунктов импортозамещения – правительство может буквально в ручном режиме управлять ограничениями на закупку товаров государственными учреждениями. Например, со второй половины прошлого года российские больницы могут закупать только российские средства индивидуальной защиты (маски и все остальное).
Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:
С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.
Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.
IT
Отдельно хотелось бы остановиться на импортозамещении в IT. С одной стороны есть ряд проблем, которые немного тормозят масштабный переход на отечественное программное обеспечение. Среди них:
- Отсутствие полноценных российских аналогов
- Устоявшиеся привычки пользователей
- Отсутствие денежных средств на доработки
- Страхи перед сбоями в период адаптации к новым системам
- Отсутствие санкций за использование иностранных образцов
Но с другой стороны процесс запущен и его уже не остановить. Например, активно действует реестр отечественного ПО, из которого госкомпании при закупках должны выбирать себе продукты. Сегодня в реестре содержится уже более 4 тыс. наименований российского софта. Участники рынка явно не будут стеснены в выборе.
Напомним, что реестр был запущен в 2016 году. В реестр могут попасть продукты компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит гражданину РФ. При создании российского продукта допускается использование иностранных компонентов, но для попадания в реестр нужно, чтобы отчисления зарубежному партнеру не превышали 30% оборота.
В конце минувшего года глава Минфина Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны разработать план активного перехода на отечественный софт. До 2021 года доля российских IT-разработок должна в госкомпаниях превысить 50% в объеме используемого ПО.
Но не только госкомпании переходят на отечественный софт. Анализ проектов импортозамещения показывает, что на операционные системы Альт, офисное ПО «МойОфис», антивирус Касперского активно переходят образовательные учреждения, судебная система, министерства, ведомства и т.д.
Учитывая такие преимущества отечественных аналогов, как низкая стоимость по сравнению с зарубежными образцами, лучшее понимание потребностей пользователей, оперативная техподдержка есть вероятность, что процесс импортозамещения будет лишь ускоряться.
Ключевой перечень импортозамещающей продукции
С момента создания Правительственной комиссии по импортозамещению государство определило стратегический перечень продукции с наивысшим приоритетом импортозамещения в ключевых отраслях экономики, опубликовав соответствующий перечень на официальных площадках. Наиболее зависимыми от импортного сырья и комплектующих оказались такие отрасли, как сельское хозяйство, машиностроение и сфера информационных технологий, где доля импорта доходит до 90 % при производстве отдельных товаров. Список товаров к импортозамещению в подавляющем большинстве случаев носит рекомендательный характер с перспективой плавной замены импорта путём поступательной локализации производства на территории России. Исключение составляет отрасль сельского хозяйства, где были сразу приняты жёсткие заградительные меры. Однако программа Правительства обозначила перспективу развития импортозамещения до 2020 года, что предоставляет для бизнеса целый ряд освобождающихся ниш.
- Сельское хозяйство.
- Информационные технологии.
- Машиностроение.
- Запрещённые к импорту в госзакупках товары.
Внутренняя цифровизация Росатома
К слову, такой же проект реализуется и в самом Росатоме. В настоящее время закуплено почти 20 тыс. лицензий офисного ПО для работы с таблицами и презентациями для 87 предприятий атомной отрасли.
В Росатоме отмечают, что импортозамещение автоматизированных рабочих мест — один из флагманских проектов программы импортозамещения.
Эта инициатива проходит в связке с переходом на операционную систему Astra Linux, о котором было официально объявлено в начале ноября 2020 г. Всего Росатом приобрел более 48 тыс. лицензий для 78 дочерних компаний.
«Приобретение операционной системы относится к основным, самым базовым закупкам для реализации программы ИТ-импортозамещения атомной отрасли. Это важная веха на пути технологической независимости, пусть даже нам предстоит пройти многоступенчатый путь в плане технического переоснащения, обучения пользователей и просто привыкания к новой системе. Я уверен, что получаемая нами экспертиза по использованию отечественных программных продуктов будет в дальнейшем полезной также предприятиям за пределами атомной отрасли», — прокомментировал предстоящее внедрение Евгений Абакумов.
Еще одним направлением, попавшим под импортозамещение внутри Росатома, стал электронный документооборот. Решение получило название Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО), в ее создании Гринатому помогает, входящая в «Лигу цифровой экономики», компания «Философия.ИТ». В настоящий момент в Росатоме используются иностранные платформы управления контентом OpenText Documentum и СУБД Oracle. Уже сейчас ЕОСДО обрабатывает 35 млн документов, а работают в ней более 70 тыс. пользователей из 160 организаций. Решение будет сертифицировано во ФСТЭК и включено в Реестр отечественного ПО.
«Суть проекта — замена ядра и базы данных системы при переходе на новое решение. Для пользователей миграция пройдет совершенно незаметно, поскольку система сохранит существующий интерфейс. Эти интерфейсы разработаны раньше, стали привычными, поэтому их решено сохранить. В части расширения функциональности Гринатом планирует своими силами разработать облегченные интерфейсы для упрощения работы руководителей», — отметил Александр Мартыненко, первый заместитель генерального директора Гринатома.
Информационные технологии
Постановление правительства и последовавший за ним Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения» от 01.02.2015 № 96 предписывают запрет на допуск в целях осуществления закупок для муниципальных и государственных нужд программного обеспечения, не включённого в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В августе-сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба отозвала несколько аукционов, проведённых в нарушение указанного постановления, с наложением штрафов.
Разработчики программного обеспечения с начала года активно регистрируют свои программы в Едином реестре. Если в феврале 2016 года в нём числилось 72 программы, то на конец сентября зарегистрировано более 600 продуктов.
В конце 2018 г. была принята директива, подписанная вице-премьером Антоном Силуановым, что государственные компании должны запланировать переход на отечественное ПО до 2021 года; пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что хотя отечественный софт пока вряд ли может полностью заменить иностранный, но это важный вопрос с точки зрения киберсуверенитета.
- Мнения
По мнению В. Б. Бетелина, проблема импортозамещения в отечественной отрасли IT-технологий не может быть решена за счёт «отвёрточной сборки» вычислительной и коммуникационной техники из узлов зарубежных производителей (HP, Cisco, Intel, AMD) или узлов, изготовленных в России на основе ключевых компонент с высокой добавленной стоимостью (микропроцессоров) зарубежных компаний (Intel, IBM, ARM, AMD). Такая продукция ни технически, ни экономически не может быть адекватна аналогичной продукции компаний — лидеров глобального радиоэлектронного рынка. В то же время в Китае проблема импортозамещения вычислительной и коммуникационной техники не стоит на повестке дня: в этой стране в рамках прямой экономической и политической поддержки государством реального сектора экономики созданы высокотехнологичные компании (например, Huawei Technologies, чей оборот в 2012 году составил 46,5 млрд долларов при численности персонала 170 тыс. человек, и Lenovo с оборотом 42,7 млрд долларов в 2014 году и численностью персонала около 60 тыс. человек), успешно осваивающие глобальные рынки.
В России подобных IT-компаний — лидеров глобальных рынков — не возникло, и даже предпосылок их создания в обозримом будущем нет. В. Б. Бетелин полагает, что основным вкладом отечественной IT-отрасли в решение проблемы импортозамещения на текущем этапе должны стать стимулирование технологического развития стратегических отраслей экономики (аэрокосмическая индустрия, тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение, атомная промышленность, судостроение, оборонно-промышленный комплекс), продажа дорогостоящей высокотехнологичной продукции которых на мировом рынке способна обеспечить финансовые потоки, вполне достаточные для устойчивого социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей внутреннего национального высокотехнологичного рынка.
Что было хорошего, а что – не очень?
Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2012 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:
- российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта;
- дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары (те же известные белорусские креветки);
- потребители в целом оказались в минусе – из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.
Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.
Например, по результатам одного из исследований (за 2019 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.
В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы. Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос. Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.
В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.
Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:
Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?
Импортозамещение в конце XIX — начале XX века
В 1841 году выходит книга Фридриха Листа «Национальная система политической экономии», в которой автор критикует фритредерство, в том числе политику российского правительства в период с 1821 по 1840 года. Граф С. Ю. Витте повторил выводы Ф. Листа, что разорение русских фабрик и заводов стало логическим продолжением того, когда спрос на русский товар прекратился, а ряд стран затруднил ввоз некоторых сырьевых продуктов, а импорт в Россию иностранного товара наоборот, усилился.
Д. И. Менделеев также в своих работах неоднократно повторяет выводы Ф. Листа о том, что политика свободной торговли продуктивна в том случае, когда нет своего производства или когда своё производство окрепло и может успешно конкурировать с иностранным, а в противном случае защита отечественных молодых отраслей необходима даже в долгосрочном периоде. Защита необходима с тем, что отечественный производитель не имеет достаточного объёма инвестиций для расширения своего производства и сталкивается с демпингом иностранных производителей.
Д. И. Менделеев приводит примеры успешных проектов импортозамещения при условии введения протекционистских мер со стороны государства: добыча русской нефти, производство русского керосина, русских зеркал, русского металла, русского зерна.
Куликов В. продолжает этот ряд успешных проектов производством русского бекона за короткий срок в пять лет (1908—1912 годах).
Реальные темпы перехода на российское ПО
По статистике, собранной Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, на 2019 год отечественные программы занимают всего 10% от общего объёма используемых в государственных компаниях решений. Причин такого положения вещей несколько:
- Крупные компании за годы работы попали в серьёзную зависимость от ПО иностранных поставщиков, на него – в частности на системы ERP или HRM – завязаны почти все ключевые бизнес-процессы. Быстро найти российскую альтернативу для половины используемых программ и провести переход просто нереально;
- Пандемия COVID весной этого года сместила приоритеты: нужно было срочно налаживать перевод сотрудников на удалённую работу, здесь уже не до импортозамещения;
- Многие российские разработчики ПО просто не готовы к тому, что их системы будут внедрять в действительно большом масштабе: нет ни соответствующих мощностей для поддержки, ни ресурсов для работы на этапе развёртывания продуктов.
Всё перечисленное понятно всем, в том числе государству – и последнее чётко показывает, что, несмотря на все сложности, тренд сохраняется и усиливается. Только за эту осень:
- Правительство постановило, что в 2021-м в закупках госкомпаниями ПК не менее 50% должно приходиться на долю отечественного оборудования – а к 2023-му этот показатель увеличится до 70%.
И директиву Силуанова, несмотря на срыв запланированных сроков, никто не отменял. Переход на отечественное ПО идёт и, хотя системные администраторы госкомпаний не слишком-то радуются перспективе полностью перестраивать большую часть инфраструктуры, этот процесс не остановить. Остаётся лишь к нему готовиться, чётко понимая: российское ПО сейчас в приоритете.
В свою очередь, должны адаптироваться к новым реалиям и разработчики ПО. К примеру, система учета рабочего времени Kickidler сейчас находится в середине процесса получения всех необходимых сертификатов для внесения нашего продукта в одобренный реестр. Кроме того, мы активно тестируем на совместимость российские дистрибутивы ОС – Роза Линукс, Астра Линукс и другие – а также постоянно работаем над тем, чтобы по своим возможностям наше решение не уступало лучшим продуктам иностранных конкурентов.