Краткая инструкция о госзакупках по фз 44 для чайников

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Что такое магазин закупок малого объема?

Автоматизированная система «электронные магазины малых закупок» — это бесплатный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов.

Данная высокотехнологичная система доступна для внедрения вне зависимости от уровня заказчика, будь то региональный уровень, муниципальный или просто конкретная организация.

Зaкaзчики впрaве выбрaть неконкурентный способ определения исполнителя и провести закупку у единственного постaвщика по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Зaкупка будет считаться мaлой, если НМЦ контрaктa – до 600 тыс. руб. (а для закупок по п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до млн. руб.). Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к мaлым зaкупкaм относятся те, чья сумма не выходит за пределы 500 тыс. руб. (при условии, что годовaя прибыль зaкaзчика – более 5 млрд. руб.).

Aвтомaтизация таких мероприятий обеспечивается с помощью функционaлa специализировaнных плaтформ, которые являются частью механизма упрaвления госзaкупками.

Сервисы рaботают по принципу электронного мaгaзинa, где отобрaнные постaвщики публикуют прaйс-листы и получaют контрaкты по упрощенному aлгоритму.

В Москве существует электронный магазин ЕАИСТ – Единая автоматизированная система торгов, куда направляют свои заявки организации, подведомственные московским властям. Данная подсистема является частью «Портала поставщиков». Компании, желающие поставлять свои товары или оказывать услуги должны зарегистрироваться на портале.

Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?

На ЭТП «РТС-Тендер» размещен перечень магазинов по закупкам малого объема, функционирующие в различных округах нашей страны:

Сегодня по всей России запущены и успешно действуют более 50 магазинов ЗМО, работающих на базе мощностей РТС-Тендер. География присутствия включает в себя все федеральные округа РФ. По итогам 2018 г. количество организаций, работающих в сервисе, превысило 12 тысяч, это каждый 10-й заказчик России, использующий электронные формы закупок. Суммарный объем сэкономленных бюджетных средств превысил 600 млн. руб. (средняя экономия в процентном выражении превысила 7%). Преимущества работы в автоматизированной системе РТС-Тендер для заказчика:

  • регион или муниципалитет в лице уполномоченного органа получит возможность объединить малые закупки всех заказчиков в собственном электронном магазине;
  • выбор федерального органа, настройка дизайна страницы;
  • мощный инструментарий: расширенные аналитические отчеты в различных срезах;
  • комплексная поддержка и предоставление полной документации для внедрения магазина ЗМО;
  • обучение специалистов заказчика на базе платформы РТС-Тендер.

Сегодня роль и возможность проведения небольших заказов увеличилась. С 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ, включающие увеличение ценового порога малых закупок по прямым договорам.

В соответствии с действующим законодательством по данным процедурам у заказчиков нет обязанности проводить такие торги, следовательно, не развита статистика и механизмы контроля. В этой связи использование автоматизированного портала малых закупок становится еще более актуальным.

Профессиональный стандарт “ЭКСПЕРТ в сфере закупок”

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

Полный текст документа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. N 626н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ЭКСПЕРТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК”

Планы закупок и планы-графики закупок

План закупок – это документ, который регулирует все закупки, осуществляемые государственным или муниципальным заказчиком. На основании плана закупок происходит составление специального плана-графика. Кроме того, именно на основании плана закупок происходит распределение бюджетных средств, которые будут направлены на оплату по контракту для удовлетворения государственных нужд.

План закупок является первым документом, который размещается в Единой государственной системе

zakupki.gov.ru

в начале каждого финансового года для того, чтобы определить, какие именно закупки должны быть осуществлены, и какие контракты следует заключить для удовлетворения государственных нужд.

После публикации плана закупок составляется план-график, в котором отражается цикличность заключения тех или иных контрактов, количество необходимых торгов в тех или иных видах, а также распределение таких закупок в течение всего финансового года.

Всю информацию о плане закупок и плане-графике можно получить при обращении к ЕИС, где хранятся не только документы планирования на текущий финансовый год, но и на предыдущие годы в виде архивов.

Способы проведения госзакупок по 44-ФЗ

Госзакупки в рамках 44-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные (т.е. без проведения торгов). К неконкурентным относится закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. В свою очередь конкурентные закупки бывают открытыми и закрытыми.

К открытым конкурентным закупкам относятся:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

К закрытым конкурентным закупкам относятся:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

За рядом исключений все перечисленные выше закупки с 1 января 2019 года должны проводиться в электронном виде.

Исключение из правил: какие закупки могут проводиться в бумажном виде?

В бумажном виде сохранилась возможность проводить  закрытые конкурентные закупки (ст.84 44-ФЗ). Однако, в случаях установленных Правительством РФ, такие закупки могут проводиться и в электронном виде на специализированных электронных площадках. Что это за площадка, я расскажу ниже.

В бумажном виде также могут проводится запросы котировок в следующих случаях:

  1. Проведение запроса котировок для обеспечения деятельности Заказчика за пределами РФ (ст.75 44-ФЗ);
  2. Проведение запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст.76 44-ФЗ);
  3. Проведение предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80 44-ФЗ);
  4. Проведение запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст.82 44-ФЗ).

И наконец, закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя также в большинстве своем остались на бумаге. Хотя часть таких закупок, все же перевели в электронный вид. Федеральные органы исполнительной власти и их казенные учреждения обязали проводить малые закупки до 100 — 400 тысяч рублей у единственного поставщика на сайте ЕАТ “Березка”.

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Как выиграть тендер на госзакупках без денег?

Выиграть тендер на госзакупках без денег это, как сварить кашу из топора. Деньги для этого вам в любом случае понадобятся, но не такие большие, как вы думаете. Давайте разбираться.

Во-первых, для участия в электронных закупках по 44-ФЗ вам будет нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Стоимость такой подписи колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Это за вариант “все включено”.Во-вторых, для участия в закупке вам понадобится внести на свой спецсчет обеспечение заявки в размере от 0,5% до 1% от начальной (максимальной) цены контракта, если НМЦК не превышает 20 млн. рублей. Либо в размере от 0,5% до 5%, если НМЦК более 20 млн. Если вы планируете принимать участие в запросах котировок, то обеспечения заявок там нет. Обеспечение заявок также может отсутствовать и в закупках до 1 млн. рублей. 

В-третьих, в случае победы на электронной площадке, вам нужно будет заплатить оператору этой площадки комиссию с победителя, размер которой составляет 1% от НМЦК, но не более 5 000 рублей без учета НДС, если закупка проводилась на общих основаниях и не более 2 000 рублей, если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

В-четвертых, до заключения контракта вам нужно будет предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, размер которого устанавливается заказчиками от 0,5% до 30% от НМЦК, либо от цены победителя, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО. Обеспечение исполнения контракта, как и обеспечение заявки, это возвратные суммы, но они в любом случае будут вам нужны для того, чтобы принять участие в закупке. А если этих денег у вас нет, то можно предоставить обеспечения в виде банковских гарантий, но за выпуск таких гарантий вам нужно будет заплатить комиссию банку. Да, и имейте в виду, что новичкам получить БГ крайне проблематично.

В-пятых, большая часть закупок не предусматривает авансирования. Поэтому будьте готовы исполнить обязательства по контракту за свой счет, а уже потом ждите оплаты от заказчика.

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Сколько можно заработать?

Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.

С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.

Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.

Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.

Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.

Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.

Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.

Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.

Кто работает по 223-ФЗ

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):

  • государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании т д.)
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение)
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств
  • государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы
  • федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (перечень Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016)

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Кто может принять участие

Впрочем, все же существуют факторы, вынуждающие ограничивать число участников. Не следует забывать и о нюансах, что должны учитываться потенциальными поставщиками. К числу ограничений относятся:

  • действие национального режима
  • требуются лицензии и разрешения
  • необходим опыт и квалифицированные сотрудники
  • закупка проводится с использованием информации, являющейся государственной тайной
  • привлекаются исключительно представители малого предпринимательства или неприбыльные организации с социальной ориентацией

Если говорить о привлекаемых лицах, то всего выделяют 5 групп (см. таблицу 1).

Наименование

Описание

Физические лица

Доступна регистрация на любой ЭТП и разрешено участвовать в проводимых аукционах на равных правах с представителями иных групп. Как правило, интерес проявляется к простым операциям. Их особенность заключается в том факте, что для деятельности не нужно оформлять ИП или юрлицо. К таковым относятся аукционы с приобретения квартир, наем на время переводчиков, репетиторов и других людей, предоставляющих информационно-образовательные услуги.

Индивидуальные предприниматели

Особенных требований нет. Для ИП предусмотрена простота в оформлении документов, позволяющих пройти аккредитацию. Достаточно предоставить выписку из ЕГРИП, а также отсканировать все страницы из паспорта. Следует учитывать, что ИП отвечает за свои обязательства всем своим имуществом, даже если деятельность в статусе предпринимателя была прекращена. Также закрыт доступ к оборонным заказам.

Юридические лица

Наиболее распространенная категория участников. Тем, кто работает на УСН, следует быть внимательнее к условиям оплаты. Также могут выдвигаться разные требования к документации различных видов юрлиц. Следует быть осторожным, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Иногда крупные компании создают небольшие юрлица специально для принятия участия в проводимых закупках, на случай мелких ошибок. Это позволяет не попадать основным компаниям в РНП.

Бюджетные организации

Им не нужно платить обеспечение для контракта. Для структур УФСИН действует преимущество — они могут повышать цену на 15%, если победят. Заработанные деньги бюджетные организации могут тратить согласно закону 223-ФЗ при условии, что опубликовано «Положение о закупках».

Иностранные компании и физлица

Могут принимать участие в аукционах, за исключением, если действует ограничение в виде национального режима. Во время аккредитации на электронно-торговых площадках необходимо предоставлять перевод документов, заверенных предусмотренным законодательством образом. Не могут принимать участие в электронных закупках. Часто большие иностранные компании открывают юридические лица, у которых числятся российские учредители.

Видео о том, как подавать заявку:

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация — это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия — считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна — не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Шаг 5. Поиск закупок

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника.

Расширенный поиск в ЕИС

Когда процедуры отобраны, нужно познакомиться с общей информацией о каждой из них. Здесь поставщика должны интересовать преимущественно такие вопросы:

  1. На какой ЭТП она проводится. Нужно удостовериться, что аккредитация на этой площадке пройдена.
  2. Дата начала и окончания приема заявок. Следует убедиться, что хватит время на вдумчивое ознакомление с закупочной документацией и подготовку заявки.
  3. Какова сумма обеспечения заявки. Это сумма, которая блокируется на ЭТП при подаче заявки. Она служит залогом того, что поставщик имеет серьезные намерения участвовать в процедуре. Впоследствии при любом исходе (кроме уклонения победителя от подписания контракта) эта сумма будет возвращена.
  4. Какова сумма обеспечения исполнения контракта. Как и обеспечение заявки, это залог, но теперь уже на случай, что выигравший закупку поставщик добросовестно исполнит условия контракта.
  5. Какие ограничения или преференции есть в закупке в части состава исполнителей. Например, некоторые закупки по 44-ФЗ предназначаются специально для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а по 223-ФЗ — для субъектов среднего и малого предпринимательства. Существуют также иные преференции и ограничения.

После ознакомления с общей информацией о закупке следует перейти к изучению документации

Особое внимание уделяется техническому заданию (ТЗ), где описаны конкретные характеристики объекта закупки и предъявляемые к нему требования. Это поможет поставщику реально оценить свои возможности по исполнению контракта

Упомянутые выше ошибки и неточности в закупочной документации могут быть допущены специально. Иногда представитель заказчика сговаривается с поставщиком и предпринимает действия для увеличения его шанса на победу. При этом преследуются собственные корыстные интересы. Чаще всего конкурентное преимущество «своего» поставщика обеспечивается через запутывание условий закупочной документации в надежде на то, что другие участники не смогут или не захотят в ней разобраться. Таким образом искусственно ограничивается конкуренция, что является нарушением законодательства.

Находим отличия

Проведем сравнение «тендера» и «аукциона».

Госзакупки для начинающих – это изучение особенностей первого:

  • заказчик указывает ясные требования к поставщикам, основываясь на них, последние подают заявки. Это рыночный вид отбора;
  • организовывают его, если необходим товар сложной конфигурации (требованиями и т.п., к примеру, компьютерная техника). В большинстве случаев это или нестандартный вид продукции, который сложно оценить, либо необходимо выбрать исполнителя по нескольким критериям: цена, качество, условия поставки, надежность поставщика. В этом случае решение выносится сообща, исключая при этом человеческий фактор.

Аукцион – это торги, где участвуют лоты. В качестве последних  выступают недвижимость, металлы, предметы искусства, то есть товары, которым можно дать оценку.

Для участия в таком виде госзакупок (см. Как участвовать в госзакупках) необходимо зарегистрироваться и выдвинуть наименьшую цену.

Цена здесь – главнейший критерий при проведении аукциона. То есть тот, кто предложил наименьшую цену, становится победителем. И у заказчика нет права отказать.

Организатор, государство, в этом случае зависим от указанных цен участников аукциона. Для того, чтобы избежать махинации, он перекладывает риски на выигравшего путем указания условий о полной предоплате при реализации или оплате по факту в случае поставки продукции.

Выделим основные отличия рассмотренных способов проведения госзакупок:

  • цели. У аукциона – это наилучшая цена. Тендер подразумевает наличие оптимальных условий по контракту;
  • предмет. На аукционе продается товар, которому можно назначить цену. В тендере участник торгов – это продукция либо услуги, которые предоставит выигравший. Тендер хорошо защищен от махинаций с деньгами, потому что заявки отправляются в конвертах, проходят строгий контроль;
  • основной процесс. Для тендера необходима предварительная подготовка пакета документов, который идет на изучение заказчику. У заказчика есть право самостоятельного выбора более оптимального предложения, потому что он сам установил критерии отбора. В аукционе заказчик не имеет возможности влиять на исход торгов, так как автоматически победителем становится тот участник, который дал самую лучшую цену;
  • процесс проведения. Аукцион проходит очень быстро, но имеет предварительную регистрацию. Тендер может длиться месяц, после которого еще отводится время для изучения всех заявок и вынесения решения.

Планирование

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.

Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  • название, номер, требования к товарам и участникам,
  • способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • месяц и год объявления закупки,
  • информация о банковском сопровождении контракта,
  • применение критериев оценки закупки.

Основные положения 44-ФЗ и 223-ФЗ

При проведении госзакупок лица должны опираться на положения ФЗ № 44.

Если речь идет о государственных корпорациях, субъектах естественной монополии, хозяйственном обществе, в том числе и дочернем, с госучастием в размере больше 50 процентов, и некоторых иных фирмах, актуальны нормы ФЗ № 223.

Бывает и такой вид закупок, как коммерческие, что представлены тендерами, организованными иными предприятиями, что не попадают под действие указанных законодательных документов.

Варианты, по которым определяется поставщик, прописаны в ст. 24 ФЗ № 44. Способ может быть конкурентным и неконкурентным.

Во втором случае речь идет о закупках у одного поставщика/исполнителя. Классификация конкурентных такова:

Открытого плана Открытые конкурсы, конкурсы, что характеризуются ограничениями в участии, аукцион электронной формы, запросы котировки и предложений
Закрытого плана Закрытые конкурсы, двухэтапные конкурсы, закрытее конкурсы, что характеризуются наличие ограничений для участия, закрытые аукционы

Если госзакупки открытые, то сведения о них сообщаются заказчиками лицам без ограничений. Требования же к каждому участнику выставляются одни и те же.

При закрытом способе определения поставщиков приглашается ограниченное количество компаний, которые отбираются по определенным требованиям.

Закрытый способ применим, если:

Сведения о госзакупках Это государственная тайна
Заключается контракт на услуги страхования Перевозки, охраны государственного фонда, музейных объектов и коллекций и иных объектов исторического или культурного значения
Заключается соглашение на оказание услуг По уборке помещений или услуги водителя, чтобы обеспечить деятельность судьи и судебного пристава

Чаще всего госзакупки имеют форму электронного аукциона, открытого конкурса и закупки у одного поставщика.

Когда именно такой вариант возможен, указывается в законодательстве, так как есть коррупционный риск.

Правовое регулирование

Актуальные нормативные акты:

  1. Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 года вводит такое понятие, но утрачивает силу в 2014 году.
  2. Действующий нормативный документ – Федеральный закон № 44 от 5 апреля 2013 года, но часто можно встретить ссылки на ФЗ № 94.
  3. ФЗ № 63 (правила получения электронных подписей).
  4. ФЗ № 135.
  5. ГК России.
  6. Постановление властей от 28 ноября 2013 года № 1085 и иные нормативные документы.

Аукцион

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора

Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом

В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector