Промышленность россии
Содержание:
- Транспорт на любой вкус
- Классификация промышленности
- Производство одежды
- Добывающая промышленность
- Производство металлургической продукции
- Сборка солнечных коллекторов
- Заводы и предприятия
- Легкая промышленность
- Сначала зарубежный чип, потом наш
- Лёгкая промышленность
- Стройматериалы, которые востребованы везде
- Швейное производство
- Инновации в пищевой промышленности
- Во сколько может обойтись разработка
- Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России
- Важное машиностроение
- «Смартэкосистема» как разработчик мобильной техники
- Промышленные центры России
- Как себя чувствует автопроизводство в России
Транспорт на любой вкус
Российское автопроизводство – это не только АвтоВАЗ с его «Грантой» и «Вестой» и не только УАЗ с его «Буханкой». Уже более 90% новых автомобилей, которые продаются внутри России, внутри страны и произведены. Речь идет обо всех брендах и моделях – в России есть несколько мощных автозаводов, некоторые из которых были построены совсем недавно.
Только в Санкт-Петербурге есть 4 автомобильных завода (и еще 1 в области), они принадлежат Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors и Ford-Sollers. Всего же в России более 15 только крупных автомобильных заводов, на которых собирают практически все, на чем ездят россияне. Конечно, не все идет гладко – завод GM законсервирован, а Ford вообще официально ушел из России. Но, например, только в прошлом году в Тульской области был запущен завод китайского бренда Haval (Great Wall), в Калининграде собираются BMW, на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде – Volkswagen Jetta и Skoda Octavia, а в Москве – Renault Duster и Kaptur. Недалеко от Москвы построили завод Mercedes, где производят E-Class.
Haval F7 тульской сборки
Кстати, многие заводы давно освоили производство по полному циклу – это когда на заводе сваривают и красят кузова, или даже собирают двигатели.
Однако автомобилями дело не ограничивается, в России есть очень мощное железнодорожное производство. Например, в России производят магистральные и пассажирские локомотивы, электропоезда, вагоны, вспомогательные агрегаты.
Большая часть производства сосредоточена в нескольких компаниях:
- Трансмашхолдинг – производит магистральные грузовые электровозы (2ЭС5К, 2ЭС4К), пассажирские (двухсистемные ЭП20, работающие на переменном токе ЭП1М и на постоянном токе ЭП2К), магистральные тепловозы (2ТЭ25КМ) и пассажирские (ТЭП70БС), маневровые локомотивы (ТЭМ), электропоезда (ЭП2Д, ЭГ2ТВ – «Иволга»), рельсовые автобусы (РА-3), пассажирские вагоны всех классов, специальные вагоны и множество другой продукции;
- Синара – маневровые тепловозы (ТЭМ и ТГМ), грузовые электровозы постоянного и переменного тока (2ЭС10, 2ЭС7), электропоезда (ЭС2Г – «Ласточка»), разного рода путевую технику, автомотрисы, краны, другие специальные составы и дизельные двигатели;
- Уралвагонзавод – кроме собственно пассажирских и грузовых вагонов, производит отдельные элементы для них, а также широкий спектр военной техники.
То есть, железнодорожная техника в России практически вся российского производства (разве что кроме части составов «Сапсанов», которые были куплены у Siemens), и многое из этого идет на экспорт.
Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП20
С авиастроением ситуация чуть хуже, единственный полностью завершенный коммерческий проект – это SSJ-100, на который из-за аварии и ряда нештатных ситуаций есть нарекания (хотя заказы на эту модель еще есть). Но у Объединенной авиастроительной корпорации есть проект и на ближайшее будущее – это среднемагистральный МС-21, который пока выглядит достаточно перспективно.
Кроме того, российские авиастроительные предприятия выпускают военную и специальную воздушную технику, и многое другое.
Не менее масштабным является судостроение – в портфеле Объединенной судостроительной корпорации есть разные проекты. Это и буксиры, и танкеры, и ледоколы, и даже плавучая атомная электростанция. С переходом к политике импортозамещения российские судостроители начали получать больше государственных заказов (по сути, на заказах они, в основном, и держатся).
Классификация промышленности
Современная промышленность делится на:
- обрабатывающую – предприятия, перерабатывающие полуфабрикаты и сырье добывающей промышленности, продукцию лесного и сельского хозяйства. Комплексы обрабатывающей промышленности – это основа тяжелой индустрии;
- добывающую – отрасли связаны с обогащением/добычей сырья (нерудного, рудного), ловлей рыбы, морского зверя и прочих морских продуктов.
Товары также имеют экономическое назначение. В данном случае промышленность делится на такие большие группы:
- «А» — изготовление средств производства;
- «Б» — выпуск предметов потребления.
Деление производственного сектора на представленные категории не совпадает со структурой производственных отраслей, поскольку натуральная форма изготовленной продукции не способна определить ее экономическое назначение. Так как продукция большинства производственных предприятий предназначается для разных форм потребления (непроизводственного, производственного), то она относится к какой-то конкретной группе, что зависит от ее фактического применения.
Производство одежды
Наименование | 2018 год | В % к 2017 году |
---|---|---|
Костюмы и комплекты мужские из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук |
3572 | 86,9 |
Брюки мужские из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук | 5331 | 93,5 |
Пальто, полупальто женские из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук |
1074 | 111,3 |
Костюмы и комплекты женские из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук |
1174 | 122,2 |
Белье нательное трикотажное или вязаное, млн.штук | 38,8 | 101,3 |
Рубашки мужские из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук |
2843 | 91,9 |
Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные и прочая одежда трикотажные или вязаные, тыс.штук |
2530 | 119,0 |
Одежда для детей младшего возраста и аксессуары одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, тыс.штук |
5488 | 90,0 |
Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные, млн.пар | 192 | 88,5 |
Добывающая промышленность
Это совокупность производственных отраслей, сосредоточенных на добыче сырья и топлива в основном для нужд обрабатывающих отраслей экономики. Извлекаются они из земных недр, атмосферы, почвы, вод и лесов. Сюда входят:
- разработка полезных ископаемых в виде углеводородов, металлических руд, нерудных материалов, горнохимических минералов, поделочных и драгоценных камней;
- использование земного тепла (геотермия);
- извлечение минеральных подземных вод;
- заготовка древесины;
- охота;
- рыбный промысел;
- добыча морских животных и морепродуктов.
Ведущими отраслями российской экономики выступают добыча нефти и природного газа. Что показывает факт обеспечения 65% экспорта в виде поставляемых за рубеж сырой нефти, продуктов её переработки, дизельного топлива, природного газа (290 млрд. долл. из 452 млрд. долл. в 2018 году). Наиболее крупными запасами этих топливных и химических ресурсов располагают Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Республика Татарстан. Крупнейшими предприятиями отрасли являются «Газпром», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Башнефть», «Славяннефть».
Располагая значительными запасами угля (хотя большая часть его не пригодна к разработке в силу климатических особенностей местности), российская промышленность интенсивно наращивает его добычу, доведя её до исторического максимума – 200 млн. т за 2018 год. Наибольшими запасами этого вида топлива располагают Элегестское (Тыва) и Эльгинское (Якутия) месторождения. Крупнейшей отечественной организацией в области угледобычи на протяжении нескольких десятков лет является ОА «Сибирская угольная энергетическая компания».
Что касается залежей металлических руд, то богатейшими запасами черных и цветных металлов обладают Курская магнитная аномалия, Урал, Западная Сибирь и ряд других регионов РФ. Также Россия располагает четвертью мировых запасов древесины, ведёт активную добычу и переработку золота (310 т в 2019 году) и урана, занимается разработкой алмазосодержащих лампроитовых и кемберлитовых трубок. В последнем направлении особенно преуспевает Группа «АЛРОСА», осуществляющая 97% добычи алмазов России, что составляет четвёртую часть мирового рынка в стоимостном выражении.
Производство металлургической продукции
Наименование | 2018 год | В % к 2017 году |
---|---|---|
Чугун зеркальный и передельный в чушках, болванках или в прочих первичных формах, млн.тонн |
51,8 | 99,4 |
Сталь нелегированная в слитках или в прочих первичных формах и полуфабрикаты из нелегированной стали, млн.тонн |
59,5 | 102,6 |
Сталь нержавеющая в слитках или прочих первичных формах и полуфабрикаты из нержавеющей стали, тыс.тонн |
191 | 109,5 |
Сталь легированная прочая в слитках или в прочих первичных формах и полуфабрикаты из прочей легированной стали, млн.тонн |
14,5 | 96,8 |
Прокат готовый, млн.тонн | 61,6 | 101,9 |
Трубы стальные для нефте- и газопроводов бесшовные, тыс.тонн |
619 | 94,6 |
Трубы обсадные, насосно-компрессорные трубы и бурильные трубы, используемые для бурения нефтяных или газовых скважин, бесшовные стальные, тыс.тонн |
1875 | 106,9 |
Трубы круглого сечения прочие стальные, тыс.тонн | 2711 | 100,4 |
Проволока холоднотянутая из нелегированной стали, тыс.тонн |
1445 | 104,7 |
Проволока холоднотянутая из нержавеющей стали, тыс.тонн |
10,0 | 81,1 |
В заключение предлагаем вам посмотреть оборот организаций промышленности. Из таблицы наглядно видно, что существенные средства вращаются в таких видах деятельности, как производство нефтепродуктов, добыча сырой нефти, металлургическое производство, производство пищевых продуктов.
Сборка солнечных коллекторов
Солнечный коллектор — это плоская трубчатая конструкция площадью до 1,5–2 м². Трубки покрашены в чёрный цвет, поэтому циркулирующая в них жидкость нагревается под воздействием солнечного света до 60–70°С. Такие установки применяются:
- Для подогрева воды в душевых кабинах и бассейнах;
- Для обогрева теплиц, парников, животноводческих ферм;
- Для отопления производственных помещений;
- Для обогрева малоэтажных жилых домов.
Выбирая, какое выгодное производство можно открыть с минимальными вложениями, следует учесть, что оборудование для сборки солнечных коллекторов стоит всего 250–300 тысяч рублей. Это разнообразный электроинструмент — болгарка, торцовочная пила, шлифовальная машинка, краскопульт, компрессор. Также для работы нужны расходные материалы — поликарбонат, трубки, фитинги, специальная краска.
Обустроить цех можно в гараже или в любом другом помещении площадью от 50 м². Если собирать здесь и продавать за 30 тысяч рублей хотя бы три солнечных коллектора в неделю, то можно заработать за месяц до 150 тысяч рублей.
Заводы и предприятия
Число предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2018 года, в соответствии с официальными источниками Росстат, представлено следующими цифрами:
- Добыча – 17.161.
- Разные типы обрабатывающих заводов и предприятий – 309.846.
- Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 22.520.
В это число входят производственные и промышленные предприятия, холдинги, кооперативы. Они находятся как в частной, так и государственной собственности и занимаются массовым промышленным производством следующих продуктов и товаров:
- Молоко.
- Продукты из мяса.
- Зерна.
- .
- Рыболовство и рыбоводство.
- Химическое производство.
- Товары для рынка в строительной сфере.
- Первичный алюминий.
- Другие металлопрокаты и металлические изделия.
Полный реестр промышленных предприятий можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, а также на сайте Росстата. Здесь представлена статистика, структура, средства в обороте и балансе рынка. Составленный реестр предприятий помогает осуществлять контроль за:
- Индексом объема выпускаемых продуктов.
- Налогами.
- Объемами выпущенного и отгруженного.
- Внедряемыми инновациями.
Легкая промышленность
Легкая промышленность – это совокупность отраслей, которые производят предметы массового потребления, например, одежду, обувь и т.д.
Сегодня отрасль находится в противоречивой ситуации. С одной стороны санкции и ослабление рубля постепенно возрождают легкую промышленность, которая в постсоветский период находилась в крайне сложном положении, но с другой – россияне, по-прежнему, активно закупают одежду и обувь иностранного производства.
Например, по данным ФТС, в 2018 году в страну ввезли одежду и обувь на 8,7 млрд долларов. Для сравнения, импорт лекарств составил 8 млрд долларов, а легковых автомобилей – 7,2 млрд долларов.
Сначала зарубежный чип, потом наш
На данный момент устройство реализовано на чипе тайваньской компании
MediaTek — Helio P70. Как рассказал CNews и. о. гендиректора института Александр Лысенко, разработка телефона была завершена в конце
2020 г., а в 2021 г. эта модификация выходит небольшими партиями по несколько
тысяч штук — под конкретные потребности заказчиков. Иванов уточняет, что в
Россию из-за рубежа уже поступила партия в три тыс. устройств, еще восемь тыс.
ожидается до конца 2021 г. В перспективе непосредственный выпуск трастфона
может начаться в России.
Таким образом, в ожидании появления «Скифа» «Масштаб» и «Смартэкосистема» заранее
подобрали для своего телефона доступный на рынке чип, наиболее сходный по своим
параметрам с еще не доступным на тот момент российским процессором (на уровне
документации возможности «Скифа» были известны заранее). Именно такой выбор и
должен был позволить разработчикам впоследствии начать использовать
отечественный процессор с наименьшей временной задержкой сразу после того, как
он появится на рынке.
Напомним, инженерные образцы «Скифа» НПЦ
«Элвис» получил еще в 2019 г. Однако первая серия чипов оказалась в
распоряжении компании лишь в июле 2021 г. — с задержкой примерно на семь
месяцев в связи с общемировым кризисом контрактного производства электронных
компонентов из-за перегрузки производственных мощностей на фоне выхода отрасли
из ограничений пандемии Covid-19.
В
разговоре с CNews Александр Лысенко сообщил, что на основе изучения полученного
образца институт сможет сформировать для «Элвиса» заказ «Скифов» под первую
партию смартфонов на них примерно к весне 2022 г. Полная адаптация уже
существующего смартфона на Helio P70 под «Скиф» на тот момент еще завершена не
будет и продолжится. Точные же сроки появления телефонов на чипах «Элвиса»
Лысенко пока назвать не готов. Они будут во многом зависеть от того, как быстро
НПЦ сможет получить заказанные им процессоры от контрактной зарубежной фабрики.
Лёгкая промышленность
Данная отрасль занимается производством товаров народного потребления, на её долю приходится более 40% непродовольственных товаров этой группы. Лёгкая промышленность создаёт полный цикл изделий от добычи первичного сырья до сбыта готового продукта.
Факторы размещения производств:
- сырьевой;
- населенческий;
- трудовые ресурсы.
Комплекс включает следующие подотрасли:
- швейную – производит одежду, швейные изделия бытового и технического применения из всех видов тканей, меха и кожи;
- кожевенную – производит механическую, физико-химическую выделку кожи животных и морских млекопитающих;
- меховую – занимается переработкой пушно-мехового и овчинного сырья, изготавливает шубные и меховые изделия;
- обувную – относится к традиционным ремеслам, производит различного вида обувь;
- галантерейную – производство товаров широкого спектра массового потребления небольшого размера (украшения для человека, интерьера, одежды, домашнего обихода);
- текстильную:
- хлопчатобумажная – связывает прядильное, крутильнонитковое, ткацкое, красильно-отделочное производства;
- шерстяная – занимается первичное переработкой шерсти, производит ткани и валяльно-войлочные изделия;
- шёлковая – основным поставщиком шёлка являются страны Азии, здесь находится 90% тутового шёлка и все его остальные виды;
- льняная – традиционно русское производство, включает в себя изготовление из льна-долгунца и заготовок льноволокон тарных, технических и бытовых изделий;
- пенько-джутовая – занимается изготовлением текстильных и канатных материалов, в качестве сырья используется джута (натуральное текстильное волокно, получаемое из растений семейства Мальвовые) и пеньки (грубое лубяное волокно, которое изготавливают из стеблей конопли);
- трикотажная – занимается изготовлением верхнего, бельевого, чулочно-носочного трикотажа, медицинских, перчатных изделий и технического полотна;
- валяльно-войлочная – изделия получают посредствам переплетения нитей в виде войлоков, которые получаются сцеплением и переплетением свободных волокон шерсти, производство делят на ручное и механическое;
- сетевязальная – производит орудия лова, нитку, шнурки, широкий спектр сетематериалов.
Стройматериалы, которые востребованы везде
Постепенно проходят те времена, когда «евроремонт» было принято делать европейскими же стройматериалами. Сейчас практически все, что нужно в строительстве и ремонте, производится в России. Импортируется в основном то, что просто невозможно сделать в России – например, итальянский мрамор.
Значительная часть производства стройматериалов идет на экспорт, здесь Россия впереди многих стран мира. Например, их России экспортируют асбест – хоть его на Западе считают канцерогеном, продажи остаются рекордно высокими. Вот что еще экспортируют из России:
- битумная кровля;
- облицовочная плитка и отделочная керамика;
- сборные строительные конструкции;
- безопасное стекло и зеркала;
- полимерные покрытия и линолеум;
- строительные смеси и гипс;
- керамическая сантехника;
- известь;
- строительный кирпич и цементно-стружечные плиты;
- лаки, краски, обои и многое другое.
Некоторые компании благодаря развитию технологий смогли захватить практически весь свободный рынок. Например, «Техниниколь» поставляет свою продукцию в 95 стран мира – это каменная вата, гибкая черепица, гидроизоляционные материалы, полимерные мембраны, мастики, монтажная пена и еще много разных наименований продукции. Есть и другие известные за пределами России имена – например, производители керамики «Керама Марацци», «Италон», «Этима», «Фрилайт», и т.д. Из России активно экспортируют даже строительное стекло – уже в 2017 году его экспорт многократно превысил импорт.
Ассортимент продукции Технониколь
Производители и исследователи уже смотрят в будущее и разрабатывают несколько новых видов стройматериалов, которые в перспективе могут создать и завоевать рынок. Например, в ДФВУ изобрели пропускающий электричество бетон. Его сфера применения – создание бетонных поверхностей, которые одновременно будут служить обогревателями.
Швейное производство
Общий ассортимент швейной продукции включает сотни разновидностей товаров — от полотенец до норковых шуб. Что пользуется спросом у населения в 2021 году:
- Одежда для младенцев и дошкольников;
- Одежда для старшеклассников;
- Мужская и женская одежда;
- Деловые костюмы для мужчин и женщин;
- Парадные костюмы, свадебные платья;
- Куртки, пальто, жакеты;
- Спортивные костюмы;
- Униформа и спецодежда.
Для создания востребованного производства малого бизнеса необходимо подобрать светлое, чистое и тёплое помещение площадью до 300 м². Чтобы шить здесь разнообразные изделия из тканей, предпринимателю следует приобрести:
- Прямострочные и подшивочные машины;
- Оверлоки;
- Петельные и пуговичные автоматы;
- Столы раскройные;
- Гладильные установки.
Общие вложения в бизнес составят 1,1 млн рублей. Если шить относительно простые вещи (брюки, рубашки, блузы), то объём производства для десяти швей достигнет 4500–5000 изделий в месяц. Продукцию можно продать оптом с наценкой 50% и заработать на этом не менее 300 тысяч рублей.
Инновации в пищевой промышленности
С каждым годом растут показатели внедрения новейших технологий в производство продуктов питания. Такая динамика обусловлена сложившейся мировой экономической ситуацией, а также потребностью населения страны в товарах отечественного производства.
Основным направлением внедрения инновационных технологий в пищевой промышленности является автоматизация производственного цикла. Еще в начале 21 века в пищевой промышленности активно внедрялись роботы, позволяющие поднимать крупногабаритные грузы с большим весом и заменять оборудование для пищевой промышленности.
Автоматические конвейеры позволяют облегчить труд работников, повышают качество и скорость совершения определенной операции.
Среди новинок пищевой промышленности выделяются ароматизаторы, консерванты, подсластители и заменители. Такие компоненты позволяют существенно удешевить продукцию, увеличить срок хранения изделий. Важным направлением развития также является применение усовершенствованной упаковки.
Актуальные новости пищевой промышленности:
Среди последних новостей пищевой промышленности можно выделить следующие:
- Рыбоперерабатывающие компании планируют отказаться от посредников, осуществляя закупку сырья непосредственно у добытчиков;
- Падение закупочной цены цельной курицы составило 13%;
- Среди населения зафиксирован рост употребления полуфабрикатов;
- Возрос спрос на жирозаменители на основе растительного сырья и др.
Пищевая промышленность – основополагающая сфера производства для удовлетворения потребностей населения. Главный критерий стабильности — внедрение инноваций в сферу деятельности, что позволит оптимизировать производственный цикл, создать товары достойного качества без вреда для граждан и экологии.
Во сколько может обойтись разработка
В
открытых источниках можно найти следы формальной закупки НИИ «Масштаб» от 31
января 2020 г. на выполнение составной части опытно-конструкторских работ (ОКР)
по созданию «мобильной аппаратно-программной платформы смартфона на базе
отечественной схемотехники» (шифр «Трастфон-СЭС-Т1»). Формальность процедуры
обусловлена ее способом: закупка у единственного возможного поставщика. Им и
стала «Смартэкосистема».
На
официальном сайте госзакупок следы процедуры не обнаруживаются. На различного
рода коммерческих ресурсах, касающихся закупок, документация по ней либо уже
переправлена в архив, либо представлена пустыми файлами.
Все
указывает на то, что в тот момент «Масштаб» уже пользовался правом
стратегически важных для России предприятий не выкладывать подробности о своих
закупках в публичный доступ, чтобы не навлечь на себя известные западные санкции.
В базе «Контур.фокуса» последние публичные закупочные процедуры этого НИИ
датированы 2019 г.
Так или
иначе, цена составной части ОКР на создание трастфона была выставлена в закупке
на уровне 45 млн руб. То есть логично предположить, что общий бюджет разработки
доверенного телефона на «Скифе» составит несколько большую сумму.
Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России
Прибыльность и развитость производителей продовольственных товаров определяется двумя основными факторами: близостью к сырью и спросом среди населения.
Расположение перерабатывающего комплекса в непосредственной близости с сырьевым производителем позволяет сэкономить на транспортных расходах, издержках по хранению. Сырье регулярно поступает в переработку, процесс производства имеет непрерывный цикл, что является основополагающим в стабильности. Ориентация на потребительский спрос необходима организациям, выпускающим изделия с коротким сроком хранения.
На характер размещения отраслевых предприятий пищевой промышленности влияют также следующие факторы:
- Сезонный характер поставки сырья;
- Невозможность сырьевой транспортабельности;
- Экономическая необоснованности логистических мероприятий;
- Характер потребительского спроса;
- Массовая востребованность продуктов питания;
- Существенная доля транспортных расходов в себестоимости продукции и др.
Важное машиностроение
Если автомобилями и поездами пользуются почти все, а об авиастроении и судостроении часто рассказывают по телевизору, то большая часть достижений российского машиностроения остается неизвестной обывателю. Возможно, зря – в этом тоже есть свои достижения.
Например, предприятие «Атоммаш» из Волгодонска – один из немногих в мире производителей оборудования для ядерных реакторов. Там производится корпус реактора, парогенераторы и другие агрегаты, причем в течение года возможно производство 8 комплектов оборудования. Реакторы ВВЭР-1200 и ВВЭР-ТОИ отправляются на экспорт в Белоруссию, Турцию и Индию.
Атомной энергетикой дело не заканчивается, в России есть несколько производителей энергетического оборудования:
- «Силовые машины» – производит совместно с Siemens энергоблоки для ТЭС и ГЭС, которые идут не только на российские энергетические объекты, но и за границу. В состав холдинга входит множество предприятий – это и «Электросила», и Ленинградский металлический завод, и Завод турбинных лопаток, и многое другое;
- Уральский турбинный завод – производит паровые и газовые турбины. Например, одна из разработок – самая мощная в мире теплофикационная турбина Т-295/335-23,5, мощности которой достаточно для обогрева 100 тысяч квартир;
- Ростех – госкорпорация, которая объединяет едва ли не все технологическое производство в России (700 организаций).
В России производятся двигатели разного назначения – авиационные, танковые, ракетные и другие, большая часть компаний входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Один из ключевых проектов – авиационный турбовентиляторный двигатель ПД-14, который может занять хорошее место на рынке. В серийное производство ПД-14 запустили только в марте 2020 года.
Двигатель ПД-14
Хорошие позиции можно найти и в других сферах машиностроения в России – например, Уральский завод тяжелого машиностроения производит шагающие экскаваторы, а Уральский приборостроительный завод – аппараты ИВЛ (что очень и очень востребовано в 2020-м).
Наконец, неплохие темпы производства взял завод «Ростсельмаш», который производит практически всю технику, которая нужна в сельскохозяйственном производстве (и параллельно скупает заводы по всему миру).
«Смартэкосистема» как разработчик мобильной техники
По данным ЕГРЮЛ, ООО «Смартэкосистема» было зарегистрировано
16 апреля 2019 в Москве. Сейчас местом регистрации являются Сочи. По словам Владислава
Иванова, компания является резидентом сочинского инновационного научно-технологического центра «Сириус». Кроме этого «Смартэкосистема» входит в ассоциацию «Доверенная платформа»,
которая объединяет участников рынка российских технологий доверия и
безопасности.
Как создать цифровую витрину для налогового мониторинга
ИТ в госсекторе
В ООО 51% долей принадлежит «Масштабу», 39% — ООО «Защитник»
(единственный учредитель — Валерий
Юрьевич Яковлев, гендиректор — Александр
Юрьевич Яковев), 10% — Инне Пушкиной.
По итогам 2020 г. выручка компании составила 214,7 млн
руб. при росте этого показателя на 146% по сравнению с предыдущим годом. Чистая
прибыль оказалась на уровне 4 млн руб. Каких бы то ни было
госконтрактов, включая и подряд «Масштаба» в базе «Контур-фокуса» нет.
Как рассказал Иванов CNews, «Смартэкосистема» была
специально создана для разработки мобильных устройств. В частности, вслед за
смартфоном вскоре должен появиться и планшет. Его создание уже идет. Первоначально
он также будет реализован на зарубежном чипе, но затем будет адаптирован под «Скиф».
Производить устройство компания намерена в России.
Промышленные центры России
- Лидером по промышленному производству является Москва. Предприятия машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности, переработки нефти и газа, НИОКР.
- Санкт-Петербург — предприятия пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР.
- Сургут — добыча и переработка нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР.
- Нижневартовск, Омск и Пермь, Уфа — добыча и переработка нефти и газа. В Омске, Уфе, Перми также находятся предприятия машиностроения и пищевой промышленности.
- Норильск — цветная металлургия.
- Челябинск — черная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность.
- Новокузнецк — черная и цветная металлургия, угольная промышленность.
- Краснодарский край — аграрное производство.
Как себя чувствует автопроизводство в России
Вопреки мнениям некоторых скептиков, автопроизводство в России существует: отрасль дает более 90% всех продаваемых в стране автомобилей, и уже очень давно не ограничивается продукцией АвтоВАЗа и УАЗа. Государство уже долго ведет политику импортозамещения, и она дает некоторые результаты – производителям становится выгодно открывать заводы в России, чем импортировать готовые автомобили.
Что касается статистики, то за последние 10 лет она выглядит примерно так:
Как видно, основной пик производства приходится на последний докризисный 2013 год – тем не менее, до 2018-го автопроизводство росло. Наибольший объем, как видно, дает производство легковых автомобилей, которые уже давно стали основой автопроизводства в России – тогда как автобусов производили совсем немного. Одно из объяснений – часть автобусов (с числом мест до 9) попала в категорию легковых автомобилей.
Кроме того, в России сокращается выпуск троллейбусов – если в 2010 году их выпустили 406, то в 2019-м – всего 74. Одна из причин – переход на производство электробусов (хотя выпускаемые троллейбусы оснащаются функцией автономного хода).
Но все же график показывает – кризис на российском авторынке начался даже раньше, чем наступил коронавирус (который обрушил и так падающее производство). 2019-й стал важным годом для автопроизводителей – Минпромторг подписал несколько новых специнвестконтрактов, по которым компании обязуются локализовать производство в России до определенного уровня, а государство компенсирует им утилизационный сбор и помогает с льготами.
Это не помогло некоторым игрокам – компания Ford предпочла остановить производство на заводе во Всеволжске и вообще оставить в России только сегмент легких грузовых авто. Годом ранее закрылись «Дервейс» и «Ставрополь-Авто», которые специализировались преимущественно на китайских брендах.
Лидерами по продажам в легковом сегменте в 2019 году стали такие модели, как:
- Lada Granta – 135,8 тысяч единиц;
- Lada Vesta – 111,5 тысяч единиц;
- KIA Rio – 92,5 тысяч единиц;
- Hyundai Creta – 71,5 тысяч единиц;
- Hyundai Solaris – 58,7 тысяч единиц.
Тем не менее, кризис был заметен уже в прошлом году – так объем продаж падал, а примерно 5% от всех проданных легковых автомобилей приобретал бизнес (это и Lada Largus, и «Соболь», и Volkswagen Multivan), помогло этому и развитие каршеринга в Москве и регионах.
Развития рынка альтернативного транспорта пока незаметно – электромобилей в России около 6300 единиц (0,014% от общего числа), а природный газ в разных формах используют порядка 2% от всех автомобилей (и почти половина из них – это торговые и газовые компании).
В 2020-м ситуация для автопроизводителей стала намного хуже – началось все с проблем с поставками комплектующих из Китая и затем стран Европы, а сейчас основное негативное влияние на рынок оказывает падение доходов населения из-за вынужденного простоя экономики весной.