Что такое государственный долг страны4.9 (7)

Внешний долг России

После распада СССР Россия объявила себя наследницей советских долгов, т.е. приняла на себя все долги Советского союза. Первые годы были сложными для всех его бывших республик, сопровождались гиперинфляцией, сильной девальвацией национальной валюты, закрывались предприятия, рос уровень безработицы.

На протяжении всех 90-х российское правительство только от МВФ получило 8 кредитов на общую сумму $22 млрд.

К концу 90-х внешний долг РФ достиг $188 млрд. – высшей точки того периода, однако $98 млрд. из них – долги СССР.

Начало 00-х – рост российской экономики. Инфляция уменьшается, валюта крепнет, бурно растет ВВП. Страна вступила в период погашения долгов:

  • к началу 2005 года полностью погашен кредит МВФ;
  • летом 2006 года досрочно выплачены долги перед «Парижским клубом» на $22,5 млрд., госдолг уменьшился до $53 млрд., или до 9% ВВП.

Госдолг сокращался, однако бурный экономический рост привел к росту заимствований частного сектора. Показатель валового внешнего долга достиг к предкризисному 2008 году $500 млрд.

К 2014 году внешний долг РФ достиг $700 млрд., но последующие санкции существенно ограничили российским компаниям доступ к внешнему рынку кредитования. В течение нескольких лет погашались старые займы, новых почти не было. В итоге к 2019 году внешний долг России сократился почти до $450 млрд. С одной стороны – это хорошо, ведь долговая нагрузка меньше, с другой – мешает экономическому развитию при отсутствии доступа к займам.

Показатели внешнего долга России на 2019 год:

  • в денежном выражении – $453,75 млрд.;
  • на душу населения – $3 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 36%.

Зачем вообще государству брать деньги «в долг»?

Тут как в бизнесе — если хотите вывести свое предприятие на новый уровень (увеличить производство продукции, открыть новые магазины, занять новую нишу и тому подобное), вам почти наверняка придется брать кредит или привлекать инвесторов.

Конечно, можно этого не делать, и тогда вы не будете никому должны, но:

  • во-первых, вы не увеличите собственные доходы (они останутся на прежнем уровне),
  • во-вторых, ваши конкуренты могут рискнуть, взять кредит, масштабировать бизнес и преуспеть.

Пока одни государства «не привлекают финансирование» и тем самым не имеют значительных долговых обязательств, другие — получают денежные средства и инвестируют в собственную экономику. Чем «сильнее» экономика, тем проще государству расплатиться с «долгами». Кстати, инвесторы в основном предпочитают вкладываться в государственные облигации стран с развитой экономикой.

О внешнем долге в $244 трлн. простыми словами

Внешний долг простыми словами – это общая сумма задолженности, которую государство и отечественные компании должны внешним кредиторам с учетом не выплаченных процентов.

Внешний долг не имеют всего несколько стран, все остальные накопили гигантскую задолженнось свыше $244 трлн.! Это официальные данные Института международных финансов (IIF) за 2019г.

Разделите эту астрономическую сумму на население всей Земли, которое составляет 7.6 млрд. человек. Сколько получится в среднем? Правильно, по $32.1 тыс. должен каждый житель планеты, включая

  • первобытные племена в пойме Амазонки и в Папуа Новой Гвинеи, которые даже не знают таких терминов, как «валюта» или «кредит» (кредиты брали не они, а их государство);
  • американцев и японцев, россиян и итальянцев, греков, египтян, израильтян и. жителей остальных 190 стран мира

Кому мы все должны и как образовалась задолженность?

Оптимизация внешнего долга

Какие шаги предпринимать для оптимизации внешнего долга? Аналитики рекомендуют:

  • Улучшать кредитную историю (погашать долги своевременно, выполнять взятые перед кредиторами обязательства и т.д.), повышать кредитный рейтинг следствием чего кредиты станут доступными по низкой ставке. Ниже проценты – меньше цена обслуживания долга;
  • Развивать экспорт, сокращать зависимость от импорта. Это улучшит внешний торговый баланс, обеспечит приток, а не отток иностранной валюты, укрепит национальную валюту;
  • Наращивать доходы бюджета. При профиците бюджета излишки поступлений можно направить на увеличение валютных резервов или инвестировать в развитие экономики, при дефиците возникает потребность кредитования с целью закрыть возникшую финансовую брешь;
  • При возникновении проблемы с выплатой долга убедить кредиторов провести реструктуризацию, иначе придется объявлять дефолт.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.

Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Основные разновидности внешнего долга

  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн

Такие задолженности «случайно» не образуются. Кто же крупнейшие кредиторы в мире?

  1. Федеральная Резервная система США. Причины: с начала ХХ века самой сильной группировкой в мире стало финансовое лобби (вместо промышленного), с 1913г. получившее контроль над ФРС и право печатания американских долларов. С этого момента термины «кредит», «девальвация и ревальвация» стали краеугольным камнем мировой финансовой системы (на чем еще могут зарабатывать банкиры? Разумеется, на кредитах и «инвестициях»), а сами США стали крупнейшим в мире должником (на 6.02.2020 г. долг США перед ФРС составил $23, 260 трлн. и ежесекундно растет).

На 2020г. ФРС контролирует 90% Национальных банков мира (в т.ч. Банк России и НБ Украины, Банк Канады и НБ Казахстана, НБ Швейцарии и ЦБ Азербайджана и т.д., т.к. значительная часть их золотовалютных резервов — это доллары США и американские ценные бумаги — гос. облигации и векселя), а через них крупнейшие банки мира, которые раздают населению всевозможные «розничные» кредиты от потребительского до ипотеки в т.ч. под, якобы, 0%.

Кто основные должники? Это США и их ближайшие союзники (см. таблицу «внешний долг по странам мира» ниже), что дает основание предположить, что

  • ФРС имеет контроль над остальным миром, создав исключительные (привилегированные) условия развития для США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Гонконга, Сингапура и т.д.. Подробнее: Как доллар США стал править миром.
  • все союзники США плотно «сидят на кредитной игле» и отдать свои долги уже просто не в состоянии (долг Дании достиг 244% от годового ВВП, Японии — 295%, Бельгии (штаб-квартира НАТО) — 338%, Сингапура (ворота между Индийским и Тихим океаном) — 346% и т.д. — подробности по остальным государствам ниже в таблице)

МВФ и Всемирный банк, как кредитные организации ООН. Обратите внимание, на долю процентов их «акционеров» (кредиторов) из списка 189 стран-участников:

  • в МВФ — США принадлежит 16.4% долевого участия и голосов при голосовании, Германии 5.99%, Японии 6.46%, Великобритании 4.95%, Франции — 4.95%, Саудовской Аравии — 3.22% и т.д.)
  • в Всемирном Банке (США 16.39%, Япония 7.86%, Германия 4.49%, Франция 4.3%, Великобритания 4.3%, Канада 2.78%, Италия 2.78%,Саудовская Аравия 2.78%, Нидерланды 2.21%, Бельгия 1.81%, Испания 1.75% и т.д.)

Итого,

  • контрольный пакет в обоих КРЕДИТНЫХ структурах ООН принадлежат США и их союзникам — крупнейшим должникам ФРС;
  • каждый кредит МВФ и ВБ предусматривает проведение страной-должником целого ряда «реформ», в т.ч. политических с изменением Конституции, законодательства и т.д.;
  • вас уже не удивляет стремительный экономический взлет, например, Польши (надежного союзника США), получившей за 15 лет членства в ЕС (2004-2019) 163 млрд. евро безвозмездной помощи в рамках «европейских программ инфраструктурного реформирования», плюс $352,3 млрд. кредитов. Подробнее: В чем причины успеха польской экономики и стабильности польского злотого?

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Внешний долг Беларуси

На 2019 год показатели внешнего долга Беларуси такие:

  • в денежном выражении – $38,6 млрд.;
  • на душу населения – $4 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 79%.

При сравнении с Украиной и Россией видим, что у Беларуси наименьший долг в денежном выражении, но при этом самый высокий на душу населения и по отношению к ВВП. Это говорит о более высоком кредитном давлении на экономику страны.

В условиях ограниченного доступа к международному рынку кредитования основным кредитором Беларуси является Россия – сама и через бывший Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне – Евразийский фонд стабилизации и развития).

Основные кредиторы Беларуси на примере привлеченных займов в 2016 году:

  • ЕФСР — $800 млн.
  • Правительство и госбанки РФ — $552 млн.
  • Банки Китая — $447 млн.
  • МБРР (Международный банк реконструкции и развития) — $134 млн.
  • ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) — $1,8 млн.

Внешний долг Украины

Поскольку все долги СССР после его распада приняла на себя Россия, другие бывшие республики, включая Украину, начали независимый путь с чистой кредитной истории. Но уже к 1994 году она обросла госдолгом в размере $4,8 млрд., 3/4 которого пришлись на внешние заимствования.

Последующие годы долг в денежном выражении рос разными темпами и к 2000 году достиг $15,2 млрд., причем $12,4 млрд. из этой суммы – внешние долги.

Первая половина 00-х ознаменовалась хорошим экономическим ростом. Сложные времена 90-х оказались позади, разорванные экономические связи местами восстановлены, местами заменены новыми контрактами. Как итог – к 2007 году совокупный госдолг Украины сократился с 48% (в 2000 году) до 12% ВВП.

Далее последовал мировой кризис, сильно ударивший по украинской экономике. Ее валюта (гривна, UAH) девальвировала к доллару США с 5/1 до 8/1, а госдолг к 2011 году вырос почти до 30% ВВП.

На 2019 год показатели внешнего долга Украины такие:

  • в денежном выражении – $78,3 млрд.;
  • на душу населения – $1,8 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 63%.

Управление долгом: внутренний учет и контроль.

Управление долгом независимо от его административного расположения (министерство финансов, центральный банк или автономное агентство, автономный фонд) должно иметь как минимум три функции:

  • он должен работать на основе двойной записи, что позволяет регистрировать кредитную и дебетовую стороны транзакций в равных суммах;
  • он должен осуществляться по методу начисления, чтобы операции регистрировались по мере их совершения, а не при переходе денежных средств из рук в руки;
  • система должна быть спроектирована так, чтобы включать контрольные журналы, чтобы гарантировать соответствие документов, подтверждающих бухгалтерские записи; в дополнение к этому, если системы являются компьютеризированными, должны быть устройства безопасности для предотвращения подделки записей.

Хотя эти особенности могут показаться очевидными, трудности с поддержанием систем на практике способствовали появлению множества неверных сигналов о состоянии государственных финансов, а также о проведении соответствующей политики. Часто данные являются неполными, не согласовываются регулярно и компилируются слишком долго.

Внешний долг России

После распада СССР Россия объявила себя наследницей советских долгов, т.е. приняла на себя все долги Советского союза. Первые годы были сложными для всех его бывших республик, сопровождались гиперинфляцией, сильной девальвацией национальной валюты, закрывались предприятия, рос уровень безработицы.

На протяжении всех 90-х российское правительство только от МВФ получило 8 кредитов на общую сумму $22 млрд.

К концу 90-х внешний долг РФ достиг $188 млрд. – высшей точки того периода, однако $98 млрд. из них – долги СССР.

Начало 00-х – рост российской экономики. Инфляция уменьшается, валюта крепнет, бурно растет ВВП. Страна вступила в период погашения долгов:

  • к началу 2005 года полностью погашен кредит МВФ;
  • летом 2006 года досрочно выплачены долги перед «Парижским клубом» на $22,5 млрд., госдолг уменьшился до $53 млрд., или до 9% ВВП.

Госдолг сокращался, однако бурный экономический рост привел к росту заимствований частного сектора. Показатель валового внешнего долга достиг к предкризисному 2008 году $500 млрд.

К 2014 году внешний долг РФ достиг $700 млрд., но последующие санкции существенно ограничили российским компаниям доступ к внешнему рынку кредитования. В течение нескольких лет погашались старые займы, новых почти не было. В итоге к 2019 году внешний долг России сократился почти до $450 млрд. С одной стороны – это хорошо, ведь долговая нагрузка меньше, с другой – мешает экономическому развитию при отсутствии доступа к займам.

Показатели внешнего долга России на 2019 год:

  • в денежном выражении – $453,75 млрд.;
  • на душу населения – $3 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 36%.

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Какие страны — самые большие должники в мире?

Если просуммировать суверенные долги всех государств мира, то получится весьма внушительная цифра − $63 трлн.

В идеальной ситуации правительства берут деньги взаймы, чтобы покрыть краткосрочный дефицит бюджета или профинансировать критически важные для страны проекты. Однако, как отметил Джеф Десжардин с портала Visual Capitalist, все больше стран в мире, судя по всему, считают с постоянный бюджетный дефицит и непрерывное накапливание госдолга вполне нормальным явлением. Что в конечном итоге может навредить как отдельной стране, так и глобальной экономике в целом.

Наиболее характерный пример – США. В последний раз страна фиксировала профицит бюджета в далеком 2001 г., а ее долг на тот момент составлял $6.9 трлн., или 54% ВВП. Однако с тех пор суверенный долг Штатов взлетел до более чем $20 трлн., или 107% ВВП, а его доля в мировом госдолге достигла 31.8%.

Кроме США, в пятерке «лидеров» по объему госдолга находятся Япония, Китай, Италия и Франция. Суммарно на эти пять стран приходится 66% мирового госдолга, а в номинальном выражении это $41.6 трлн.

Если же посмотреть на отношение госдолга к ВВП, то топ-5 выглядит несколько по-иному.

В частности, в «лидерах» здесь всего две крупных в глобальном масштабе державы – Япония и Италия. Однако высокая долговая нагрузка таких стран, как Греция и Португалия, также заслуживает пристального внимания.

Греция, например, является одной из самых проблемных стран с точки зрения перспектив дальнейшего роста долговой нагрузки. Так, согласно базовому, инерционному сценарию МВФ греческий госдолг к 2060 г. достигнет 275% ВВП, а его обслуживание будет обходиться грекам в 62% ВВП. И на этом фоне кредиторы страны начинают все больше нервничать. Недавно МВФ и европейские кредиторы даже потребовали от Афин принять закон, по которому бы в стране автоматически «включались» жесткие меры экономии в случаях, когда ее бюджет исполняется с первичным профицитом в размере менее 3.5% ВВП.

Греческие власти, естественно, отвергли эти требования, назвав их «неприемлемыми». Однако рано или поздно Греции и другим подобным странам придется осознать, что невозможно бесконечно накапливать долги без каких-либо серьезных последствий для себя.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Способы регулирования внешнего долга

Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.

Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:

  • Оптимизация затрат на обслуживание
  • Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
  • Контроль безопасного уровня долга

Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.

Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство

Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения

Внешние заимствования имеют три формы размещения:

  • Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
  • Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
  • Комбинированная или бюджетно-финансовая.

К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector