Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?
Содержание:
- В арбитражном процессе
- Виды нормативных актов
- Как создаются НПА
- Что такое приказ?
- Кто принимает законы
- Основные нюансы в оформлении распоряжения
- Виды нормативных правовых документов
- Виды нормативных актов
- Локальный нормативный акт
- Нормативные акты министерств и ведомств
- Юридическая сила и правовая информация
- Необходимость законов
- Уровни нормативных актов
В арбитражном процессе
Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.
Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты
Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу
Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.
По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.
КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.
Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме:
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
-
закон;
-
подзаконные акты;
-
международные законы.
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
-
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
-
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Как создаются НПА
Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.
Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:
Подготовка проекта
На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.
Эта стадия состоит из следующих процедур:
- Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
- Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
- Анализ существующего законодательства;
- Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
- Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.
Рассмотрение и принятие решения
На этой стадии готовый проект закона рассматривается уполномоченным органом государственной власти – Государственной Думой РФ. Внесённый на рассмотрение акт рассматривается по существу, анализируется его соответствие иным законам РФ. По итогам Госдума принимает одно из решений:
- Принимает законопроект;
- Отклоняет законопроект;
- Отправляет законопроект на доработку ввиду наличия ошибок и несоответствий.
Официальное опубликование нормативных правовых актов
Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации в СМИ (что это такое?). Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций (что это?), официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.
Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.
В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru . На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.
По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.
Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.
Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.
Вступление в силу
Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.
В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:
- Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
- Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
- Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.
Что такое приказ?
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).
Кто принимает законы
Если Совет Федерации отклонил законопроект, то палаты могут создать согласительную комиссию – специальный орган для рассмотрения возникших разногласий, после чего закон может быть повторно рассмотрен и доработан Государственной Думой. В случае разногласий по поводу закона Государственной Думы и Советом Федерации закон считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов, после чего он поступает на подпись Президенту РФ, затем официально публикуется в Российской газете и вступает в силу спустя 10 дней после опубликования. Таков порядок принятия законов в РФ.
В обществе встречаются разные люди, поэтому часто между ними возникают конфликты. Для урегулирования их отношений издаются законы. Законодательные положения позволяют препятствовать беспорядку.
Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.
Основные стадии принятия закона
:
1. Законодательная инициатива.
Самостоятельно составлять законопроект имеет право:
- Президент РФ.
- Депутаты Государственной Думы.
- Совет Федерации.
- Правительство РФ.
- Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.
2. Анализ законопроекта в гос думе.
Проект рассматривается в три этапа:
- При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
- При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
- При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.
3. Одобрение закона Государственной Думой.
Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.
4. Рассмотрение в Совете федерации.
ФЗ принимается, если количество голосов членов совета за его вступление в силу больше половины. Федеральные конституционные законы одобряются, если количество голосов в их пользу превышает 70%. Одобрение или отклонение осуществляется в течение 14 дней.
5. Подписание документов президентом.
Рассматриваемый, принятый и одобренный законопроект передается Президенту РФ. Он рассматривается главой государства в течение 14 дней, затем одобряется, либо отклоняется. Отклоненный документ отправляется обратно в Государственную думу для повторного анализа и внесения изменений. Если за документ проголосовали более 66% депутатов, он одобряется без согласия президента. В этом случае президент обязуется подписать законопроект в течение 7 дней.
6. Публикация и вступление в силу принятого законопроекта.
Подписанный президентом документ в течение одной недели должен быть опубликован. Вступление в силу закона осуществляется через 10 дней.
Кто разрабатывает законы?
Законы РФ разрабатываются правительством Российской Федерации, после чего отправляются в Государственную думу на рассмотрение. Вместе с ними дополнительно предоставляется следующий список материалов и документов:
- Финансовый отчет экономической сферы России и предварительный социальный прогноз;
- Данные об исполнении бюджетного минимума за квартал прошлого года;
- Документы об оценке наличия денежных средств в федеральных бюджетах в будущем финансовом году;
- Пояснительная записка, текст которой содержит сведения об изменении положений в Федеральном законе.
Когда закон приобретает юридическую силу?
Принятый законопроект приобретает юридическую силу и начинает действовать в последней редакции со дня одобрения и принятия его Государственной думой. Конституционный закон приобретает юридическую силу в момент его одобрения членами парламента. Сразу после этого он публикуется. Но, обычно, он вступает в силу через несколько дней после его принятия.
Основные нюансы в оформлении распоряжения
Как к содержанию распоряжения, так и к его оформлению, закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия. Текст можно набирать на компьютере или писать от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом).
Только один момент нужно соблюдать неукоснительно: документ должен быть подписан руководителем организации или лицом, уполномоченным на визирование таких бумаг.
При этом проштамповывать его строгой необходимости нет: это следует делать только тогда, когда норма по использованию штемпельных изделий закреплена в локально-правовых актах предприятия.
Распоряжение руководства, оформленное в письменном виде нужно обязательно регистрировать в журнале учета внутренних документов.
Виды нормативных правовых документов
Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:
- международные акты;
- законы;
- подзаконные акты;
- региональное законодательство.
Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.
Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).
Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):
- Конституция;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы и кодексы.
Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.
Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.
Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):
- акты Президента РФ;
- акты Правительства РФ;
- нормативно-правовые акты ведомств и министерств.
Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.
К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.
Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).
Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.
Виды нормативных актов
По юридической силе
- Законы – это нормативно-правовые акты, характеризующиеся наличием высшей юридической силы и принимаемые государственным органом или всем народом в специальном, формализованном порядке. Таковыми являются Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в главном законе страны («О Государственном флаге», «О судебной системе»). Помимо этого, в данную группу относят федеральные законы и законы субъектов федерации. Они регламентируют отношения в разных сферах общества («Об образовании», «О полиции»).
- Подзаконные нормативно-правовые акты включают в свой состав постановления органов законодательной (Государственная дума) и исполнительной (Правительство РФ) власти. В эту же группу относят указы Президента РФ и нормативные документы государственных органов субъектов федерации.
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления выпускаются местной администрацией и властями муниципального образования. Таковыми могут быть решения Думы городского округа Самара, мэрии города Москвы.
- Локальные нормативно-правовые акты – инструкции, приказы и распоряжения руководства предприятий, организаций и учреждений.
По сроку действия
- Постоянные нормативные акты неограничены временным промежутком и действуют до отмены его действительности. Таким документом можно считать Конституцию РФ.
- Временные или срочные – ограничены определёнными сроками – календарной датой или конкретным обстоятельством. Например, работа по исполнению бюджета РФ завершается 31 декабря текущего года.
По территории действия
- Федеральные – действуют на территории всей страны. Например, «О персональных данных», «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д..
- Региональные – действуют на территории субъекта федерации (края, области и т. д.). В эту группу относят полномочия связанные с организацией межмуниципальных и пригородных перевозок – постановление РЭК Свердловской области «О предельных тарифах на проезд в городском транспорте».
- Местные действуют на территории муниципалитета. К примеру, исключительно на территории г. Москвы действуют такие постановления как «Инструкция по делопроизводству ВМО Ломоносовское г. Москвы» и т. д..
- Локальные распространяют свою власть на территории организации или учреждения. Как правило, они действуют в области трудового законодательства (правила и инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка), а также подобные моменты в Исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), воинских частях и подразделениях.
По предмету правового регулирования
- Специализированные правовые акты – те документы официального характера, которые регулируют только одну отрасль права (семейное, трудовое, гражданское и т. д.). Именно поэтому они называют отраслевыми;
- Группа комплексных правовых актов состоит из документов, относящихся к определённым сферам общественных отношений в государстве. К примеру, хозяйственное законодательство РФ включает в себя элементы гражданской, финансовой и налоговой отраслей права.
По времени вступления в действие
- С момента опубликования, поскольку неопубликованные законы не выполняются в государстве. Таковыми являются Конституция, а также законы субъектов федерации.
- С момента, названного в самом акте, вступают в силу такие федеральные акты, как международные договоры.
- По правилам, установленным законодательством (не раньше, чем через 10 дней) правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
По процедуре (особенностям) принятия
- Акты, издаваемые государственными органами – указы, распоряжения, постановления и иные документы Правительства и Президента Российской Федерации.
- Акты органов местного самоуправления содержат в себе устав муниципального образования, документацию, определяемую представительным органом муниципального образования, главой и должностными лицами органов местного самоуправления, т. е. принимаются Думой, губернатором или мэром.
- Акты локального действия (организаций, учреждений) – штатное расписание, график отпусков, положение о проведении аттестации и т. д. Данные документы согласовываются с представителями работников, вышестоящих организаций и утверждаются работодателем.
Локальный нормативный акт
Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.
Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок
Остановимся подробнее на некоторых локальных нормативных актах, разрабатываемых в организации, а именно на штатном расписании, правилах внутреннего трудового распорядка и положении об оплате труда.
Прежде чем принять работника, организация должна составить и утвердить штатное расписание. Оно применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением).
Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором оформляются структура, штатный состав и численность организации, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов, а также возможных надбавок для каждой из должности.
Штатное расписание составляется по форме N Т-3 в соответствии с Постановлением N 1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер, но, несмотря на это, желательно применять ее в работе, поскольку она содержит все необходимые реквизиты.
В форме N Т-3 предусмотрен реквизит “Личная подпись главного бухгалтера”.
Исходя из Закона о бухгалтерском учете в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации. Руководитель несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций .
Нормативные акты министерств и ведомств
Нормативно-правовые акты министерств и ведомств должны быть изданы исключительно как постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Акты, которые издаются в другом виде (к примеру, письмо или телеграмма) не должны быть нормативно-правового характера. Обязательное условие для того, чтобы нормативно-правовые ведомственные акты вступили в силу – они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованы. Такие требования действительны для всех актов относительно вопросов прав, свобод и обязанностей граждан и правового статуса организаций. Данные акты должны вступить в силу как правило когда прошло 10 дней с момента, когда их официально опубликовали в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты, содержащие сведения, которые являются государственной тайной или другие конфиденциальные сведения должны вступать в силу со дня, когда их зарегистрировали в Министерстве юстиции РФ (в случае, если в самих актах не установлен более поздний срок).
Замечание 2
Некоторые ведомственные акты (ГОСТ или СНиП) не обязательно должны быть зарегистрированы. Данные акты, включая другие нормативно-правовые акты, признанные в Министерстве юстиции РФ, не подлежат государственной регистрации а должны быть опубликованы в порядке, которые определяется в соответствующих ведомствах, которые их утвердили.
Для нормативных актов по налоговым и таможенным вопросам предусматривается специальный порядок того, как они вступают в силу. Данные акты в большинстве случаев вступают в силу после того, как истекает один месяц с официальной публикации и не раньше первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. То, как вступают в силу акты таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана имеет определенные особенности. Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, где устанавливаются новые налоги и сборы, должны вступать в силу не раньше, чем 1 января года,который следует за годом, когда они были приняты, но не раньше чем 1 месяц со дня, когда они были официально опубликованы.
В таблицах, размещенных на ресурсе Google Docs по адресу: goo.gl/N6mH9, можно ознакомиться с источниками опубликования и порядком того, как вступают в силу законы и различные нормативно-правовые акты, специальным порядком вступления в силу актов по налоговым и таможенным вопросам, а также актов, которые не подлежат государственной регистрации. Более подробную информацию можно найти в справках, представленных в СПС.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу на основании порядка, который установлен законодательством соответствующих субъектов. В соответствии с общим правилом нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу не раньше, чем через 10 дней после того, как их официально опубликовали в источниках, которые указаны в законодательстве субъекта.
Определение 2
Официальное опубликование нормативно-правовых актов органов гос.власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Собрании законодательства Республики Дагестан».
Официальное опубликование нормативно-правовых актов исполнительных органов власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Вестнике Министерства юстиции Республики Дагестан». Публикация нормативно-правовых актов также возможна как отдельное издание.
Статьи 59-60 Закона Республики Дагестан от 1 6.04.1 997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан».
Вывод 1
Для получения информации о порядке вступления в силу НПА органов местного самоуправления, необходимо ознакомиться с уставом соответствующих муниципальных образований.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Юридическая сила и правовая информация
Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.
Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:
- законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
- если принята прямая отмена акта;
- срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
- обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.
Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.
Её виды:
- Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
- Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
- Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.
Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия. С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству». Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.
Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ
Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами. Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами. Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать. К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.
Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.
Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.
Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства. В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним. Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.
Необходимость законов
Важно понимать, что законы нужны как отдельным людям, так и обществу в целом. Все мы желаем жить в развитой, богатой и свободной стране, но лишь немногие представляют, сколько факторов влияет на обеспечение таких условий
И одним из лидеров в данном списке выступает именно закон. Можете ли вы представить современное цивилизованное и процветающее государство, в котором царит беззаконие?
Лишь соблюдение законов членами общества ведет его к развитию как в материальном плане, так и в духовном и моральном
И очень важно донести это детям, которые являются будущим страны. Если ребенок с детского возраста знает, что нельзя мусорить на улице, он будет жить по данному правилу и станет воспитывать так и своих детей
Именно такие, казалось бы, мелкие законы формируют в течение лет облик нации. Если же подобные законы не существуют, либо им не придается должное значение, а люди, их нарушающие, остаются безнаказанными, это можно рассматривать как верный шаг на пути к самоуничтожению конкретного общества.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.