Нормативные акты и ненормативные акты: понятие и отличия

Границы действенности нормативно-правовых актов

Предусмотрены рычаги ограничения действия правовой нормы, содержащей в себе правило общественного  поведения.  Локализация юридической силы нормативно-правового акта осуществляется: во временных рамках, на определенный круг лиц или в пределах определенной территории.

Временные рамки

Действие правового акта начинает исчисляться с момента его официального введения и до момента его отмены.

Принятый нормативно-правовой акт приобретает общеобязательность для граждан с даты, указанной в нем самом или с момента наступления конкретного обстоятельства, которое указано в нем. Правовые акты, для которых не предусмотрена обязательность официального опубликования, рассылаются по местам назначения и начинают действовать с даты получения их адресатом.

Что касается непосредственно правовых норм, выраженных в форме закона, в России они начинают действовать через десять суток с момента их официального опубликования. Исключение касается законов, изменяющих действующие положения Конституции. Они могут применяться со дня их опубликования. Указы Главы российского государства, равно как и постановления Правительства, касающиеся прав и свобод, интересов людей, регламентирующие правовое положение органов исполнительной власти федерального уровня, начинают действовать по истечении 7-дневного срока с даты их обнародования.

Акты Президента и органа исполнительной власти России, касающиеся вопросов государственной тайны, приводятся во исполнение на всей территории страны с даты их подписания. Особое временное действие установлено для норм налогового законодательства. Законы по налоговым вопросам федерального значения вступают в действие через один месяц с даты их опубликования. Те федеральные правовые акты, которые изменяют действовавший Налоговый российский Кодекс, применяются с 1 января года, который наступит после года принятия.

Территориальные субъекты России наделены правом самостоятельно устанавливать срок ввода в действие принимаемого местного правового акта, прописав его в своем Уставе.

Основным моментом прекращения действия нормативно-правового акта является дата, следующая за днем окончания срока действия, который был предусмотрен для этого акта, и прописан в нем. Дополнительными основаниями могут служить: принятие нового правового акта по тому же вопросу, который отражал предшествующий документ; ликвидация обстоятельств, для регулирования которых был принят акт; утрата юридической силы путем выражения всеобщего неодобрения; вынесение в отношении акта вердикта Конституционного российского суда о противоречии его нормам основного закона.

На территории Российской Федерации правовые акты в форме закона не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до момента его принятия. Следовательно, невозможно применение санкций такого акта к участникам регулируемого им правоотношения, которое состоялось до даты введения этого закона в действие. Исключительный случай – вводимые законы, которые смягчают или отменяют наказание за правонарушение. Они распространяют свое действие на общественные отношения, возникновение которых состоялось ранее даты принятия данного закона (ст. 54 Конституции).

Определенная территория

Действие письменных норм может быть осуществлено на всей государственной территории или на конкретной ее площади. Например, законы федерального значения имеют обязательную силу на всей территории страны. Законы субъектов России применимы в пределах его границ. Юридическая значимость нормативно-правовых актов распространяется за пределы российских территориальных границ. Они имеют действие на территории иностранных государств, где находятся посольства, дипломатические ведомства России.

Определенный круг лиц

Нормативные правовые акты обязательны для всего населения страны, но из данного правила есть исключения.

Например, законодательные нормы о воинской обязанности, а также закрепляющие права избирателей, распространяются только на российских граждан и не касаются лиц без гражданства, иностранцев. Правовые акты конкретной отрасли права или сферы общественной жизни применимы не для всех людей и организаций. Приказы Министерства обороны касаются только военнообязанной категории граждан. Решения в области энергетической промышленности оказывают влияние только на работников предприятий этой сферы деятельности

Особое внимание заслуживают дипломаты. Они наделены политической неприкосновенностью

К ним не могут быть применены санкционные меры законов уголовного права.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

объединенное Королевство

Первичное законодательство

В Соединенном Королевстве первичное законодательство может принимать различные формы:

  • Акт парламента .
  • Закон шотландского парламента , Мера или акта Senedd или акта Ассамблеи Северной Ирландии
  • Заказ в Совете сделал под королевской прерогативой
  • Меры англиканской церкви — инструменты, с помощью которых вносятся изменения в законодательство, касающееся управления и организации Церкви.

Вторичное законодательство

В Соединенном Королевстве вторичное законодательство (также называемое делегированным законодательством или подзаконным актом ) — это закон, принятый исполнительным органом в соответствии с полномочиями, делегированными принятием первичного законодательства, который наделяет исполнительный орган полномочиями по реализации и управлению требованиями этого первичного законодательства. законодательство.

Формы вторичного законодательства в Соединенном Королевстве включают только:

Нормативные акты — представлены в различных формах, чаще всего это приказы в Совете , постановления, правила и приказы. Форма, которая должна быть принята, обычно указывается в разрешающем законе.

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Счета [ править ]

Законопроект парламента известен как законопроект . Другими словами, законопроект — это предлагаемый закон, который необходимо обсудить в парламенте, прежде чем он станет законом.

На территориях с Вестминстерской системой большинство законопроектов, которые имеют любую возможность стать законом, вносятся в парламент правительством. Обычно это происходит после публикации « белой книги », в которой излагаются проблемы и способы их решения в предлагаемом новом законе. Законопроект также может быть внесен в парламент без официальной поддержки правительства; это известно как счет частного члена .

На территориях с многопалатным парламентом большинство законопроектов может быть сначала внесено в любую палату. Однако определенные типы законодательства должны быть внесены в конкретную палату либо по конституционному соглашению, либо по закону. Например, счета , устанавливающего налог , или с участием государственных расходов , которые вводятся в Палате общин в Великобритании , Канаде «s Палата общин , Лок Сабха из Индии и Ирландии » s Dáil как вопрос права. И наоборот, законопроекты, предложенные Юридической комиссией изаконопроекты о консолидации традиционно начинаются в Палате лордов .

После внесения законопроект должен пройти несколько этапов, прежде чем он станет законом. Теоретически это позволяет подробно обсуждать положения законопроекта, а также вносить, обсуждать и согласовывать поправки к первоначальному законопроекту.

В двухпалатных парламентах законопроект, одобренный палатой, в которую он был внесен, затем направляет законопроект в другую палату. Вообще говоря, каждая палата должна отдельно согласовать одну и ту же версию законопроекта. Наконец, одобренный законопроект получает одобрение; на большинстве территорий это просто формальность и часто функция, выполняемая главой государства .

В некоторых странах, таких как Франция, Бельгия, Люксембург, Испания и Португалия, термин для законопроекта различается в зависимости от того, инициирован ли он правительством (когда он известен как «проект») или парламентом ( «предложение», т. е. счет частного члена).

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ утверждаются по специальному уставу представительствами государственной власти субъекта и действуют только на территории соответствующего автономного образования. Законы субъектов необходимо должны согласовываться с федеральными законами. В случае же противоречия между ними судьёй выступает второй. Правом принятия законодательных актов субъектов обладают региональные парламенты. Нормы действующих документов отражают основные принципы устройства государственной и общественной жизни субъектов, а также усиливают координирующую функцию уставов (конституций автономных образований). К примеру, республики, являясь государствами в составе России, имеют право принять собственную Конституцию (которая не противоречит положениям основного закона РФ).

Предлагаемые изменения

Отмена и замена

В манифесте Консервативной партии на всеобщих выборах 2017 года предлагалось отменить Закон о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года. Однако правительство Терезы Мэй не смогло получить большинство в Палате общин на этих выборах и не пыталось отменить закон. Консервативная партия подтвердила обязательство отменить закон в своем манифесте на выборах в декабре 2019 года , на которых она получила большинство. В манифесте говорилось, что закон «привел к параличу в то время, когда страна нуждалась в решительных действиях». В первой речи королевы после выборов было подтверждено, что «будет продолжена работа по отмене Закона о срочном парламенте».

Для отмены этого закона потребуется новый парламентский акт . Если срок полномочий парламентов должен быть ограничен, меры по этому вопросу должны быть включены в новый Закон, поскольку Закон о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года отменил ранее существовавшее законодательство, регулирующее срок полномочий парламентов.

Законопроект частного члена 2020 г.

После выборов в декабре 2019 года, 3 февраля 2020 года, законопроект частного члена об отмене и замене FTPA был внесен в Палату лордов консервативным коллегой лордом Мэнкрофтом . Законопроект предусматривает создание парламентов сроком на пять лет, следующие выборы состоятся 2 мая 2024 года, если только досрочные выборы не будут объявлены королевским объявлением о роспуске парламента. Это существенно восстановило бы положение перед FTPA. Кроме того, законопроект подтвердил бы, что монарх имеет право прервать работу парламента до того момента, когда монарх выберет его. Согласно законопроекту, действия монарха и совет правительства монарху по поводу этих действий не подлежали судебной защите. Второе чтение законопроекта не было запланировано, поскольку 29 апреля 2021 года его действие провалилось из-за перерыва в работе парламента.

Законопроект о роспуске и объявлении парламента

Правительство опубликовало 1 декабря 2020 года для рассмотрения Объединенным парламентским комитетом по FTPA проект закона о срочных парламентах 2011 года (отмена), который отменяет и заменяет FTPA. Проект, сопровождаемый заявлением об основополагающих принципах, предусматривает возрождение прерогатив королевской власти в отношении роспуска парламента и созыва нового парламента, «как если бы Закон о срочном парламенте 2011 года никогда не принимался», с тем чтобы о восстановлении максимумов пятилетних парламентов. Он добавляет (что является новым), что суд «не может подвергать сомнению» (а) «осуществление или предполагаемое осуществление» этих полномочий, (б) «любое решение или предполагаемое решение, относящееся к этим полномочиям» или (в) «пределы или степень этих полномочий «. Переименованный в законопроект о роспуске и созыве парламента, он был официально объявлен в речи королевы 11 мая 2021 года и внесен в парламент на следующий день.

Реформа

Поскольку Закон отменил старые прерогативы, например королевскую власть роспуска, некоторые эксперты в области права, такие как Рафаэль Хогарт, утверждали, что было бы невозможно просто восстановить их, даже если бы это было желательно. Вместо этого в Закон можно было бы реформировать, в частности, чтобы указать, какие шаги следует предпринять в течение так называемых «грязных двух недель» после принятия ходатайства в соответствии с Законом, и уточнить, приравниваются ли ранее существовавшие типы голосования к выражению недоверия, такие как как отклонение бюджета, по-прежнему требует отставки правительства.

Эта позиция была отклонена в 2020 году правительством, которое решило прямо возродить королевскую прерогативу в своем законопроекте, отменяющем Закон. Будет ли это на самом деле означать восстановление прерогативы или создание новой законодательной власти, обсуждается юристами: бывшие судьи Верховного суда баронесса Хейл и лорд Сумпшен утверждают, что эта прерогатива может быть восстановлена, профессор конституционного права Энн Туми считает, что он не мог этого сделать, и Стивен Лоуз , бывший первый советник парламента , заявил, что «если парламент хочет, чтобы власть была такой же, как она была до 2011 года, то суды обязаны рассматривать ее как таковую».

Может ли приказ быть локальным нормативным актом?

На практике сложилось, что приказ может являться локальным нормативным актом (ЛНА) с точки зрения его содержания. Однако далеко не любой приказ – это ЛНА. Напомним, что локальные нормативные акты

– это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

В ТК РФ прямо упоминаются только некоторые ЛНА, например правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ), положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), персональных данных (ст. 87 ТК РФ), служебных командировках (ч. 4 ст. 168 ТК РФ) и др.

Чаще всего ЛНА принимаются в виде положений, инструкций, регламентов, политик и утверждаются приказом (но могут утверждаться и уполномоченным должностным лицом – генеральным директором и пр.). Однако в некоторых случаях все необходимые нормы могут включаться непосредственно в текст приказа. Например, согласно ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, должен быть определен коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. Если перечень небольшой, то работодатели нередко устанавливают этот список не отдельным ЛНА, а прямо в тексте приказа перечисляют работы / профессии / должности. К форме ЛНА в виде приказа

ни проверяющие, ни суды претензий не высказывают. Проблемы на практике чаще возникают, если работодатель не ознакомит работников в должном порядке с таким приказом (содержащим нормы, которые должны быть установлены в ЛНА, согласно ТК РФ).

Также не стоит путать подобные приказы с приказами, действие которых распространяется на ограниченный круг лиц, в частности, приказы о приеме на работу, увольнении, переводе, выплате премий и пр. – они касаются конкретных работников, прямо в них поименованных, поэтому не являются ЛНА.

Таким образом, определяющим признаком, относится ли документ (в т.ч. приказ) к ЛНА или нет, является его содержание – есть ли там признак именно нормативности:

  • данный акт рассчитан на неоднократное применение в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (т.е. его действие не прекращается после однократного исполнения какой-либо обязанности) и
  • распространяется на заранее неопределенный круг лиц (т.е. в нем не перечислены конкретные Ф.И.О. сотрудников), – например на весь персонал предприятия или на всех работников, которые занимают либо будут занимать в будущем определенную должность.

На что стоит обратить внимание при изучении актов и законов

При изучении любого нормативного правового акта надо обращать внимание на его стадию принятия или вступления в силу. На сайтах правовой информации всегда есть раздел, в котором показаны стадии рассмотрения законопроекта

Если же закон уже действует, то следует рассматривать дату начала и окончания (при наличии) действия НПА. Но данную информацию проще всего уточнять через справочно-правовые системы.

Главное, что нельзя делать – это верить всему, что говорят на телевидении или просто знакомые. Все же некоторые люди могут не знать, как принимаются законы, а телеведущие, например, часто путаются в своих же словах.

Очень часто можно услышать от друзей или родственников, что закон уже принят. Хотя при изучении более точной информации становится понятно, что это всего лишь законопроект, который только прошел первое чтение, или даже не был внесен в парламент.

Поэтому в отношении любого нормативного правового акта, если он значим для вас, лучше всего самостоятельно проверить его актуальность, а не верить тому, что говорят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector