Вопросы об аттестации 2020 и 2021

Содержание:

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Навигация по сайту

Абитуриентам 2021

Академия

  • Об Академии
  • Структура
  • Документы
  • Международная деятельность
  • Внебюджетная деятельность
  • Работнику АСОУ

Виртуальная экскурсия по АСОУ

Работа в АСОУ
  • Вакансии
  • Информация
  • Результаты конкурсов

Сведения об образовательной организации

Образование

  • Высшее образование

    • Программы бакалавриата
    • Программы магистратуры
  • Дополнительное профессиональное и бизнес-образование

    • Программы повышения квалификации
    • Программы профессиональной переподготовки
    • Документы ДПО
  • Экспертиза ДПО ПК

Абитуриентам
Педагогам

Студентам
  • Студентам
  • Студенческий совет
  • Научное общество
  • Вакансии и стажировки
  • Студенческая жизнь
  • Оплата

Аспирантам
Общежитие
Оплата

Наука

  • Наука в АСОУ
  • Научные школы
  • Академические площадки
  • Документы и отчеты НИР
  • Книги, издания, публикации
  • Требования к публикациям

Новости науки
События науки

  • Все
  • Проекты
  • Конкурсы
  • Системы и сервисы

Национальный проект «Образование»

Новости для абитуриентов
Новости для студентов
Книги, издания, публикации

Подача заявления на аттестацию

Подать заявление на аттестацию, начиная с 2017 года, педагоги могут только через личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО) на сайте МЦКО. В бумажном варианте заявления не принимаются.

Вход в личный кабинет на официальном сайте МЦКО

Поданные заявления рассматриваются в течение 30 дней; после чего назначается день для аттестации конкретного учителя.

Вся продолжительность аттестации занимает не более 60 дней. На принятие решения у аттестационной комиссии есть месяц.

Графики заседаний Городской аттестационной комиссии располагаются на сайте МЦКО.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Комиссии, которые оценивают труд учителя, создаются на базе образовательных учреждений.

Все документы должны быть оформлены корректно. В случае ошибок заявки будут возвращаться на доработку, а время будет увеличено. Вся ответственность за оформление заявки и пакета документов лежит только на самом педагоге.

Из каких блоков состоит аттестационный процесс

В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Статистика в образовании

В соответствии с письмом Минпросвещения России от 22.03.2021г.
№ 02-82 «О предоставлении статистических данных по форме ФСН № ОО-2» информационно-методический центр мониторинга и статистики в образовании информирует о порядке и сроках предоставления данных:

перед началом сбора данных по форме № ОО-2 «Сведения о материально-технической базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательных организаций» за 2020 год необходимо провести работу по актуализации информации о сети образовательных организаций, проверив поля паспорта организации, такие как: статус организации (юридическое лицо, филиал или специализированное структурное подразделение), адрес организации, статус ее функционирования, информация о территориальной принадлежности организации в разрезах городских поселений и сельской местности — во избежание искажения действительной ситуации в регионе. При наличии у общеобразовательной организации обособленных подразделений форма ФСН № ОО-2 заполняется по юридическому лицу в целом, включая обособленные подразделения.

Программное обеспечение для подготовки отчета по форме ФСН № ОО-2
с возможностью последующего редактирования и проверки готового отчета по формулам логического и арифметического контроля доступно в личных кабинетах организаций по адресу https://cabinet.miccedu.ru .

Для перехода в личный кабинет для реализации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования нажмите
ссылку

Координаторы по вопросам статиститки:
Рожецкина Диана Леонидовна, зам. руководителя Центра
Филатова Марина Евгеньевна, гл.специалист

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

  • предметные;

  • методические;

  • коммуникативные;

  • психолого-педагогические.

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Введение первичного экзамена

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;

  • не имеют опыта работы учителем;

  • выпустились из колледжа или вуза.

Как будет проходить аттестация учителей в 2021 году на соответствие занимаемой должности

Designed by stockking/Freepik

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

  • деловые качества педагога;

  • результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:

  1. В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

  2. Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

  3. В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Чего точно не будет в новом учебном году

Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.

Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.

Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.

С другой стороны, если срок аттестации истекает в 2020-м, то проходить ее придется – но что будет с новыми правилами, ЕФОМ и НСУР?

Единственное, о чем уже известно – это то, что сроки внедрения новых квалификационных категорий переносится на 1 сентября 2021 года. Учитывая, что новая система аттестации была «заточена» именно под новые должности (все должно работать по новой единой схеме), вероятно, и новые правила оценивания учителей тоже будут отложены на год.

Правда, официальных документов об этом нет, но министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что с сентября 2021 года начинается апробация новой системы аттестации учителей в школах и внедрение новых должностей.

То есть, с большой долей вероятности учителя будут проходить аттестацию в 2020-2021 учебном году по старым правилам. Кому-то они нравятся, кому-то – нет, но они хотя бы известны и понятны – так что большинство педагогов, вероятно, одобрят даже такой перенос сроков (хотя многие вообще высказываются против новой системы в целом).

Но есть кое-что новое: если сейчас система профессионального развития включает ступени молодого специалиста, учителя первой категории и учителя высшей категории, то с 2021-го это будет такая градация:

Техосмотр отменяется, но он становится обязательным при переоформлении авто в ГИБДД. Разбираем текст законопроекта

  • учитель;
  • старший учитель (учитель-методист);
  • ведущий учитель (учитель-наставник).

Чтобы перейти от должности учителя к должности старшего учителя, нужно будет проработать минимум 5 лет в школе, а для учителя-наставника – 10 лет. А еще вводится новый формат аттестации – на соответствие профессиональному стандарту. Ввести ее обещали еще с 2019 года, но теперь, вероятно, она откладывается как минимум на следующий год.

Таким образом, то, чего боялись многие учителя, хоть и не отменяется полностью, но пока откладывается – минимум на год.

Нормативно-правовая база

Проведение аттестации и дальнейшее повышение квалификации носит обязательный характер согласно федеральному закону №273. Данному процессу подвергаются абсолютно все работники образовательных учреждений, в том числе и те, кто работает по совместительству.

Порядок проведения аттестации учитывает требования ФГОС. В каждом субъекте Российской Федерации создаются локальные законодательные акты, регламентирующие порядок проведения аттестации. Педагоги могут в любое время с ними ознакомиться.

Более того после ознакомления, работник обязан подписать расписку, что он осведомлен о порядке.

Все документы создаются на основе Порядка, созданного Минобрнауки. Экспертный лист, протокол соответствуют типовым формам.

Если появляются изменения, то методический отдел образовательного учреждения обязан уведомлять каждого педагога. Дополнительно информацию можно отслеживать на сайте в разделе «Новости».

Обновленные формы экспертных заключений и приложений в 2018-2019 учебном году

В связи с требованиями по сокращению и устранению избыточной отчетности при проведении аттестации педагогов были внесены следующие изменения:

—       обновлены п. «Деятельность педагогического работника в качестве классного руководителя», «Деятельность по формированию здорового образа жизни обучающихся»;

—       удалены из подтверждающих документов копии приказов, справок и др.;

—       изменены требования к представлению  результатов профессиональной деятельности педагога: материалы необходимо размещать на персональном сайте педагога / сайте  образовательной организации / персональном компьютере.

Обращаем внимание на то, что с 01.09.2018г.  будут приниматься только обновленные формы экспертных заключений и приложений

Обновленные формы экспертных заключений и приложений к ним представлены на Интранет-портале в группе «Аттестация педагогических работников».

 Ссылки на Интранет-портал:

 https://intranet.mosreg.ru/node/169276

Аттестация педагогических работников. Формы экспертных заключений и приложений (для скачивания ЭЗ по должностям)

Рекомендуем Вам и всем экспертам по аттестации педагогических работников посмотреть 4 вебинара центра ЭОПД.

Ссылки на вебинары и ссылки на  страницу  нашего центра и ЭЗ:

сайт АСОУ    http://new.asou-mo.ru

  • Главная
  • Конференц-холл
  • Вебинары

вебинары

1) от 23 марта 2018

Вебинар № 1 «Совершенствование экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников Московской области с учетом требований по сокращению и устранению избыточной отчетности»

2) от 23 апреля 2018

Вебинар 2 «Организация методического сопровождения аттестации педагогов на квалификационные категории в условиях сокращения и устранения избыточной отчетности»

3) от 24 мая 2018

Вебинар 3 «Анализ результатов эффективности деятельности по сокращению избыточной отчетности при проведении аттестации на квалификационные категории педагогических работников Московской области»

4) от 24 мая 2018

 Вебинар 4 «Формирование и введение национальной системы учительского роста»

13 сентября 2018

Что делать, если я не согласен с критериями

Если вы базово не согласны с критериями, которые разработаны в Министерстве, то проще не получать квалификационную категорию: вы не сможете доказать аттестационной комиссии, что она должна взглянуть на образовательный процесс вашими глазами. 

Но если вам не нравится какой-то критерий и вы отказываетесь его выполнять, то вы можете набрать баллы за счет остальных пунктов. Например, ваши ученики не участвуют в конкурсах, но при этом вы показываете отличный открытый урок, транслируете педагогический опыт и регулярно проводите воспитательную работу с детьми и родителями. Скорее всего у вас получится аттестоваться на первую категорию. Но на высшую вряд ли — считается, что для этого нужно быть успешным по всем критериям. 

В некоторых регионах появляются дополнительные критерии — например, в Пермском крае педагог должен взаимодействовать с социальными партнерами и родителями. С этим требованием сложно спорить: в каком-то смысле это транслирование опыта и совершенствование воспитательных методов. В Хабаровском крае от педагогов требуют, чтобы их выпускники поступали в учреждения СПО и ВПО по профилю преподаваемого предмета — этот критерий можно оспорить в аттестационной комиссии, потому что ученики могут хорошо аттестоваться по предмету, но не хотеть его изучать дальше. Но не факт, что комиссия будет изменять правила ради одного педагога. Некоторые претензии можно обсуждать в региональных профсоюзах — если наберется достаточно недовольных, то можно и побороться. 

Также в некоторых регионах баллы можно получить за поощрения, например, почетные знаки и грамоты, хотя к критериям они не относятся. Этот критерий тоже можно попробовать оспорить через профсоюз.

Вниманию педагогических работников!

График заседаний Городской аттестационной комиссии (ГАК) на каждый учебный год утверждается приказом Департамента образования города Москвы ежегодно.

Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком аттестации и Разъяснениями по применению порядка:

  • заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
  • продолжительность аттестации исчисляется 60 днями до даты заседания аттестационной комиссии, на которую распределен педагог.

Пример определения сроков аттестации:

— аттестация педагога на высшую квалификационную категорию заканчивается 26 октября 2015 года; — заявление на аттестацию получено ГАК 26 ноября 2014 года; — рассмотрение заявления и распределение в график работы ГАК: в соответствии со сроком окончания высшей КК поставлен на комиссию 27 октября 2015 года – информация доводится до сведения аттестуемого педагога в течение 30 дней с момента получения заявления, т.е. до 25 декабря 2014 г.; — начало аттестации считается дата 29 августа 2015 года – за 60 дней до принятия решения ГАК.

Таким образом, подачу заявления на очередную аттестацию целесообразно осуществлять не ранее, чем за 3-4 месяца до окончания срока аттестации.

График заседаний Городской аттестационной комиссии:

О переносе аттестации педагогов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:

  • №193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;

  • №713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.

Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.

Designed by stockking/Freepik

Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Аттестация педагогических работников

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).Основными задачами аттестации являются:• стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;• повышение эффективности и качества педагогического труда;• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;• учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;• определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;• обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Уважаемые педагоги!

Прием заявлений на аттестацию в 2021-2022 учебном году осуществляется только в электронном виде!

Для всех педагогических работников образовательных организаций города Москвы с сентября 2014 года прием осуществляется через модуль «Аттестация» Московского регистра качества образования (МРКО).

Вопросы по процедуре аттестации можно задать по телефону отдела сопровождения аттестации педагогических работников: 8-499-653-97-78, либо по электронной почте:
gak@mioo.ru .

Уважаемые педагоги!

В бумажном виде документы на аттестацию не принимаются!

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector