Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Содержание:
- Аттестация педработников
- Положение об аттестации работников
- Кем организуется, как проводится
- Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)
- Раздел о проведении аттестации
- Виды и сроки проведения
- Порядок проведения обязательной аттестации
- Что такое национальная система учительского роста
- Как педагогу пройти аттестацию?
- Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?
- Как будет проходить аттестация по новым правилам?
- Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
- Аттестация на соответствие занимаемой должности
- Что выяснилось в ходе апробации системы
- Положение об аттестации
- Обязательная аттестация
- В заключение
Аттестация педработников
Цель аттестации педагога – выявить, соответствует ли специалист занимаемой должности.
Последние несколько лет процедуру проверки педработников в России постоянно корректировали, однако в 2020 применяемая система оценки претерпела радикальные перемены.
Если раньше механизм оценивания определялся на региональном уровне, то в 2021 году аттестация в каждом субъекте РФ будет проходить по единым правилам.
Последние изменения в законодательстве также связаны со сроками проведения аттестаций в целях установления квалификационных категорий. Сроки действия квалификационных категорий педработников, которые истекают в период с 01.09.2020 года по 01.10.2021 года, продлили до 31.12.2021 года. Основание – приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 года №713.
Положение об аттестации работников
Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:
- Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
- Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
- Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
- Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.
Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.
После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.
Кем организуется, как проводится
Ответственность за качество, своевременность и квалифицированную оценку профессиональных качеств сотрудников возлагается на аттестационные комиссии.
Порядок и сроки проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности устанавливаются в Положении об аттестации. Приказом руководителя утверждается состав аттестационных комиссий и график проведения заседаний. В зависимости от специфики должностных обязанностей, может быть создано несколько аттестационных комиссий.
В их состав входят: председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. В состав избираются наиболее компетентные сотрудники организаций, как правило, ими являются руководители или заместители руководителей подразделений, часто включаются сотрудники кадровых и юридических служб, члены выборного профсоюзного органа. Могут привлекаться и независимые эксперты.
Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)
Отметим, что по итогам такой аттестации педагогу присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на пять лет и не подлежит продлению.
Для того, чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес руководителя своей организации.
Педагогам с высшей квалификационной категорией не предоставляется возможности ее повышать, поэтому они лишь подтверждают ее.
Нюансы заявления на аттестацию
Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать в себе наименование (формулировку) квалификационных категорий или должностей, на которые претендует педагог.
Данный документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы педагога в образовательной организации.
Однако если работник будет аттестоваться на высшую категорию впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после двух лет с момента получения первой категории.
Заявление изучается комиссией в течение тридцати дней с момента их получения.
Список документов, необходимых для данного вида аттестации:
- заявление с подписью аттестуемого;
- копия результата предыдущей аттестации;
- копия диплома о среднем или высшем профессиональном педагогическом образовании;
- копия, подтверждающая присуждение первой или высшей квалификационной категории (если таковые есть);
- копия документов о смене фамилии (если изменение фамилии имело место);
- cопроводительное письмо(характеристика) c места работы.
Раздел о проведении аттестации
Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.
Шаг 1. Определяем кворум
Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.
Шаг 2. Описываем саму процедуру
Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).
Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.
После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.
После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.
Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений
Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.
ВАЖНО!
Любое решение должно быть обосновано и подкреплено соответствующим документом. Если работник подлец — это не основание признать его не соответствующим занимаемой должности.
Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.
Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей. Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель
Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.
Все сомнения трактуются в пользу работника.
Шаг 4. Варианты решений комиссии
Описываем, какие решения может принять комиссия:
- сотрудник соответствует занимаемой должности;
- направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
- ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
- рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
- не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.
Шаг 5. Оформляем решение комиссии.
Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.
Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.
ВАЖНО!
Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.
Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.
Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).
Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.
Шаг 6. Права работника
Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.
Виды и сроки проведения
Федеральный Закон 273 (статья 43) «Об образовании в Российской Федерации» выделяет два типа аттестации:
- Раз в пять лет проводится стандартная, обязательная аттестация педагогических работников. Правила определяют ее обязательность для всех педагогов, независимо от образования, опыта. Занимаемой должности.
- Педагогический работник может аттестоваться еще дополнительно добровольно, помимо обязательной. Часто таким способом можно поднять свою категорию, повысить должность.
Обязательная и добровольная аттестация проводится по одной и той же схеме. Их цели – оценка уровня преподавателя и его работы в школе, в вузе, в другом учебном заведении.
Порядок проведения обязательной аттестации
Для организации проведения аттестации педагогических работников образовательная организация должна предпринять следующие шаги:
- Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты по вопросам аттестации педагогов в школе: Положение об аттестационной комиссии, график аттестации, форму Представления на педагога, форму распорядительного акта об аттестации, форму протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.
- Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации и утвердить их приказом директора.
- Ознакомить педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
- Составить и передать в аттестационную комиссию организации представление на каждого педагогического работника. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
- Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав приказом директора.
- Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.
- Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.
По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
- не соответствует занимаемой должности.
Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя.
Согласно п. 20 раздела II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276, на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме.
Что такое национальная система учительского роста
История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.
Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы
(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач
- профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
- внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
- главный критерий роста – профессиональный стандарт;
- аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.
Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта
. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).
Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает
именно второй пункт.
Как педагогу пройти аттестацию?
Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.
После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.
Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.
После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.
Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?
По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.
Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):
- Беременные женщины.
- Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
- Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.
По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.Какие нужны документы для обязательной аттестации?
- Издается .
- Издается . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.
- Заместитель директора по учебной или методической работе готовит , участвующего в аттестации.
- Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
- .
Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.
Как будет проходить аттестация по новым правилам?
Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на — трех блоков:
- Письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.
- Анализ образца профессиональной деятельности учителя. Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.
- Решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.
Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.
Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.
Сроки
. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.
В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.
Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.
Порядок аттестации
. на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?
По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.
Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.
Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.
Портфолио
. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.
Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно. Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам
Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.
В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут
Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно
Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Педагогические работники, которые должны проходить эту аттестацию, делают это один раз в 5 лет. Исключения – женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет; работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырёх месяцев подряд в связи с заболеванием. Для этих категорий педагогов существует свой порядок прохождения аттестации.
Процесс аттестации проходит в три этапа:
1. Подготовительный этап. Здесь формируется аттестационная комиссия, куда входят председатель комиссии, его заместитель, секретарь, члены комиссии и иногда представитель профсоюза. На этом этапе составляют необходимые документы – распорядительный акт и представление о педагогической деятельности работника.
2. Основной этап. Это заседание аттестационной комиссии, где должен присутствовать сам педагог. Если аттестуемый не может прийти, заседание переносят или проводят без его участия. Среди самых распространенных форматов аттестации: письменное испытание – (подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций) и устное испытание в форме собеседования.
3. Заключительный этап. В протоколе фиксируются результаты аттестации, о которых педагог узнаёт сразу после подведения итогов голосования. Если комиссия приняла решение, что педагог не соответствует занимаемой должности, его увольняют.
Что выяснилось в ходе апробации системы
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться
, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
- на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
- вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
- видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
- диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России
, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе
все равно еще много.
В частности, приводятся такие аргументы:
- процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
- само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
- новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
- для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.
Положение об аттестации
Положение о порядке аттестации педагогических работников
– это внутренний акт, предусматривающий механизм проверки квалификации педагога, который работает в ДОУ, в школе или в другой образовательной организации.
ПАПР должно отвечать действующему законодательству, однако единой нормативной формы данного акта в РФ не утверждено.
Структура ПАПР обычно включает следующие разделы:
- Общие положения – здесь нужно упомянуть о целях, основаниях, принципах и периодичности осуществления контроля.
- Подготовка к проведению аттестации – в этом разделе необходимо прописать механизм создания аттестационной комиссии, процедуру подготовки работодателем распорядительного акта о проведении данного мероприятия, порядок ознакомления работников со списком лиц, которые будут аттестованы.
- Права и обязанности аттестационной комиссии – подробно расписывается перечень полномочий данного органа.
- Состав аттестационной комиссии – здесь необходимо конкретизировать полномочия председателя, секретаря комиссии, а также перечислить требования к членам комиссии.
- Проведение аттестации – данный раздел должен отражать алгоритм, по которому проводится проверка квалификации работника, а также механизм оформления результатов контроля.
- Заключительные положения – в заключение необходимо указать сведения о сроках действия квалификационных категорий, а также прописать порядок обжалования результатов.
Обязательная аттестация
Итак, обязательная аттестация педагогов, как упоминалось ранее, проводиться каждые пять лет. Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии и в присутствии аттестуемого. Она считается правомочной, если на заседании присутствует не менее чем две трети от общего количества участников комиссии.
Для проведения аттестации руководителю следует подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника. При этом руководитель обязан ознакомить с ним педагога за тридцать дней до процедуры.
По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует ли педагог занимаемой должности или нет.
Отметим, что итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, подписанном членами комиссии. В течение двух дней после успешного прохождения аттестации секретарь комиссии оформляет выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре и ее результатах.
Образовательная организация обязана ознакомить работника с данной выпиской под роспись в течение 3 дней после ее формирования. Затем выписка заносится в личное дело работника.
Не распространяется аттестация на:
- беременных женщин;
- педагогов с квалификационной категорией;
- педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
- работников, которые находятся в декретном отпуске на момент проверки педагогических знаний (для них аттестация проходит по истечение двух лет с момента выхода на работу);
- педагогов, которые свыше четырех месяцев отсутствуют на работе по причине болезни (для них аттестация проходит по истечение одного года с момента выхода на работу).
В заключение
Решений судов, связанных с увольнением по п. 3 ТК РФ, немало и многие из них в пользу работника. Исходя из них, можно сформировать основные правила, которыми должен руководствоваться работодатель при проведении аттестации. В первую очередь, нужно придерживаться положений локальных нормативных актов, устанавливающих сроки аттестации, состав аттестационной комиссии, критерии и способы оценки и т. д., соблюдать формы всех документов и указывать в них все необходимые даты и подписи.
Аттестационная комиссия формируется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Не следует забывать о представителе профсоюзной организации.
Кроме этого, все результаты аттестации должны быть четко задокументированы протоколом, подписанным всеми членами комиссии и имеющим печать работодателя.
Также надо учитывать, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по п. 3 ТК РФ, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. А если служащий был уволен по данному основанию, то работодатель должен быть готов представить доказательства несоответствия уволенного занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.