Процедура аттестации педагогов. какие грядут изменения?

Порядок получения (подтверждения) высшей категории

Порядок получения высшей категории аналогичен получению первой. Но есть существенные отличия:

  1. В требования к заявителю добавляется активное участие в работе методических объединений работников школы, участие в разработке программно-методического сопровождения обучения и участие в профессиональных конкурсах.
  2. Обязательное условие получения — наличие первой категории, и срок с момента ее получения не меньше двух лет. Без выполнения этого условия претендовать на высшую нельзя.
  3. Если учитель прошел аттестацию – ему присваивают высшую категорию. Если не прошел, за ним остается полученная ранее первая (до срока ее истечения).

«Вышку» учителя подтверждают раз в пять лет.

Обязательна ли аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности не является обязательной. Но для отдельных категорий, таких как педагогические работники (ст. 49 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), сотрудники государственных и муниципальных служб (ст. 33 закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 33 закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, ст. 48 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 18 закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), процедура закреплена на законодательном уровне. Это связано, в первую очередь, с повышенными требованиями к уровню профессионализма и подготовки указанных категорий работников. В части 4 ст. 51 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ четко прописано требование об оценке руководителей всех образовательных организаций. Это означает, что и аттестация директора школы на соответствие занимаемой должности проводится обязательно.

Другие работодатели имеют право и возможность внедрить в практику управления персоналом подобный вид контроля профессиональной компетентности своих сотрудников и самостоятельно принимают решение о его необходимости.

Квалификационные категории

Педагогические работники — лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, подразделяются на 5 квалификационных категорий:

Квалификационная категория Профессиональные требования
педагог
  1. требований к стажу работы нет;
  2. знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания;
  3. планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет и использует функционал цифровых образовательных ресурсов.
педагог-модератор
  1. педагогический стаж не менее двух лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог»;
  3. использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования.
педагог-эксперт
  1. педагогический стаж не менее 3 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор»;
  3. владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города.
педагог-исследователь
  1. педагогический стаж не менее 4 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт»;
  3. владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента.
педагог-мастер
  1. педагогический стаж не менее 5 лет;
  2. соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь»;
  3. имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.

Нормативно-правовая база

Проведение аттестации и дальнейшее повышение квалификации носит обязательный характер согласно федеральному закону №273. Данному процессу подвергаются абсолютно все работники образовательных учреждений, в том числе и те, кто работает по совместительству.

Порядок проведения аттестации учитывает требования ФГОС. В каждом субъекте Российской Федерации создаются локальные законодательные акты, регламентирующие порядок проведения аттестации. Педагоги могут в любое время с ними ознакомиться.

Более того после ознакомления, работник обязан подписать расписку, что он осведомлен о порядке.

Все документы создаются на основе Порядка, созданного Минобрнауки. Экспертный лист, протокол соответствуют типовым формам.

Если появляются изменения, то методический отдел образовательного учреждения обязан уведомлять каждого педагога. Дополнительно информацию можно отслеживать на сайте в разделе «Новости».

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Какие критерии для получения категории есть сейчас

Критерии для получения квалификационной категории
На их основании аттестационные комиссии в регионах определяют из каких пунктов должно состоять портфолио педагога и какие баллы педагог может получить за каждый пункт. Критерии в приказе составлены достаточно пространно, но по ним можно догадаться, чего должен добиться педагог для получения категории. 

Чтобы получить первую квалификационную категорию педагога, нужно: 

Показать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
Как это можно сделать. В каждой образовательной организации ведется мониторинг успеваемости, и администрация может выдать педагогу данные или составить справку. В справке будут указаны результаты учащихся — в школе это будут оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы. Сложнее всего педагогам в детских садах, но они также проводят с детьми диагностику умственных, социальных и творческих способностей и показывают их результаты.

Показать результаты итоговой государственной аттестации. Этот пункт касается только школ, ведь в дополнительном образовании не проводят ОГЭ и ЕГЭ. С этим пунктом справляются не все учителя, ведь далеко не по всем предметам сдают экзамены. Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается.

Выявлять развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые он проводит с учащимися, и других формах диагностики способностей.

Повышать качество образования, совершенствовать методы обучения и воспитания, транслировать в педагогических коллективах педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений. Педагог должен заниматься методической деятельностью и предоставить комиссии ее результаты. Он волен выбирать, как это будет делать: можно быть председателем методобъединения, проводить ежеквартальные семинары для педагогов своего города, вести блог или выпускать раз в год методичку.

Если хочется получить высшую категорию, то нужно к предыдущим пунктам добавить:

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Чем выше уровень конкурса, тем лучше. Если ваши ученики побеждают только в районных конкурсах, комиссия может засомневаться в значимости достижений. 

Продуктивно использовать новые образовательные технологии и транслировать эту деятельность. То есть недостаточно проводить профессиональные конкурсы для учеников, нужно подключать методы, например, выкладывать результаты на ютуб и призывать друзей учеников голосовать за них

Также важно делиться этими наработками с коллегами и лучше сразу на федеральном уровне.

Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы. Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором. 

Законодательство

Аттестация педагогических работников проводится на основании ФЗ № 273 «Об образовании» и Приказа Минобразования № 276 об утверждении порядка проведения процедуры.

Согласно законодательству, процедуру аттестации может пройти любой педагогический работник, за исключением следующих категорий:

  • педагоги, которые уже имеют квалификацию;
  • педагоги со стажем работы менее 2 лет на текущей должности;
  • беременные сотрудницы;
  • сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • педагоги, которые отсутствовали 4 и более месяцев на рабочем месте перед в связи с болезнью перед аттестацией.

Особенности проведения аттестации на соответствие должности:

  1. Для оценивания аттестуемого должна быть собрана аттестационная комиссия, в том числе председатель, его заместитель и секретарь, а также члены комиссии.
  2. Перед процедурой должен быть издан соответствующий Приказ, назначен график проведения мероприятий и подано представление, содержащее информацию о претенденте.
  3. Ознакомление с Приказом и представлением педагога должно проводиться не позже, чем за месяц до мероприятия.
  4. Заседание комиссии считается правомочным только при присутствии не менее двух третей от всех членов комиссии.
  5. Присутствие аттестуемого педагога на заседании обязательно. В случае невозможности присутствия по уважительной причине мероприятие может быть перенесено на другой день.
  6. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • соответствие должности;
    • не соответствие должности;
  7. Претендент не может принимать участие в голосовании.
  8. Результаты мероприятия должны быть запротоколированы, а Протокол – подписан всеми членами комиссии и самим аттестуемым.
  9. Результат аттестации может быть обжалован в установленном порядке.

Особенности проведения аттестации на квалификацию:

  1. Аттестация претендента проводится специально созванной аттестационной комиссией.
  2. Рассмотрение дела производится только на основании письменного заявления претендента.
  3. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца после подачи.
  4. Повышение квалификации возможно не ранее, чем через 2 года после присвоения другой категории.
  5. Квалификация присваивается в соответствие с критериями, установленными Приказом Минобороны № 276.
  6. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • присвоить квалификацию (1, 2 или высшая);
    • отказать в присвоении квалификации.
  7. Результаты мероприятия должны быть занесены в Протокол, а сам документ подписан всеми участниками заседания, включая претендента на квалификацию.
  8. Результат мероприятия может быть обжалован в установленном порядке.

Необходимые документы

Среди обязательных документов, которые нужно предоставить, можно отметить:

  • заявление на аттестацию;
  • копия итогов ранее проведенной проверки, если она есть на руках;
  • копия дипломов по высшему или среднему образованию;
  • при смене фамилии нужно приложить копию соответствующего документа;
  • специальное письмо или официальная характеристика работника с места трудоустройства, как подтверждение общей компетенции педагога.

После подачи данных документов на протяжении месяца заявитель должен получить уведомление о месте и о времени проведения аттестации. Пока правило о предоставлении портфолио полностью не отменено. Если воспитатель сдает экзамен на первую категорию, данный сборный, отражающий результаты работы документ, все равно нужно предоставить.

Положение об аттестации

Положение о порядке аттестации педагогических работников – это внутренний акт, предусматривающий механизм проверки квалификации педагога, который работает в ДОУ, в школе или в другой образовательной организации.

ПАПР должно отвечать действующему законодательству, однако единой нормативной формы данного акта в РФ не утверждено.

Структура ПАПР обычно включает следующие разделы:

  1. Общие положения – здесь нужно упомянуть о целях, основаниях, принципах и периодичности осуществления контроля.
  2. Подготовка к проведению аттестации – в этом разделе необходимо прописать механизм создания аттестационной комиссии, процедуру подготовки работодателем распорядительного акта о проведении данного мероприятия, порядок ознакомления работников со списком лиц, которые будут аттестованы.
  3. Права и обязанности аттестационной комиссии – подробно расписывается перечень полномочий данного органа.
  4. Состав аттестационной комиссии – здесь необходимо конкретизировать полномочия председателя, секретаря комиссии, а также перечислить требования к членам комиссии.
  5. Проведение аттестации – данный раздел должен отражать алгоритм, по которому проводится проверка квалификации работника, а также механизм оформления результатов контроля.
  6. Заключительные положения – в заключение необходимо указать сведения о сроках действия квалификационных категорий, а также прописать порядок обжалования результатов.

Вам также будет интересно:

— Как получить лицензию на такси самозанятому?
— Положение о депремировании работников: образец

В конце положения можно также оформить список приложений, а именно подготовить единые образцы используемых при проверке документов (распорядительные акты, представления, протоколы, уведомления и другое).

Очень часто в подобных положениях прописываются особенности проведения аттестации для разных категорий сотрудников.

ПАПР утверждается путем издания руководителем организации соответствующего приказа.

Скачать образец положения об аттестации педагогических работников

Типы аттестации


В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2021 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2021 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Раздел 1. Общие сведения

Такой раздел может быть представлен целым рядом частей.

Часть 1. Обозначение конкретных целей и задач. К примеру, целью может стать необходимость:

  • установления соответствия имеющейся у сотрудника квалификации должности, которую он занимает;
  • корректировки оргструктуры;
  • определения системы мотивации.

Аттестация — это еще и основание для корректировки в системах оплаты труда, то есть штатное расписание может быть скорректировано в части надбавок за сложность, напряженность и т. д.

Часть 2. Законодатель не ограничил права нанимателя в части определения групп трудящихся, подлежащих аттестации.

Таковыми могут стать:

  • основные сотрудники;
  • совместители (в том числе внутренние), работающие в учреждении.

В документе лучше предусмотреть позицию о том, что внутренние совместители аттестуются по всему перечню штатных единиц, т. е. работая в основной должности «менеджер» и по внутреннему совместительству «специалист», сотрудник аттестовывается по обеим занимаемым единицам. Это значит, что характеристика и отзыв предоставляются в обоих вариантах.

Целесообразно определить в положении группы работников, которые к процедуре привлекаться не будут. В ТК РФ они не установлены. Можно опереться на другие нормативные акты по теме и все же включить в список тех, кто не проходит аттестацию, сотрудников:

  • в возрасте от 60 лет и старше;
  • имеющих стаж по занимаемой должности менее года;
  • беременных;
  • находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком;
  • моложе 18 лет;
  • имеющих срочное трудовое соглашение.

Остальных работников можно привлечь к участию в процедуре.

Часть 3. Периодичность процедуры.

Периодичность процедуры зависит от ее целей и задач.

Это могут быть варианты:

  • не реже 1 раза в 5 лет (как у научных сотрудников);
  • не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года (как у работников таможенных органов);
  • 1 раз в 3 или 5 лет (как у инженерно-технических сотрудников).

Аттестация может проводиться каждый год, но в подобном графике отсутствует целесообразность. Приемлемым вариантом может стать такой: не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет.

Часть 4. Определение видов.

По срокам осуществления процедура может быть:

  • плановая (очередная);
  • внеплановая (внеочередная).

Плановую надо определить через строго установленные временные промежутки.

Внеплановую целесообразно проводить:

  • при наличии соглашения сторон;
  • при изменении условий труда в связи с причинами технологического вида;
  • при неоднократном неисполнении обязанностей.

Такая аттестация пригодится при принятии нанимателем решения о сотруднике, установленное п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Проведение аттестации

Модель проведения аттестации в каждом регионе Российской Федерации разрабатывается индивидуально.

В качестве возможных форм проведения аттестации выступают:

  • рабочая программа, тестирование, билеты, конспекты уроков;
  • исследовательская или творческая работа;
  • образовательный проект;
  • модель деятельности по направлению развития образовательного процесса.

Формы предоставления результатов работы могут быть следующие:

  • аналитический отчет;
  • презентация программы, методического пособия;
  • конференция;
  • публичная защита своих разработок экспериментального характера.

Любая деятельность на основе своих разработок должна быть отработана на личном примере и зафиксирована. Данные должны быть на любом образовательном портале, желательно портале своего учебного заведения.

Прежде чем они будут распространены, он должны быть одобрены и зафиксированы участниками образовательного процесса.

Все разработки должны быть дополнены отзывами специалистов – других учителей, логопеда, дефектолога и других в зависимости от решаемых задач.

В числе членов экспертной комиссии должны быть – председатель, его заместитель, члены и секретарь. Если на базе учреждения сформирован профсоюз, то его представитель обязан входить в состав комиссии.

Если при принятии решения произошли разногласия, то в протокол вносятся мнения каждого члена.

В случае, если педагог не согласен с решением аттестационной комиссии, он может подать апелляцию и обжаловать вынесенное решение.

Аттестацию могут не проходит следующие категории педагогических кадров:

  • те сотрудники, кто занимает должность менее 2 лет;
  • те сотрудники, кто провел на больничном больше 4 месяцев;
  • беременные женщины;
  • педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Однако, в случае, если кто-то из этих специалистов изъявил желание пройти аттестацию, ему не могут отказать.

Если сотрудник переходит в другое образовательное учреждение, даже за пределами текущего региона, его категория сохраняется до окончания срока.

Все педагоги должны понимать важность проведения аттестации. Без такого рода проверок невозможно проведение эффективной работы образовательных учреждений

При присвоении какой-либо категории педагог может получить не только повышение заработной планы, но и уважение среди своих коллег и возможность дальнейшего карьерного роста не только в школе, но и в системе образования в целом.

Качественные кадры всегда будут иметь ценность. Комиссия при оценке должна увидеть качественную подготовку педагогического работника. Учителю нужно показать все свои знания, умения и таланты.

Но важно, чтобы педагоги показывали отличную работу не только на аттестации, но и в ежедневной постоянно работе с учениками. Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни

Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни.

Все знания, получаемые ими нужны не только для сдачи выпускных экзаменов, но и для дальнейшего саморазвития и самореализации в жизни.

Аттестация для установления квалификационной категории

Этот вид аттестации предназначен для оценки выдающихся достижений педагога в профессиональной деятельности. Проходить ли этот вид аттестации работник решает самостоятельно. Аттестацию для установления квалификационной категории может пройти любой педагог, но есть ряд ограничений. Например, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Причем заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Процесс этой аттестации тоже проходит в три этапа:

1. Подготовительный этап. Формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза. На этом этапе аттестуемый педагог подает заявление (в свободной форме), в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность. А материалы, которые подтверждают результаты работы, можно представить уже потом – на заседании аттестационной комиссии

Заявление педагога должны рассмотреть в течение 30 дней, причем, обращением внимание, что эта процедура полностью бесплатная

2. Основной этап. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, обычно в формате собеседования и тестирования.

3. Заключительный этап. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Как защитить свои права

Педагогический работник имеет право обжаловать любые нарушения, которые были допущены при проведении аттестации. Есть два способа – обращение в комиссию по трудовым спорам и обращение в суд. Комиссия по трудовым спорам создается и функционирует при работодателе. Педагогу надо подать заявление в эту комиссию, члены которой должны рассмотреть спор в течение 10 дней. Если работник не доволен вынесенным решением, то можно оспорить его в суде в течение 10 дней.

Педагог может и не обращаться в комиссию по трудовым спорам, а сразу пойти в суд. Главное – сделать это в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своих прав при проведении аттестации.

Подробнее о процедурах аттестаций читайте в методическом пособии «Аттестация педагогов», который подготовила юрист Фоксфорда Екатерина Кулакова.

Партнерский материал 

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

  • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
  • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
  • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
  • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

В заключение

Решений судов, связанных с увольнением по п. 3 ТК РФ, немало и многие из них в пользу работника. Исходя из них, можно сформировать основные правила, которыми должен руководствоваться работодатель при проведении аттестации. В первую очередь, нужно придерживаться положений локальных нормативных актов, устанавливающих сроки аттестации, состав аттестационной комиссии, критерии и способы оценки и т. д., соблюдать формы всех документов и указывать в них все необходимые даты и подписи.

Аттестационная комиссия формируется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Не следует забывать о представителе профсоюзной организации.

Кроме этого, все результаты аттестации должны быть четко задокументированы протоколом, подписанным всеми членами комиссии и имеющим печать работодателя.

Также надо учитывать, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по п. 3 ТК РФ, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. А если служащий был уволен по данному основанию, то работодатель должен быть готов представить доказательства несоответствия уволенного занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector