Простыми словами о государственно-частном партнерстве (гчп): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства
Содержание:
- Об организации
- Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
- Может ли ГЧП в социальной сфере работать эффективнее
- О примерах
- Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
- Аналитика от ГЧП.РФ
- Возможности развития
- Участие в ГЧП
- Проекты, реализуемые ГЧП
- Что происходит с ГЧП в России
- Финансирование проектов ГЧП: инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств
Об организации
Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты
Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:
- Акционерное соглашение.
- Договор услуг.
- Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
- Инвестиционный договор по созданию объекта.
- Концессионное соглашение.
- Договор подряда под ключ в рассрочку.
По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике
Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие
Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края
В последние годы использование инструментов ГЧП в регионах отождествляется в первую очередь спривлечением инвестиций в социально-экономическую сферу региона. Как правило, в понимании органов государственной власти субъектов РФ, партнерство рассматривается в виде предоставления частному партнеру определенного рода преференций, например, налоговых льгот, государственных гарантий и пр.
Для анализа уровня реализации проектов ГЧП можно воспользоваться данными официального рейтинга «Государственно-частное партнерство в России 2014-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов»100 с выборкой на регионы ЮФО — таблица 22.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о значительном разрыве между регионами-лидерами (Астраханская область, Ростовская область и Краснодарский край) и остальными регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Однако в Краснодарском крае наблюдается негативная тенденция понижения рейтинга, что, по мнению экспертов федерального портала «Росинфра. Платформа поддержки инфраструктурных проектов», это связано с отуствием экономически выгодных и интересных проектов ГЧП101.
Анализ положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»102 позволил выявить приоритетные сферы:
— строительство;
— курорты и туризм;
— спортивная инфраструктура.
Возможным представляется проследить динамику реализованных и планируемых к реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в отраслевом разрезе (рисунок 11).
Сегодня основным институциональным звеном в регионе, ведущим работу в сфере ГЧП является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Именно он является уполномоченной структурой в регионе по формированию и отбору проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края.
При этом инициатива о начале разработки проектов ГЧП принадлежит отраслевым ведомствам региональной администрации, Департамент лишь курирует процесс разработки и размещения проектов ГЧП.
Сегодня процедура отбора проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края состоит из трех этапов:
1) подготовка заключений органов государственной власти Краснодарского края о целесообразности реализации проекта ГЧП;
2) рассмотрение проекта и заключений на него краевой комиссией по ГЧП;
3) принятие комиссией по ГЧП решения о целесообразности/ нецелесообразности реализации проекта ГЧП.
В 2016 г. разработаны и реализуются два методических документа, определяющих порядок определения объектов для передачи в концессию104, и порядок заключения концессионных соглашений105.
По данным Управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 44 млрд рублей в год106.
В настоящее время в Краснодарском крае успешно реализованы 6 инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно -частного партнерства (таблица 23)107.
Из удачных примеров ГЧП в крае можно привести, например, совместное финансирование спортивных клубов.
Например, всем известна судьба двух региональных спортивных клубов – ФК «Кубань/Урожай» и ФК «Краснодар». Первый, почти целиком зависит от помощи государства, поддержки региональной власти. Например, только за 2016 год ФК Кубань получил из краевого бюджета около 2,7 млрд. рублей, но и этих денег оказалось недостаточно. Сегодня решается вопрос о выделении дополнительно 11 млрд. рублей. В противном случае ФК Кубань придется закрыть.
Другой спортивный клуб ФК «Краснодар», напротив имеет стабильное финансирование, но из частного источника. Его основным спонсором выступает ЗАО «Тандер» — хозяин знаменитых краснодарских «Магнитов». Только за 2017 год ФК «Краснодар» был профинансирован на 1,5 млрд. рублей, на август 2018 года клуб получил от ЗАО «Тандер» уже 1,4 млрд. рублей108.
При этом эту статью «доходов» не в силах преодолеть ни продажа билетов, ни телевизионная реклама. Сегодня спортивные клубы полностью оказываются зависимы от средств, выделяемых на их содержание из бюджета.
Так, ФК «Краснодар» покрывает свои расходы от продажи билетов не более чем на 18%, все остальное составляют средства спонсоров109.
Помимо ФК «Краснодар» есть масса спортивных клубов находящихся в таком же, «зависимом» от регионального бюджета положении – Футбольный клуб «Кубань», Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», Волейбольный клуб «Динамо», Гандбольный клуб «СКИФ», Хоккейный клуб «Сочи» и многие другие.
Представление о финансировании этих клубов со стороны регионального бюджета дает таблица 24110.
Может ли ГЧП в социальной сфере работать эффективнее
Однако эксперты считают, что развитие ГЧП — особенно в социальной сфере — в России пока буксует. Котровский замечает, что подавляющее большинство проектов в ГЧП — это контракты, связанные с муниципальной перекладкой сетей водоснабжения, канализации и т.д.
— То есть где понятно, что это объекты, жизненно необходимые для функционирования городов, малых, средних и крупных населенных пунктов, — говорит он. — А ГЧП по социальным объектам очень мало. Инвестор туда не идет, потому что все расценки, которые существуют на сегодняшний день, непривлекательны с точки зрения инвестиций для бизнеса.
ЧП в ГЧП
Фото: агентство городских новостей «Москва»
Поэтому, замечает эксперт, в регионах проблемные объекты могут появляться, когда юрлицо по просьбе губернатора или другого должностного лица вступает в объект, который ему может быть невыгоден.
— Это случается с компаниями, которые давно работают на территории, получают по открытым конкурсам ряд объектов, по которым им стабильно поступают средства, — говорит Котровский. — И профильный представитель отраслевого регионального министерства нагружает его такими дополнительными проектами, так как у любого губернатора существует критерий оценки его деятельности.
Филиппов замечает, что еще одной проблемой ГЧП является слишком высокий порог входа в проекты, что не позволяет инвестировать субъектам малого и среднего предпринимательства.
— Мы подготовили предложения по снижению порога входа для субъектов малого и среднего предпринимательства в институт ГЧП, — говорит он. — Подготовили и другие предложения, касающиеся изменения ставок, штрафных санкций, льготных инструментов кредитования. В ближайшее время это будет передано в правительство Москвы и РФ. Это сделано, чтобы облегчить малому бизнесу возможность тягаться с государственными и прогосударственными структурами.
Председатель комитета ТПП России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков считает, что основные проблемы ГЧП — в неправильном подходе государства: объекты, которые строит инвестор, нужно не выкупать, а брать в аренду.
— Зачем нужна недвижимость под названием «школьное здание», если бюджет пустой? — сказал он «Известиям». — Муниципалитет должен дать определенные преференции: бесплатными должны быть земля под школой, подключение к коммунальным сетям, должны быть преференции по налогам. Но это нужно для удешевления аренды. Публичная власть создает задание: мы хотим получить здесь такой-то объект, кто из бизнесменов придет и построит?
ЧП в ГЧП
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
При этом заключается долгосрочный договор по аренде этого помещения. Бизнес должен получить такие преференции, чтобы строительство было ему интересно, при этом объект он оставляет в своей собственности. Более того, говорит Широков, эксплуатация объекта также остается за собственником — в стоимость аренды включается в том числе эта услуга.
— И тогда учитель и директор школы просто преподают, а не думают о том, сколько платить за коммуналку, как готовить здание к зиме, — говорит он. — Собственник сам поставит приборы учета на входе, сам проконтролирует качество коммунального ресурса на входе в школу и выстроит отношения с ресурсниками, чтобы минимизировать все затраты на эксплуатацию.
Широков указывает, что подобный опыт существует в США — там ни один крупный медцентр не имеет помещения в собственности, все их арендуют под определенные цели, занимаясь не содержанием недвижимости, а своей непосредственной работой — лечением людей.
— В чем интерес бизнеса? Объект в его собственности, может переходить по наследству, в аренду он закладывает свою прибыль, — говорит он. — Одни получили объект для работы, другие получили вечный бизнес. Не нужно такие объекты выкупать. Посмотрите на частные школы и детсады — у них нет своего имущества, они арендуют помещения. И посмотрите, как хорошо пошел каршеринг, другие подобные вещи.
О примерах
Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.
В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.
Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.
Перспективы развития ГЧП в Казахстане.
ГЧП в Казахстане получило правовую основу только в 2015 г., после принятия соответствующего закона. Однако за неполные пять лет уже имеются неплохие результаты: было заключено 785 договоров, при этом 277 из них -только в 2019 г. За 1 полугодие 2020 г. –более 30 договоров. На снижение темпов прироста большое влияние оказал экономический кризис, спровоцированный пандемией, однако это направление по-прежнему остается привлекательным для потенциальных инвесторов.
В Госпрограмме развития образования и науки РК на 2020-2025 гг. запланировано увеличение количества школ и детсадов
При этом основное внимание уделяется реализации этих проектов с помощью механизма ГЧП, что означает рост количества проектов в сфере строительства школ и дошкольных учреждений.
На текущий момент наиболее привлекательными для использования механизма ГЧП являются проекты в сфере:
- образования;
- здравоохранения;
- ЖКХ.
Наименьшее число (но при этом наиболее крупномасштабные проекты) составляют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры.
Невостребованными пока остаются проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.
С 2017 г. внедрено так называемое «Программное ГЧП», которое нашло наибольшее применение в сферах здравоохранения и образования. Его особенность в том, что проекты ГЧП и их базовые параметры определяются еще на стадии разработки и планирования госпрограмм. Такой подход облегчает частному бизнесу процедуру согласования документации и прохождение экспертиз.
На стадии согласования находится новая форма – «Возвратное ГЧП», подразумевающее возмещение частному инвестору расходов на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для дальнейшей реализации проекта. После возмещения затрат отдельным договором определяются условия дальнейшей эксплуатации созданной инфраструктуры.
Таким образом, для предпринимателей, желающих обрести надежного долгосрочного партнера и обеспечить себе стабильный доход, ГЧП является перспективным направлением. Получить консультации по поводу партнерства можно в Нацпалате предпринимателей.
Аналитика от ГЧП.РФ
Аналитические исследования, проводимые командой ГЧП.РФ и Партнерами, призваны реализовывать основные цели и задачи проекта. Среди примеров можно привести:
· ГЧП и концессии в образовании.· Концессии в освещении vs энергосервис. Перспективы и ограничения.· Проекты фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. ГЧП vs Закупки.· Дороги и мосты по концессии с федеральной поддержкой.
Данные статьи не модерируются и могут содержать негативные оценки проектов, рынка и даже отдельных участников. Главное требование к публикации – исследование, анализ должен быть интересен рынку и направлен на ускорение рынка ГЧП и концессий, развитие новых сегментов, изменение законодательства, рост конкуренции и прозрачности. Если вы способны формулировать интересные идеи – добро пожаловать в Партнеры проекта.
Возможности развития
Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.
Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.
Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.
Участие в ГЧП
ФЗ о государственно-частном партнерстве предусматривает основания, по которым предприятия может стать участником рассматриваемых отношений. Прежде чего для подобного сотрудничества необходимо заключить соглашение о ГЧП, представляющее собой гражданско-правовой договор между публичными и частными сторонами. Заключает документ на срок, который не может быть меньше трех лет.
Чтобы стать стороной такого соглашения необходимо соблюсти ряд условий, определенных статьей 5 ФЗ № 224-ФЗ. Согласно положениям указанной нормы, устанавливаются субъекты отношений, которые не могут стать членами партнерства:
- унитарные предприятия, как государственные, так и муниципальные;
- госучреждения;
- юридические лица (публично-правовые компании), создаваемые Российской Федерацией;
- партнерства, общества, товарищества хозяйственного типа, которые находятся под контролем государства;
- дочерние общества, подконтрольные указанным выше субъектам;
- некоммерческие юридические лица, которые созданы Российской Федерацией, либо в форме фондов.
Условия сотрудничества, а также права и обязанности сторон, обговариваются в тексте соглашения. При этом опираются положения договоренности на решение о реализации того или иного проекта.
Для частных предприятий, выступающих участниками соглашения, предусмотрены особые условия реализации деятельности. Они обязаны исполнять условия договора своими силами.
Привлечение третьих лиц возможно только в том случае, если изначально это право было предусмотрено соглашением. При этом в случае участие в проекте иных субъектов, частный партнер будет полностью отвечать за его действия.
Участие третьих лиц в реализации ГЧП строго регламентируется. Нельзя просто привлечь сторонних субъектов, чтобы те полностью вникли и приняли участие в выбранном проекте. Публичный партнер (государство, в лице органов и предприятий) дает письменное согласие на участие третьей стороны. Данный документ фиксирует всех субъектов, которые могут участвовать в деятельности партнерства, соответственно, подобная возможность также ограничивается законом.
Кроме того, частные партнеры должны соответствовать ряду требований, чтобы государство согласилось на подобное сотрудничество. Относят сюда следующее:
- отсутствие факта проведения процедуры ликвидации компании, а также решения суда о возбуждении дела о банкротстве;
- оплата всех счетов по налогам и сборам, не должно быть установлено просрочек и недоимок по обязательным платежам на момент рассмотрения компании, как кандидата;
- отсутствие факта привлечения юридического лица к административной ответственности путем назначения наказания в виде приостановления работы;
- наличие лицензий и разрешений на выполнение соответствующих видов работ в соответствии с действующим законодательством.
Если публичный партнер выставляет иные требования, не установленные законом, то это можно считать незаконным. Отказ на их основании будет признан необоснованным.
Проекты, реализуемые ГЧП
Для России институт государственно-частных партнерств является сравнительно новым явлением. За период существования и применения понятия ГЧП в РФ было реализовано большое количество значимых проектов, позволяющих развить инфраструктуру в той или иной части страны.
Кроме того, был проработан и оценен механизм заключения финансовых сделок, изменен подход к их структурированию.
Самой востребованной сферой ГЧП является транспорт. Речь идет о дорогах, магистралях, железнодорожных путях. Например, линия ж/д Элегест – Кызыл – Курагино, которая потребовала около 200 миллиардов рублей, или автодорожный обход Тольятти, предполагающий прокладку моста через Волгу, на который ушло около 120 миллиардов рублей.
Указанные варианты ГЧП, которые были реализованы в форме концессий, запускались по инициативе частных предприятий. Инвесторы самостоятельно формировали идеи, проекты и предлагали заключить соглашения.
Это отличительная черта для партнерств, действующих в России, поскольку за границей намерение сотрудничать исходит от публичной стороны.
Перспективные направления ГЧП
Определяются сферы, которые уже получили большое количество проектов, реализуемых в рамках государственно-частных партнерств. Это транспорт, образование, здравоохранение и строительство.
Однако практика также позволила определить более перспективные направления, которые также нуждаются в подобном проектировании и развитии за счет средств, как частных инвесторов, так и государства.
Одной из таких областей выступают информационные технологии, которые в современном мире должны быть на высшем уровне.
Существует несколько проектов, которые предполагают заключение, так называемых цифровых концессионных соглашений. Примером может служить необходимость создания системы для мониторинга грузов, попадающих под санкции.
На реализацию такого проекта планируется потратить около 70 миллиардов рублей. Информационные технологии – будущего всего общества, соответственно, являются наиболее привлекательной сферой для инвесторов. Отсюда получило развитие вложение средств в искусственный интеллект, его разработку и совершенствование.
Несмотря на перспективность направлений, выбранных для дальнейшей реализации проектов ГЧП, сложившаяся ситуация, а именно серьезный экономический спад, не позволит завершить работу в установленные сроки. Однако отчаиваться инвесторам не стоит.
Если партнерства отложат проекты и перестанут пытаться, то это вовсе приведет к стагнации конкретной отрасли, чего допускать нельзя. Поскольку бизнес – средство для быстрого выхода из кризиса всей страны, необходимо создавать условия для его успешной реализации.
Что происходит с ГЧП в России
Несмотря на существующие риски и для инвестора, и для госзаказчика, форма ГЧП активно развивается в России. Так, Минэкономразвития ведет рейтинг регионов по использованию схемы государственно-частного партнерства. По итогам 2020 года в лидерах Московская область, Республика Саха (Якутия) и Москва. Курганская область — на 73-м месте по стране.
Национальный центр государственно-частного партнерства создал собственный рейтинг городов по уровню развития ГЧП. Выбраны для рейтинга были 100 российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые не включены в список в виду «несоразмерного объема городской экономики». Тут результаты совсем другие — в тройке оказались Сургут, Новосибирск и Нижневартовск. Курган здесь еще ниже — на 89–91-м местах.
ЧП в ГЧП
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
За 2019 год, по данным МЭР, объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. В министерстве отмечали, что это недостаточный уровень инвестиций — в Великобритании этот объем составляет 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9% от ВВП, в Канаде — 8,1% от ВВП.
Основные средства в рамках ГЧП тратятся на крупные инфраструктурные объекты — платные автодороги, объекты коммунальной инфраструктуры. Из отчета МЭР за 2019 год следует, что наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96%. По общему количеству наибольшее число соглашений заключено на муниципальном уровне — 94%, из них 93% приходятся на коммунальную сферу.
На социальную сферу по итогам 2019 года приходилось 7% всех концессионных соглашений и 4% от общего денежного объема по ним. Из этих 7% только пятая часть соглашений заключалась в сфере образования. Однако, как указывается в материалах Национального центра и АО «ИнфраВЭБ», российский рынок ГЧП в социальной сфере в последние годы «демонстрировал устойчивый рост как в количественном отношении, так и по объему привлеченных инвестиций». По состоянию на весну 2021 года в сфере социальной инфраструктуры реализуется 530 ГЧП-проектов на сумму 394,2 млрд рублей. В пример приводится использование типовых (коробочных) решений для создания школ и детских садов. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе на основе «коробок» уже запущено 13 проектов по строительству и эксплуатации школ (21,2 млрд руб. общих инвестиций), а в Ямало-Ненецком автономном округе — 14 проектов по строительству и эксплуатации детских садов (10,5 млрд руб. общих инвестиций).
ЧП в ГЧП
Фото: агентство городских новостей «Москва»
Отметим, что в марте этого года Минпросвещения разработало новую редакцию правил финансирования строительства школ на принципах ГЧП. Сообщалось, что эта программа позволит создать в стране более 647 тыс. новых современных школьных мест. Министр просвещения Сергей Кравцов тогда заявил, что механизмы ГЧП будут расширяться и в работе над нацпроектом «Образование», и при реализации конкретных образовательных проектов и программ.
В Национальном центре ГЧП сообщали, что на программу по созданию 647 тыс. новых мест потребуется 563 млрд руб., из которых более 295 млрд руб. — как раз внебюджетные инвестиции. Программу реализуют в три этапа, по итогам первого этапа отбор прошел 31 концессионный проект по созданию школ на 22 тыс. новых мест.
Заместитель министра просвещения Андрей Николаев ранее отмечал, что до этого подобной массовой господдержки для проектов, реализуемых на принципах ГЧП, в социальной сфере не было.
— По нашим расчетам, с использованием концессионной субсидии мы должны будем создать около 800 новых школ из запланированных 1300 до 2024 года, — говорил он в июле.
Финансирование проектов ГЧП: инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств
Возможности российских частных инвесторов, по словам главного юридического советника проектного офиса «Инфраструктуры России», члена генерального совета «Деловой России» Дениса Сверчкова, остаются значительными, несмотря на общий экономический упадок. Эксперт сообщил, что банки, НПФ и страховые компании управляют капиталом объемом более 80 трлн руб. Именно указанные участники инвестиционного рынка являются основными покупателями так называемых инфраструктурных облигаций.
На законодательном уровне понятие таких облигаций не определено, но на практике под ними в совокупности понимаются, как пояснил Денис Сверчков, «концессионные» облигации (включая при этом облигации в рамках ГЧП) (п. 4.2 Положения Банка России от 24 февраля 2016 г. № 534-П «», ), облигации, выпущенные специализированными финансовыми обществами и специализированными обществами проектного финансирования (ст. 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «», далее – Закон о рынке ценных бумаг). Ключевые отличия концессионных облигаций от других корпоративных облигаций, как заметил эксперт, состоят в том, что:
- они выпускаются частным партнером, осуществляющим деятельность в рамках ГЧП (муниципально-частного партнерства) или концессионного соглашения;
- частный субъект является, как правило, SPV, то есть специально созданным под реализацию проекта юрлицом;
- вложения держателям облигаций возвращаются эмитентом из денежного потока, генерируемого проектом.
Инфраструктурные облигации, по мнению Дениса Сверчкова, – эффективный инструмент привлечения средств для реализации соответствующих проектов. Однако существуют некоторые сложности. Например, организациям-эмитентам, подчеркнул эксперт, трудно попасть в Ломбардный список Банка России для того, чтобы повысить ценность выпускаемых бумаг, из-за высоких рейтинговых требований, а также необходимости представления гарантий финансирования доэксплуатационной стадии проекта. Тщательному анализу также подвергается сам инфраструктурный проект. Кроме того, теоретически, как заметил эксперт, концессионные облигации могут быть обеспечены прямыми государственными гарантиями (). Но на практике эти механизмы почти не применяются с 2012 года. На текущий момент, по словам Дениса Сверчкова, в сфере инфраструктурного строительства используются капитальные гранты, субсидирование и поддержка в форме гарантий минимального денежного потока при условии успешного завершения доэкплуатационной стадии проекта ГЧП или концессионного.
«Секьюритизация обязательств – это способ аккумулирования пула долговых обязательств в рамках соглашения о ГЧП, который позволяет привлечь дополнительное финансирование под залог будущего потока денежных средств», – так охарактеризовал эксперт еще один вариант финансирования в сфере ГЧП и муниципально-частного партнерства. Речь идет о том, что эксплуатирующая объект соглашения организация может прогнозировать свой денежный поток на основании уже подписанных договоров. И такие потенциальные поступления средств, как объяснил Денис Сверчков, можно «собрать» в единый пул прав требований, выступающий в качестве способа обеспечения исполнения обязательств для привлечения ценных бумаг на публичном рынке. В рамках обозначенной схемы для ее реализации создается, как правило, специальная компания – секьюритизирующее общество.
Ключевыми задачами такого структурированного финансирования, по мнению эксперта, являются:
- обеспечение финансированием инфраструктурных заемщиков на эксплуатационной стадии;
- расширение круга инвесторов инфраструктурных проектов;
- повышение уровня прозрачности транзакций;
- диверсификация рисков для инвесторов;
- обеспечение возможности присвоения выпуску ценных бумаг рейтинга существенно выше рейтинга эмитента.
«Если исходить из мировой практики, то секьюритизированные обязательства в сфере инфраструктурных проектов в рамках ГЧП, – это эталон кредитного качества», – заключил эксперт.