Государственно-частное партнерство

Введение

На развитие социально-экономического состояния регионов большое влияние оказывает структура социально –экономической системы, в которой назрела необходимость в модернизации механизмов регулирования общественных взаимоотношений в различных сферах.

Особое внимание должно быть уделено модернизации внедрения государственно-частного партнёрства, социального партнёрства и социального предпринимательства в инвестиционные инфраструктурные проекты регионов. Региональное управление будет эффективным, если будет соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития региона, а соответственно на сколько соответствует нуждам и потребностям населения, если разрабатывать применять новые способы, механизмы управления экономикой региона

Региональное управление будет эффективным, если будет соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития региона, а соответственно на сколько соответствует нуждам и потребностям населения, если разрабатывать применять новые способы, механизмы управления экономикой региона. .

Для решения социально-институциональных проблем регионов и страны в целом была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В Концепции развития страны до 2020 года кроме всего прочего были сформулированы и основные планы нацеленные на социально-экономическое развитие страны на долгосрочный срок, а так же представлены направления реализации выбранной стратегия, включая этапы и способы.

Одним из направлений реализации этой стратегии является содействие для повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики развитию механизма государственно-частного партнёрства, предоставление российским компаниям доступности к источникам долгосрочных инвестиций.

Экономика России должна трансформироваться в новую модель пространственного развития, в том числе: «формирование новых центров социально-экономического развития, опираться на развитие инфраструктуры: энергетической, транспортной, производственной, развитие сети территориально-производственных кластеров, которые будут задействовать потенциал регионов».

Цель работы – проанализировать состояние развития государственно-частного партнёрства по федеральным округам в рамках доступности и эффективности взаимодействия властных структур с бизнесом для совершенствования социально-экономической системы.

Объект исследования – взаимодействие властных структур и частного бизнеса как одного из факторов социально-экономического развития регионов.

Предмет исследования – взаимодействие властных структур, бизнеса и гражданского общества через механизм государственно-частного партнёрства.

При проведении исследования использовались методы сравнительного анализа, обобщений, обработка результатов исследования.

Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?

Постановлением Правительства РК №710 от 06.11.2017 г. утвержден перечень объектов, которые не могут быть реализованы в рамках ГЧП. К таким объектам относятся:

  • земля, воды (кроме права временного безвозмездного землепользования);
  • растительный и животный мир Казахстана;
  • особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т.д.);
  • объекты культурного наследия;
  • железнодорожная сеть;
  • водохозяйственные сооружения, имеющие стратегическое значение (плотины,гидроузлы);
  • медорганизации, работающие в сфере профилактики ВИЧ;
  • депозитарии возбудителей особо опасных инфекций.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты

Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике

Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие

Экономико-организационное обеспечение и эффекты государственно-частного партнерства в социальной сфере Краснодарского края

В последние годы использование инструментов ГЧП в регионах отождествляется в первую очередь спривлечением инвестиций в социально-экономическую сферу региона. Как правило, в понимании органов государственной власти субъектов РФ, партнерство рассматривается в виде предоставления частному партнеру определенного рода преференций, например, налоговых льгот, государственных гарантий и пр.

Для анализа уровня реализации проектов ГЧП можно воспользоваться данными официального рейтинга «Государственно-частное партнерство в России 2014-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов»100 с выборкой на регионы ЮФО — таблица 22.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о значительном разрыве между регионами-лидерами (Астраханская область, Ростовская область и Краснодарский край) и остальными регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Однако в Краснодарском крае наблюдается негативная тенденция понижения рейтинга, что, по мнению экспертов федерального портала «Росинфра. Платформа поддержки инфраструктурных проектов», это связано с отуствием экономически выгодных и интересных проектов ГЧП101.

Анализ положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»102 позволил выявить приоритетные сферы:

— строительство;

— курорты и туризм;

— спортивная инфраструктура.

Возможным представляется проследить динамику реализованных и планируемых к реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в отраслевом разрезе (рисунок 11).

Сегодня основным институциональным звеном в регионе, ведущим работу в сфере ГЧП является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Именно он является уполномоченной структурой в регионе по формированию и отбору проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края.

При этом инициатива о начале разработки проектов ГЧП принадлежит отраслевым ведомствам региональной администрации, Департамент лишь курирует процесс разработки и размещения проектов ГЧП.

Сегодня процедура отбора проектов ГЧП для реализации на территории Краснодарского края состоит из трех этапов:

1) подготовка заключений органов государственной власти Краснодарского края о целесообразности реализации проекта ГЧП;

2) рассмотрение проекта и заключений на него краевой комиссией по ГЧП;

3) принятие комиссией по ГЧП решения о целесообразности/ нецелесообразности реализации проекта ГЧП.

В 2016 г. разработаны и реализуются два методических документа, определяющих порядок определения объектов для передачи в концессию104, и порядок заключения концессионных соглашений105.

По данным Управления инфраструктурного финансирования Центрального аппарата ПАО Сбербанк емкость рынка ГЧП в Краснодарском крае составляет примерно 44 млрд рублей в год106.

В настоящее время в Краснодарском крае успешно реализованы 6 инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно -частного партнерства (таблица 23)107.

Из удачных примеров ГЧП в крае можно привести, например, совместное финансирование спортивных клубов.

Например, всем известна судьба двух региональных спортивных клубов – ФК «Кубань/Урожай» и ФК «Краснодар». Первый, почти целиком зависит от помощи государства, поддержки региональной власти. Например, только за 2016 год ФК Кубань получил из краевого бюджета около 2,7 млрд. рублей, но и этих денег оказалось недостаточно. Сегодня решается вопрос о выделении дополнительно 11 млрд. рублей. В противном случае ФК Кубань придется закрыть.

Другой спортивный клуб ФК «Краснодар», напротив имеет стабильное финансирование, но из частного источника. Его основным спонсором выступает ЗАО «Тандер» — хозяин знаменитых краснодарских «Магнитов». Только за 2017 год ФК «Краснодар» был профинансирован на 1,5 млрд. рублей, на август 2018 года клуб получил от ЗАО «Тандер» уже 1,4 млрд. рублей108.

При этом эту статью «доходов» не в силах преодолеть ни продажа билетов, ни телевизионная реклама. Сегодня спортивные клубы полностью оказываются зависимы от средств, выделяемых на их содержание из бюджета.

Так, ФК «Краснодар» покрывает свои расходы от продажи билетов не более чем на 18%, все остальное составляют средства спонсоров109.

Помимо ФК «Краснодар» есть масса спортивных клубов находящихся в таком же, «зависимом» от регионального бюджета положении – Футбольный клуб «Кубань», Баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», Волейбольный клуб «Динамо», Гандбольный клуб «СКИФ», Хоккейный клуб «Сочи» и многие другие.

Представление о финансировании этих клубов со стороны регионального бюджета дает таблица 24110.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

  1. Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
  2. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

  1. Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
  2. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
  3. Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.

Законодательство

Закон Республики Башкортостан от 30.11.2020 № 328-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций»Перечень приоритетных проектов муниципально-частного партнерства/концессии, реализация которых планируется на территории муниципального образованияРекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики.Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 653 от 23.04.2018 Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории ГО г. Уфа РБРаспоряжение Администрации ГО г. Уфа РБ № 41-р от 23.03.2021 «Об утверждении перечня приоритетных проектов муниципально-частного партнерства/концессии, реализация которых планируется на территории муниципального образованияПостановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 1182 от 12.09.2017 «Об утверждении положения об Общественном совете по улучшению инвестиционного климата при главе Администрации городского округа город Уфа Республики БашкортостанПостановление Главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 29 октября 2013 г. N 5528 «Об утверждении положения о межведомственной инвестиционной комиссии при Администрации ГО г. Уфа РБ и состава межведомственной инвестиционной комиссии

Постановление Главы ГО г. Уфа РБ № 3 от 13.05.2016 «Об определении уполномоченного органа в сфере муниципально-частного партнерстваРешение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 февраля 2018 г. N 197 «О полномочиях по реализации концессионных соглашенийРешение Совета городского округа г. Уфа РБ от 30.05.2018 N 26/6 «Об утверждении Порядка реализации проектов концессионных соглашений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

Какова роль Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» в ГЧП?

В создании ГЧП немаловажная роль отводится и Национальной палате предпринимателей. Согласно закону №379-V от 31.10.2015 г. НПП «Атамекен» выполняет следующие функции:

  • проводит экспертизу проекта ГЧП и готовит экспертное заключение касательно экономических перспектив проекта;
  • формирует реестр потенциальных инвесторов из числа представителей частного бизнеса;
  • принимает участие в конкурсной комиссии по определению партнера;
  • проводит мониторинг практической реализации проектов ГЧП.

Также, параллельно с Казахстанским центром ГЧП, проводит:

  • консультации для предпринимателей по общим вопросам касательно ГЧП;
  • проведение презентаций и семинаров по вопросам ГЧП;
  • консультации по разработке  концепции проекта;
  • юридическое и экономическое сопровождение победителей конкурса при заключении договоров ГЧП;
  • помощь в решении возникающих у предпринимателей проблем.

Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий

Перечни объектов концессионных соглашений () и соглашений о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве () являются закрытыми. Так, директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова заметила, что в настоящее время отсутствует законодательная база для практики ГЧП в сферах жилищного строительства и военной промышленности. Только, например, здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий могут быть объектами концессионных соглашений (). «Ранее сложности были и в IT-сфере. Для реализации проекта необходимо было привязаться к какому-либо объекту недвижимости. Возможность включения в объект соглашения интеллектуальной собственности напрямую тоже отсутствовала», – отметила эксперт. То есть до вступления в силу поправок, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты информационных технологий нужно было соотносить со зданиями, с помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с информационными системами, для того, чтобы можно было в их отношении применять механизмы ГЧП и заключать концессионные соглашения.

Теперь, с 29 июня 2018 года объектами концессионных соглашений и ГЧП могут быть программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе госинформсистемы), сайты, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, совокупность указанных объектов либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими объектами IT и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности (, ). Отдельно в законах обозначили в качестве объекта соглашений и совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий (центры обработки данных) (, )

Однако важно подчеркнуть, что партнерство публичных и частных субъектов в сфере IT согласно Закону № 224-ФЗ может быть реализовано только на федеральном и региональном уровнях. Заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов не допускается ()

Дарья Годунова считает в связи с этим, что осуществлять проекты по реализации концепции smart-городов (так называемых «умных» городов) придется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению эксперта, перспективными для ГЧП являются такие сферы цифровизации, как:

  • транспорт – цифровизация элементов обустройства авто- и железнодорожных магистралей;
  • здравоохранение – применение цифровых технологий при оказании медицинских услуг (от методов лечения до электронных карточек пациента);
  • сельское хозяйство – создание электронных систем для оптимизации производства и осуществления контроля за сельхозпроизводителями;
  • благоустройство городской среды – цифровизация транспортных остановок (умные остановки), парковок, обеспечение доступа к wi-fi в городском транспорте, общественных местах;
  • промышленность – установка ПО на производстве (от конвейера до учета);
  • экология и ЖКХ – использование технологий для охраны окружающей среды, в том числе сбора, утилизации и переработки мусора (от датчиков на машинах до управления сортировкой);
  • госсервисы – внедрение электронного документооборота и т. д.

Для публичных партнеров, по словам Дарьи Годуновой, выгодно использовать инструментарий ГЧП, поскольку обеспечиваются возможности выполнения целого комплекса работ по созданию и последующей эксплуатации объекта на основании одного соглашения, гибкого распределения рисков, структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ и установления расширенной ответственности частного партнера в части исполнения его обязательств. Частные инвесторы, в свою очередь, могут быть заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях и предоставлении капитальных грантов, то есть принятии публичным партнером на себя части расходов на создание объекта на инвестиционной стадии проекта.

Что происходит с ГЧП в России

Несмотря на существующие риски и для инвестора, и для госзаказчика, форма ГЧП активно развивается в России. Так, Минэкономразвития ведет рейтинг регионов по использованию схемы государственно-частного партнерства. По итогам 2020 года в лидерах Московская область, Республика Саха (Якутия) и Москва. Курганская область — на 73-м месте по стране.

Национальный центр государственно-частного партнерства создал собственный рейтинг городов по уровню развития ГЧП. Выбраны для рейтинга были 100 российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые не включены в список в виду «несоразмерного объема городской экономики». Тут результаты совсем другие — в тройке оказались Сургут, Новосибирск и Нижневартовск. Курган здесь еще ниже — на 89–91-м местах.

ЧП в ГЧП

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

За 2019 год, по данным МЭР, объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. В министерстве отмечали, что это недостаточный уровень инвестиций — в Великобритании этот объем составляет 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии — 6,9% от ВВП, в Канаде — 8,1% от ВВП.

Основные средства в рамках ГЧП тратятся на крупные инфраструктурные объекты — платные автодороги, объекты коммунальной инфраструктуры. Из отчета МЭР за 2019 год следует, что наибольший объем инвестиций (42%) предусмотрен в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96%. По общему количеству наибольшее число соглашений заключено на муниципальном уровне — 94%, из них 93% приходятся на коммунальную сферу.

На социальную сферу по итогам 2019 года приходилось 7% всех концессионных соглашений и 4% от общего денежного объема по ним. Из этих 7% только пятая часть соглашений заключалась в сфере образования. Однако, как указывается в материалах Национального центра и АО «ИнфраВЭБ», российский рынок ГЧП в социальной сфере в последние годы «демонстрировал устойчивый рост как в количественном отношении, так и по объему привлеченных инвестиций». По состоянию на весну 2021 года в сфере социальной инфраструктуры реализуется 530 ГЧП-проектов на сумму 394,2 млрд рублей. В пример приводится использование типовых (коробочных) решений для создания школ и детских садов. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе на основе «коробок» уже запущено 13 проектов по строительству и эксплуатации школ (21,2 млрд руб. общих инвестиций), а в Ямало-Ненецком автономном округе — 14 проектов по строительству и эксплуатации детских садов (10,5 млрд руб. общих инвестиций).

ЧП в ГЧП

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Отметим, что в марте этого года Минпросвещения разработало новую редакцию правил финансирования строительства школ на принципах ГЧП. Сообщалось, что эта программа позволит создать в стране более 647 тыс. новых современных школьных мест. Министр просвещения Сергей Кравцов тогда заявил, что механизмы ГЧП будут расширяться и в работе над нацпроектом «Образование», и при реализации конкретных образовательных проектов и программ.

В Национальном центре ГЧП сообщали, что на программу по созданию 647 тыс. новых мест потребуется 563 млрд руб., из которых более 295 млрд руб. — как раз внебюджетные инвестиции. Программу реализуют в три этапа, по итогам первого этапа отбор прошел 31 концессионный проект по созданию школ на 22 тыс. новых мест.

Заместитель министра просвещения Андрей Николаев ранее отмечал, что до этого подобной массовой господдержки для проектов, реализуемых на принципах ГЧП, в социальной сфере не было.

— По нашим расчетам, с использованием концессионной субсидии мы должны будем создать около 800 новых школ из запланированных 1300 до 2024 года, — говорил он в июле.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Преимущества и недостатки ГЧП.

Преимущества ГЧП для государства очевидны. Механизм ГЧП позволяет государству снять себя часть административных функций и сократить расходы бюджетных средств на реализацию проектов. При этом выполняется социальная роль государства в части обеспечения населения доступной инфраструктурой. Чем же ГЧП привлекательно для частных инвесторов?

Основным плюсом ГЧП для частного бизнеса является стабильность и надежность партнера в лице государства. Закон гарантирует соблюдение принципа сбалансированности, что означает, что коммерческие риски также распределяются между двумя партнерами. Договора ГЧП предусматривают обязательный пункт об обязательствах государства. А в случае нарушения прав партнера-инвестора, предусмотрена возможность применения им санкций. Как в стабильных условиях, так и в условиях кризиса государство представляется самым надежным партнером. А значит инвестор защищен как от юридических казусов, так и от невыполнения второй стороной своих финансовых обязательств.

Также ГЧП, как правило, подразумевает долгосрочные контракты продолжительностью 5-10 лет. Тем самым инвесторы обеспечивают себе стабильный бизнес с минимальным риском потери средств.

Недостатками ГЧП для частного бизнеса можно считать большое количество бюрократических процедур, а также традиционно невысокую рентабельность проектов социальной сферы.

О примерах

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

Мировая практика реализации проектов ГЧП

В настоящее время проекты ГЧП оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Разработка и реализация проектов на принципах ГЧП осуществляется во многих развитых и развивающихся странах. Наиболее успешно проекты ГЧП реализуются в таких странах как Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Италия, Германия, Япония. Признанными лидерами в области государственно-частных проектов являются США, Великобритания, Франция и Германия. Проекты ГЧП реализуются во многих отраслях и областях экономики, но преимущественно такие проекты сосредоточены в сфере инфраструктуры, ЖКХ, строительства и реконструкции дорог, образования, здравоохранения.

Изучение статистических данных, публикуемых европейским центром ГЧП, показывает, что в странах ЕС за последнее десятилетие несколько сократилось количество проектов, реализуемых на принципах ГЧП (рисунок 1).

Рисунок 1. Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах

В тоже время стоимостная оценка проектов практически не изменилась за 2009-2015 гг. Средняя стоимость проектов ГЧП, достигших стадии закрытия, в 2015 году составила 15.6 млрд. евро, что на 17% ниже по сравнению с 2014 годом (18.7 млрд. евро). В 2015 году были завершены пять крупных проектов, по сравнению с двумя проектами в 2014 году. Их совокупная стоимость составила около 62 % от общей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке. Три крупных проекта ГЧП реализуются в Турции (строительство аэропорта, двух медицинских центров). Один крупный проект выполняется во Франции (строительство порта) и один проект в Нидерландах (строительство морского шлюза). Государство принимало участие в оплате более 85 % проектов ГЧП .

Турция является лидером по стоимости проектов ГЧП (9,2 млрд. евро) по итогам 2015 года. Далее следует Великобритания и Франция. По количеству завершаемых проектов сохраняет лидерство Великобритания, здесь в 2015 году закончено 15 проектов против 24 в 2014 году.

Что касается отраслевой принадлежности проектов ГЧП, реализуемых в ЕС, то лидером остается транспортный сектор, на который приходится свыше 60 % от общей рыночной стоимости всех проектов. Проекты в сфере здравоохранения являются вторыми в стоимостном выражении. Третье место занимает образование. По такому критерию как количество завершенных проектов ГЧП в 2015 году лидирует образование (15 проектов), далее транспорт (12 проектов) и здравоохранение (10 проектов).

Из общего количества проектов ГЧП в странах ЕС, завершенных в 2015 году (49 проектов), более 40 % (20 проектов) были выполнены с учетом предоставления финансовых средств институциональными инвесторами (страховые компании, пенсионные фонды) посредством различных финансовых моделей. В целом, институциональные инвесторы предоставили около 1,2 млрд. евро (2,8 млрд. евро в 2014 году) участникам европейского рынка проектов ГЧП. При этом сроки погашения задолженности составили в среднем 25 лет (максимум – 31 год). Задолжниками институциональных инвесторов являются восемь стран: Великобритании, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Финляндия, Турция и Нидерланды. Следует отметить, что сохраняется важная роль организаций ЕС, национальных правительств и государственных финансовых учреждений (национальных или наднациональных) в финансировании ряда проектов ГЧП. Например, проект по созданию электронного документооборота в судах Греции, осуществлялся при существенной финансовой поддержки со стороны ЕС. Европейский инвестиционный банк профинансировал 11 проектов ГЧП, общая сумма кредитования составила 1,2 млрд. евро. Другие международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, также участвовали в финансировании крупных проектов ГЧП .

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector