В каких случаях можно говорить о наличии у организации обособленного подразделения?

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Особенности открытия ООО в другом городе

Российское законодательство (ст. 8 ФЗ №129) устанавливает, что оформлять ООО нужно по местонахождению его юридического адреса. То есть какой-то особой привязки к тому, где живёт учредитель, нет.

Иногда бывает так, что ООО по разным причинам зарегистрировано в одном городе, но его деятельность по факту сместилась в другой. Что делать? В таком случае стоит заняться открытием обособленного подразделения ООО в другом городе, чтобы с проверяющими органами не возникло проблем. Проходить регистрацию снова не потребуется.

Обособленное подразделение не приравнивается к филиалу. Тем не менее руководитель компании на основании статьи 23 НК РФ обязан подать все соответствующие документы в местное отделение ФНС РФ и оплачивать налоги там.

Периодически необходимость сменить точное местонахождение возникает далеко не сразу. Например, в процессе своей деятельности компания обнаружила, что её услуги или же товары пользуются большим спросом в соседнем регионе. В таком случае стоит перевести ООО в другой город: с экономической точки зрения это целесообразно. Чтобы с проверяющими органами не возникло проблем, сначала нужно заняться сверкой с ПФР, ФСС и ФНС. Переезжать можно будет, когда у этих органов не останется вопросов, а вы получите на руки соответствующие акты.

Дальше надо подать заявление о том, чтобы компанию сняли с места прежней регистрации. И потом уже пройти её снова. В целом переезд ООО в другой город напоминает по своему характеру повторную регистрацию, только он проходит часто быстрее и легче, потому что все необходимые документы у вас уже есть на руках. Плюс сама по себе процедура вам знакома.

Иногда возникает необходимость сменить юридический адрес (истёк срок договора аренды, а владелец отказывается его продлевать, изменились обстоятельства и прочее). Что делать?

По своему характеру смена адреса ООО в другом городе напоминает процедуру повторной регистрации. То есть вам надо будет сообщить в ФНС РФ, что вы снимаете компанию с учёта, отправить уведомления в ФСС и в ПФР. А потом уже пройти процедуру повторно на новом месте.

Регистрация обособленного подразделения в 2019 году

Если бизнес успешно развивается, то компании может стать «тесно» в своем регионе. Поэтому, чтобы освоить новые горизонты, организация вправе создать в других городах и районах свои отделения. Рассмотрим, как правильно провести регистрацию структурного подразделения компании.

Что такое обособленное подразделение и какими они бывают

Законодательство дает возможность компаниям открывать обособленные подразделения (ОП) как на территории своего региона, так и за его пределами.

Статья 55 ГК РФ выделяет среди ОП филиалы и представительства. Отличие в том, что филиал дублирует функции основного юридического лица (полностью или частично), а представительство — обеспечивает защиту интересов компании в данном регионе и ведет рекламную деятельность.

НК РФ (п. 2 ст. 11) определяет ОП шире. Оно должно отвечать следующим критериям:

  • расположение за пределами территории, где находится основная компания;
  • наличие минимум одного стационарного рабочего места (т. е. созданного на срок, превышающий один месяц).

Важно!

ОП любого вида — это не самостоятельное юридическое лицо, сколь бы крупным оно ни было.

Когда нужно регистрировать обособленное подразделение?

ОП подлежит регистрации:

  1. В любом случае, если это филиал или представительство (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
  2. Если создано на срок более месяца — для других типов ОП.

«Днем рождения» ОП бизнесмены обычно считают дату издания приказа о его создании. Но налоговики могут посчитать ОП начавшим деятельность и с другой даты, например, после перехода к организации права собственности или пользования помещением. Поэтому нужно быть внимательным при соблюдении сроков регистрации ОП, о которых будет сказано ниже.

Особенности постановки на учет обособленного подразделения

ОП в ЕГРЮЛ включать не обязательно, но о новшествах необходимо проинформировать налоговиков. Если обособка и головная организация находятся в ведении одной ИФНС, но по разным адресам, то регистрировать ОП все равно придется. Ведь в данном случае выполняется основное условие: территориальная обособленность.

Пошаговая инструкция по открытию обособленного подразделения

Эксперты 1C-WiseAdvice подготовили инструкцию, которая поможет открыть ОП легко.

Шаг 1. Принимаем решение о создании обособленного подразделения и документально его оформляем.

Важно!

Если создаем филиал/представительство, то необходимо решение учредителей, для открытия иного ОП вполне подойдет приказ руководителя компании.

Шаг 2. Разрабатываем документацию, регулирующую деятельность ОП. Назначаем руководителя нового подразделения.

Сотрудники представительств. Ответы на важные вопросы

Шаг 4. Регистрируем ОП в налоговой.

Шаг 5. Регистрируем ОП в фондах (если это подразделение будет самостоятельно выплачивать зарплату).

Документы для открытия ОП

Чтобы зарегистрировать филиала или ОП, направляем в налоговую документы:

  1. Заявление о регистрации. Если новшества, касающиеся ОП, требуют корректировки устава компании, следует использовать форму Р13001.
  2. Заверенную копию квитанции (платежки) на перечисление госпошлины.
  3. Решение учредителей о создании.
  4. Учредительные документы (если это ОП включается в устав).

Обратите внимание!

Документы направляются в ИФНС по месту нахождения компании.

Если же создается ОП иного вида, достаточно сдать в ИФНС уведомление об открытии обособленного подразделения по форме С-09-3-1. Образец заполнения этого документа можно скачать здесь.

Форма содержит информацию о головной компании и открываемом подразделении: наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес.

Как заполнить форму Р14001 при смене и добавлении ОКВЭД

Обратите внимание!

У ОП нет ОГРН и ИНН, так как обособленное подразделение не является юрлицом. Своим у ОП будет только код КПП.

Если ОП любого вида будет самостоятельно перечислять зарплату своим сотрудникам, то об этом необходимо сообщить в налоговую инспекцию и в ФСС РФ.

Рабочие места

Рабочие места — это второе обязательное условие для открытия обособленного подразделения. При этом они должны быть стационарными. Для того чтобы определиться, что необходимо понимать под этой фразой, нужно прочесть статью 209 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с нормой, рабочим будет то место, в котором сотруднику необходимо выполнять свою трудовую деятельность, или тут он будет совершать свои профессиональные функции, которые должны контролироваться со стороны нанимателя в косвенном или прямом виде. В данном случае ключевым звеном будет служащий. Соответственно, если не будет сотрудников, то рабочих мест и самой компании тоже не будет. В том случае, если служащие все-таки отсутствуют либо деятельность приостановлена, местонахождение предприятия определить будет невозможно. Соответственно, производится закрытие обособленного подразделения.

Разница и сходство филиалов и представительств

Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).

Гражданское законодательство различает два вида подразделений– это филиал и представительство (ст. 55 ГК РФ). Согласно этой статье представительство — это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал, в свою очередь, это обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительскую функцию.

Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.

Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.

  1. Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.

  1. Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.

  1. Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.

Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.

  1. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.

  1. Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.

На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.

Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).

В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

Нужно ли сообщать в ФНС

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ, организация должна уведомить ФНС обо всех созданных ею ОП, кроме филиалов и представительств. Таким образом, если создается обособленное подразделение юридического лица иного типа, у налогоплательщика возникает обязанность уведомить об этом налоговую службу.

Для этого разработана форма № С-09-3-1, утвержденная приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. О создании простого ОП нужно сообщить в течение месяца. Если в сведения о нем вносятся изменения, то такая информация должна быть представлена в налоговый орган в течение 3 дней.

Если же открывается филиал или представительство, то порядок сообщения другой. Такая информация вносится в ЕГРЮЛ, а для этого нужно направить в ИФНС форму Р14001. Налоговая инспекция получит все нужные данные о филиале (представительстве) из реестра юридических лиц.

Когда обособленное подразделение закрывается, об этом также нужно уведомить ИФНС в трехдневный срок. Причем согласно пункту 3.1 статьи 23 НК РФ, требование распространяется на все типы обособленных подразделений, в том числе на филиалы и представительства. В таком случае применяется форма № С-09-3-2, которая также есть в приказе № ММВ-7-6/362@.

Итак, мы разобрались, что значит обособленное подразделение и каким оно может быть. Осталось добавить, что при работе через ОП, о создании которого в ИФНС в установленном порядке данные поданы не были, можно получить штраф. Если это филиал или представительство, то в соответствии со статьей 14.25 КоАП он составит 5 000 рублей. Наличие ОП иного вида могут расценить как непредставление ИФНС необходимых для контроля сведений и назначить штраф 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Кроме того, есть случаи, когда отсутствие информации об обособленном подразделении расценивалось, как нарушения порядка постановки на налоговый учет. В соответствии с пунктом 1 статьи 116 НК РФ, за это положен штраф 10 000 рублей.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно

Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

  1. Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест. Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.

После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

Особенности уплаты налога на прибыль ГУП (МУП), имеющими ОП.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль плательщиком, у которого есть обособленные подразделения, отражены в ст. 288 НК РФ, согласно которой этот налогоплательщик исчисление и внесение авансовых платежей и уплату сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит следующим образом:

  • в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по ОП (п. 1);

  • в доходную часть бюджетов субъектов РФ – по месту нахождения предприятия, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

Если налогоплательщик имеет несколько ОП на территории одного субъекта РФ, возможны два варианта:

1. Прибыль распределяется по всем обособленным подразделениям.

2. Прибыль не определяется по каждому подразделению отдельно. Определяется доля прибыли, приходящаяся на все подразделения, и налог уплачивается через одно из них. Причем налогоплательщик сам выбирает то ОП, через которое осуществляется уплата налога в бюджет данного субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Налог на прибыль (авансовые платежи), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисляется по ставкам, действующим на территориях, где расположены предприятие и его ОП соответственно (Письмо Минфина России от 07.12.2017 № 03-03-06/1/81500).

Если унитарное предприятие и его ОП находятся на территории одного субъекта РФ, предприятие вправе принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за свои ОП.

В случае уплаты головным предприятием налога в бюджет субъекта РФ за свои ОП оно вправе представлять налоговую декларацию в ИФНС только по своему месту нахождения (см. письма Минфина России от 03.07.2017 № 03-03-06/1/41778, от 18.02.2016 № 03-03-06/1/9188, от 09.07.2012 № 03-03-06/1/333).

Уведомления представляются в налоговый орган, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в текущем налоговом периоде налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы ОП, о выборе подразделения, через которое будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ.

Письмом ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 утверждены две рекомендуемые формы уведомлений:

  • 1 – направляют в налоговый орган, через который будет производиться уплата налога в бюджет субъекта РФ (второй экземпляр уведомления направляют в налоговый орган по месту учета головного предприятия);

  • 2 – направляют в налоговый орган, через который уплата налога в бюджет субъекта РФ производиться не будет.

Кроме того, в приложении 3 к указанному письму содержатся две схемы, наглядно показывающие порядок направления уведомлений:

  • при изменении порядка уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ;

  • при изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта РФ.

Закрытие обособленного подразделения

Для того чтобы закрыть подразделение, первоначально необходимо принять соответствующее решение. В зависимости от того, к какой категории относится обособленное подразделение, решение о закрытие принимается по-разному.

Если обособленное подразделение при открытии было поставлено на учет в ФСС, то фонд необходимо оповестить о закрытии подразделения. Для этого оформляется заявление по форме, представленной в Приложении № 2 к Приказу ФСС РФ от 22.04.2019 № 217. К заявлению необходимо приложить копию приказа о закрытии обособленного подразделения и справку по форме банка о закрытии расчетного счета.

После того, как подразделение будет снято с учета, по нему сдается вся отчетность и уплачиваются оставшиеся налоги и взносы. Декларация по налогу на прибыль заполняется за все периоды до конца календарного года, включая те, когда подразделение было уже закрыто. Ее необходимо сдавать в ИФНС по месту регистрации головного предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector