Виды социальной помощи

Понятие социального патронажа

Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть. Патронаж носит постоянный регулярный характер.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Социальная консультация

Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

  • информационной;
  • психологической;
  • педагогической;
  • правовой.

Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.

Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.

Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности

В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей

Чтобы подтвердить статус неимущей семьи, совокупный доход в расчете на 1 человека сравнивается с прожиточным минимумом по региону

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Государственная социальная помощь может включать не только денежные выплаты, но и натуральные

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными — это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению — это их право.
Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.
Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи — целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится.
Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.
Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.
Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо. 
Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.
Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов. 

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Технические средства реабилитации (ТСР)

Технические средства реабилитации — больной вопрос для каждого лежачего больного из-за крайней необходимости и высокой стоимости. Организация жизненного пространства дома, а также приобретение расходных материалов для лежачего больного требует существенных затрат (как правильно ухаживать за лежачим больным можно узнать из статьи «Как ухаживать за лежачим больным»).

Пример организации места для лежачего больного

Часть из этих расходов государство берет на себя. Для этого был создан Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В него входят наименования ТСР, приобретение которых государство оплачивает самостоятельно.

О том, что лежачему больному необходимы ТСР, может принять решение только лечащий врач лечебно-профилактического учреждения. Для этого его нужно вызвать на дом для оценки состояния больного. Он оформит  посыльный лист для разработки новой ИПР специально для получения необходимых ТСР.

Распоряжение Правительства РФ N 2347-р. от 30.12.2005 г. «О Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых иинвалиду»

Важно!

Наименования технических средств реабилитации в посыльном листе и в ИПР должны быть указаны в соответствии с классификацией ТСР.

ЦСО предоставляют инвалидам как абсорбирующее белье (памперсы, пеленки, прокладки), так и малогабаритные технические средства реабилитации, не требующие дополнительных консультаций при подборе.

Если ТСР медицинского назначения приобретаются самостоятельно, в ЦСО дополнительно необходимо представить справку из Департамента здравоохранения города Москвы о праве на получение денежной компенсации. Справка выдается на основании заявления и документов, подтверждающих расходы.

Пособие по безработице

Уровень жизни граждан в первую очередь зависит от величины дохода. Но попасть на хорошо оплачиваемое место удается не всем. Некоторые по ряду причин вообще остаются без работы. Государственная социальная помощь назначается гражданам, которые признаются безработными службой занятости населения. Независимо от того, по каким причинам гражданин остался нетрудоустроенным, размер денежного пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку за последние полгода. Если заявитель ранее не работал, размер пособия будет минимальным, т. е. не превысит 3000 рублей.

Социальная помощь гражданам оказывается не только в финансовой форме. Сотрудники службы занятости помогают человеку найти занятие, соответствующее его образованию и навыкам. От предлагаемого места работы человек имеет право отказаться. После третьего отказа гражданина снимают с учета службы занятости, а социальная помощь больше не предоставляется. Первые три месяца гражданину выплачивают пособие в размере 75 % от средней заработной платы за последние шесть месяцев. Последующие четыре месяца выплачивается лишь 60 %, а далее – 45 %. Помощь безработным оказывается не дольше 12 месяцев.

Понятие и цели предоставления

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:

  1. Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
  2. Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
  3. Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.

С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:

  • повышение уровня жизни населения страны;
  • увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
  • установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
  • контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
  • увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Подставленное государством в трудный момент плечо, помогает малоимущим семьям преодолеть возникшие в их жизни сложности.

Меры, направленные на поддержку многодетных семей

Первостепенное внимание государственные структуры уделяют семействам, в которых воспитывается более трех несовершеннолетних (в некоторых регионах — двух). Социальная помощь семьям осуществляется в нескольких направлениях

В большинстве случаев она является целевой. Это означает, что бюджетные средства выделяются для решения какого-то определенного вопроса

Социальная помощь семьям осуществляется в нескольких направлениях. В большинстве случаев она является целевой. Это означает, что бюджетные средства выделяются для решения какого-то определенного вопроса.

Законодательная база, направленная на регулирование действий государственных и иных органов по поддержке многодетных граждан, довольно объемна.

В нее входят:

  1. Указ Президента РФ № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  2. Федеральный закон № 81 от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  3. Региональные законы.

Скачать для просмотра и печати:Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Льготы и преференции многодетным семьям

Для того чтобы снизить уровень затрат родителей, дать им возможность больше времени проводить с подрастающим поколением, государством определены такие финансовые мероприятия:

  1. Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Размер определяется региональным правительством, как правило, составляет 30% от платежа за газ или аренду социального жилья, к примеру.
  2. Преференции многодетным родителям, желающим заниматься индивидуальным предпринимательством. Им снижается или вовсе отменяется регистрационный сбор.
  3. Бесплатно медицинские препараты выдаются болеющим малышам до 6 лет.
  4. Получение привилегий в сфере финансирования фермерского хозяйства.
  5. Обеспечение школьников за бюджетные деньги:
    • питанием в стенах образовательного учреждения;
    • школьной и спортивной формой.
  6. Детям обеспечивается льготный проезд на транспортных маршрутах таких линий:
    • внутригородских;
    • районных;
    • пригородных.

Другие преференции, связанные с организацией воспитательного процесса в многодетных семействах:

  1. Граждане, воспитывающие детей в больших семьях, имеют преимущества при:
    • трудоустройстве;
    • увольнении;
    • в процессе работы (гибкий график, первоочередной отпуск в летний период о другое).
  2. Детей принимают в дошкольные учреждения вне очереди.
  3. В учреждениях культуры раз в месяц устраивают дни бесплатного посещения для детей — льготников. К таковым относятся:
    • музеи;
    • выставки;
    • парки и другое.

Важно: граждане, имеющие детей, обеспечиваются льготами по налогообложению. Эта преференция напрямую связана с количеством несовершеннолетних

Мероприятия по социальной поддержке многодетных

Льготы получают все граждане, подпадающие под соответствующую категорию. Кроме такой поддержки, государство разрабатывает программы, в которые могут включаться только те граждане, которым это необходимо. Такой вид работы отличается от описанного выше тем, что проблема многодетной семьи в рамках госпрограммы решается совместными усилиями.

  1. Жилье по социальному найму — это возможность решить квартирный вопрос бесплатно. Для участия потребуется:
    • подтверждение:
      • факта отсутствия собственного жилья;
      • наличия льготного статуса;
    • обращение для постановки на учет в муниципальных органах.
  2. Кроме того, местные власти обязаны выделять земельные наделы многодетным на льготных основаниях. Участок предоставляется для возведения дома или организации личного подсобного хозяйства.
  3. Многодетным семьям положена адресная помощь. Она выдается по инициативе льготника, то есть требует заявления в муниципалитет. На 2017 год существуют такие виды целевой поддержки:
    • единоразовая матпомощь для решения конкретной проблемы (необходимо описать в заявлении);
    • выделение семейству продуктов за бюджетные средства;
    • ежемесячное денежное пособие.

Важно: описываемые виды поддержки требуют не только подтверждения льготного статуса, но и подтверждающих конкретную ситуацию документов

Виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам в Москве

В соответствии со ст. 16 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» социальное сопровождение предоставляется:

  • несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
  • воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
  • семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
  • одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
  • лицам, подвергшимся насилию;
  • многодетным семьям;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.

Такой вид социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам, как предоставление социального сопровождения, осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Справка! В соц. обеспечении присутствуют превентивные меры соцзащиты, когда региональные учреждения определяют факторы риска общественного направления, организуют предоставление услуг.

Соцзащита детей

Защита детей в социальном плане ведется в 3-х направлениях:

  1. в среде, где находятся дети;
  2. в семье;
  3. в сфере образования.

Социальная защита детей включает защиту жизненно важных потребностей, без учета которых невозможно психическое, физическое здоровье. На втором месте стоит необходимость обеспечения безопасности на всех уровнях: на физическом, экономическом, социальном. Также каждый ребенок имеет законное право на развитие своих способностей, права детей перечислены в Семейном Кодексе.

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Для детей также бесплатно медицинское обслуживание. Кроме того, каждый ребенок должен быть обеспечен питанием и питьевой водой. Поэтому граждане, имеющие детей, пользуются мерами социальной поддержки, если могут официально подтвердить, что их средств не хватает на обеспечение выше перечисленных гарантий.

Также дети должны быть жилищно обеспечены, а когда им исполнится 15 лет, у них появляются новые права – на профориентацию и возможность трудоустройства. При этом должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Если ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает ряд мер по его реабилитации и адаптации к нормальным социальным условиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector