Как в россии снимают «проклятие моногородов»
Содержание:
- Моногорода Украины. Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
- Агломерация. Что такое агломерация
- Значение термина
- Как проблему решают за рубежом
- Проблемы моногородов России. Библиографическое описание:
- С трудом терпимо
- Возникшие проблемы
- Город череповец. Общие сведения и история Череповца
- Поддержка инвестиционных проектов, на основе проектного финансирования
- Кредиты, займы, гарантии и поручительства проектам развития моногородов
- Меню категорий
- Магнитогорск — 392,3 км²
Моногорода Украины. Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
Государство и собственники градообразующих предприятий должны совместно осуществлять системную поддержку моногородов. Об этом заявил глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ по итогам проведенных совещаний с представителями бизнес-активов различных регионов. Об этом сообщает пресс-служба Федерации работодателей Украины.
По его словам, монофункциональные города будут развиваться, если в них появятся новые предприятия и будет развиваться малый и средний бизнес.
По словам Фирташа, сегодня четверть из всех украинских городов (более 120-ти) являются моногородами, и их развитие полностью зависит от одного или нескольких предприятий. В таких городах живет 2,5 миллиона украинцев. При этом, по мнению главы ФРУ, моногорода имеют большой потенциал для развития нового производства, малого и среднего бизнеса.
Федерация работодателей Украины выступает за то, чтобы государство, градообразующие предприятия, местные общины эффективно взаимодействовали. «В моногородах необходимо создавать новые рабочие места. Строить новые производства, развивать малый и средний бизнес – это задача предпринимателей. Задача государства и местных общин – создать условия для того, чтобы и крупный, и малый бизнес могли нормально существовать. Нужно изменить политику в отношении моногородов – не обещать помочь, а дать бизнесу возможность развиваться и развивать эти города», – сказал Фирташ.
Федерация работодателей Украины считает правильным, если в Украине проблемы моногородов будут рассматриваться на системном государственном уровне, а правительство примет новую Национальную программу развития моногородов. По словам Дмитрия Фирташа, Федерация работодателей готова участвовать в формировании этой стратегии. При этом Фирташ призвал собственников крупных предприятий, от которых зависит развитие моногородов, быть социально ответственными и брать на себя дополнительные обязательства по развитию жизни в городе. «Нужно понимать, что если ты — собственник предприятия, от которого зависит целый город, — просто платить налоги, что, разумеется, нужно делать, — не достаточно. Нужно, чтобы позиция собственника менялась, была активной», — сказал он.
Глава ФРУ отметил, что появление новых производств, развитие малого и среднего бизнеса снизит зависимость моногородов от одного-двух крупных градообразующих предприятий и даст толчок к формированию полноценного среднего класса, повышению уровня жизни в стране в целом.
В Украине 459 городов, 120 из них являются монофункциональными. Развитие таких городов зависит от одного-трех крупных предприятий. Для комплексного изучения ситуации Глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ в марте инициировал создание Реестра моногородов и градообразующих предприятий Украины.
Агломерация. Что такое агломерация
Очень часто люди не могут дать определение понятиям, которые напрямую касаются их жизни. Вот простой пример: многие живут в больших городах и их пригородах. Но знают ли они, что такое агломерация?
Агломерация – это и есть город с его районами и пригородами, или несколько тесно связанных, местами сросшихся между собой городов. Но стоит отметить, что совсем не обязательно соседние города и населенные пункты представляют собой агломерацию. У нее есть определенные критерии. Один из них – так называемые маятниковые миграции. За этим сложным термином скрываются хорошо знакомые поездки, например, из пригорода в город или из маленького населенного пункта в более крупный на работу, учебу, за покупками и т. д.Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. Из названия становится ясно, что в первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты. Моноцентрической, например, считается московская агломерация. Что же касается полицентрических агломераций, то здесь есть несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Самый известный пример конурбации – скопление городов в Рурском регионе Германии.Чемпионом в номинации «самая большая агломерация» является Япония – в Токийской агломерации проживает около 35 миллионов жителей. В России, как и следовало ожидать, самыми крупными являются Московская и Петербургская агломерации, а вот третьей по размеру считается Самаро-Тольяттинская.Нельзя однозначно сказать, хорош ли факт слияния городов в агломерации. С одной стороны, процесс этот обычно экономически выгоден, предприятия объединяются не только функционально, но и территориально, строится соответствующая инфраструктура, объединяются административные ресурсы.С другой стороны, как и всяким большим образованием, агломерацией крайне сложно управлять, ряд важных вопросов, которые могли бы решаться на местах, уходят в «центр», создается почва для коррупции.Впрочем, сегодня « плюсы » значительно перевешивают « минусы », а потому агломераций и мегаполисов становится все больше.
Значение термина
Понятие «моногород» в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает «моногород». Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия.
Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли.
Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.
Как проблему решают за рубежом
С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.
У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:
- закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
- санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.
Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».
Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.
Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).
Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города
Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы
Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:
- «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
- «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
- «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.
Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.
Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.
Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:
- наличие четкого плана развития;
- активное сотрудничество государства и частного сектора;
- современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
- упор на сферу услуг и туризм;
- активное развитие сферы образования и информационных технологий;
- налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.
Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.
Проблемы моногородов России. Библиографическое описание:
Проблема реструктуризации и
развития монопрофильных городов (моногородов), экономика
которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы
или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных
условиях одного или двух предприятий, является сегодня для России
чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане.
Властные структуры, предприятия и жители большинства из них
оказываются неспособными своими силами компенсировать всё
возрастающие риски динамичной внешней экономической среды,
исключающие возможность устойчивого развития города.
Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства
регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы
одному из двух признаков :
доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе
предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой
производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25%
экономически активного населения города;
объем производства градообразующего предприятия
или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой
производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема
промышленного производства города.
Независимые эксперты расширяют официально
предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному,
указывая на следующие его характерные признаки :
наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий,
относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент
отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города
обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем
людей;
наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий,
работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих
внутренние нужды города;
значительная зависимость доходной части бюджета города от
деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;
низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный
профессиональный состав);
значительная удаленность города от других, более крупных населенных
пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в
городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры,
обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и
железные, телефонная сеть и т.д.).
В целом, идея создания и
развития моногородов такова: моногорода специализируются на отдельных
градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в
город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий
города в другие города – «экспортные» денежные
потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются
возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей
отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу,
финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья,
электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные
сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские
товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются
предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории
города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации,
транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и
обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей
отрасли. Распределение предприятий города по основным отраслевым
группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому
абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения,
металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.
С трудом терпимо
По состоянию на 2016 год, 94 моногорода находятся в «красной зоне» с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В 154 городах есть «риски ухудшения социально-экономического положения» («желтая зона»). В «зеленой зоне» со стабильной социально-экономической ситуацией всего 71 город. Данные Счетной палаты РФ указывают на усиление отрицательных тенденций в социально-экономическом состоянии моногородов.
В 2016 году по сравнению с 2015-м темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий снизился с 98,6% до 95,8%, а степень загрузки их производственных мощностей — с 64,8% до 60,1%. За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, а количество занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%. Опрос жителей 60 моногородов, проведенный Счетной палатой РФ, показал, что более 70% жителей (в 2015 году их было 60%) оценивают социально-экономическую ситуацию как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом». Работу местных властей по улучшению этой ситуации жители оценили крайне низко.
В 2018 году Счетная палата признала государственную программу поддержки моногородов провальной. А в июне 2019-го было объявлено о проекте новой программы с бюджетом 57,3 млрд руб.
Главные задачи, стоящие перед городскими, региональными и федеральными властями, были не раз сформулированы в различных программах поддержки. Это модернизация градообразующих производств и диверсификация экономики, которая позволит городам быть менее моно-зависимыми. Это поощрение предпринимательской активности жителей и привлечение инвесторов, создание современной инфраструктуры и системы социальной поддержки, чтобы людям хотелось жить в моногородах, там работать и создавать семьи. В населенных пунктах «зеленых зон» такие преобразования проводить проще, труднее приходится «желтым» и «красным» зонам, где упадок приобрел системный характер.
Примером может послужить карельский поселок Надвоицы, находящийся в глубоком кризисе после закрытия в августе 2018 года Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Минэкономразвития включило его в список 11 самых проблемных моногородов России. Относительно «крупными» работодателями после закрытия НАЗ здесь считаются исправительная колония и компания ООО «Русский Радиатор». Немногочисленные вакансии предлагают зарплату 30 тыс. руб. Поселку Надвоицы присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, но положительного эффекта жители пока не замечают. На заложенный в 2014 году в Надвоицах промышленный парк возлагало большие надежды региональное правительство. Парк начали строить в 2015 году и должны были ввести в эксплуатацию в 2017-м. Но этого не произошло: привлечь инвесторов так и не удалось, хотя вложения в объект превысили 255 млн руб. Эти деньги Республика Карелия будет обязана вернуть Фонду развития моногородов.
«Потенциальные инвесторы исчезли, когда узнали о здешней цене на электричество. А инновационный парк остался. Всю его инфраструктуру завод снимает с баланса, убирает охрану. После чего и автобазы, и санатории в считанные месяцы превращаются в рухлядь», — комментирует ситуацию в поселке журналист Илья Шепелин, сравнив местный пейзаж с кадрами из воюющей Сирии.
Возникшие проблемы
С приходом девяностых годов прошлого столетия основная часть моногородов оказалась в сложной ситуации. Этому способствовали:
— спад уровня производства;
— разрыв связей плановой экономики;
— неспособность основной продукции конкурировать на рынке;
— большое количество социальных объектов на балансе предприятий.
Все эти факторы в значительной степени повлияли на ухудшение качества жизни населения моногородов. Проблема таких заводских поселков заключена в том, что расположенные на их территории предприятия потеряли значительную часть рынка сбыта. Особенно тяжелое положение сложилось в тех населенных пунктах, в экономике которых доминировал находящийся рядом производственный комплекс. Как могут выйти из кризисной ситуации такие моногорода? Поддержка государства требуется им непременно.
В особенно трудном положении оказались закрытые моногорода. В связи с потерей спроса на продукцию они оказались на грани исчезновения. Отсутствие финансирования со стороны государства привело к прекращению научных исследований и росту безработицы. На сегодняшний день программа моногородов закрытого типа должна исходить из имеющегося в них огромного антикризисного потенциала. К тому же государство, заботящееся о своей обороноспособности и безопасности, намерено продолжать финансировать деятельность этих высокотехнологичных предприятий. На сегодняшний день закрытые моногорода начали выпускать продукцию на экспорт. К примеру, расположенный в Новоуральске электрохимический комбинат поставляет малообогащенный уран в Испанию, Германию, Францию, Швецию, Великобританию, Финляндию и в страны СНГ.
Город череповец. Общие сведения и история Череповца
Череповец – крупнейший город Вологодской области (это редкость, когда город, не являющийся столицей региона, крупнее её). Вопреки мнению многих россиян, Вологодская область не находится на юге России или где-то «за Уралом». Это северо-западная область России, от которой рукой подать до Санкт-Петербурга и совсем недалеко до Москвы.
Вышесказанное, естественно, распространяется и на Череповец. Конечно, Череповец – провинциальный город (как, по сути, и любой другой, кроме столицы), но ассоциировать его с каким-то глухим углом (как это изредка делается в некоторых юмористических передачах) некорректно.
Октябрьский мост (одна из достопримечательностей Череповца) и вид на 104-й микрорайон
Город стоит на двух реках: Шексне и Ягорбе. Рядом с Череповцом находится Рыбинское водохранилище. Столица Вологодской области расположена в 120 километрах от Череповца (города сообщаются по трассе Вологда – Новая Ладога). Взаимоотношения городов специфические, наполненные шутками и мифологией про «медленную» Вологду и «Череповец-в-котором-аж-дышать-нечем» (много заводов).
Своеобразное противостояние-взаимопритяжение длится с тех самых пор, когда Череповец в 50-е-70-е годы прошлого столетия превратился из маленького провинциального городка в промышленного гиганта.
Храм в честь Преподобных Афанасия и Феодосия в Макарьинской роще
Череповцу был присвоен статус города в 1777 году указом императрицы Екатерины. Надо сказать, что люди в этих местах жили с давних времён. В 1362 году был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь (сейчас на этом месте стоит Воскресенский собор).
Есть несколько версий происхождения названия города. Например, одна из них гласит, что название «Череповец» образовано от слияния двух древнерусских слов: «черепъ» (возвышенное место на древнерусском) и «весь» (деревня). Есть ещё одна довольно специфическая версия, которую многие готовы воспринять всерьёз. Дескать, когда на месте Череповца чего-то там рыли, находили много черепов овец. Отсюда и пошло название. Ну а что, в логике не откажешь.
Поддержка инвестиционных проектов, на основе проектного финансирования
Фабрика — это механизм проектного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах
российской экономики, предусматривающий предоставление денежных средств заемщикам на основании
договоров синдицированного кредита (займа), реализуемых с применением мер государственной поддержки
и способствующих увеличению объемов кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты.
Основные условия участия в проекте:
— проект реализуется на на территории РФ от 3 млрд руб.;
— окупаемость проекта до 20 лет;
— собственные средства инициатора проекта – не менее 20% от бюджета проекта;
— проект реализуется на основе проектного финансирования.
Инструменты поддержки проектов, осуществляемых в рамках Фабрики:
— организационное и финансовое участие ВЭБ.РФ;
— хеджирование процентных рисков заемщиков и кредиторов за счет субсидий Правительства РФ;
— целевая государственная гарантия Российской Федерации, направленная на удешевление финансирования проектов и защиту интересов инвесторов в облигации, размещаемые для целей финансирования проектов фабрики;
— особый порядок расчета достаточности капитала и формирования резервов по кредитам и займам, предоставляемым в рамках фабрики, для российских кредитных организаций.
Предусмотрена возможность финансирования отобранных инвестиционных проектов по сниженной ставке финансирования с распределением рисков осуществления инвестиционных проектов между инициатором проекта (предоставляет из собственных средств не менее 20% стоимости проекта), оператором программы ВЭБ и входящими в синдикат банками (предоставляют 80% заемного финансирования). ВЭБ.РФ
РПРФ №1510-р.docx
Постановление ПРФ от 15 февраля 2018 г. №158.docx
Кредиты, займы, гарантии и поручительства проектам развития моногородов
ВЭБ предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе.
В моногородах ВЭБ осуществляет реализацию инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности ВЭБа, установленным Меморандумом, а также следующим критериям:
а) срок окупаемости проекта — более 1 года;
б) общая стоимость проекта — более 1 млрд. рублей;
в) минимальный размер предоставляемых ВЭБ кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе устанавливается в размере 0,5 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 0,5 млрд. рублей.
ВЭБ.РФ
Распоряжение ПРФ от 23 июля 2018 г. №1510-р.docx
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Что такое моногород?
- Полный перечень моногородов РФ январь 2020
- Классификация моногородов
- Моногорода — это нормальное явление экономики
- Перечень 319 моногородов на 2015 год
- Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
- Перечень 334 моногородов на 2020 год
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
- О моногороде Елабуга на портале ФРМ
- О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
- О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
- О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
- О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
- О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
- О моногороде Чистополь на портале ФРМ
- Единый перечень мер поддержки моногородов
- Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
- Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
- Сборники лучших муниципальных практик
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Магнитогорск — 392,3 км²
Магнитогорск или, как ласково называют его местные жители, «Магнитка» является одним из крупнейших промышленных центров черной металлургии в мире (В МИРЕ!), о чем и свидетельствует герб города — черный треугольник. Конечно, здесь жалуются на экологию, как и в других металлургических городах — да, крупная промышленность в нашей стране в советские времена не учитывала в такой степени экологических вопросов, поэтому современным предприятиям, особенно металлургам, приходится разбираться с накопленными проблемами. Местные власти нашли выход: планируется строительство «спутников» города — экологических поселений в лесных предгорьях уральской зоны Башкирии.