Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город». градообразующее предприятие: сущность, значение, особенности развития. анна кузинкова
Содержание:
- Три категории моногородов по уровню благополучия
- Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации
- Основные этапы образования моногородов на территории РФ
- С трудом терпимо
- Финансовое обеспечение
- Градообразующие предприятия России[править | править код]
- Стратегическое планирование
- Характеристики
- Общие сведения
- Градообразующие предприятия России
- Моногорода Украины. Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
- Город череповец. Общие сведения и история Череповца
- Градообразующее предприятие
- Моногорода это. Что такое моногорода и почему это проблема
Три категории моногородов по уровню благополучия
Среди всего многообразия монопрофильных городов, возникших вокруг градообразующего предприятия, выделяют три категории населенных пунктов. Ключевым критерием градации промышленных моногородов являются темпы ухудшения экономической и социальной ситуации.
Список относительно благополучных муниципальных образований включает в себя около сотни населенных пунктов. Градообразующее предприятие относительно благополучного моногорода не испытывает значительных проблем даже во время кризиса. К таким промышленным объектам относятся, как правило, предприятия военно-промышленного комплекса и заводы, специализирующиеся на добыче и переработке нефти и газа.
Монопрофильные города с малоперспективным предприятием – это наиболее многочисленная категория промышленных населенных пунктов (154 муниципальных образования). Промышленные объекты в таких моногородах остаются привлекательными для инвестиций, что дает им шанс выжить за счет смены собственника или перепрофилирования производства.
Города с наиболее сложным социально-экономическим состоянием – это населенные пункты, градообразующее предприятие которых находится в плачевном состоянии и не имеет перспектив развития. Моногородов, которые признаны бесперспективными, насчитывается 94. Реальное количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, неизвестно по той причине, что экспертиза ситуации не была проведена.
Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации
Проблемы монопрофильных городов тесно связаны с особенностями развития таких населенных пунктов, однако определенная часть промышленных объектов сохраняет государственную значимость.
Многие из таких предприятий обеспечивают конкурентоспособность российской экономики, но в условиях кризиса первыми ощущают на себе удар. Так, общеэкономическая ситуация в стране прямо отражается на состоянии монопрофильных городов.
В кризис сокращается выпуск продукции, количество рабочих мест, наблюдается падение уровня жизни населения, возникают сложности обслуживания жилищно-коммунального фонда и объектов инфраструктуры, растет безработица.
А банкротство градообразующих предприятий нередко ставит под угрозу само существование муниципального образования.
Это является отдельной проблемой монопрофильных городов.
Основные этапы образования моногородов на территории РФ
Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.
Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.
Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.
В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.
Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.
С трудом терпимо
По состоянию на 2016 год, 94 моногорода находятся в «красной зоне» с наиболее тяжелым социально-экономическим положением. В 154 городах есть «риски ухудшения социально-экономического положения» («желтая зона»). В «зеленой зоне» со стабильной социально-экономической ситуацией всего 71 город. Данные Счетной палаты РФ указывают на усиление отрицательных тенденций в социально-экономическом состоянии моногородов.
В 2016 году по сравнению с 2015-м темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий снизился с 98,6% до 95,8%, а степень загрузки их производственных мощностей — с 64,8% до 60,1%. За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, а количество занятого населения — на 288 тыс. человек, или почти на 5%. Опрос жителей 60 моногородов, проведенный Счетной палатой РФ, показал, что более 70% жителей (в 2015 году их было 60%) оценивают социально-экономическую ситуацию как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом». Работу местных властей по улучшению этой ситуации жители оценили крайне низко.
В 2018 году Счетная палата признала государственную программу поддержки моногородов провальной. А в июне 2019-го было объявлено о проекте новой программы с бюджетом 57,3 млрд руб.
Главные задачи, стоящие перед городскими, региональными и федеральными властями, были не раз сформулированы в различных программах поддержки. Это модернизация градообразующих производств и диверсификация экономики, которая позволит городам быть менее моно-зависимыми. Это поощрение предпринимательской активности жителей и привлечение инвесторов, создание современной инфраструктуры и системы социальной поддержки, чтобы людям хотелось жить в моногородах, там работать и создавать семьи. В населенных пунктах «зеленых зон» такие преобразования проводить проще, труднее приходится «желтым» и «красным» зонам, где упадок приобрел системный характер.
Примером может послужить карельский поселок Надвоицы, находящийся в глубоком кризисе после закрытия в августе 2018 года Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Минэкономразвития включило его в список 11 самых проблемных моногородов России. Относительно «крупными» работодателями после закрытия НАЗ здесь считаются исправительная колония и компания ООО «Русский Радиатор». Немногочисленные вакансии предлагают зарплату 30 тыс. руб. Поселку Надвоицы присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития, но положительного эффекта жители пока не замечают. На заложенный в 2014 году в Надвоицах промышленный парк возлагало большие надежды региональное правительство. Парк начали строить в 2015 году и должны были ввести в эксплуатацию в 2017-м. Но этого не произошло: привлечь инвесторов так и не удалось, хотя вложения в объект превысили 255 млн руб. Эти деньги Республика Карелия будет обязана вернуть Фонду развития моногородов.
«Потенциальные инвесторы исчезли, когда узнали о здешней цене на электричество. А инновационный парк остался. Всю его инфраструктуру завод снимает с баланса, убирает охрану. После чего и автобазы, и санатории в считанные месяцы превращаются в рухлядь», — комментирует ситуацию в поселке журналист Илья Шепелин, сравнив местный пейзаж с кадрами из воюющей Сирии.
Финансовое обеспечение
Государственная поддержка
Если руководитель градообразующего предприятия является профессионалом своего дела и настроен на активное развитие организации и территории, возможны поступления средств в бюджет города со стороны малого и среднего бизнеса, получающих дополнительную поддержку.
Но, как это часто бывает, далеко не каждый владелец подобных промышленных объектов проявляет желание к инвестированию средств.
Поэтому моногорода находятся на господдержке, выполняющейся в двух основных направлениях:
- Совершенствование и рост производственных показателей градообразующих объектов и повышение занятости местного населения.
- Вливания в бюджет моногородов, направленные на сохранение и повышение качества оказываемых услуг.
Градообразующие предприятия России[править | править код]
Монопрофильные поселения, связанные с градообразующим предприятием, начали строить в России только во время первой промышленной революции. В основном они относились к металлургической и горнодобывающей отраслям и располагались на Урале. Производственные комплексы полностью контролировали социальные процессы в городе. Органы местного самоуправления в таких поселениях появились только в 1785-м, но фактически руководство предприятий продолжало управлять городами, финансируя их из собственного бюджета.
В течение XIX века активное строили предприятия с прилегающими к ним городам, благодаря чему сформировались топливная и металлургическая базы страны. В центральной части империи получили распространение предприятия лёгкой промышленности (например, Шуя, Орехово-Зуево, Красновишерск).
«Норильский никель» — градообразующее предприятие для города Норильска
После Октябрьской революции встал вопрос перевооружения и механизации Красной армии. Правительство стремилось создать изолированный, автономный и самодостаточный промышленный комплекс. Основной задачей государства стала активизация ресурсодобычи и сельскохозяйственного производства. Началось строительство крупных заводов на малоосвоенных территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для переселения рабочих ресурсов вокруг фабрик закладывали города, численность населения которых определялась масштабами производства. Именно в этот период в научной литературе получил распространение термин «градообразующее предприятие».
В 1960-х годах по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва началась новая волна индустриализации. Под руководством правительства активно строили моногорода машиностроения, лесной и деревообрабатывающей, нефте- и газодобывающей промышленности. Особенностями советских градообразующих предприятий были: связь нескольких фабрик в единую производственную цепочку плановой экономики, отсутствие свободных мощностей и загрузка предприятий заказами. Доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, достигла 30—40 % от всех поселений страны.
После распада Советского Союза и отказа от центрального планирования экономики градообразующие предприятия столкнулись со спадом производства. Негативная ситуация на фабриках стала главной причиной . Согласно исследованию Экспертного института РФ, к 1999-му градообразующие предприятия 83 % монопоселений являлись финансово неблагополучными, возросла социальная напряжённость и уровень безработицы. Правительство начало процесс модернизации существующих производств, субсидировало капитальный ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ в моногородах, списывало безнадёжные долги по региональным налогам, предоставляло льготные условия кредитования. Многие градообразующие предприятия проводили политику оптимизации и высвобождения избыточной рабочей силы. Чтобы снизить уровень безработицы и активизировать мобильность трудовых ресурсов, переселенцам предоставляли компенсации. Тем не менее, построенные в советский период заводы и фабрики требовали существенной реновации и перепрофилирования.
Во время кризиса 2008 года сворачивание инвестиционных программ, резкое снижение стоимости экспортной продукции и спроса на неё привели к сокращению прибыли градообразующих предприятий. Большинство моногородов столкнулось с ростом социальной напряжённости и безработицы. К 2010-му проблемы градообразующих предприятий приобрели стратегическое значение для страны. Министерство регионального развития запустило инновационные и долгосрочные целевые программы. При поддержке Внешэкономбанка в 2014-м основали Фонд развития моногородов (ФРМ), который провёл меры по диверсификации экономики монопоселений. Тем не менее программы фонда были прекращены 1 января 2019 года после критики председателя Счётной палаты Алексея Кудрина. Он сомневался в перспективности существовавших проектов по реновации градообразующих предприятий. Позднее Министерство экономического развития и Министерство финансов приступили к разработке новой программы.
Несмотря на ряд проблем, в 2018 году градообразующие предприятия составляли базу промышленного потенциала России. Они влияли на экономическую структуру страны, их модернизация во многом определяла инновационное развитие регионов.
Стратегическое планирование
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, позволили определить следующие факторы, препятствующие развитию градообразующих компаний:
- Высокий уровень зависимости экономики города от предприятия. Так, любые изменения и реформации, требующие значительных финансовых затрат, невозможны без внешнего кредитования, поскольку промышленный объект является бюджетообразующим.
-
Отсутствие проработанных планов дальнейшего развития предприятия, устаревание инфраструктуры производства.
- Рыночный характер осуществления ценообразования и нерыночный механизм формирования издержек приводят к возникновению разногласий в нормальной работе предприятия.
- Устаревание методик организации и управления, технологий производства, ведения социальной деятельности.
- Разногласия между руководителями организации, нежелание двигаться в едином направлении, внедрять новые методы ведения бизнеса.
Нужно заметить, что градообразующие компании являются крайне привлекательными для инвестирования при условии реструктуризации, смены вида деятельности, актуализации производимой продукции под современные нужды, внедрения принципиально новой стратегии деятельности, смены руководства. Однако, все реформы необходимо производить только после тщательной проработки и оценки всех рисков, поскольку существует вероятность возникновения негативных социально-экономических изменений для сотрудников промышленного объекта.
В настоящее время наиболее перспективны три модели стратегического планирования и развития:
- Стратегия снижения себестоимости при обеспечении конкурентной цены. Достижима при снижении производственных издержек.
- Стратегия приспособления оказываемых услуг к потребностям и нуждам потребителей из определенных групп населения.
- Путь первопроходца. Производство абсолютно нового вида продукции, оказываемых услуг.
Указанные стратегии являются универсальными, но применение их индивидуально в каждом конкретном случае.
Характеристики
Градообразующие предприятия тесно связаны с моногородами, которые строят вокруг производственных объектов для расселения рабочих. В таких поселениях градообразующие функции преобладают над градообслуживающими: слабо развита непроизводственная инфраструктура, её планировка подчинена особенностям рабочего процесса.
С середины XX века по всему миру формируется система взаимодействия градообразующих предприятий и городов. Если раньше для фабрик была характерна монопрофильная специализация, то к этому периоду развитие промышленности требовало создания научно-образовательных центров. В моногородах открывали исследовательские институты и научные организации. Под понятием «градообразующее предприятие» начали понимать не только отдельно стоящие заводы и фабрики, но и специализированные комплексы. В этот же период градообразующие предприятия начали участвовать в формировании социального сектора: с их помощью возводили дома культуры, театры, музеи, библиотеки. Органы местного самоуправления оказались полностью зависимыми от руководства градообразующего предприятия, а городской бюджет — от экономической ситуации на производстве.
На фото — территория бывшего флагманского завода General Motors в автостроительном кластере Buick City, некогда занимавшем 95 га в американском городе Флинт. Buick City функционировал с 1904 по 2010 год, был частично снесён в 2002 году.
Градообразующее предприятие оказывает прямое и опосредованное влияние на связанный с ним моногород. К опосредованному относят вспомогательные производственные структуры, которые параллельно функционируют самостоятельно. Например, ремонтные, транспортные, строительные бюро могут получать частные заказы. Такая практика способствует экономическому росту, размывает связь моногорода и завода. Прямое взаимодействие проявляется в реализации экономических и социальных функций в городе. Фабричное руководство обеспечивает условия жизни населения. Например, в Советском союзе объекты коммунального хозяйства и жилые комплексы обычно находились на балансе предприятий. После перехода к рыночной экономике расходы на содержание социальной инфраструктуры включили в себестоимость продукции градообразующих предприятий, что сделало её неконкурентоспособной.
Традиционно градообразующие предприятия служили решению государственных задач. Их продукция может быть реализована на локальном, областном, межрегиональном, общенациональном и международном уровнях. Но для большинства свойственна ориентация на федеральные источники спроса. В результате ситуация на производстве сильно зависит от макрофакторов (мировых кризисов, экспорта, информатизации производства и другое). Эксперты отмечают у таких заводов признаки «голландской болезни». Развитие науки и технологизация в постиндустриальном обществе негативно влияют почти на все монопоселения и их градообразующие предприятия. Исключениями являются наукограды, существующие на базе градообразующих научно-производственных комплексов.
Государственная поддержка неконкурентоспособных градообразующих предприятий обычно неэффективна, случаи её применения в мировой практике ограничены. Для выхода из кризисного положения власти совместно с руководством предприятий разрабатывают стратегии по диверсификации моногородов, модернизации производства, создании наукоёмких центров.
Общие сведения
Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.
Производственное предприятие
Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.
На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.
Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.
Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.
Градообразующие предприятия России
Монопрофильные поселения, связанные с градообразующим предприятием, начали строить в России только во время первой промышленной революции. В основном они относились к металлургической и горнодобывающей отраслям и располагались на Урале. Производственные комплексы полностью контролировали социальные процессы в городе. Органы местного самоуправления в таких поселениях появились только в 1785-м, но фактически руководство предприятий продолжало управлять городами, финансируя их из собственного бюджета.
В течение XIX века активное строили предприятия с прилегающими к ним городам, благодаря чему сформировались топливная и металлургическая базы страны. В центральной части империи получили распространение предприятия лёгкой промышленности (например, Шуя, Орехово-Зуево, Красновишерск).
«Норильский никель» — градообразующее предприятие для города Норильска
После Октябрьской революции встал вопрос перевооружения и механизации Красной армии. Правительство стремилось создать изолированный, автономный и самодостаточный промышленный комплекс. Основной задачей государства стала активизация ресурсодобычи и сельскохозяйственного производства. Началось строительство крупных заводов на малоосвоенных территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для переселения рабочих ресурсов вокруг фабрик закладывали города, численность населения которых определялась масштабами производства. Именно в этот период в научной литературе получил распространение термин «градообразующее предприятие».
В 1960-х годах по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва началась новая волна индустриализации. Под руководством правительства активно строили моногорода машиностроения, лесной и деревообрабатывающей, нефте- и газодобывающей промышленности. Особенностями советских градообразующих предприятий были: связь нескольких фабрик в единую производственную цепочку плановой экономики, отсутствие свободных мощностей и загрузка предприятий заказами. Доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, достигла 30—40 % от всех поселений страны.
После распада Советского Союза и отказа от центрального планирования экономики градообразующие предприятия столкнулись со спадом производства. Негативная ситуация на фабриках стала главной причиной . Согласно исследованию Экспертного института РФ, к 1999-му градообразующие предприятия 83 % монопоселений являлись финансово неблагополучными, возросла социальная напряжённость и уровень безработицы. Правительство начало процесс модернизации существующих производств, субсидировало капитальный ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ в моногородах, списывало безнадёжные долги по региональным налогам, предоставляло льготные условия кредитования. Многие градообразующие предприятия проводили политику оптимизации и высвобождения избыточной рабочей силы. Чтобы снизить уровень безработицы и активизировать мобильность трудовых ресурсов, переселенцам предоставляли компенсации. Тем не менее, построенные в советский период заводы и фабрики требовали существенной реновации и перепрофилирования.
Во время кризиса 2008 года сворачивание инвестиционных программ, резкое снижение стоимости экспортной продукции и спроса на неё привели к сокращению прибыли градообразующих предприятий. Большинство моногородов столкнулось с ростом социальной напряжённости и безработицы. К 2010-му проблемы градообразующих предприятий приобрели стратегическое значение для страны. Министерство регионального развития запустило инновационные и долгосрочные целевые программы. При поддержке Внешэкономбанка в 2014-м основали Фонд развития моногородов (ФРМ), который провёл меры по диверсификации экономики монопоселений. Тем не менее программы фонда были прекращены 1 января 2019 года после критики председателя Счётной палаты Алексея Кудрина. Он сомневался в перспективности существовавших проектов по реновации градообразующих предприятий. Позднее Министерство экономического развития и Министерство финансов приступили к разработке новой программы.
Несмотря на ряд проблем, в 2018 году градообразующие предприятия составляли базу промышленного потенциала России. Они влияли на экономическую структуру страны, их модернизация во многом определяла инновационное развитие регионов.
Моногорода Украины. Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
Градообразующие предприятия должны помогать моногородам — Фирташ
Государство и собственники градообразующих предприятий должны совместно осуществлять системную поддержку моногородов. Об этом заявил глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ по итогам проведенных совещаний с представителями бизнес-активов различных регионов. Об этом сообщает пресс-служба Федерации работодателей Украины.
По его словам, монофункциональные города будут развиваться, если в них появятся новые предприятия и будет развиваться малый и средний бизнес.
По словам Фирташа, сегодня четверть из всех украинских городов (более 120-ти) являются моногородами, и их развитие полностью зависит от одного или нескольких предприятий. В таких городах живет 2,5 миллиона украинцев. При этом, по мнению главы ФРУ, моногорода имеют большой потенциал для развития нового производства, малого и среднего бизнеса.
Федерация работодателей Украины выступает за то, чтобы государство, градообразующие предприятия, местные общины эффективно взаимодействовали. «В моногородах необходимо создавать новые рабочие места. Строить новые производства, развивать малый и средний бизнес – это задача предпринимателей. Задача государства и местных общин – создать условия для того, чтобы и крупный, и малый бизнес могли нормально существовать. Нужно изменить политику в отношении моногородов – не обещать помочь, а дать бизнесу возможность развиваться и развивать эти города», – сказал Фирташ.
Федерация работодателей Украины считает правильным, если в Украине проблемы моногородов будут рассматриваться на системном государственном уровне, а правительство примет новую Национальную программу развития моногородов. По словам Дмитрия Фирташа, Федерация работодателей готова участвовать в формировании этой стратегии. При этом Фирташ призвал собственников крупных предприятий, от которых зависит развитие моногородов, быть социально ответственными и брать на себя дополнительные обязательства по развитию жизни в городе. «Нужно понимать, что если ты — собственник предприятия, от которого зависит целый город, — просто платить налоги, что, разумеется, нужно делать, — не достаточно. Нужно, чтобы позиция собственника менялась, была активной», — сказал он.
Глава ФРУ отметил, что появление новых производств, развитие малого и среднего бизнеса снизит зависимость моногородов от одного-двух крупных градообразующих предприятий и даст толчок к формированию полноценного среднего класса, повышению уровня жизни в стране в целом.
В Украине 459 городов, 120 из них являются монофункциональными. Развитие таких городов зависит от одного-трех крупных предприятий. Для комплексного изучения ситуации Глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ в марте инициировал создание Реестра моногородов и градообразующих предприятий Украины.
Город череповец. Общие сведения и история Череповца
Череповец – крупнейший город Вологодской области (это редкость, когда город, не являющийся столицей региона, крупнее её). Вопреки мнению многих россиян, Вологодская область не находится на юге России или где-то «за Уралом». Это северо-западная область России, от которой рукой подать до Санкт-Петербурга и совсем недалеко до Москвы.
Вышесказанное, естественно, распространяется и на Череповец. Конечно, Череповец – провинциальный город (как, по сути, и любой другой, кроме столицы), но ассоциировать его с каким-то глухим углом (как это изредка делается в некоторых юмористических передачах) некорректно.
Октябрьский мост (одна из достопримечательностей Череповца) и вид на 104-й микрорайон
Город стоит на двух реках: Шексне и Ягорбе. Рядом с Череповцом находится Рыбинское водохранилище. Столица Вологодской области расположена в 120 километрах от Череповца (города сообщаются по трассе Вологда – Новая Ладога). Взаимоотношения городов специфические, наполненные шутками и мифологией про «медленную» Вологду и «Череповец-в-котором-аж-дышать-нечем» (много заводов).
Своеобразное противостояние-взаимопритяжение длится с тех самых пор, когда Череповец в 50-е-70-е годы прошлого столетия превратился из маленького провинциального городка в промышленного гиганта.
Храм в честь Преподобных Афанасия и Феодосия в Макарьинской роще
Череповцу был присвоен статус города в 1777 году указом императрицы Екатерины. Надо сказать, что люди в этих местах жили с давних времён. В 1362 году был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь (сейчас на этом месте стоит Воскресенский собор).
Есть несколько версий происхождения названия города. Например, одна из них гласит, что название «Череповец» образовано от слияния двух древнерусских слов: «черепъ» (возвышенное место на древнерусском) и «весь» (деревня). Есть ещё одна довольно специфическая версия, которую многие готовы воспринять всерьёз. Дескать, когда на месте Череповца чего-то там рыли, находили много черепов овец. Отсюда и пошло название. Ну а что, в логике не откажешь.
Градообразующее предприятие
В Советском Союзе доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, доходила до 30-40 %.
Законодательное определение градообразующего предприятия
После утраты силы этим документом не существует единой, законодательно закрепленной системы критериев отнесения предприятий к градообразующим.
Подобную трактовку можно увидеть и в других законодательных актах. Так, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ содержит упоминание объектов,
Вместе с тем, в отраслевых и иных документах могут применяться иные нормативы. Так, «Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013—2015 годы», утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.2013 (ред. от 17.12.2014, с изм. от 22.12.2014) (Срок действия документа продлен на период 2016—2018 годов Соглашением, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 22.12.2014) в статье 4.10.1 содержится следующее уточнение:
Список моногородов в России
Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении перечня моногородов» утверждён список моногородов Российской Федерации, включающий на 24 ноября 2015 года 319 муниципальных образований, распределённых на три категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации:
Здесь приведен неполный список городов, образованных на основе градообразующих предприятий.
Большое количество моногородов сохраняется на территории современной республики Казахстан: по состоянию на 2012 год из 86 городов республики статус моногорода имеют 27, или каждый третий (32 %)
Похожим образом понятие «градообразующее предприятие» трактуется и в законодательстве некоторых стран СНГ. Например, законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлено, что к градообразующим относится предприятие, на котором занято не менее 25 % от численности занятых в экономике данного населенного пункта. Крупнейшим моногородом Литвы является русскоязычный Висагинас, выросший вокруг АЭС.
Источник
Моногорода это. Что такое моногорода и почему это проблема
Моногорода – это такие населенные пункты, где большая часть трудоспособного населения работает на одном предприятии или в одной отрасли. Соответственно, есть градообразующие предприятия, на которых работает много жителей города.
Монопрофильные города – это проблема многих стран, в том числе экономически развитых. Возникали они в условиях ускоренной индустриализации – когда во времена СССР нужно было быстро организовать производство или добычу какого-нибудь ресурса, рядом просто строили город. Это было нужно, чтобы «привязать» место проживания рабочих и обслуживающего персонала к самому производству.
В американской версии многие моногорода были основаны во времена «Золотой лихорадки», и с исчерпанием запасов золота в недрах опустели и города.
В российском законодательстве моногорода присутствуют только в федеральном законе о банкротстве. Там лишь указывается, что если как минимум 25% населения города занято на одном предприятии, то банкротство этого предприятия будет проходить по другой процедуре.
Большая часть российских моногородов характеризуются безработицей, оттоком населения и ростом среднего возраста жителей, низкими доходами, снижением общей экономической активности.
На практике это означает, что город становится депрессивным, из него активно уезжает молодежь , а остаются жить пенсионеры, бюджетники и представители силовых служб – те, кто получает доходы от государства.
Проблема существования моногородов актуальна для многих стран мира, в том числе они есть и в Европе, и в США. Причины почти всегда одинаковы. Например, города знаменитого «ржавого пояса» Америки опустели после 1970-х годов в постиндустриальную эпоху. В Европе проблема связана со спадом в угольной и сталелитейной промышленности (особо это коснулось Рурской области в Германии).
Моногорода в России стали проблемой со спадом экономической активности после развала СССР в 90-х годах, тогда как в западной практике эти проблемы решают с 60-70-х годов XX века и уже накоплено достаточно опыта.