Второй иностранный язык: когда и сколько решает школа

Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»

28 октября 2019

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.

В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.

Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.

В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.

С учетом сроков, установленных перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., планируемая дата утверждения изменений во ФГОС ООО — 1 декабря 2019 года. Соответствующее обновление примерной образовательной программы основного общего образования планируется в I квартале 2020 года.

Заместитель министра Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.

Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нужен ли второй язык в школе

Изначально в Министерстве образования рассматривали инициативу как возможность расширения кругозора школьников, как одно из направлений для всестороннего развития. Но еще тогда в педагогическом сообществе эта идея вызвала массовые споры. Отдельные педагоги и эксперты утверждают, что вместо повышения эрудиции дополнительный язык принесет чрезмерную загруженность. Нет единого мнения по поводу того, нужен ли второй инъяз. Но можно взвесить все преимущества и недостатки изучения дополнительного языка.

Плюсы второго языка: мнение учителей

Главная причина, почему правительство инициировало введение дополнительного предмета в школах – это желание расширить возможности подрастающего поколения. Зная несколько иностранных языков, ученики смогут свободно использовать их для достижения различных целей в будущем.

Вот основные преимущества изучения дополнительной дисциплины:

  • расширение возможностей в выборе зарубежных вузов для получения высшего образования;
  • всестороннее развитие личности, расширение кругозора и повышение эрудиции;
  • повышение объемов изучаемой информации и улучшение памяти;
  • вклад в будущее — дополнительные знания расширяют карьерные и профессиональные возможности;
  • получение шанса на трудоустройство в других странах;
  • расширение возможностей в получении образования в филологических направлениях и не только;
  • повышение уверенности в себе, своих силах и возможностях.

При правильном составлении учебного плана и равномерном распределении образовательной нагрузки, ученики смогут за время обучения в школе пройти полный языковой курс.

Минусы второго иностранного языка

Новость о введении в школьную программу нового обязательного предмета была воспринята позитивно далеко не всеми родителями и педагогами. У этого проекта есть не только преимущества, но и недостатки:

  • повысится учебная нагрузка, и не все будут справляться с дополнительными объемами задач;
  • снизится успеваемость по другим предметам из-за того, что не будет возможности уделять им столько же времени, как и раньше;
  • может возникнуть путаница, так как в 5 классе еще не сформирована база по основному иностранному.

Цели и задачи

По данным «Авито Услуги», интерес россиян к изучению иностранных языков на протяжении многих лет остается стабильно высоким. При этом доля спроса на уроки английского составляет более 92%. В топ-5 также вошли немецкий, французский, испанский и китайский языки.

Также к наиболее востребованным языкам после английского эксперты относят следующие:

  • Арабский;
  • Японский;
  • Итальянский;
  • Иврит;
  • Португальский.

При этом не стоит определять какой-либо из них на первое или любое другое место. Степень значимости изучения второго иностранного языка индивидуальна и зависит от цели, которую ставит перед собой человек.

Экономика образования

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

Александр Згода, генеральный директор Центра образовательных технологий Advance, отмечает, что сейчас в целом нет необходимости знать много языков. Английского на уровне свободного общения более чем достаточно для жизни, путешествий, работы и учебы. Цели и задачи для освоения второго иностранного можно разделить на пять основных групп.

  1. Изучение языка страны, с которой работаешь. Китайский сейчас популярен именно поэтому, и вполне возможно, что скоро он будет так же распространен, как и английский.
  2. Языки стран, где живут родственники, или где учатся дети. Язык нужен для того, чтобы не выпадать из инфополя во время визитов в гости.
  3. Языки, которые изучают ради удовольствия и эстетики. Здесь лидируют итальянский, испанский и французский.
  4. Цели саморазвития. Некоторые смотрят на изучения языка, например японского, как на большую и сложную интеллектуальную задачу.
  5. Изучение языка — как внутренний подвиг. Многие учили или учат язык в школе или вузе, но по-настоящему свободно им владеют единицы.

Обеспокоенные родители

Позиция мам семиклассников и будущих пятиклассников также неоднозначна.
Юлия:
– Я считаю, если и надо изучать второй язык, то не с седьмого класса, а хотя бы с пятого. А лучше вообще с начальной школы. Иначе к концу девятого класса, когда многие из ребят уже будут покидать школу и отправляться в другие учебные заведения, знаний не будет ни по тому, ни по другому языку. Три года – слишком мало времени для изучения сразу двух языков.
Наталья:
– Иностранные языки нужны – это факт. Свободное владение английским требуется людям многих специальностей, причём, не только гуманитарных. По Интернету можно общаться с людьми из любой страны мира, поехать за границу в наше время не проблема, были бы финансы. Английский нынче принято изучать чуть ли не с пелёнок. С другой стороны, не у всех детей есть способности к языкам. Кому-то даже с русским сложно совладать. Да и далеко не всем два иностранных языка пригодятся в жизни. Второй язык, на мой взгляд, следует вводить факультативно – для тех, кто хочет и может.
Юлия:
– Я против второго языка. Мой ребёнок и без того не слишком-то заинтересован в учёбе. А тут еще дополнительная нагрузка, которая отобьёт желание изучать и основные предметы. На мой взгляд, целесообразней было бы изучать один язык, но качественно. В таком случае дети будут выпускаться из школы с фундаментальными, проч-
ными знаниями, а не с поверхностными.

Среди дополнительных плюсов хотелось бы отметить:

Улучшение математических способностей – так, в 2007 году Массачусетский университет провел исследование, которое показало, что дети, изучающие иностранный язык, справляются с математикой легче. Процесс освоения второго (после родного) языка запускает логические и структурные процессы в мозге, как и математика.

Умение слушать – помимо воли вырабатывается в процессе обучения, так как ученику нужно улавливать все звуки, акценты, пытаться распознать знакомые слова, понять суть услышанного.

Развитие внимательности, способности концентрироваться, тренировка памяти – немаловажные навыки для каждого из нас. Мозг, как известно, нужно тренировать, как и мышцы, и лучшего способа, чем изучение иностранного языка, не найти.

Обогащение словарного запаса и лучшее понимание родного языка – в процессе изучения иностранного поднимается много слов и словосочетаний, изучаются грамматические конструкции, улучшается интуитивное понимание всей системы языка, есть возможность выйти на качественно новый уровень.

Предотвращение заболеваний мозга – так, благодаря изучению нового языка есть шанс отсрочить болезнь Альцгеймера и слабоумие на 4.5 лет, а это лучший результат, чем могут предложить любые лекарства. Все дело в том, что у полиглотов в мозгу образуется больше нервных путей, мозг не прокручивает одни и те же шаблоны, мысли.

Развитие творческих способностей– благодаря всему вышеперечисленному изучение иностранных языков дает возможность выходить на совершенно новый уровень в работе, самопознании, общении, творчестве и т.д. Задумайтесь: вы встречали когда-либо человека, знающего 3-4 иностранных языка, при этом, глупого, ограниченного, нереализованного в профессиональной сфере, семье? Мне кажется, что нет. Ведь любой процесс получения знаний предполагает шаг вперед – и огромный.

Ну, и рассмотрим возможные минусы изучения одного или нескольких иностранных языков. Хотя, тут пункты будут больше номинальными. Ведь любой из минусов обучения – оправдание для того, кому учиться неохота. Как таковых серьезных недостатков у процесса получения знаний я не вижу.

Отменят ли второй иностранный язык в 2022 году

Отмена изучения второго иностранного языка в школах России пока не планируется. Согласно рекомендациям, прописанным в ФГОС, этот предмет будет желательным, но не обязательным, то есть после перестройки системы обучения родители смогут отказаться от него. Но отменять его на государственном уровне не планируют.

Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году будет изучаться школьниками начиная с 5 класса. Но не все школы будут переходить на двуязычную систему. Поэтому точно узнать детали, касающиеся введения в расписание нового предмета, можно будет у администрации школы перед началом учебного года.

  • Продленка в школе в 2021-2022 году: сколько стоит
  • ОГЭ в 2022 году: изменения, будет ли, новости
  • Отменят ли ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году в России
  • Федеральный перечень учебников на 2021-2022 год
  • Бесплатное питание в школах в 2021-2022 учебном году

Когда пригодится второй язык

Обучение в странах Европы, как правило, проходит на родных языках, при этом иностранцы могут получить бесплатное высшее образование, успешно сдав языковые тесты. Англоязычные программы в странах Европы тоже есть, но они платные, поэтому выгоднее выучить, например, немецкий язык, который позволит поступить и бесплатно учиться в вузах Германии, Австрии, Швейцарии.

Валерия Петросян: «Германия активно привлекает молодых иностранных специалистов из-за рубежа, существует множество стипендиальных фондов для студентов и аспирантов, в Москве работает Институт Гёте, предлагающий разные курсы и программы для изучения языка. Там же можно поучаствовать в Днях немецкой культуры и поближе познакомиться с этой страной».

Для карьерного роста

Знание второго языка существенно расширяет возможности построить карьеру в России и за границей. На российском рынке работает много компаний из Германии, Франции, Испании, и знание соответствующего языка в дополнение к английскому даёт соискателю большое преимущество.

Кроме того, знание второго языка существенно повышает зарплату переводчиков, менеджеров внешнеэкономической деятельности, секретарей-референтов.

Валерия Петросян: «Немецкие и французские фармацевтические фирмы берут на работу людей без специального образования, но со знанием языка. Знание второго языка позволяет рассматривать предложения о работе не только в Британии и США, но и в других странах, в том числе в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке. Для человека со знанием нескольких языков открыт буквально весь мир».

Советы Валерии Петросян по изучению второго языка

Начинайте изучать второй язык только после того, как освоите первый на базовом уровне (А1 или А2). Но и слишком затягивать тоже не стоит: с возрастом учить языки становится сложнее. Лучше всего начинать изучение второго языка в 5-6 классе.
Изучайте оба языка параллельно. Например, если вы проходите какую-то тему в английском языке – посмотрите эту же тему и в немецком языке. Одинаковые темы есть в учебниках, рассчитанных на разный уровень учеников, отличаются они только сложностью лексики и грамматики. Узнав новое слово на немецком языке, вспомните, как это по-английски. И наоборот, изучая новые слова в английском языке, посмотрите, как они звучат на немецком. Можно составить «тройственный словарь»: слово на одном языке, на другом языке и перевод.
Не бойтесь путаницы. В самом начале изучения языка она неизбежна. Ученики часто путают слова, союзы, артикли, второй язык может «портить» произношение первого языка. Многие слова в английском и немецком пишутся так же, а произносятся по-разному, например, sport – это «спорт» в английском и «шпорт» в немецком. Есть слова, которые одинаково написаны, одинаково читаются, но имеют разный смысл — так называемые ложные друзья переводчика. К примеру, gift – это «подарок» в английском языке и «яд» в немецком. Но это временные сложности. Нужно уделять достаточно времени первому языку и регулярно заниматься вторым, и «разделение» произойдёт само собой.
Каждый день уделяйте новому языку хотя бы 5–10 минут. Не обязательно сидеть над учебниками. Можно послушать радио или посмотреть видео носителя языка на Youtube.
Переведите смартфон на второй язык. Это помогает запомнить распространённые слова и привыкнуть к языку.
Ведите ежедневник на двух языках. Например, можно записывать туда список покупок на одном языке, а рецепты – на другом.
Читайте новости или блоги на втором языке и запоминайте новые слова. Хорошо подходит Twitter – там публикуют короткие сообщения на актуальные темы, которые воспринимаются легче длинных текстов. Читая, старайтесь понять смысл слова по контексту.
Учите не слова, а словосочетания, смысловые блоки, часто встречающиеся обороты

Само по себе заучивание новых слов не всегда помогает строить фразы на иностранном языке.
Уделяйте внимание грамматике, особенно сложным и непонятным моментам. Не старайтесь выучить наизусть грамматические правила, сначала поймите принципы, на которых они построены

С первых дней изучения языка слушайте речь носителей, это закладывает базу правильного произношения и расширяет словарный запас. Запоминайте сленговые выражения, знакомьтесь с разными диалектами.
Используйте приложения и сайты, где можно общаться с носителями языка письменно или с помощью голосовых сообщений. Например, в приложении Tandem можно задать родной язык, желаемый язык изучения, представиться и написать сообщение, на какую тему вы хотите пообщаться. Ваше сообщение появится в общей ленте, а вы увидите сообщения других пользователей и сможете найти себе собеседника с подходящими интересами.

Что лучше: учить индивидуально или в группах

Групповые занятия хороши тем, что на них легче развить коммуникативные навыки, постоянно слушая чужую речь и общаясь с партнерами. Можно следить за успехами других участников: дух соперничества, нежелание быть отстающим учеником служат дополнительной мотивацией для того, чтобы больше заниматься.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Индивидуальные уроки с преподавателем, с одной стороны, продуктивнее, ведь наставник подстраивает под единственного ученика и формат подачи материала, и его тематику. С другой — здесь как раз нет возможности сравнить свой прогресс с другими.

Между тем, Федор Васильев, востоковед и специалист в области кросс-культурного взаимодействия, убежден, что нужно искать не мифическое «лучшее учреждение», а хорошего учителя, который:

  • имеет опыт преподавания, т.е. именно стаж обучения, а не просто знания языка;
  • увлекается не только языком, но и культурой тех стран, в которых говорят на нем;
  • имеет отзывы от других учеников.

«Эти три простых маркера, которые можно легко проверить при беседе с преподавателем, позволят понять, будет ли эффективным обучение», — отмечает эксперт.

Но конечно, никакой преподаватель не поможет, если сам ученик не уделяет достаточно времени изучению языка, личные усилия никто не отменял. Чудес не бывает: нужна не зубрежка, а тренинг, многократное повторение и осознание изученного материала.

Самый непростой путь — полностью самостоятельное изучение.

«Выучить иностранный язык самостоятельно, пользуясь лишь книгами и онлайн-уроками, гораздо труднее. Попробовать этот способ могут лишь люди с очень хорошей самодисциплиной, которые уверены, что им хватит сил и мотивации не откладывать очередное занятие «на потом», — говорит Аветис Вартанов, руководитель отдела обучения инвестиционной компании QBF.

У ученика, выбравшего самообразование, должен быть действительно сильный внутренний стимул. «Учу французский, потому что модно» — это не мотивация. А факт того, что от знания языка может зависеть карьера, — хороший повод ввести привычку заниматься ежедневно. Здесь как с правильным питанием — лучше меньше, но чаще, чем один раз и много.

В создании материала также участвовали:

  • Татьяна Чибиняева, основатель и CEO Polygled (соцсеть для общения на иностранных языках);
  • Виталий Манкевич, эксперт в области российско-азиатских экономических и социальных отношений;
  • Мария Аникина, руководитель команды контента онлайн-школы английского языка Учи.Дома;
  • Галина Кирсанова, преподаватель факультета лингвистики МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • Иван Чулков, руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуги»;
  • Вероника Кулешова, представитель французской компании Frisquet.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Новости

17.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

17.09.2021
Дмитрий Чернышенко сообщил, что 340 российских вузов и учреждений среднего профессионального образования адаптировали свои программы под требования цифровой экономики

17.09.2021
На сайте fgosvo.ru размещена новая редакция профессионального стандарта «Радиоинженер в ракетно-космической промышленности»

16.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (магистратура).

16.09.2021
С 24 по 27 ноября 2021 года на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова пройдет ежегодный международный конгресс «Современные проблемы компьютерных и информационных наук».

16.09.2021
Университеты готовы развивать науку и экономику регионов

16.09.2021
Стартовала олимпиада для иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры, желающих учиться в вузах России

16.09.2021
29 сентября 2021 г. Национальное агентство развития квалификаций проводит HR Форум «Национальная система квалификаций – 2021». Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы выступает соорганизатором Форума.

15.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 13.08.2021 г. № 753 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

15.09.2021
Принимать в вузы на основе образовательных сертификатов могут начать в 2022 году

15.09.2021
25 и 26 сентября на ВДНХ в Москве пройдет одно из самых ярких событий Года науки и технологий — фестиваль «Техносреда», главным организатором которого выступает Минобрнауки России.

14.09.2021
13 сентября 2021 года прошло заседание круглого стола на тему: «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».

14.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О проведении в 2022-2024 годах эксперимента по приему на обучение и обучению студентов по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основе предоставления образовательных сертификатов»

13.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Координационные Советы и федеральные УМО» в подразделе «Координационные советы по областям образования: Науки об обществе» на странице ФУМО в системе высшего образования по УГСН «38.00.00 Экономика и управление» размещена информация о новом составе секций федерального УМО

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.04.03 Прикладная механика (магистратура).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов (специалитет).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.03 Прикладная механика (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 05.08.2021 г. № 715 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса»

Перейти на страницу:

  • >
  • >>
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector