Основные виды промышленности: металлургическая, химическая, машиностроительная, легкая и пищевая
Содержание:
- Пищевая промышленность
- Транспорт на любой вкус
- Какая отрасль относится к основной химии
- 2016
- Процесс добычи нефти
- Промышленность: классификация и факторы размещения
- Типы производства
- Машиностроение
- Особенности легкой промышленности
- Товары и продукция обрабатывающей промышленности
- Развитие тяжелой промышленности в СССР и России
- Характеристики
Пищевая промышленность
Важнейшая отрасль отечественной промышленности, специализирующаяся на производстве пищевых продуктов, полуфабрикатов, табака, алкогольных и безалкогольных напитков.
Включает в себя свыше 30 подотраслей, важнейшими из которых являются мясо-молочная, рыбная, мукомольная, пищевкусовая. Ведущие предприятия расположены в крупных городах страны и базовых центрах сельскохозяйственного производства.
Российский пищепром, в целом, ориентирован на внутреннего потребителя. По своему качеству продукция отечественной пищевой промышленности успешно конкурирует с импортом, а в ряде сегментов превосходит продукты, поставляемые из-за рубежа.
Крупнейшие компании пищевой промышленности:
- Петербургский мельничный комбинат;
- Останкинский мясокомбинат;
- Концерн «Объединенные кондитеры»;
- АО «Московский завод «Кристалл»;
- ОАО «Павловский молочный завод»;
- АО «Вимм-Билль-Данн».
Транспорт на любой вкус
Российское автопроизводство – это не только АвтоВАЗ с его «Грантой» и «Вестой» и не только УАЗ с его «Буханкой». Уже более 90% новых автомобилей, которые продаются внутри России, внутри страны и произведены. Речь идет обо всех брендах и моделях – в России есть несколько мощных автозаводов, некоторые из которых были построены совсем недавно.
Только в Санкт-Петербурге есть 4 автомобильных завода (и еще 1 в области), они принадлежат Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors и Ford-Sollers. Всего же в России более 15 только крупных автомобильных заводов, на которых собирают практически все, на чем ездят россияне. Конечно, не все идет гладко – завод GM законсервирован, а Ford вообще официально ушел из России. Но, например, только в прошлом году в Тульской области был запущен завод китайского бренда Haval (Great Wall), в Калининграде собираются BMW, на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде – Volkswagen Jetta и Skoda Octavia, а в Москве – Renault Duster и Kaptur. Недалеко от Москвы построили завод Mercedes, где производят E-Class.
Haval F7 тульской сборки
Кстати, многие заводы давно освоили производство по полному циклу – это когда на заводе сваривают и красят кузова, или даже собирают двигатели.
Однако автомобилями дело не ограничивается, в России есть очень мощное железнодорожное производство. Например, в России производят магистральные и пассажирские локомотивы, электропоезда, вагоны, вспомогательные агрегаты.
Большая часть производства сосредоточена в нескольких компаниях:
- Трансмашхолдинг – производит магистральные грузовые электровозы (2ЭС5К, 2ЭС4К), пассажирские (двухсистемные ЭП20, работающие на переменном токе ЭП1М и на постоянном токе ЭП2К), магистральные тепловозы (2ТЭ25КМ) и пассажирские (ТЭП70БС), маневровые локомотивы (ТЭМ), электропоезда (ЭП2Д, ЭГ2ТВ – «Иволга»), рельсовые автобусы (РА-3), пассажирские вагоны всех классов, специальные вагоны и множество другой продукции;
- Синара – маневровые тепловозы (ТЭМ и ТГМ), грузовые электровозы постоянного и переменного тока (2ЭС10, 2ЭС7), электропоезда (ЭС2Г – «Ласточка»), разного рода путевую технику, автомотрисы, краны, другие специальные составы и дизельные двигатели;
- Уралвагонзавод – кроме собственно пассажирских и грузовых вагонов, производит отдельные элементы для них, а также широкий спектр военной техники.
То есть, железнодорожная техника в России практически вся российского производства (разве что кроме части составов «Сапсанов», которые были куплены у Siemens), и многое из этого идет на экспорт.
Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП20
С авиастроением ситуация чуть хуже, единственный полностью завершенный коммерческий проект – это SSJ-100, на который из-за аварии и ряда нештатных ситуаций есть нарекания (хотя заказы на эту модель еще есть). Но у Объединенной авиастроительной корпорации есть проект и на ближайшее будущее – это среднемагистральный МС-21, который пока выглядит достаточно перспективно.
Кроме того, российские авиастроительные предприятия выпускают военную и специальную воздушную технику, и многое другое.
Не менее масштабным является судостроение – в портфеле Объединенной судостроительной корпорации есть разные проекты. Это и буксиры, и танкеры, и ледоколы, и даже плавучая атомная электростанция. С переходом к политике импортозамещения российские судостроители начали получать больше государственных заказов (по сути, на заказах они, в основном, и держатся).
Какая отрасль относится к основной химии
Предприятия основной химии изготавливают минеральные удобрения, щелочи, кислоты. К ключевым отраслям этого направления относят:
- Содовую промышленность. Ее продукцию использует цветная металлургия, стекольное производство, она применяется в создании бытовых средств. Место расположения центров в Российской Федерации – Пермская, Алтайская области.
- Серное и кислотное производство. Значимое направление основной химии. С помощью веществ создаются минеральные удобрения. На них базируется легкая, пищевая промышленность, металлургический сектор. Серные кислоты производятся исключительно рядом с рынками сбыта. В России такие центры располагаются на территории центрального региона и Урала.
- Синтез азотных веществ. Использование природного газа, как главной сырьевой базы, обуславливает расположение заводов в непосредственной близости с местами его добычи. Некоторые из них базируются рядом с магистральными газопроводами.
- Калийные удобрения. Основная локализация производственных центров – Урал.
- Минеральные удобрения. Заводы есть на территории Петербурга, Воскресенска.
2016
По собственной оценке Росстат, падение обрабатывающего производства удалось остановить лишь к концу 2016 года, в результате чего индекс совпал со значениями 2015 года.
В то же время, по оценке Росстата, благодаря значительному вкладу отдельных отраслей, индекс вырос на 1.1% по сравнению с прошлым годом. Благотворное влияние на средний показатель оказали такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В частности, в 2016 году из недр было извлечено на 3,4% больше угля, чем в 2015 году, на 2,6% больше сырой нефти и на 6,9% больше нефтяного газа. Основной причиной роста производства электроэнергии на 2% по итогам года чаще всего называют холодную погоду, которая и вызвала подъем спроса на энергоносители.
В отношении остальных отраслей промышленности результаты оказались ожидаемыми. Те сектора, которые оказались под защитой «антисанкций» продолжили свой рост и в 2016 году. В прочих секторах в лучшем случае удалось сохранить производство на уровнях 2015 года, а в худшем произошло дальнейшее сокращение показателей.
В обрабатывающем секторе положительную динамику показали в основном предприятия легкой промышленности, ориентированные на удовлетворение внутреннего спроса. Среди таковых: компании по производству продуктов питания, текстильные и обувные производственные площадки, деревообрабатывающая промышленность, химическая отрасль и целлюлозно-бумажная, а также предприятия по изготовление автомобилей, мебели, резиновых и пластиковых товаров.
Основным ориентиром для сравнения является 2013 год. Тогда в отношении России еще не ввели санкции, а курс рубля был стабильным. С тех пор показатель впервые показал положительную динамику, но его результаты еще далеки от результатов 2013 года.
Процесс добычи нефти
Нефтяной промысел (скважина) – это технологический комплекс, который служит для сбора и обработки нефти на месте добычи для последующей ее транспортировки. Сооружения могут быть двух видов:
- основные (скважины эксплуатационного и нагнетательного характера, трубопроводы, установки для нефти и воды, и т. д.);
- вспомогательные (канализация, водоснабжающие объекты, транспортная сеть и др.)
В зависимости от размеров месторождения ископаемого количество нефтяных скважин меняет свое количество и может достигать нескольких сотен единиц.
Состоит коммуникация из ствола скважины, который обсаживается специальными насосно-компрессорными трубами (НКТ). Через эти НКТ и происходит выемка углеводородного сырья из недр земли.
Снаружи основную колонну труб обсаживают новыми трубами (обсадными), они укрепляют скважину и изолируют соседние пласты друг от друга. В некоторых случаях скважина может достигать в длину нескольких километров.
Для того чтобы различные породы не сообщались, пространство, которое находится за трубами (обсадными), заливают цементным раствором, он предотвращает межпластовую циркуляцию нефти, воды или газа.
Технологически процесс добычи может выглядеть следующим образом – она может фонтанировать самостоятельно. Пластовое давление настолько велико (около 200 атмосфер), что с легкостью выталкивает продукт добычи на поверхность. Кроме того, если естественного давления не хватает, на помощь приходит так называемый растворенный газ, который в избытке содержится в нефти, с его помощью нефть становится «газированной» и легко поднимается на поверхность. Этот процесс имеет много общего с теплой бутылкой шампанского, которая с силой выталкивает пробку.
Количество нефтепродукта, добытого за сутки, называют дебитом. По мере снижения давления в скважине падает и дебит, а давление обычно снижается от того, что в скважину просачивается вода, которая увеличивает плотность добываемого продукта. С течением времени такие скважины совсем перестают фонтанировать.
И здесь вступает в работу механизированный способ добычи. Это самый распространенный способ реанимировать действующую скважину при снижении ее дебита. Если говорить простым языком – это подключение вспомогательных насосов. Самый оптимальный вид насоса – это шланговый глубинный насос (ШГН), видимая часть его знакома многим (ее часто показывают по ТВ), это так называемые «качалки». Но в России, в последнее время, получили распространение другие насосы – электроцентробежные, у них нет видимой наземной части.
Промышленность: классификация и факторы размещения
Раздел ЕГЭ: 4.2. Ведущие страны — экспортеры основных видов промышленной продукции.
Факторы размещения производства
Промышленность — ведущая отрасль мирового хозяйства. Промышленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Существует несколько классификаций промышленности:
-
Деление промышленности на группу А и В: промышленность группы А (средства производства) и группы В (предметы потребления).
-
Деление отрасли на тяжелую и легкую.
-
По характеру воздействия на предмет промышленность делится на две группы: добывающая (добыча и подготовка сырья) и обрабатывающая (переработка сырья и выпуск готовой продукции).
-
Отраслевая классификация: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышлeннoсть, машиностроение и металлообработка, лесная промышленность, прoмышлeнность строительных материалов, легкая промышленость, пищевая промышленность.
Основные факторы, влияющие на размещение отраслей промышленности (факторы размещения):
- территориальный (экономико-географическое положение);
- природно-ресурсный, или сырьевой (степень обеспеченности территории ресурсами);
- транспортный (наличие магистралей и транспортных узлов, с помощью которых можно доставлять грузы);
- трудовые ресурсы (степень обеспеченности рабочей силой);
- наукоёмкое (новые и новейшие отрасли тяготеют к крупным научным центрам);
- экологический (вынос «грязных» производств за пределы зон концентрации населения).
Группировка отраслей по факторам размещения:
- Отрасли, тяготеющие к источникам сырья (ресурсозависимые): чёрная металлургия, топливная промышлeнность, прoмышленнoсть строительных материалов, целлюлозно-бумажная и др.
- Отрасли, тяготеющие к источникам дешёвого топлива и электроэнергии (энергоёмкие): цветная металлургия, химическая промышленость (производство химических волокон, пластмасс, синтетического каучука).
- Отрасли, тяготеющие к районам с трудовыми ресурсами: электротехника, приборостроение, швейная прoмышленность, текстильная, обувная и др.
- Отрасли, ориентированные на потребителя: пищевая промышлeнность, нефтепереработка, электроэнергетика и др.
Тяжёлая промышленность
Тяжёлая промышленнoсть — комплекс отраслей промышленности, производящих преимущественно средства производства: орудия труда, сырьё, топливо.
Энергетика (топливно-энергетическая промышленность, ТЭК) — базовая отрасль тяжёлой промышленности (снабжает другие отрасли ресурсами), основа функционирования производства в любом государстве. Уровень развития энергетики — один из важнейших показателей состояния и развития хозяйства государств, регионов и мира в целом.
Энергетика состоит из двух подотраслей:
- топливной промышленности;
- электроэнергетики.
В смотрели конспект урока по географии «Промышленность: классификация и факторы размещения». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии
Типы производства
Типы производства — это категорийность производства продукта или услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении количества самого продукта или услуги. В машиностроении определяется в зависимости от коэффициента закрепления операций.
Тип производства определяется согласно ГОСТ 3.1108-74 и характеризуется коэффициентом закрепления операции за одним рабочим местом или единицей оборудования:
- K3.0.=NPm{\displaystyle K_{3.0.}={\frac {N}{P_{m}}}}
где N — число различных операций, выполняемых в течение календарного времени;
Pm — число рабочих мест, на которых выполняются данные операции.
Таким образом коэффициент закрепления операций:
- больше 40 — определяет единичное производство
- 20…40 — определяет мелкосерийное производство
- 10…20 — определяет среднесерийное производство
- 1…10 — определяет крупносерийное производство
- не больше 1 — определяет массовое производство.
- Единичное или проектное производство, например: производство корабля, (уникального) дома, моста, программного продукта и т. д.
- Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату. Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, насосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудования, пачек сока, штанов.
- Массовое производство, например: производство шурупов, проводов, рельсов и т. д.
Учёт типов производства важен в точном калькулировании (расчёте) затрат производства с целью:
- планирования затрат (планирования будущей себестоимости)
- контроля затрат (контроль эффективности хозяйственной деятельности с финансовой стороны)
- оптимизации производства (понижения неэффективных издержек)
Хотя и типы производства в реальности отчасти менее чётко разделены, такое деление позволяет чётче представлять себе производственные процессы предприятий и рассчитывать на них опирающиеся структуры затрат. Структурированные затраты позволяют более точно планировать их развитие для предприятия (бюджетирование), продукта или подразделения.
Типы производства отличны от видов производства.
Машиностроение
Отрасль российской промышленности, которая специализируется на производстве машин и оборудования. Стране в наследство от советских времен осталась хорошая научно-техническая база, поэтому в этом плане у нас хорошие позиции. Сегодня страна выпускает собственные автомобили, самолеты, сельхозтехнику, вагоны, мотоциклы, велосипеды и многое другое.
Но несмотря на это объемов российского производства растущей экономике РФ не хватает, а по некоторым позициям у отечественной продукции просто нет аналогичного ответа заграничным образцам. По данным ФТС, в 2018 году мы ввезли в страну иностранных машин и оборудования на 112 млрд долларов. Это самая значительная статья российского импорта и примерно половина от общего импорта РФ за весь минувший год.
Особенности легкой промышленности
Легкая промышленность имеет некоторые особенности, на основании которых она выделяется относительно других отраслей:
- для получения готового продукта он может подвергаться переработке на разных фабриках, что облегчает производственный процесс;
- важную роль играет финишная (отделочная) стадия производства. Внешний вид товаров очень важен для потребителя;
- кроме достаточной квалификации, рабочая сила должна обладать отличным вкусом для создания оригинальной продукции;
- исторически сложилось, что на предприятиях легкой промышленности работают преимущественно женщины;
- ассортимент изготавливаемой продукции очень быстро меняется и определяется образовавшимися модными тенденциями.
Легкая промышленность влияет на общую экономическую ситуацию в стране, потому что, во-первых, это отрасль с быстрой оборачиваемостью капитала; во-вторых, ее технологический цикл втягивает в свою сферу сельское хозяйство, химическую промышленность и другие отрасли, данная сфера производства имеет относительно невысокий объем капитальных вложений и высокий уровень рентабельности.
В целом легкая промышленность — это экологически чистая отрасль. Поскольку источником энергии для нее является главным образом электричество, вредные отходы и загрязнение атмосферы минимальны. Поэтому предприятия отрасли часто расположены возле жилых районов. Таким образом, они предоставляют готовые рабочие места в непосредственной близости от жилья работников.
Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства и технологические возможности предприятий, позволяющие при конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.
Товары и продукция обрабатывающей промышленности
Обрабатывающий сектор производит десятки миллионов номенклатур изделий и видов товаров.
Основная часть товаров – 40% от общей промышленной продукции, получается от машиностроения, на долю химической и пищевой отраслей приходится 15%. На деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную – более 9%, 5-7% – энергетика и металлургия.
В формировании мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности главную роль играют экспортные цены ведущих компаний-производителей и экспортёров. Эти же компании формируют цены на внутреннем рынке.
При установке цен на машины учитывают следующие факторы:
- цена на отдельные фазы жизненно цикла продукта;
- связь между мировым рынком машин с оборудованием и инвестициями в странах-импортёрах;
- универсальность машин и комплектующих.
Более 1, 1 трлн. руб. составляет объём в производстве транспортного строения.
Объём продукции в производстве электронного и оптического оборудования более 820 млрд. руб. сюда входит производство.
Развитие тяжелой промышленности в СССР и России
Изначально техническое оснащение тяжелой промышленности было низким, структура отставала. Плохо были развиты электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность, не налажено было производство средств производства. Все это создавало зависимость от иностранного капитала.
Вследствие губительных последствий Первой мировой войны, Гражданской войны и военной интервенции ресурсы тяжелой промышленности страны уменьшились. Объем продукции снизился. Решено было начать восстановление промышленности. И к 1926 году почти удалось это сделать.
В 1940 году в промышленности появились новые моменты свойственные высокоразвитой индустриальной экономике. Начали развиваться новые отрасли: автомобилестроение, тяжелое машиностроение, авиационная промышленность, химическая промышленность. Изменилась техника и технология производства. Появились новые промышленные районы.
Во время Великой Отечественной войны СССР смогла направить промышленность на военный лад в кратчайшие сроки и обеспечивала фронт всем необходимым.
Война нанесла огромный убыток промышленности. И главной задачей в 1946 году было восстановление промышленности в кратчайшие сроки и ее дальнейшее развитие. В 1950 году объем промышленного производства превысил показатели 1940 года. Были открыты более 6000 крупных предприятий. Начали разрабатывать реактивные самолеты и двигатели, вертолеты; открыли предприятия по ракетостроению. К 1960 году были построены более 8000 крупных промышленных организаций. Начали свою работу новые заводы цветной металлургии, машиностроительные и нефтеперерабатывающие предприятия, заводы по производству химической продукции.
Сильный рост тяжелой промышленности приходится на этап перехода СССР к социализму. Под влиянием промышленного переворота появляются новые отрасли производства: аэрокосмическая, лазерная, создание искусственных алмазов, особо чистых металлов и т.п. Выпускаются более мощные аппараты.
Тяжелая промышленность СССР отличает высокая степень интенсивности производства.
В девяностые годы показатели в тяжелой промышленности в России начали снижаться. Самые низкие показатели были к 1998 году. Но после дефолта и девальвации рубля начался процесс восстановления, что привело к оживлению производства. Последующие принятые меры привели к быстрому улучшению тяжелой промышленности. И в 2008 году объем производства вырос, даже выше чем советские показатели.
Мировой кризис 2008 года притормозил, но полностью не прекратил процесс развития тяжелой промышленности. Необходимо подчеркнуть, что восстановление тяжелой промышленности сопровождалось заменой оборудования и переходом на новые современные технологии. На сегодняшний день тяжелая промышленность характеризуется хорошей технологической оснащенностью и производительностью труда.
Мощный рост тяжелой промышленности происходит в декабре 2014 года.
В 2019 году высокие темпы производства наблюдаются в таких отраслях тяжелой промышленности, как машиностроение, деревообработка, производство стройматериалов и продукции из минералов.
На сегодняшний день в России наиболее развиты отрасли металлургии, химическое производство, машиностроение.
Характеристики
Промышленный сектор обычно принимает конечный продукт первичного сектора, а затем применяет его для создания готовых продуктов, которые либо покупаются конечным пользователем, либо отправляются для дальнейшей обработки или изготовления. Промышленный или вторичный сектор можно разделить на две группы: тяжелая и легкая промышленность. В большинстве отраслей сырье превращается в готовую продукцию. Для запуска процесса требуется большое количество энергии. Обрабатывающая промышленность, как правило, создает загрязнение и является источником экологических проблем.
Строительство — это возведение здания или создание инфраструктуры. Для успешного выполнения необходимо эффективное планирование. Деятельность требует мастерства многозадачности.