Аккредитация врачей и медсестер в 2020-2021 годах: как ее проходят и для кого это обязательно

Понятие государственной аккредитации

Процедура аккредитации заключается в проверке работы образовательной организации, ее результатов и достижений, а также всей документации. Основной целью этого мероприятия является подтверждение того, что учреждение работает на основании предусмотренных законодательством федеральных стандартов и программ.

Во время этого процесса руководство вуза должно подготовить программы, используемые для обучения студентов разным профессиям и специальностям.

Во время экспертизы проверяется вся документация

Для выявления расхождений или проблем проводится аккредитационная экспертиза, которая определяет, насколько содержание и качество обучения студентов соответствует федеральным стандартам. Проверяющие должны убедиться, что учреждение обеспечено разными техническими средствами, пособиями или иными материалами, необходимыми для обучения молодых людей.

Обычно процедура проводится раз в 5 или 6 лет, а если выпускается новая программа, то проверка реализуется в этот же год.

Если у вуза имеется филиал, то он отдельно проходит аккредитацию.

Виды аккредитации:

  • государственная;
  • общественная.

Государственная аккредитация – подтверждение на федеральном уровне того, что действующие образовательные программы колледжа и техникума законны и качественны.

На что обращают внимание при проведении экспертизы в рамках аккредитации в СПО? Главное – это соответствие итогового качества подготовки студентов с содержанием образовательной программы. — Сведения о реализации заявленных для государственной аккредитации образовательных программ в обязательном порядке должны содержать полные тексты согласованных с представителями работодателей программ в соответствии с требованиями 273-ФЗ и конкретных ФГОС, в т

ч. УП, включая ИУП (при наличии), КУГ, рабочие программы модулей и дисциплин, методические и оценочные материалы с положительными заключениями работодателей и иные материалы, ежегодно обновляемые в соответствии с ЛНА организации, – прокомментировала на одном из вебинаров «Академии профессионального развития» эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачесова

— Сведения о реализации заявленных для государственной аккредитации образовательных программ в обязательном порядке должны содержать полные тексты согласованных с представителями работодателей программ в соответствии с требованиями 273-ФЗ и конкретных ФГОС, в т. ч. УП, включая ИУП (при наличии), КУГ, рабочие программы модулей и дисциплин, методические и оценочные материалы с положительными заключениями работодателей и иные материалы, ежегодно обновляемые в соответствии с ЛНА организации, – прокомментировала на одном из вебинаров «Академии профессионального развития» эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачесова.

Проведение экспертизы совершается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (специальной комиссией Рособрнадзора). Решение об аккредитации может быть положительным или отрицательным, но в любом случае органом должно выдаваться свидетельство.

Сроки действия этого свидетельства несколько различаются для учреждений, работающих по разным направлениям:

  • 6 лет. Основные образовательные направления (сюда же входит СПО).
  • 12 лет. Общеобразовательные программы.

Если колледж успешно прошел проверку, руководству колледжа отдадут:

  • соответствующее свидетельство;
  • приложения к нему.

Приложения к свидетельству нужны для подтверждения его действительности. Именно в приложениях указываются аккредитованные образовательные программы. По этим программам образовательное учреждение может предоставлять учащимся льготы и выдавать дипломы.

В уже аккредитованных организациях результат экспертизы предоставляется не позднее, чем через 105 дней со дня приёма заявления и документов от колледжа или техникума. Если речь идёт о переоформлении свидетельства о госаккредитации, то оно осуществляется не более чем за 45 дней со дня регистрации заявления от заявителя. Выдача дубликата занимает не более 15 дней.

Обычно, проверяющие требуют документы организации в распечатанном виде. Но закон разрешает их предоставлять и в электронном виде.

— Если в ПОО имеется ЛНА о правилах делопроизводства и документооборота, то согласно нему и следует хранить и предоставлять документы, – считает Елена Зачесова. – Но с другой стороны, как-то следует убедить членов аккредитационной комиссии, что можно ваши электронные документы читать с экрана и ничего не распечатывать. Аргументов масса, но я бы сослалась не на норматив, а на образец для подражания – Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». Если уж Правительство против бумажек, то и ваше ПОО – тоже.

Общественная аккредитация подразумевает признание уровня или заслуг образовательной организации какими-либо общественными профорганизациями, союзами, ассоциациями. Заменить общественной аккредитацией государственную нельзя. Но общественная аккредитация влияет на престиж образовательного учреждения.

Приведём пример общественной аккредитации российского вуза. В апреле 2017 года Королевский колледж врачей и хирургов Канады решил провести институциональную аккредитацию одного из наших медицинских университетов. В результате наше образовательное учреждение получило статус аккредитованного на международном уровне высшего учебного заведения и повысило свой авторитет.

Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

UPDATE: Минздрав направил разъяснения по вопросу сертификации и аккредитации медицинских работников в свете нового Приказа № 327н (письмо Минздрава можно скачать в нашей группе в Facebook или ). Среди прочего ведомство уточнило, что проведение процедур сертификации и аккредитации в 2020 году «нецелесообразно». То есть прямого запрета на проведение сертификации и аккредитации в разъяснениях Минздрава так и не прозвучало. Поэтому в итоге не ясно, что имел в виду Минздрав, но полагаем, что все-таки аккредитацию в этом году отодвинут. В свою очередь, по поводу сертификации ситуация остается неясной. Пока только точно известно, что мораторий означает запрет на выдачу сертификатов, а не право на отсрочку проведения сертификации (подробнее об этом мы писали выше). Оставайтесь с нами, мы будем следить за ситуацией.

Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?

Данный вопрос лежит не совсем в юридической плоскости, поэтому ответить на него сложно. Для этого, как минимум, нужно «влезть» в голову авторам Приказа. Однако можем предположить, что запрет на выдачу свидетельств обусловлен ничем иным как желанием Минздрава немного облегчить жизнь своим работникам и лишний раз не вызывать людей на работу, чтобы не подводить их под угрозу заражения коронавирусом. Напомним, что свидетельства об аккредитации заполняются в Минздраве. Чтобы обеспечить выпуск 2020 года свидетельствами, придется выделить огромное количество трудовых и временных ресурсов ведомства. При том, по информации в интернете, на сегодняшний день свидетельства получили даже не все выпускники 2019 года. Очевидно, Минздраву сейчас не до этого.

Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.

Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.

Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).

В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:

Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?

В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой. 

Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия — это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу

Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве

Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца — только установленного.

Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».

Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).

Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях

В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.

Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.

Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы»

Смогут ли лица, окончившие медицинский ВУЗ, в 2020 году поступить в ординатуру?

UPDATE: Минздрав направил разъяснения по вопросу сертификации и аккредитации медицинских работников в свете нового Приказа № 327н (письмо Минздрава можно скачать в нашей группе в Facebook или ). Среди прочего ведомство уточнило, что проведение аккредитации в 2020 году «нецелесообразно». При этом в последнем абзаце 5 пункта письма речь идет о наборе в ординатуру в 2020 году. Следовательно, набор в ординатуру скорее всего все-таки будет. Возможно, в Минздраве уже знают о готовящихся изменениях в порядок приема в ординатуру и в этом году для поступления проходить аккредитацию будет не нужно. Мы будем следить за ситуацией.

Напоследок рассмотрим еще такой вопрос, который волнует очень многих выпускников медицинских ВУЗов. Согласно Приказу Минздрава России от 11.05.2017 № 212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры», для приема в ординатуру необходимо, в том числе, предоставить свидетельство об аккредитации специалиста или выписку из итогового протокола заседания аккредитационной комиссии о признании поступающего прошедшим аккредитацию специалиста.

В связи с введенным мораторием на выдачу свидетельств об аккредитации у многих возникает вопрос смогут ли они в этом году поступить в ординатуру? Ответ – смогут.

На сегодняшний день, если в Приказ № 327н не будет внесено изменений, то проблем с поступлением быть не должно. Несмотря на мораторий на выдачу свидетельств, сама процедура аккредитации не отменена (об этом см. выше). Поэтому фактически, для таких лиц ничего не меняется. Они по-прежнему будут проходить первичную аккредитацию, только вместо свидетельства получат выписку из протокола аккредитационной комиссии, которая, как мы указали выше, при поступлении в ординатуру является альтернативой свидетельству.

Кстати говоря, свидетельства об аккредитации каждый год выдают с задержкой (некоторым выпускникам их до сих пор не выдали), и выпускники прошлых лет спокойной поступали в ординатуру не основании выписок из протокола.

Нужна ли аккредитация для дополнительного образования

Начиная с 2011 года Рособрнадзор не проводит аккредитацию учреждений, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием. Такие учебные заведения утратили возможность выдавать студентам дипломы государственного образца, но для поднятия своего престижа им разрешено проводить профессионально-общественную аккредитацию, подтверждающую качество и уровень подготовки абитуриентов стандартам современного рынка труда. Для данной процедуры документы подаются в разные организации:

  • Нацаккредцентр;
  • Профаккредагентство;
  • Агентство развития и оценки проф. образования;
  • другие российские или международные организации.

В состав аккредитационной комиссии для ДПО могут входить как эксперты, так и студенты. Между организацией и оценщиком составляется договор, в котором прописываются все нюансы предстоящей процедуры.

В России за основу берется базовая модель общественной аккредитации по стандарту «ISO 9001», предусматривающая проверку на соответствие международным нормативам качества.

Первичная специализированная аккредитация специалистов

С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это явилось предпосылкой для создания в стране единой национальной системы аккредитации и поставило задачу проведения системной работы по обновлению образовательных программ, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки выпускников медицинских колледжей.

Закон дает определение аккредитации как процедуры определения соответствия готовности лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Подготовка к первичной специализированной аккредитации

Подготовка к первичной специализированной аккредитации (ПСА) специалистов для лиц, получивших после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанных на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального образования (приказ Минздрава России от 21 декабря 2018 г. №898н)

Информируем вас о том, что для лиц, получивших дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки после 1 января 2020 года, на портале «Методический центр аккредитации» (http://fmza.ru/) размещены необходимые материалы для подготовки к первому и второму этапам первичной специализированной аккредитации специалистов в рамках перечня специальностей.

  1. Перейдите на сайт портала «Методический центр аккредитации» (далее – «Портал») (http://fmza.ru/).
  2. Инструкция пользователяпоможет Вам сориентироваться в работе с Порталом.
  3. Зайдите в раздел «Первичная специализированная аккредитация (СПО)»и выберите свою специальность из перечня.
  4. После выбора специальности вы сможете ознакомится с тестовыми заданиями и пройти репетиционный экзамен (первый этап), а также ознакомиться с Перечнем практических навыков для оценки в симулированных условиях, паспортом практического задания и оценочными листами (чек-листы) для оценивания практических навыков (умений).

 Основные этапы аккредитации

  1. Регистрация поступивших документов и проверка соответствия поступивших документов
  2. Проведение заседания и принятие решения о допуске аккредитуемого к аккредитации специалиста и о сроках проведения аккредитации.
  3. Процедура аккредитации специалиста состоит из 2-х этапов:

1-й этап: тестирование

Процедура включает в себя компьютерное тестирование (60 вопросов 60 мин.). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

2-й этап: оценка практических навыков (умений)

Процедура включает в себя выполнение одного практического  задания и демонстрацию трех практических навыков: двух по специальности, одного на проведение  сердечно-легочной реанимации (30 мин. на выполнение). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

Обзор документа

При приостановлении действия госаккредитации образовательной организации лица, завершившие освоение основных образовательных программ, проходят итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшим такую аттестацию, выдаются документы об образовании или о квалификации. Их образцы самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

В случае приостановления госаккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организацией обеспечивают перевод обучающихся в другие организации, имеющие госаккредитацию по основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

За нарушение прав обучающихся, в т. ч. права на перевод в случае приостановления действия госаккредитации, выдачу документов об образовании и о квалификации по не имеющим госаккредитации образовательным программам, образовательная организация несет ответственность в порядке, установленном законодательством России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

  • Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
  • Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
  • Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
  • Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
  • Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

Можно ли принять на работу сотрудника, не прошедшего аккредитацию

Ответ простой – нет. Медицинское учреждение не имеет право принимать на работу или допускать к профессиональной деятельности сотрудника, который своевременно не прошел процедуру аккредитацию и не имеет соответствующего сертификата. Но только если дата получения профессионального образования соответствует условиям Приказа Минздрава №1043н.

Например, если выпускник ординатуры (2019 года или позже) пришел трудоустраиваться в медицинское учреждение на должность врача-педиатра и у него нет сертификата, подтверждающего прохождение аккредитации, то его не имею права принять на работу. Если же будущий врач является выпускником ординатуры 2018 года или ранее, то его обязаны принять на работу, если нет других условий для отказа в трудоустройстве.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы – это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные – скажем, новые

При выборе вуза (в крайнем случае – при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие – нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят

И главная причина отказа в аккредитации – неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, – а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) – но исковые требования оставили без удовлетворения.

Может ли работать неаккредитованное учебное заведение

В России существует большое количество государственных и коммерческих учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. У таких учебных заведений в обязательном порядке должна быть действующая лицензия, подтверждающая право обучать студентов, а также выдавать им имеющие юридическую силу дипломы и сертификаты. Все образовательные учреждения имеют право осуществлять профильную деятельность, но им не разрешено выдавать документы государственного образца, только собственного.

ВУЗ может быть лишен аккредитации в таких случаях:

  • несоответствие учебных программ и планов федеральным стандартам;
  • количество учащихся меньше установленной нормы;
  • квалификация преподавателей не соответствует утвержденным требованиям;
  • устаревшая материально-техническая база;
  • выявлены серьезные ошибки в нормативной документации, нет лицензии.

Существует множество случаев, когда студенты выясняли, что их учебные заведения утрачивали аккредитацию. Например, в Воронежском Политехническом институте закрыли кафедру экономики из-за отсутствия сертификата, не дав доучиться студентам. Неприятная ситуация возникла и у студентов МТИ, который лишился лицензии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector