Что такое ростовщичество и кто такие ростовщики
Содержание:
- Стоит ли обращаться к ростовщикам за деньгами
- Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?
- Ростовщичество в искусстве
- Немного истории
- История
- Ростовщичество Исламе и Христианстве
- Церковные каноны: «Подобает удержавати похоть любостяжания»
- Отношение религий к этой профессии
- Восьмое мытарство и последствия финансовых операций
- «Серые кардиналы»: честные частные процентщики
- Прибыль и риски
- Отношение в православии
- Православная Жизнь
- Альтернативный взгляд
- Мнение мудрецов о ростовщичестве
- Кто такой ростовщик в современном мире
- Ответственность за невозвращение долга
- Мелкая шушера: кредитные мошенники
Стоит ли обращаться к ростовщикам за деньгами
Хотя в некоторых случаях это может привести к существенным проблемам для заёмщиков, часто предоставление займа происходит в нормальных условиях и действительно может оказаться полезным.
Сейчас существует большое количество возможностей получения банковского кредита. Однако каждый раз требуется выполнение определённых условий. В частности, на принятие решения о выдаче может оказать воздействие кредитная история. Если в ней мало данных или она носит отрицательный характер, получить заёмные деньги будет невероятно сложно.
В жизни человека могут происходить события, когда деньги требуются срочно. Например, при появлении некоторых выгодных возможностей или в случае возникновения проблем (тяжёлой болезни или других подобных ситуаций).
Если для получения банковского кредита нет возможностей, то приходится искать другие возможности, в том числе обращаться к ростовщикам. Чтобы снизить риски в такой ситуации, можно сделать следующее;
Выяснить всё, что можно, о репутации ростовщика. Иногда в этом могут помочь отзывы его клиентов.
Нужно взвесить свои возможности рассчитать в срок и в полном размере
Если человек не планирует возвращать деньги, это создаст ему проблемы.
Важно подробно оговорить условия кредитования и ситуации, которые могут возникнуть.
Желательно оформлять договор письменно для того, чтобы исключить неправильные толкования и злоупотребления.
Заключать соглашение и отдавать долг рекомендуется при свидетелях, которые могут подтвердить, что расчёт произведён в полном объёме. Нужно помнить, что личные данные, переданные ростовщику, могут быть переданы третьим лицам. Поэтому необходимо минимизировать такую возможность.
Причиной, почему, несмотря на возможные риски, люди обращаются за деньгами к ростовщикам, является доступность денег. Как правило, у них не требуют справку о доходах или другие такие документы. При этом за пользование средствами берут очень большие проценты. Например можно взять на месяц 35000, а отдавать придётся 52000 руб. Такая ситуация является вполне реальной.
Заключение
Профессия ростовщика на протяжении человеческой истории обычно вызывала негативное отношение. Однако многие прибегали к их услугам. В современном мире ростовщичество по-прежнему востребовано, несмотря на обилие кредитных банковских продуктов. К ним обращаются, в основном, тогда, когда нет возможности получить деньги другим способом. Пользуясь услугами ростовщиков, нужно максимально снижать возможные риски. К ним имеет смысл обращаться только в крайних случаях.
«Что такое ростовщичество и инфляция»:
Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?
В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина. Между тем, в сфере ростовщической деятельности нередко встречаются искушения. И далеко не каждый заимодавец готов Христа ради с ними бороться. Случается, что Евангельские правила и вовсе вытесняются коммерческими. Но всё же, это является исключением, а не общим порядком вещей. Коммерческая деятельность Евангелием не запрещена.
Более того, Христос не раз прибегал к примерам из области коммерческих отношений для объяснения высших Евангельских истин. А в одной из Своих притч Он прямо говорит о ростовщичестве. В этом сюжете рабы, выгодно распорядившиеся серебром, вверенным им господином, и приумножившие через это его состояние, названы добрыми и верными (Мф.25:21–23). Другой же раб, не использовавший серебро и вернувший его без избытка, был обличён: «лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:27).
Конечно же, цель этой притчи заключается не в том, чтобы привить человеку страсть к ростовщичеству. В отношении сребролюбия Господь выражался достаточно резко: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Однако сам факт того, что Христос упоминает о ростовщичестве без осуждения, характеризует его как допустимое.
Другое дело, что ростовщичество ростовщичеству — рознь. Злоупотребления в этой области пресекались даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны приступать последователи Господа Иисуса Христа.
Ростовщичество в искусстве
В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается. В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.
Интересный материал Служба безопасности сбербанка что это такое телефон сб как узнать контакты чем она занимается когда нужно обратиться
Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.
Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе 8 круга, с висящими на их шеях кошельками — символом их ремесла. А в карманах у них видны торчащие монеты.
Немного истории
Значение слова «ростовщик» стало известно людям еще до того, как появились деньги. Звучит оно, конечно, на разных языках по-разному. По-английски — usurer. По-немецки — wucherer. Ростовщики — это люди, которые были, есть и будут. Предоставление денег в долг — услуга, которая едва ли когда-нибудь утратит востребованность.
Ростовщиков в нашей стране лет сто назад презрительно называли лихоимцами. От слова «лихо», то есть «горе», «беда». Их ненавидели, им желали зла, их проклинали. При этом никто из представителей неуважаемой профессии не являлся домой к будущему клиенту сам. Происходило всё обычно строго наоборот: человек, оказавшийся в сложной ситуации, отправлялся в дом ростовщика, затем возвращался домой с необходимой суммой.
Иногда деньги вовремя не удавалось вернуть и процентщика, если верить Достоевскому, приходилось отправлять на тот свет. Возвращать бедолаге приходилось сумму, в два раза превышающую ту, что ему ссудил процентщик. Игнорировать долг было невозможно. У ростовщика имелась своя бухгалтерия, кроме того, его интересы находились под защитой государства. Дабы не оказаться в долговой яме, несчастные стрелялись или повторяли подвиг Раскольникова.
Но все ли ростовщики были негодяями? Быть может, они просто-напросто не вызывали симпатии у литераторов, людей творческих, как известно, нередко испытывающих нужду? Возможно, негативное отношение к ним возникло благодаря огромному количеству Ростовщик — это человек, выполняющий не вполне благородное дело. Но как сказал Маршак, все профессии важны и нужны. В действительности, негативное отношение к ростовщикам возникло очень давно. Прозаики и поэты к этому не имеют отношения.
История
Первые ростовщики появились в древнейшие времена. Причем еще до появления денег. Во времена натурального обмена ростовщик давал ссуду в виде мешка зерна, теленка. Взамен, по прошествии оговоренного срока, мог потребовать привести к воротам своей хибары молодого крепкого бычка. Или вернуть долг тем же зерном, но в большем объеме.
Процентщики были и в Древней Греции, и Древнем Риме. В эпоху Средневековья этот вид деятельности получил особое развитие. В десятом веке ростовщики не вызывали презрения у обывателей. Напротив, их специальность стала довольно уважаемой. Были созданы организации, объединившие представителей этой профессии. Самая крупная — орден тамплиеров.
Ростовщики выдавали суммы под заклад. Однако нередко они ссужали деньги не простым людям, а влиятельным феодалам. В таких случаях кредит оформляли как сумму, переданную на хранение. В начале четырнадцатого века во Франции начались «репрессии». Ростовщиков одного за другим арестовывали, как правило, по вымышленному обвинению. Но это отнюдь не избавило Европу от стяжателей. Они были, есть и будут всегда.
Ростовщичество Исламе и Христианстве
Хотя профессия ростовщика и кажется прибыльной и несложной, на протяжении всей истории эти люди не были в почете. Прямой или косвенный запрет на занятие ростовщичеством часто встречался как у светских, так и у религиозных властей.
Во многих учениях и трудах великих философов заимодавцы осуждались и клеймились, а если государство не запрещало прямо эту деятельность, то сильно ограничивало ее в возможностях.
- В христианстве ростовщичество всячески осуждается и порицается, хотя ни в Ветхом, ни в Новом завете нет прямого запрета на ссуду денег под процент. Однако, все известные богословы высказывались однозначно, а церковь в 14 веке даже пыталась бороться с займами путем отлучения должников и заимодавцев.
- Ислам так же запрещает ростовщичество, которое в некоторых странах законодательно запрещено. В наши дни в мусульманским государствах действуют банки, но выдача займов там разрешена на беспроцентной основе.
- В иудаизме запрещено выдавать деньги под процент единоверцам, однако, на людей другой веры этот запрет не распространяется.
Завершая этот рассказ о профессии ростовщика можно сказать, что столь однозначное отношение практически во все времена и у всех народов, такое горячее порицание профессии заимодавца может свидетельствовать лишь о том, что сам народ виновен в этом «грехе», ведь как известно, только спрос рождает предложение.
Церковные каноны: «Подобает удержавати похоть любостяжания»
Духовенству запрещено заниматься сужением денег под процент под угрозой извержения из сана. Вот как звучит запрет в общем виде:
Здесь упоминаются только три степени священства, в дальнейшем круг лиц, которым не разрешается заниматься ссудами под процент, расширяется.
14
Июня
325 года
На Первом Вселенском (Никейском) соборе правилом 17-ым устанавливается запрет на ростовщичество для всех клириков.
5 правило Карфагенского собора гласит:
Перечислим же все правила, предусматривающие церковные наказание за занятие ростовщичеством:
- 44 Апостольское правило;
- 17 правило I Вселенского собора;
- 10 правило VI Вселенского собора;
- 4 правило Лаодикийского собора;
- 5 правило Карфагенского собора.
В послании Ефесянам апостол Павел прямо говорит, что «лихоимец не наследует Царство Небесное «(Еф.5:5). Не смотря на то, что основой нашего государства является якобы демократия, общество живет и развивается по капиталистическим устоям.
Святитель Иоанн Златоуст считал, что невиновного в грехе стяжательства нет, а значит, виновны все. А ведь во времена, когда жил святой, люди по большей части кормились плодом своих рук, и не были настолько сильно втянуты в финансовый механизм рыночной экономики как сегодня.
Многие «оставили небо и прилепились ко всему земному, с безумной страстью собирают богатство и, возненавидев Бога, любят мамону», — с горечью в сердце отмечает святитель. Меж тем, любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной.
Галина Бочарова
Отношение религий к этой профессии
Религия во все времена была важной частью человеческой жизни. В Древнем мире и в Средние Века это влияние было исключительно сильным
Отношение наиболее распространённых религий к ростовщичеству было следующим:
- В Ветхом Завете было сказано о необходимости ограничивать ростовщичество в жизни. В Новом Завете не содержится запрещение заниматься такой деятельностью, однако рекомендуется прощать долги.
- Ислам отрицательно относится к ростовщичеству. Там, где его законы существенно влияют на жизнь в стране, профессия является незаконной. Здесь банковские учреждения выдают деньги или с незначительными процентами, или вообще без них.
- При иудаизме действует запрещение давать деньги под проценты тем, кто исповедует эту веру. На остальных такие ограничения не распространяются.
Отношение религий к ростовщичеству обычно является в той или иной форме отрицательным. Считается, что получение прибыли без приложения собственного труда не соответствует религиозным принципам. Однако на протяжении всей человеческой истории ростовщичество в той или иной форме всегда существовало и было распространено.
Восьмое мытарство и последствия финансовых операций
Восьмое мытарство — лихоимства, давания денег в рост, непорядочность в деловых отношениях. Священное Писание запрещает ростовщичество. Оно запрещается словом Божиим и правилами поместных и вселенских соборов.
Если мирянин дает деньги в рост и живет от этих денег, то он отлучается от Церкви, священнослужитель извергается от сана.
Посмотрите, как строго о ростовщичестве говорится в Книге Второзакония:
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими».
Почему лихоимство запрещено? Потому что если мы разрешаем ростовщичество, возникает класс людей, который, ничего не производя своими руками, питаются за счет труда других людей. Они просто, на самом деле, как бы воздух перекачивают из одного банка в другой, особенно эта кредитная система, которая не подтверждается даже денежной массой.
И слово Божие категорично по этому опросу. Правила святых отцов, вселенских соборов категоричны по этому вопросу.
«Серые кардиналы»: честные частные процентщики
Эти ростовщики редко вывешивают свою рекламу на всеобщее обозрение. Ну, разве что в газете типа «Из рук в руки» проскользнет объявление: «Ссуды», «Ссуды под залог, выгодно», «Ссуды с гарантией» и так далее. У них просто нет необходимости бегать за клиентами – те находят их сами и, как правило, по рекомендации.
Кто они? Иногда бывшие (условно говоря) бандиты, завязавшие с явным криминалом и перешедшие в более мирную сферу. Иногда – предприниматели, у которых есть свободные деньги и они не прочь ссудить их под процент (как правило, своим же коллегам-малым предпринимателям, которые нуждаются в оборотных средствах). А иногда даже друзья-знакомые-одноклассники, выбравшие себе вот такой бизнес, и вы, как представитель ближнего круга, с высокой вероятностью пересечетесь с ними, когда понадобятся быстрые деньги.
Как и в ломбарде, ростовщики-одиночки дают займы только под залог. Раньше могли дать и под расписку, но теперь «бумажки» утратили доверие. Котируются лишь материальные ценности. И здесь есть еще одно отличие от тех же ломбардов: в залог у вас, скорее всего, не примут ни бытовую технику, ни «цацки», ни антиквариат. Придется рисковать автомобилем или квартирой. Если вы предприниматель, можно заложить сам бизнес (при условии, что он прибыльный), дорогое оборудование или коммерческую недвижимость.
Оформляется подобный залог опять-таки не «распиской», которую можно оспорить, а настоящим договором купли-продажи. Просто в него включено условие: право собственности переходит к «покупателю», то есть ростовщику, не сразу, а лишь в случае непогашения долга в указанный срок.
Наиболее цивилизованные ростовщики настаивают еще и на страховании залога, как того и требует закон. Логика проста: чем законнее оформлены отношения заимодавца и должника, тем больше у заимодавца возможностей для гарантированного возврата своих денег или материальной компенсации.
Впрочем, если вы решились сделать заем на приличную сумму у безупречно вежливых, хорошо одетых людей со спокойными голосами и уверенными движениями, лучше даже не пробуйте уклониться от своих обязательств… Тем более, что с этим разрядом ростовщиков, как по секрету рассказывают предприниматели, реально договориться в случае каких-то затруднений – например, показать бизнес-балансы, где отражено снижение прибыли, или договор с покупателем, который должен вот-вот перевести деньги за отгруженную продукцию, и попросить о продлении срока кредитования. «Одиночки» ценят честность и нередко идут на пересмотр условий договора.
Прибыль и риски
Сама профессия и слово «ростовщик» воспринимались обществом крайне негативно как раньше, так и сейчас. В основном это связано с тем, что ростовщик за один год мог в разы увеличить свое состояние за счет людей, попавших в неприятности и находящихся в нелегком финансовом положении. Но возможные риски этого дела достаточно велики. Начнем с того, что долг могут не вернуть по причине того, что заемщик умер или попросту сбежал. Также при сильной инфляции есть шанс не только не получить прибыль, но и понести убытки. Порой клиент оставляет залог, который не получается продать по реальной цене, например машину в аварийном состоянии. Кроме того, деятельность такая в любой момент может стать запрещенной из-за изменений в законодательстве. Так что мы разобрались с тем, кто такой ростовщик.
Отношение в православии
Позиция Православной Церкви к ростовщичеству однозначна: его осуждают и считают грехом. В Ветхом Завете есть ряд указаний, свидетельствующий о недопустимости займов под процент. Они послужили базой для утверждения церковных канонов, строго воспрещающих клирикам заниматься ростовщичеством.
А итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, наблюдая за зарождавшимися на Западе торгово-рыночными отношениями, возмущенно писал:
По своей сути процентная плата – это плата за время. Но время, по Фоме Аквинскому, принадлежит всем, ибо дано Богом для всех в равной степени. И если ростовщик требует вознаграждения за время как плату за предоставленное им благо, то он обманывает и ближнего, которому проданное время принадлежит, и Бога, за дар которого он требует вознаграждение.
Ненасытность в приобретении материальных благ усиливает и укрепляет алчность – один из смертных грехов, которые, по словам Феофана Затворника, отнимают у человека его нравственно-христианскую жизнь. Следует помнить, что, раз закравшись в душу, греховная мысль будет точить ее как червь яблоко.
Вот почему неправедное деяние, которое пусть даже и кажется маленьким, не должно иметь места в вашей жизни. Следует бороться со своими страстями и просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от мыслей о жадности и быстрой финансовой наживе.
Это интересно: В чем заключается грех мшелоимства?
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Ростовщичество не то чтобы просто осуждается Церковью. Его однозначно и ясно запрещает Священное Писание. Так, уже в Пятикнижии мы находим вполне конкретное наставление: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). Также у пророка Иезекииля, ростовщичество упоминается в числе вещей, являющихся мерзостью в очах Господних: «…разбойник, проливающий кровь… на горах ест жертвенное, жену ближнего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост даёт и берёт лихву» (Иез. 18:11–13). Так что Церковь в своём неприятии ростовщичества опирается ни много ни мало на повеление Божие.
Конкретно это означает, что христианин не имеет права давать деньги в долг под проценты. Ни больше ни меньше. Объяснение этому запрету столь же простое, сколь и сам запрет. Выгода от дачи денег в рост – это всегда заработок на другом человеке. Однако не это плохо: если бы Писание запрещало нам зарабатывать на ближнем, в нём бы и торговля была запрещена. Между тем, к честной торговле Библия относится вполне нормально. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1) читаем мы в Притчах Соломоновых. Всё дело в том, что деньги в долг от хорошей жизни не берут. Одалживаются те, кто попал с тяжёлое положение, те, кого постигла беда, те, у кого неожиданно появилась необходимость помочь близкому человеку. Иногда, конечно, влезают в долги и по другим поводам: например, деньги могут быть нужны для расширения собственного дела или для того, чтобы вложиться в выгодное предложение. Довести до долгов может и грех: всем известны ситуации, когда безнадёжными должниками становятся отъявленные лентяи, неисправимые игроки, алко- или наркозависимые люди. То есть в долги обычно влезают если не от трудности, то по глупости. Не даром ведь Христос ставит, по сути, на одну ступень просящего и хотящего занять, повелевая и первому дать, и от второго не отвращаться (Мф. 5:42). Итак, дающий деньги в рост зарабатывает либо на чужой беде, либо на чужой трудности, либо на чужой глупости. С точки же зрения Евангелия уязвимому человеку следует помочь. Точнее даже, христианин не может не помочь тому, кто в помощи нуждается. Поэтому дать в долг – значит оказать милость. То есть и ближнему помочь, и душе своей пользу принести. Пытаться же заработать на том, кто находится в трудной ситуации, – безнравственно и греховно. Поэтому Церковь и смотрит на ростовщичество крайне отрицательно.
А теперь давайте разберёмся с банковским депозитом. Кладя деньги на деопзитный счёт, человек знает, что на данную сумму с течением времени будут начисляться проценты прибыли. С одной стороны, такой доход не стоит никакого труда, с другой – процент прибыли невелик, поэтому, если на депозитном счету лежит не несколько миллионов, то прибыль в данном случае – скорее мелкая приятность, нежели серьёзный доход. Итак, даём ли мы кому-то в долг, кладя деньги на депозит? Однозначно нет. Мы даём деньги банку на хранение. Да, банк этими деньгами может распоряжаться, за счёт чего нам, собственно, и платится процент, но, когда мы изъявляем желание снять деньги частично или полностью, мы получаем их назад. В некотором роде банковская деятельность в этом отношении похожа на то, чем должны были заниматься рабы в притче о талантах (Мф. 25:14–30). Господин поручил им пустить в оборот оставленные на хранение деньги, чтобы получить с этого прибыль. Как известно, единственный, кто оказался осуждённым в этой притчи, стал раб, отказавшийся из страха рисковать деньгами господина и спрятавший их, чтобы потом в целости, но без прибыли вернуть. Если Сам Господь рассуждает о подобной операции как о норме и даже употребляет её как образ в притче, то едва ли можно полагать, что в Его глазах подобное предосудительно. Так за что же тогда осуждать владельца депозитного счёта? Он ни на чьей беде не наживается, не пользуется ни чьим уязвимым положением, не выгадывает ни на чьей немощи.
Итак, никакого отношения к ростовщичеству депозит в банке не имеет и в открытии депозитного счёта нет ни малейшего греха. Следовательно, осуждение, с которым и Писание, и Церковь относятся к ростовщичеству, никоим образом не касается ни депозитов, ни их обладателей.
Альтернативный взгляд
Ростовщичество – это предоставление денег в долг под процент. В русском языке когда-то было другое название этого термина – лихоимство.
—
Как к ростовщичеству относится христианство?
В христианском понимании прибыль, которую получают без труда, называют греховной. Именно поэтому ростовщичество, так же как и получение прибыли от аренды ранее воспринималось негативно. Ростовщики делают людей добровольными рабами, в результате чего задерживается ход нашей эволюции. Ростовщики мешают Богу ускоренно вести нас вперед.
Исторические источники показывают, что большинство религиозных лидеров в разные времена хотели устранить социальную несправедливость, которую провоцируют взимания процентов, и предлагали советы, или объявляли запрет на получение таких процентов. Народ понимал, что наживаться на несчастье других — постыдно. Давая в долг, согласно христианству, ростовщик богатеет отдавая взамен богатство своей души (убивает душу). В душе произрастает злоба, жестокость. Человек, дающий в долг – болен, и представляет собой только видимость человека, на самом же деле он убивает себя, свою совесть, закрывает уши, глаза.
Получение такой прибыли негативно сказывается на самом ростовщике, так как он грешит против Бога. Он получает прибыль на времени, а его создал Бог. Распоряжаясь тем, чего не создавал, и при этом накапливая материальные блага, ростовщик забирает привилегии высших сил, обращая их против людей.
Как к ростовщичеству относится ислам?
Ростовщичество исламом строго запрещается. В Коране написано, что нарушивший это запрет начинает войну против Аллаха.
Лексическое значение слова ростовщичество (риба) – умножение, увеличение. Исламский свод законов обозначает риба как одалживание человеком имущества или денег, увеличение своего капитала за счет должника (не только одолженной суммы, но и процентов). Этот дополнительный доход может быть выражен деньгами, имуществом, возможностями и услугами.
Даже в исламских банках не предусмотрены процентные ставки на одолженные деньг. С клиентом делиться полученная прибыль. Для этого применяют два варианта получения прибыли: нефиксированный и фиксированный доход.
Разновидности ростовщичества:
— рост на отсрочке (риба – ан – насиа);
— рост на наценке (риба — аль – фадль).
Причина запрета в исламе на ростовщичество связана с тем, что ростовщики наносят социальный, экономический и нравственный вред своему народу:
— из – за него разгорается вражда между людьми, разрываются отношения сотрудничества и взаимопомощи;
— появление паразитирующей на чужом горе прослойки населения, которая обогащается, не трудясь при этом — подобна паразитам и сорнякам, которые живут за счет других;
— ростовщичество схоже с колониализмом;
— изымание денег у людей, без предоставления компенсации — грех.
Как к нему относится иудаизм?
В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды.
Мнение мудрецов о ростовщичестве
Один мыслитель, живший за несколько веков до нашей эры, утверждал, что деньги не приносят никаких плодов, а потому использовать их для получения прибыли непозволительно. Фома Аквинский полностью согласился со своим предшественником. Средневековый философ тоже относился к ростовщичеству как к деятельности нечестной. А однажды даже высказал довольно необычную точку зрения. Фома Аквинский сказал, что ростовщик занимается не чем иным, как продажей времени. Довольно сложная мысль, понятная лишь людям эпохи средневековья. Но главное мы выяснили: лихоимцы, процентщики и заимодавцы в почете никогда не были.
Кто такой ростовщик в современном мире
Статья 809 ГК РФ определяет ростовщичество как превышение стандартной банковской ставки. Ростовщиками также являются граждане и организации, которые выдают кредиты вне правового поля. Для их деятельности характерны следующие признаки:
- Заемщик не получает договор, где прописаны условия сделки.
- Нет проверки платежеспособности заемщика.
- Кредитор начинает требовать долг раньше оговоренного срока.
- Применяются незаконные способы воздействия на должника.
- С заемщика могут потребовать предоплату.
- Нет периода беспроцентного погашения займа.
- Получить займ можно в день обращения.
- Есть возможность продлить срок займа.
Последние два признака характерны и для банков. Но ростовщики предлагают менее выгодные условия. Поэтому к ним обращаются люди, которым отказывают в банках. Это люди с плохой кредитной историей или люди без работы. Во многих случаях они не могут вернуть заемные деньги. Но высокая процентная ставка покрывает возможные риски.
Закон не защищает права ростовщиков. При быстрой инфляции они теряют достаточно большую сумму денег.
МФО и ломбарды
Что такое ростовщик в современном мире — это микрофинансовая организация или ломбард. Ростовщичеством занимаются МФО, которые выдают на короткий срок займы до 1 000 000 рублей под 200-365% годовых (максимальная ставка в банке: 25% годовых). У подобных организаций нет лицензии на выдачу кредитов, она зарегистрированы как ООО.
В России ведется борьба с теневыми кредиторами. Законы регламентируют максимальную ставку по кредитам. Деятельность МФО регулирует Центральный Банк России. Количество организаций, которые нарушают закон, сокращается с каждым годом.
Ломбарды, в отличие от МФО, выдают кредит не по онлайн-заявке, а под залог какой-либо вещи. При этом озвученная цена вещи может быть меньше реальной. Так часто поступают при залоге ювелирных изделий. Недобросовестные ломбарды завышают сумму, необходимую для возврата залога. Иногда вещь могут объявить потерянной, чтобы выгодно ее перепродать.
Частные кредиторы
В большинстве случаев частными кредиторами являются предприниматели, которые инвестируют деньги таким образом. Частные кредиторы крайне редко дают рекламу, обычно из находят через знакомых.
Кредиторы заинтересованы в максимальной гарантии на возврат. Они могут настаивать не только на заключении договора, но и на страховании кредита. Могут потребовать в залог недвижимость, автомобиль или даже бизнес заемщика.
Ответственность за невозвращение долга
Когда деньги остро необходимы, не все думают о том, как будут их отдавать. Однако рано или поздно этот момент наступает. С долгами рассчитываются не все. Некоторые собирались, но жизнь не дала им такой возможности. Существуют и те, кто беря деньги в долг, не намеревался возвращать заём.
Сейчас существует возможность взыскать долги через судебных приставов. В прежние времена ростовщик также мог обратиться в такой ситуации к представителям власти. Во всех странах действующие законы использовали жёсткие меры против тех, кто не платил по долгам.
Ростовщик мог поступить и по другому. Ему было выгодно либо увеличить долг, либо применить более жёсткие условия. В результате ростовщик мог добиться того, что всё имущество должника переходило к нему, а он сам попадал в рабство. Иногда выплата долга переходила на родственников. Такие ситуации формировали негативное отношение к ростовщичеству.
Мелкая шушера: кредитные мошенники
Об этой категории «ростовщиков на час», предлагающих «окредитить» всех желающих, даже безработных и бомжей, написано немало, но заемщики продолжают попадаться на удочку. Количество людей, уверенных, что можно взять кредит в пол-«лимона», не имея ни официальной работы, ни жилья в собственности, и без единой справки, поражает воображение. Звоня по рекламе типа «Кредит в 500 тысяч за два часа, без документов», вы можете быть на 99,9% уверены, что вам ответят мошенники. Дальнейшие схемы зависят от степени их изобретательности и наглости. Вам могут предложить оформить липовые документы для получения кредита в «своем банке», за какие-то 40-50% отката.
Согласитесь – станете соучастником уголовного преступления. А всплыть подлог может в любой момент, даже после того,как кредит вам уже выдан.
По другой схеме, вам могут предложить подписать невразумительный договор, пообещать деньги через три дня, взять «в залог» мобильный телефон или примерно 5-10 тысяч рублей и исчезнуть вместе с телефоном или деньгами…
Наконец, остановимся на условно-легальном способе займа у «ростовщиков-беспредельщиков»: вам предложат проехать в определенный торговый центр и оформить товарный кредит на дорогую вещь.
Кредит будет оформляться на ваше имя, а вещи в магазине выбирать «Вася Пупкин» — представитель ростовщика, который поедет с вами. После того, как вы получите кредит и внесете в кассу 5-10% стоимости (обычное условие для многих товарных кредитов), прямо в магазине будет произведен обмен: «Пупкин» заберет вещи, а вам отдаст примерно 50% от суммы кредита (за вычетом той суммы, что вы внесли в кассу, то есть 40-45% от общей стоимости вещи). Вот только расплачиваться по кредитному договору вы будете «по полной»… Подсчитайте свои затраты, прибавьте кредитные проценты (у банков, которые без проверок кредитуют магазинные покупки, они очень высоки) – и придите в ужас.
Принимая на себя любые кредитные обязательства, имейте дело только с проверенными людьми и организациями.