Банк заблокировал карту по 115 фз

По какой причине банк может заблокировать счет и карту обычного физ. лица?

Наиболее частые причины блокировки карт, которые происходят в рамках исполнения норм 115-ФЗ:

  • регулярные переводы крупных сумм денег с карты на счет, со счета на карту. Например, вы в месяц переводили по 30-40 тыс. рублей, а тут начали гонять деньги сотнями тысяч;
  • разовый перевод довольно крупной суммы денег (но это более редко встречающаяся ситуация);
  • получение или возврат займа от физического или юридического лица. Тут для разблокировки карты нужно будет предъявить банку расписку, лучше всего — нотариально заверенную;
  • поступление на карту физ. лица средств со счета индивидуального предпринимателя. При этом карты принадлежат разным людям;
  • регулярные выплаты по страховому возмещению. Ну не можете же вы попадать в аварию на застрахованной машине каждую неделю?

Как происходит отслеживание переводов и блокировка карты? Процесс происходит так: при перечислении средств с одной карты на другую, или со счета на карту, сотрудники специальной службы обращают внимание на нетипичную для клиента операцию. Если у сотрудника контрольной службы возникают вопросы о контрагенте или о цели перевода денежных средств, то карта может быть заблокирована

Очень часто блокируют банки карты солдат срочной службы. Это происходит в тех случаях, когда юноши во время прохождения службы в армии дают свою карту «попользоваться» сослуживцам. А те прогоняют через нее чужие деньги. Как правило, так банки отслеживают, например, наркотрафик. Наркокурьерам не жаль карты и финансовой репутации владельца чужого счета.

А вот, придя из армии, такой «добрый самаритянин» может столкнуться с тем, что все банки откажут ему в оформлении зарплатной карты. Ведь одна его карта уже заблокирована по 115 ФЗ, значит, и веры ему больше нет.

Какие операции банк может причислить к подозрительным? Спросите юриста

Иногда сотрудник банка может позвонить для уточнения деталей перевода

Очень важно в этой ситуации не перепутать такой звонок со звонком мошенника и не бросать трубку. И не посылать сотрудника банка, условно говоря, в «пень»

Однако такие случаи заботы о клиенте все же случаются не часто, обычно карту блокируют без предварительного звонка. После блокировки клиент будет вынужден прийти своими ногами в отделение банка, где ему сообщают о причине блокировки — во исполнение требований ФЗ №115.

Как разблокировать карту

Как разблокировать карту, если блокировка уже произошла? Каждый случай блокировки рассматривается индивидуально. Карты физ. лиц, как мы сказали выше, блокируют довольно редко

Для того, чтобы привлечь внимание фин. мониторинга, нужно гонять через карты сотни тысяч в месяц

Но иногда хватает и одной нетипичной операции.

Например, если картой долго не пользовались, и потом пытаются перевести с нее крупную сумму денег, то карта тоже может быть заблокирована. А вот точную причину блокировки в банке не скажут. Максимум — за подозрительность проводки.

В случае, когда у клиента нет возможности в сроки, указанные банком, доставить в кредитную организацию требуемые документы, нужно как можно скорее объяснить банку сложившееся положение. Право банков запрашивать документы прописано в ФЗ №115, там же зафиксирована обязанность клиентов предоставлять запрашиваемые данные.

Что потребуют у физ. лица

Единого перечня документов не существует. У физ. лица, работающего по найму, это будет, скорее всего, все тот же паспорт, ИНН, СНИЛС и справка 2 НДФЛ из бухгалтерии с места работы. Если вы самозанятый, то банк потребует скрины уплаты налогов и подтверждение факта регистрации на сайте ФНС.

Но если вы переводили средства, например, физ. лицу и в банке вы скажете — я вернул долг, который брал взаймы у брата, то с вас могут потребовать документы о степени родства. Такие случаи встречаются в практике.

Что потребуют у ИП

К самым общераспространенным подтверждающим документам для ИП относятся:

  • документы о начислении зарплаты работникам;
  • уставные документы ИП с указанием кодов деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • договоры займа;
  • договоры аренды — считается, что у ИП тоже должен быть хотя бы минимальный офис;
  • справки из налоговой инспекции;
  • договоры подряда;
  • договоры найма помещения, например, для магазинов;
  • счета на оплату товаров и услуг;
  • квитанции об оплате;
  • выписки со счетов в других банках.

Кроме этого, должно быть подтверждение уплаченных налогов с доходов (этого требует налоговое законодательство РФ).

Бак отказывается снимать блокировку с карты, что делать? Закажите звонок юриста

Киберпреступность в период пандемии COVID-19

По данным ФАТФ, резко увеличилось количество социоинженерных атак, в частности, фишинговых электронных писем и мобильных сообщений, рассылаемых в качестве спама. В рамках данных атак используются ссылки на мошеннические сайты или вредоносные вложения с целью получить личные платежные данные.

Преступники используют в своих интересах напряженную ситуацию вокруг COVID-19 для того, чтобы устанавливать вредоносные программы на персональные компьютеры или мобильные устройства. Так, киберпреступники выдавали себя за представителей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и отправляли электронные письма и мобильные сообщения с той целью, чтобы люди нажали на вредоносные ссылки или открыли вложения, в результате чего преступники узнают их логин и пароль. Другие примеры включают в себя ситуации, когда преступники рассылают SMS-сообщения, выдавая себя за представителей органов власти, с той целью, чтобы люди зашли на поддельные сайты государственных органов власти, тем самым позволив мошенникам получить информацию об их лицевых счетах и/или сведения личного характера об их логинах и паролях.

На фоне резкого роста случаев перевода людей на удаленную работу во всем мире киберпреступники также используют слабые стороны в системах безопасности предприятий с целью получить доступ к информации о клиентах и операциях. Например, одна компания получила поддельные электронные письма, похожие на те, которые им направлял их деловой партнер. В этих письмах компанию просят перенаправить платежи на банковские счета, находящиеся под контролем мошенников, под предлогом произведения оплаты за большой объем хирургических масок и антибактериального средства для рук.

Также киберпреступники используют различные методы для того, чтобы установить программы-вымогатели на персональные компьютеры и мобильные устройства. Например, согласно данным, предоставленным участниками ФАТФ, киберпреступники используют вредоносные сайты и мобильные приложения, которые якобы предоставляют информацию о COVID-19, для получения доступа к устройствам жертв и их блокировки до тех пор, пока последние не заплатят.

Что делать, если банк упорствует в своем решении не размораживать счет

Если банк принял решение, что после предоставления всех документов счет все равно останется заблокированным, то такой клиент имеет право обратиться с жалобой в межведомственную комиссию при ЦБ. Там документы человека или компании рассмотрят сотрудники ЦБ с привлечением специалистов Росфинмониторинга. При необходимости привлекаются и сотрудники других ведомств.

Подать документы можно через сайт ЦБ или обычной почтой. К заявлению нужно приложить:

  1. Обращение в банк и ответ на него.
  2. Документы, которые передавались в банк для проверки операции.

Комиссия должна обработать жалобу в течение 20 рабочих дней. Ответ клиент получает так же, как и подавал жалобу — через обычную или электронную почту.

В итоге комиссия:

  1. пересмотрит решения банка об отказе и примет решение в пользу клиента;
  2. примет решение о невозможности пересмотра — счет останется заблокированным.

Есть ли общие правила того, как не попасть в блокировку? Спросите юриста

О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ

Поделиться

Настоящим информируем о принятии Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Начиная с 30 января 2021 года начнет действовать уточненный порядок реализации отдельных «антиотмывочных» правил. 

Так, финансовые организации будут обязаны в течении 5 рабочих дней информировать клиентов о дате и причинах принятия ими решений об отказе в проведении операции (в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ), а кредитные организации – также информировать клиентов о дате и причинах принятия решений об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом, порядок предоставления вышеобозначенной информации должен быть зафиксирован в договоре банковского счета (вклада) или в правилах, доступных любому заинтересованному лицу для изучения (например, путем размещения на сайте финансовой организации в сети «Интернет»).

Кроме того, кредитные организации не смогут на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ отказать физическому лицу 
в заключении договора банковского счета (вклада). 

Важно отметить, что финансовые институты при наличии подозрений в легализации преступных доходов или финансировании терроризма смогут реализовать свое право на отказ в совершении операции по поручению клиента только, если такое решение принято руководителем организации или специально уполномоченными им лицами. Аналогичный подход будет действовать применительно к решениям кредитных организаций об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада). . Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года

Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

В частности, с учетом Рекомендации 10 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег1  (ФАТФ) для финансовых институтов будет установлено базовое требование о невозможности обслуживания клиента в случае непроведения его идентификации или упрощенной идентификации и не установления сведений о характере деловых отношений с клиентом, информации о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Поскольку обязанность по идентификации закреплена в Федеральном законе № 115-ФЗ с начала его действия, то названное дополнение не приведет к изменению существующего в настоящее время порядка взаимоотношений граждан и юридических лиц с финансовыми институтами, вовлеченными в «антиотмывочную» систему.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300037).

___________________________

1 Рекомендации размещены на официальном сайте ФАТФ, сайтах Росфинмониторинга и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) в сети «Интернет».

Незаконные сделки — усложнение схем легализации

Теперь и суды будут более бдительно относится к участникам спора и к используемым ими доказательствам, в частности, вызывающим сомнение в рыночном характере, или разумности взаимоотношений участников процесса.

Президиум Верховного Суда 8 июля 2020 года утвердил тематический Обзор, в котором рассмотрены вопросы принятия судами мер противодействия незаконным финансовым операциям. В Обзоре Верховного суда приведены примеры незаконных схем и признаки недобросовестного поведения участников процесса, в частности, исполнение фиктивных договоров поставки, выдача и предъявление векселей в отсутствие долговых обязательств, признание долгов на существенные суммы через мировые соглашения и т.д.

Судьям даны разъяснения, каким образом следует действовать при наличии доказательств, свидетельствующих о возможном нарушении положений Закона № 115-ФЗ, валютного, налогового и таможенного законодательства. Например, суд вправе:

Отказать в удовлетворении требований, основанных на мнимой (притворной) сделке, совершенной в целях придания правомерного вида передаче денежных средств или иного имущества (п. 7).

Отказать в утверждении мирового соглашения или принятия отказа от иска (п. 4).

Признать сделку недействительной, если придет к выводу, что она совершена в обход законодательства в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций, и отказать в удовлетворении иска (п. 9).

Отказать в признании и приведении в исполнение решения иностранного, в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости спора и получение формального основания для перечисления денег, в том числе из РФ в иностранные юрисдикции (п. 10).

Отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа (п. 2) и т.д.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Стандарты борьбы

Стандарты борьбы с легализацией денег сформулированы в следующих международных документах:

Базельские декларации Комитета по правилам банка и практике контроля международного сообщества банка (1988), в который представители центральных банков “Группы Десять” входят (США, Канада, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Бельгия, Швеция, Швейцария). Содержит рекомендации выполнения идентификации клиентов, отказа практики поддержания анонимных счетов, призывает к сотрудничеству с правоохранительными органами.

Венское соглашение ООН на борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами. Это принято 9 декабря 1988. Согласно этому Соглашению все государственные Стороны соглашения обязуются предоставлять взаимную правовую помощь а не отказываться от ее предоставления под предлогом сохранения банковской тайны. Следует из содержания международного юридического акта что отмывание денег – намеренное укрывательство подлинной природы, источник собственности или финансовых ресурсов, размещений или собственности незаконного дохода, включая движение или преобразование дохода в целях их легализации. Этот документ регулирования ООН рассматривает такой акт как преступление. Статья 3 этого юридического акта – таким образом, основание для любого государства, которое подписало Соглашение (это больше чем 100 государств, подписанных теперь), чтобы начать уголовное преследование людей, которые заняты отмыванием денег.

Типовой закон ООН “Об отмывании денег, полученном от наркотиков”, решения многих Конгрессов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступлением и обращением с преступниками.

Страсбургское соглашение. “Соглашение по отмыванию денег, идентификации, аресту и конфискации найденные деньги, заработанные преступным способом”. Это принято Советом Европы в Страсбурге 8 января 1990.

Директива Совета ЕС по предотвращению использования финансовой системы для отмывания денег (директива N 91/308/CEE, 14.02.91). Директива ЕС стала важным документом не только для стран-членов ЕС, но также и для государств, возможных новых членов этого Союза в будущем. Директива требует от государственных членов организации признавать стиркой уголовно наказуемого действия преступного дохода как от связанных с наркотиками преступлений и других преступлений. Что касается прозрачности, директива требует от финансовых учреждений предоставлять также идентификацию клиентов, создавать и делать запись крупных сделок с валютой и сообщать властям о подозрительных сделках. Кроме того, эти требования для прозрачности финансовой системы могут быть распределены профессиям и бизнесу, который может возможно использоваться для отмывания денег.

Что такое 115 закон и что он требует от банков

Пластиковая карта — это доступ у деньгам на счете. Пользоваться картами в наше время удобно, безопасно и давно привычно. Карты вошли в повседневный обиход людей так плотно, что иногда клиенты банков не сразу понимают, что банк карту заблокировал.

Центральный банк РФ на основе норм закона создал и разослал в банки и другие финансовые организации массу инструкций. Из них следует, что необходимо отслеживать и анализировать все расчетные операции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Все создаваемые позже 2012 года инструкции только «закручивали гайки» контроля за операциями клиентов.

Как понять, по какой причине заблокирована карта? Закажите звонок юриста

Но активно требования 115 закона в жизнь стали внедрять банки примерно с середины 2017 года, когда, например, банки стали блокировать счета ИП за малейший недочет. Например, если налоги за несколько компаний платились с одного IP — адреса, когда бухгалтерия у ИП была выведена на аутсорсинг. Причина — в изменении требований Центробанка к анализу проведения операций клиентов банками. Банки жестко обязали тщательно отслеживать операции клиентов и блокировать подозрительные платежи и переводы.

И хотя требования ЗСК больше касаются операций клиентов — юрлиц, а также ИП, но попасть под блокировку могут и карты обычных граждан. Требования 115 ФЗ касается всех, кто имеет счет в банке и использует его для проведения платежей, например, для перечислений «денег в долг», плату за услуги, для получения средств от подработок, личных расчетов или регулярных переводов на счета других физ. лиц или компаний.

Это могут быть предприниматели и граждане, которые ведут обычный бизнес или даже не ведут никакого бизнеса, а просто переводят средства родственникам. И при этом они не нарушают никаких норм российского законодательства.

Безопасно ли на одной карте совмещать переводы за самозанятость и, например, получение пенсии?

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Как поступает банк, если считает операцию подозрительной

Закон позволяет банку выполнить следующие действия:

  • Потребовать предоставления документов о конкретных операциях.
  • Запросить информацию о происхождении денег. Поинтересоваться личностями партнеров по бизнесу, контрагентами.
  • Произвольно установить срок предоставления документов. Этот срок законодательно не оговорен, так что каждый банк устанавливает его на свой вкус.
  • Прислать своих сотрудников на предприятие, в офис, другое место ведения вашего бизнеса.
  • Вызвать клиента для устного разъяснения.
  • Повысить степень риска клиента. Это довольно неприятная штука, не блокирующая, но усложняющая работу со счетом.

У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов. Здесь мы говорим о том, что может сделать банк, а не о том, что он точно сделает.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Что вызовет у банков подозрение

Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.

Отсутствие налоговых платежей

Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.

Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка

Маловато будет.

Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.

Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.

Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.

Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.

Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector