Левый либерализм

Что, если праволибералы придут к власти?

Такой задачи перед ними не стоит — ввиду сильной зависимости от крупного капитала, особенно банковского, являющегося владельцами и крупными акционерами СМИ российских праволибералов (уже упоминавшийся банкир Александр Винокуров, бывший банкир Владимир Гусинский, бывший банкир Александр Лебедев и многие другие владеют либо являются крупными акционерами «Дождя», «Новой газеты», Newsru и так далее). Из-за этой зависимости в полной замене номенклатуры (грозящей опасностью начала расследования её преступлений, в которых нередко замешаны банкиры и олигархи) они не заинтересованы, и движение российских праволибералов им нужно только для продавливания отдельных инициатив и для обозначения номенклатуре своей позиции, что в целом решается за счёт СМИ и не особо крупных акций протеста. Рядовой праволиберал служит здесь лишь расходным материалом для реализации их целей.

Но всё же допустим, что праволибералам удалось получить финансовую или политическую независимость от крупных спонсоров и победить в выборах либо взять власть другим способом. Путинская номенклатура тоже не любит инакомыслие, чужие СМИ, мигрантов в Европе, левых, считает народ «быдлом», верит в «темпы роста» Российской Империи, в «пора валить», выступает против прогрессивного налога и против критики номенклатуры и олигархии, а в своей пропаганде использует эмоции, а не логическую аргументацию. Чувствуете сходство? Да, ОПГ «Озеро» не выступает против силовиков и не хочет убирать Владимира Путина. Однако, если лидеры праволибералов придут к власти, эти незначительные различия потихоньку сотрутся, и, зная их нелюбовь к инакомыслию и расизм, мы очень скоро увидим возвращение картины. Поначалу, возможно, будет улучшение отношений с Западом, демократические реформы, попытки построения правового государства и дерегулирование экономики, что без социального государства и сокращения неравенства приведёт к формированию новых элит, новому усилению крупного капитала. И когда эти новые элиты сформируются, а уровень жизни населения не повысится, надо будет как-то объяснять, почему люди в России живут так же плохо. В этом случае появится реальный риск услышать снова про «врагов с Запада», мешающих жить нормально, про «пятую колонну» в своей стране и так далее. А Шендеровичи и Латынины, начавшие было восхищаться новым правительством, войдут в новый протестный цикл, всё так же продолжая зарабатывать себе на жизнь.

История либерализма

Первые упоминания того, что такое либерализм, можно найти еще в трудах древнегреческих философов. Яркий пример – города-полисы Древней Греции, в которых «воздух города делал человека свободными». Однако, глобальное распространение либеральных идей на земном шаре началось значительно позднее:

Как общественно-политическое течение либерализм зародился в 17-18 веке в Европе в ответ на борьбу с тотальным влиянием церкви и монархии на жизнь простых граждан. В этот период появляются труды основателей либерализма: Шарля Монтескье, Джона Локка, Вольтера, Жан-Жака Руссо и некоторых других. Единая мысль – признание идей свободы личности от произвола церкви и монарших домов, веротерпимость и право на частную собственность.
В 19 веке учение приобретает новых приверженцев во всех европейских странах. Формируется деление идеологии. Левый либерализм считается более радикальным и направленным на поиск новых путей развития, тогда как правый тяготеет к постепенному изменению имеющихся тенденций.
В 20 ст. формируется так называемый неолиберализм, ярким примером которого считается «новый курс» Франклина Рузвельта в США

Признается право на свободу человека, подчеркивается важность государственного регулирования экономики и социальной политики в адрес самых незащищенных слоев общества.

Либерализм XVII века

Идеи либерализма восходят к гуманизму, эпохе Возрождения и революции 1688 г. в Великобритании. Однако первые движения, широко признанные «поистине либеральными», возникали в эпоху Просвещения (виги в Англии, философы во Франции – Жан-Жак Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье; движение за независимость в американских колониях).

Эти движения были противниками абсолютной монархии, меркантилизма и различных форм религиозной ортодоксии и клерикализма

Либерализм впервые установил концепции прав личности, верховенства закона и важности управления государством через избранных представителей

Деление на левых и правых в России

Политические партии в России появились в ходе революции 1905-1907 годов. К правым тогда относились промонархические силы, которые стояли на позициях сохранения самодержавия и поддерживали Николая II. В 1905-1917 годах ими были созданы такие партии:

  • Союз Русского Народа
  • Союз Михаила Архангела.
  • Русская монархическая партия.
  • Союз русских людей.

Между ними и левыми стояли центристские политические партии – октябристы и кадеты, которые выступали за монархию, но в несколько более мягкой форме, без антисемитизма и агрессивного национализма. На левом фланге находились эсеры, то есть социалисты-революционеры, а также социал-демократы, которые разделились на большевиков и меньшевиков в 1903 году. Отчасти к левым были близки анархисты, например, махновцы.

В годы СССР в стране была однопартийная политическая система. Партия была одна (ВКПб и с 1952 года – КПСС) и классифицировалась как левая, но и в ней иногда появлялись свои левые и правые. Например, троцкистов в 1930-ые относили к левому уклону, а бухаринцев к правому.

Рис. 2. КПСС.

В постсоветской России политическое полотно стало более пестрым и к правым иногда относят странные партии. Например, Союз Правых Сил существовавший с 1998 по 2008 год. Судя по названию – правая партия. Однако, к правым политическим силам можно отнести и совершенно непохожий на них по идеологии Российский общенародный союз. Его лидер Сергей Бабурин принимал участие в президентских выборах 2018 года.

К левым, теоретически, относятся партии выступающие под красным флагом. Самой крупной из них является КПРФ с ее бессменным лидером Геннадием Зюгановым. Помимо этого, есть левые партии помельче. Например, Коммунисты России, кандидатурой которых на президентских выборах 2018 года стал Максим Сурайкин.

К другим мелким левым партиям относятся РКРП-КПСС, Революционная Рабочая Партия, общественные движения Трудовая Россия и Левый Фронт.

Рис. 3. Политика левых и правых.

Что мы узнали?

Деление в политике на левых и правых происходит по ряду критериев. Иногда они переплетаются и получаются причудливые сочетания, поэтому некоторые политические силы можно классифицировать в каждую из этих категорий или отнести к лево- и правоцентристам.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Национализм

Российский праволиберал не заступается за интересы широких масс, потому что «народ – быдло», не заступается за интересы угнетённых классов, потому что это «марксизм», а марксисты тоже «быдло» и «Швондеры». «Россия» для него – это, конечно, тоже ругательный термин, но в зависимости от ситуации. Когда нужно поднять людей на защиту интересов российских праволибералов, они забывают, что националистическая риторика означает единение с преступным правительством, и охотно её используют, призывая спасать именно Россию (а не общество и угнетённые классы), причём в ход идут такие излюбленные властями термины, как «Родина»:

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике. 

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

  • классический либерализм;

  • неолиберализм;

  • социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

  • либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии. 

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом. 

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить. 

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично. 

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

  • недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

  • защита прав и свобод граждан;

  • поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права. 

Либертарианство

Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.

Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.

Акцент на личности Владимира Путина

Если мы послушаем СМИ российских праволибералов (о них будет сказано ниже), мы увидим, что львиную долю эфирного времени занимает критика конкретно Владимира Путина. Зачастую их даже не так волнует политико-экономический строй в целом, сколько один человек.

Из-за такого акцента люди опасаются, что праволибералы, убрав Владимира Путина, ничего другого серьёзно не поменяют, а даже скорее сохранят большую часть из экстрактивных институтов. Более-менее слышно с их стороны критику силовиков и ОПГ «Озеро», что, разумеется, вполне справедливо, но немногие из правых либералов критикуют номенклатуру и олигархию, куда входят личности вроде Бориса Березовского, которые и проталкивали ОПГ «Озеро» во власть. Практически не слышно о способах предотвращения появления новой номенклатуры в случае смены власти в стране – праволибералов это как будто не особо интересует. Возникает логичный вопрос — возможно, это потому, что предотвращать это они вовсе не собираются?

История

Первоначальная Либеральная партия вступила в союз с Социал-демократической партией в 1981 году и объединилась с ней в 1988 году, чтобы сформировать то, что стало Либерал-демократами . Либеральная партия, основанная в 1859 году, произошла от вигов , радикалов , Ирландской независимой партии и пилитов , в то время как SDP была партией, созданной в 1981 году бывшими лейбористами, депутатами и членами кабинета министров, но также перешедшей на сторону консерваторов.

Небольшое меньшинство Либеральной партии, в частности бывший член парламента (депутат) Майкл Медоукрофт (последний избранный президент Либеральной партии), недовольные тем, что они считали авторитарной и экономической интервенционистской политикой, отклонившейся от традиционной либеральной политики, решили продолжить с Либеральной партией. Они продолжали использовать старое название партии и символы, в том числе партийный гимн The Land .

В продолжающуюся Либеральную партию входило несколько советников и групп совета от партии до 1988 года, которые никогда не присоединялись к объединенной партии и продолжали оставаться либералами (отсюда спорная дата основания), но не депутаты. С тех пор количество депутатов Либерального окружного совета постепенно сокращалось. Однако в результате ряда политических деятелей из местных сообществ, их дезертирства и вербовки у партии увеличилось количество городских и приходских советников, а также они представлены в ряде политических лоббистских групп и организаций, которые проводят свои собственные выборы, например, в дренажные советы.

Медоукрофт ушел с поста президента партии в 2002 году и был заменен советником Стивом Рэдфордом . В 2007 году Медоукрофт покинул партию и присоединился к либерал-демократам. Рэдфорд ушел в отставку в 2009 году и был заменен на посту президента партии бывшим советником Робом Уэуэем, который год проработал в качестве лидера. Рэдфорд был переизбран президентом партии в 2010 году и избирался на следующие сроки членами бюллетенями на собраниях и посредством электронного голосования.

Члены партии принимают участие в деятельности Либерального интернационала (ЛИ) через Британскую группу Либерального интернационала.

Европа

Партия, реформированная в 1989 г., первоначально продолжала поддерживать европейскую интеграцию со стороны Либеральной партии, но, в отличие от либерал-демократов, они выступили против единой европейской валюты и Маастрийского договора , последний из которых рассматривался как лишающий Европейский парламент полномочий

На всеобщих выборах 1997 года они выступали за превращение Европейского Союза в «Содружество Европы», которое включало бы все европейские страны и уделяло бы особое внимание вопросам мира и окружающей среды, а не экономическим вопросам. В книге Медоукрофта, посвященной этим выборам, он ратовал за присоединение к Шенгенскому соглашению , идея, которой не было в манифесте партии

Партия в этот период также выступала против референдумов, говоря: «Опасно делать вид, будто вопросы решаются простым вопросом с ответом« да »или« нет », и вместо этого отдавала предпочтение гражданским жюри . После того, как Рэдфорд сменил Медоукрофта на посту лидера партии, Либеральная партия стала все более евроскептичной.

Партия выставила полный список кандидатов в регионе Северо-Западной Англии на выборах в Европейский парламент 2004 года , заняв седьмое место с 4,6% голосов (0,6% от общего числа голосов британцев).

На выборах в Европейский парламент 2009 года Стив Рэдфорд из Либеральной партии участвовал в избирательном союзе №2EU .

В ходе кампании по референдуму о членстве в Европейском союзе Соединенного Королевства в году партия позволила кандидатам выразить свое собственное мнение, но и национальная исполнительная власть, и многие члены партии поддержали выход. Поскольку партия давно выступала против использования референдумов, они опубликовали заявление о том, что уступка суверенитета является исключением из этого принципа и что Лиссабонский и Маастрийский договоры должны были быть подвергнуты референдумам о передаче власти Европейскому союзу.

После референдума партия утверждала, что страна должна покинуть ЕС в своих манифестах на всеобщих выборах 2017 и 2019 годов.

Либерализм – что это?

Анализом философских течений и идей, образа мышления человека занимаются ученые из смежных отраслей, такие как политологи, философы, социологи и другие. Каждый из них вносит свой вклад в толкование того, что такое либерализм. Если рассматривать понятие глобально, то так можно назвать общественно-политическое течение, философское учение и идеологию, в основу которой положен принцип главенства прав и свобод каждого отдельного человека.

Понятие либерализм происходит от латинского термина liberalis, который переводится как «свободный». То есть такой образ мышления стремится к освобождению индивидуума от определенных стеснений, налагаемых религией, государством и другими общественными институтами в рамках закона. Эта идеология стремится к проведению мягких и постепенных общественных реформ, которые должны привести к всесторонней свободе личности.

История либерализма

Первые упоминания того, что такое либерализм, можно найти еще в трудах древнегреческих философов. Яркий пример – города-полисы Древней Греции, в которых «воздух города делал человека свободными». Однако, глобальное распространение либеральных идей на земном шаре началось значительно позднее:

Как общественно-политическое течение либерализм зародился в 17-18 веке в Европе в ответ на борьбу с тотальным влиянием церкви и монархии на жизнь простых граждан. В этот период появляются труды основателей либерализма: Шарля Монтескье, Джона Локка, Вольтера, Жан-Жака Руссо и некоторых других. Единая мысль – признание идей свободы личности от произвола церкви и монарших домов, веротерпимость и право на частную собственность.
В 19 веке учение приобретает новых приверженцев во всех европейских странах. Формируется деление идеологии. Левый либерализм считается более радикальным и направленным на поиск новых путей развития, тогда как правый тяготеет к постепенному изменению имеющихся тенденций.
В 20 ст. формируется так называемый неолиберализм, ярким примером которого считается «новый курс» Франклина Рузвельта в США

Признается право на свободу человека, подчеркивается важность государственного регулирования экономики и социальной политики в адрес самых незащищенных слоев общества.

Либертарианство

Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.

Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.

Основной спор

Полемику между левыми и правыми либералами можно свести к двум измерениям: вопросам о налоговой системе и позитивной дискриминации. Левые либералы исторически выступают за прогрессивную шкалу налогообложения и разумно высокий уровень налогов для тех, кто зарабатывает очень много или у кого очень много собственности. Эта дискуссия вновь актуализировалась сейчас, в частности, под влиянием работы Томаса Пикетти «Капитализм в XXI веке», в которой показано, что вместе с замедлением темпов глобального экономического роста уровень неравенства растет по всему миру. Правые либералы отвечают, что любые налоги, которые люди платят сверх тех услуг, которые им оказывает государство, — это грабеж. Я могу платить высокие налоги при условии, что понимаю, что мне государство возвращает взамен, — например, в виде современной армии или эффективной полиции. Но идея перераспределения доходов от богатых к бедным при помощи бесплатного здравоохранения, образования и каких-то других систем, с точки зрения правых либералов, является аморальной. Мы можем помогать другим людям, если сами этого хотим. Но это не должно быть принуждением со стороны государства.

Правые либералы утверждают: если вы выступаете за честный рынок, вы полагаете, что у всех индивидов на старте одинаковые условия. А больше ничего для свободы и справедливости не нужно — любое вмешательство сделает только хуже. Поэтому правые либералы выступают против разных форм позитивной дискриминации: специальные условия никому не нужны. Талантливый человек из плохого района все равно сможет многого добиться в жизни, если у всех равные возможности. Даже если это будет тяжелее, чем его богатому сверстнику. При этом для правых либералов всегда очень важна тема благотворительности. Если ты богатый человек и хочешь поделиться своими деньгами, никто этого не запрещает. Это твой частный выбор, и ты как разумный рыночный агент можешь распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению.

Считают народ «быдлом»

Во всём мире либералы не любят свое правительство, но любят свой народ и родные края. Обычный российский праволиберал ненавидит говорящих с ним на его языке и родные города. Поскольку он мыслит консервативными критериями, он отождествляет государство и народ.

Праволибералы считают народ (и вообще всех, кто с ними не согласен) «быдлом», называют их «люмпенами», «Шариковыми». Такая позиция нужна в том числе и для того, чтобы, если праволиберальная политика снова не сработает, в нацистском стиле обвинить в своих провалах «негодный», «некачественный» народ. Однако общество прекрасно понимает это, и доверия правым либералам не выказывает. Что интересно, высказывания вроде «русский народ хочет рабства», «русский народ влюблен во власть», «такой народ пусть вымирает, не жалко» не мешают российским праволибералам (зачастую самим будучи русскими — поразительная самокритичность) посмеиваться над глупостью националистов и правительственных пропагандистов, также наделяющих национальности какими-то особыми предрасположенностями.

Либерализм Адама Смита

Скот Адам Смит (1723-1790) выдвигает теорию о том, что люди могут формировать как моральную систему, так и экономическую систему без вмешательства государства. Более того, сильнейшими будут те страны, которые предоставляют своим людям свободу для реализации личных инициатив.

Экономические основы либерализма были изложены Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причин богатства народов» (1776 г.). Смит произвёл революцию в экономике, введя понятие «невидимая рука рынка». Он выступал за отмену феодальных и торговых правил, одобренных государством монополий и патентов. Адам Смит считается решительным сторонником минимального вмешательства государства в работу свободного рынка.

Адам Смит также разработал теорию мотивации, с помощью которой он пытался примирить человеческий эгоизм с нерегулируемым социальным порядком. Его самая важная работа «Богатство народов» (1776 г.) предлагает объяснение того, как свободный, нерегулируемый рынок мог бы естественно регулироваться только посредством суммы индивидуальных решений участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector