Можно ли запускать квадрокоптер в городе, штраф за квадрокоптер
Содержание:
- Ограничение высоты полета квадрокоптеров
- Правила использования квадрокоптеров
- Финляндия (Finland)
- Что представляет собой квадрокоптер?
- Проблемные вопросы
- Как сейчас регулируются полеты дронов
- Латвия (Latvia)
- Как зарегистрировать беспилотник?
- Страны, запрещающие или ограничивающие пользование дронами
- Как использовать квадрокоптер без документов
- Нормативно-правовая база
- Основные правила полетов дронов
- Инструкция по регистрации квадрокоптера
- Португалия (Portugal)
- Почему необходимо лицензировать квадрокоптеры
- Ответственность
- Какие не надо регистрировать в России?
Ограничение высоты полета квадрокоптеров
Если планируется полет в зоне 25 километров от приграничной полосы, необходимы разрешения от Генерального Штаба ВС РФ и ФСБ России. Разрешения от этих же инстанций понадобятся и если вы далеко от границы, но собираетесь вести с воздуха фото или видеосъемку.
В заявлениях пишем где и когда намерены запустить в полет свой летательный аппарат, а также прилагаем копии полученного паспорта и техпаспорта (руководства пользователя, или что еще вложил в коробку производитель, на чем указаны основные технические характеристики беспилотника).
Затем нужно согласовать полет с органами местного самоуправления – администрацией города или района, в котором будет проходить полет. Приложения к заявлению те же – паспорт и техпаспорт. Очень желательно направить его сильно-сильно заранее, так как общий порядок в 30 дней для ответа гражданину может сильно осложнить вам жизнь, а ведь согласования впереди еще предстоят.
С собранными согласованиями направляем представление на согласование временного режима в Зональный центр единой системы организации воздушного движения. Затем, не позднее чем за 5 дней до полета, направляем представление на установление временного режима в Главный Центр Единой системы организации воздушного движения в г. Москва.
Не позднее чем за день до полета нужно представить в Зональный центр единой системы организации воздушного движения план полета воздушного судна. Составляется он по форме приказа Минтранса России «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». Нужно будет попыхтеть, разбираясь в условных обозначениях, которыми заполняется план.
Например, высота в 150 метров будет обозначена как «М0015», а то, что ваш квадрокоптер взлетает не с аэродрома, как «3333». Разобраться с планом и правилами его заполнения желательно заранее, так как будет обидно, если все предыдущие усилия пропадут впустую.
В день проведения полетов, за 2 часа до их начала необходимо позвонить в районный центр Единой системы организации воздушного движения и запросить разрешение на использование воздушного пространства. У диспетчеров уже будет информация о вашем временном режиме, направленная из Главного центра Единой системы организации воздушного движения и информация из Зонального центра единой системы организации воздушного движения о вашем плане полета.
Если после всего этого круга сбора документов у вас не отбито желание стать внешним пилотом беспилотника, поздравляем, вы – законопослушный гражданин России. Ведь с точки зрения Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, даже запуск маленького китайского детского вертолета или самолета уже является нарушением правил использования воздушного пространства и лицо осуществляющее запуск игрушки, должно быть наказано. В общем случае административно штрафом, но если запуск повлек за собой тяжелые последствия, то и уголовно, с реальным сроком лишения свободы.
Основной проблемой в осуществлении полетов на дроне со съемкой или без остается высокая забюрократизированность, которую создает закон. Например, если вы планируете вести съемку с воздуха или осуществлять запуск в пределах 25 километров от приграничной полосы, то потребуется разрешение на полеты квадрокоптера от ФСБ и Генерального штаба.
Также необходимо направить аналогичный пакет документов в местную администрацию, но делать это желательно заблаговременно, чтобы успеть дождаться официального ответа, на который «уходит до 30 дней».
На этом бумажная волокита при оформлении разрешения на полеты не заканчивается и нужно выполнить следующие действия:
- одобренное согласование направляется в Зональный центр единой системы организации воздушного движения для подтверждения временного промежутка и места запуска;
- не позднее 5 дней до полетов аналогичный документ направляем в Главный центр Единой системы организации воздушного движения;
- не позднее 1 дня до начала запуска в Зональный центр направляется план выполнения полетов;
- за 2 часа до начала полетов необходимо связаться по телефону с местным центром Единой системы для получения разрешения, указав свой позывной, номер разрешения и представившись;
- после завершения полетов опять необходимо связаться с местным центром, подтвердив окончание запусков.
Что касаемо высоты полета. 150 метров для лучших моделей – это далеко не предел. Некоторые аппараты могут подниматься даже на 2 километра – и здесь они могут представлять опасность для самолетов. Именно поэтому установили ограничению на высоту полета.
Легализуйте свои полеты ради своей и чужой безопасности!
Правила использования квадрокоптеров
Получив подтверждение о том, что беспилотное воздушное судно поставлено на учет, перед тем как начать его использование, нужно отчетливо нанести присвоенный номер на корпус.
Надпись не должна смываться при попадании воды, должна контрастно выделяться по сравнению с основным цветом дрона. Пишут номер, используя ровный шрифт не менее 5мм высотой, без каких-либо орнаментов, засечек, затрудняющих читаемость.
Для возможности распознавания при разрушении летательного аппарата, учетный номер дублируют от 3 до 5 раз (зависит от размера конструкции).
На корпус в нескольких местах необходимо нанести хорошо читаемый номер
Финляндия (Finland)
Беспилотники должны летать не менее чем в 5 км от любого аэропорта. Пилоты, которые хотят летать в пределах 5 км, должны сначала получить разрешение от управления воздушным движением.
Как правило, беспилотники должны летать на высоте ниже 150 метров без отдельного бронирования или освобождения воздушного пространства
Тем не менее, важно помнить, что существуют ограничения на полеты вблизи аэропорта. Полеты на дистанционно пилотируемых и модельных самолетах запрещены в пределах 5 км от взлетно-посадочной полосы
За пределами этого, но в пределах зоны контроля аэропорта или зоны полетной информации, ограничение максимальной высоты составляет 50 метров.
Лицо, ответственное за полет самолета с дистанционным управлением, должно быть не моложе 18 лет. Удаленный пилот может быть моложе, если рядом находится ответственный человек.
Раздел 14 Закона о территориальном надзоре (755/2000) запрещает фотографирование определенных районов и военных объектов, если это специально не разрешено командованием обороны. Чаще всего разрешено публиковать фотографии. Однако юридические ограничения должны соблюдаться.
Дроны должны постоянно находиться в визуальном контакте.
Полеты над толпами людей запрещены.
Полеты над жилыми районами разрешены, когда дрон весит менее 3 кг, вы ознакомились с этим районом и убедились, что полет в этом районе может быть безопасным.
Финское агентство по безопасности на транспорте предоставляет это приложение, сообщающее вам, где можно лететь: https://www.trafi.fi/en/about_trafi/news/5324/droneinfo_mobile_application_to_help_drone_pilots_fly_safely
Беспилотники запрещены в Хельсинки в сл. зонах: https://www.droneinfo.fi/en/no_drone_zones
В Финляндии есть несколько зон, специально предназначенных для полетов дронов. Их можно найти здесь: https://www.droneinfo.fi/en/drone_flying_areas
Что представляет собой квадрокоптер?
Кратко разберемся с этим вопросом. Машина управляется дистанционно с помощью пульта. Сегодня есть модели, у которых имеется функция автопилота. Во многом машина схожа с вышеупомянутым вертолетом на радиоуправлении. Но управление квадрокоптером гораздо сложнее, чем в случае с игрушкой. С такой техникой стоит быть поаккуратнее и по той причине, что стоит она немалых денег, а падение о землю может дрон разбить чуть ли не вдребезги.
Всего у моделей четыре винта (они похожи на те, что есть у обычных вертолетов). Ряд моделей выпускают с большим количеством винтов для того, чтобы они могли нести на себе весомый груз – например, большую камеру. У современных квадрокоптеров имеются своя камера, но не всегда она качественная. Лучшие квадрокоптеры способны преодолевать больше расстояние и подниматься на серьезную высоту. Но характеристики модели зависят уже напрямую от цены устройства. У дешевых дронов, как правило, функционал достаточно скудный.
Проблемные вопросы
«За тем, чтобы беспилотники не запускались нелегально, следят полиция, Ространснадзор, транспортная прокуратура. При этом, онлайн контролировать полеты всех беспилотных аппаратов в стране в настоящее время невозможно технически, как и автоматом блокировать полеты во всех запретных зонах.
«Пока авиадиспетчеры не могут в режиме реального времени отслеживать полеты БВС, однако работа по полной интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми ВС и автоматизации контроля за ними уже ведется. Промышленностью предлагаются разные решения. А текущая регистрация БВС — это этап интеграции», — сообщили Ридусу в ГК ОрВД.
Еще одним этапом может стать обязательное обучение всех операторов (наземных пилотов) беспилотников. Это международная практика. В Великобритании, например, не далее, как в этом месяце принят соответствующий акт.
Минтранс РФ в рамках завершившейся в прошлом месяце выставки «Транспорт России» опубликовал информацию о запланированных испытаниях первой в мире системы управления трафиком беспилотных воздушных судов и одновременно защиты наземных объектов от дронов. Они начнутся в Арктике в 2020 году.
Пилотный проект на начальном этапе обеспечит мониторинг нефтепроводов и грузовые перевозки в российской Арктической зоне. В настоящее время для реализации проекта формируется консорциум, в который войдут российские разработчики аэронавигационных систем, сервисов и беспилотников, антидроновых систем, будущие крупные потребители такого рода услуг в Арктике, а также регуляторы отрасли и ГК ОрВД.
Как сейчас регулируются полеты дронов
Сейчас, согласно утвержденным Правительством федеральным правилам использования воздушного пространства, владельцам дронов необходимо ставить на учет в Росавиации беспилотники со взлетной массой от 250 г до 30 кг. При этом правила обязывают владельца летательного аппарата согласовывать с ведомством план будущих полетов в одном из зональных или региональных центрах Единой системы организации воздушного движения. Дронам максимальной взлетной массой до 30 кг разрешено летать без согласования в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 м от поверхности земли или воды.
Однако если полеты над какой-либо территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам летать над ними тоже нельзя. К таким территориям относятся объекты государственной охраны и трассы их проезда, охраняемые объекты и прилегающие к ним зоны, а также территории, где проводятся неотложные следственные действия, оперативно-розыскные и антитеррористические мероприятия. В том числе к ним относятся и места проведения массовых мероприятий.
Согласно принятому в конце 2020 г. закону, те аппараты, которые все-таки будут залетать на запрещенные территории, правоохранители смогут на законных основаниях повреждать или уничтожать.
Латвия (Latvia)
Операторы квадрокоптера должны носить специальную яркую светоотражающую одежду, чтобы они были видны на расстоянии.
Операторам-дронам запрещено эксплуатировать беспилотники под воздействием алкоголя или наркотиков.
Максимальная высота полета дронов составляет 120 м.
Беспилотники весом менее 25 кг могут эксплуатироваться без разрешения за пределами населенных пунктов и аэродромов.
Беспилотники весом менее 1,5 кг также могут эксплуатироваться в населенных пунктах без разрешения.
Запрещается эксплуатировать беспилотники в ночное время и над определенными типами правительственных зданий, например, пенитенциарными и военными зданиями, Банком Латвии, полицейскими участками, Министерством иностранных дел, зданием Совета министров и Парламентом.
Как зарегистрировать беспилотник?
Для регистрации дрона потребуется:1. Заявление с необходимой информацией,2. Фотография регистрируемого аппарата
Заявление (форма) заполняется согласно форме на сайте Росавиации. В нем указывается вся подробная информация об аппарат, включая тип, серийный номер, максимальная взлетная масса, информация об изготовителе.
Физическое лицо (образец) при регистрации обязано указать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер телефона, а также адреса электронной почты и места жительства.
Юридическое лицо (образец) указывает полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес.
Фотография беспилотника должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС.
Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров.
Несколько беспилотников разных типов придется предоставить отдельные заявления на каждый.
На основании полученных данных, Росавиация заносит информацию о владельце и его летательном аппарате в базу, а так же выдает учетный номер беспилотника. Данные хранятся в течении всего срока использования беспилотника и ещё 10 лет после снятия устройства с учета.
Предполагалось, что заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через портал учета БВС на сайте Росавиации и через портал госуслуг.
На данный момент электронные варианты недоступны. Единственный способ зарегистрировать дрон – направить заказное письмо с заявлением и фотографией дрона на адрес Росавиации:
Вся подробная информация для постановки на учет и регистрации БПЛА уже размещена на сайте Росавиации.
Страны, запрещающие или ограничивающие пользование дронами
Моментально арестовать и посадить в тюрьму за использование дрона вас могут разве что в Северной Корее. Однако многие страны ограничивают использование квадрокоптеров. Чтобы точно узнать, в каких странах запрещены квадрокоптеры, вам стоит обратиться ко Всемирной сети. Например, зайдите в поисковик Google и напишите запрос: «название страны» law about drone.
Тайланд
Дроны в Тайланде жестко контролируются. Если его взлетный вес менее 2 кг, то вам необходимо будет просто получить разрешение на полет, а более весомые экземпляры должны быть еще и зарегистрированы в министерстве транспорта. Их оператор не может быть моложе 20 лет. В документе указывается вес летательного аппарата, габариты и дальность полета. Однократное время нахождения в воздухе не может превышать часа. При отсутствии документа запуск беспилотника карается штрафом до 100 тыс. бат, либо экскурсией в тайскую тюрьму на срок до 5 лет.
Дрон по правилам может летать на высоте не менее 15 и не более 150 метров. Минимум определяет границу прав граждан на частную жизнь, а максимум не позволяет нарушать движение коммерческой авиации, трассы которой в Тайланде начинаются от 300 метров.
Для тех, кого подобные ограничения не пугают, дадим пару советов о том, как вести себя в аэропортах Тайланда при провозе беспилотника:
- Лучше, если ваш дрон будет иметь следы долгой эксплуатации. Иначе, возможно, на тайской таможне вы заплатите пошлину за ввоз.
- Не изображайте из себя крутого кинооператора. Вас могут сдать компетентным службам, а те будут задавать неудобные вопросы.
Куба
Дронами на острове Свободы пользоваться нельзя. Их целенаправленно ищут в ручной клади. Можете быть уверены, что найдут. После этого вас ждет длительная процедура оформления. Обязательно запишут серийный номер летательного аппарата, опишут каждую царапину на нем, а также все, что к нему прилагается, включая батарейки. Квадрокоптер изымается и хранится в отдельном боксе до дня окончания отпуска. Первые три дня бесплатно, а после — около 1 песо в сутки. Покидая Кубу, не забудьте забрать арестанта.
США
В этой стране категорически нельзя снимать панорамы местности с воздуха в национальных парках. А в крупнейшем из них – Yellowstone – запрещены даже полеты, там повсюду расставлены аншлаги, оповещающие об этом. За нарушение ваш беспилотник будет немедленно конфискован, а бонусом станет весомый штраф. Сложно сказать, можно ли запускать квадрокоптер в городе. Если кто-то из жителей решит и докажет, что это нарушает его личное пространство, то итог будет аналогичным.
Италия
Итальянская Фемида запрещает применение любых беспилотников в местах массового скопления людей. Даже если они используются для некоммерческой съемки и их вес менее 25 кг. А также поблизости от значимых объектов – аэропортов и вокзалов, военных баз, электростанций. Радиус бесполетной зоны вокруг аэропортов равен 8 километрам.
Спокойно запустить летательный аппарат можно не ближе, чем на удалении 150 метров от городской черты. Местность должна быть открыта и хорошо просматриваться. Вы обязаны иметь полный контроль за дроном и не позволять ему подлетать к людям ближе, чем на 50 метров. То же самое касается объектов частной собственности. Если съемка ведется с коммерческими целями, то вам надо приобрести лицензию.
Съемка без экстрима – это возможно! Квадрокоптеры в относительно лояльных странах можно без проблем запустить в любом безлюдном месте, подальше от населенных пунктов – на пляже, в горах, лесной поляне. Подойдет для этого проселочная дорога на прямых, хорошо просматривающихся участках, а также катер посреди озера.
Как использовать квадрокоптер без документов
Если нарушение закона вас не особо пугает, то хотя бы не нарушайте банальные правила. Не стоит запускать коптер, где много людей. Если территория охраняема, лучше держаться от нее подальше. Не запускайте коптер рядом с аэропортом и не поднимайте его на высоту, превышающую 150 метров. Безусловно, штрафов многие не опасаются, поэтому запускают аппарат, нарушая всевозможные правила. Но это правильным решением назвать нельзя.
Кстати, если бы не военные разработки, вряд ли бы коптеры стали общедоступны. Поэтому в какой-то мере вы пользуетесь секретными в прошлом военными разработками.
Нормативно-правовая база
Управление квадрокоптером подпадает под федеральное законодательство касательно общей регуляции полетов гражданских беспилотных аппаратов и регламентируется полетным кодексом, вступившим в силу 20 марта 2021 года, а также «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2021 года.
Пере тем, как летать обязательную регистрацию в уполномоченных органах должны пройти владельцы, вес моделей которых превышает 0,25 кг (но меньше 30 кг). Обязательное оформление разрешения и постановка на учет проводятся в ближайшем отделении департамента транспорта или местном уполномоченном ФГУП.
Для получения разрешения, чтобы летать в черте города владелец должен уплатить госпошлину (350 рублей) и получить письменное разрешение всех ответственных госструктур. Лишь после этого аппарат можно использовать.
Если следовать всем предписанным нормам, то использование квадрокоптеров подпадает под совокупную юрисдикцию федеральных правил о квадрокоптерах; воздушного кодекса; общего административного кодекса и европейского кодекса о полете беспилотников (NPA 2021-05 A). В случае нарушения хотя бы одного из вышеперечисленных законодательных актов владелец может попасть еще и под действие уголовного кодекса.
Из всего этого выплывает, что постановка на учет обязательна. Официально это так, но на деле множество владельцев игнорирует описанные нормы. Хорошо это или плохо, но, к счастью, целенаправленного преследования владельцев дронов пока не наблюдается.
Основные правила полетов дронов
Для обеспечения безопасности запуска квадрокоптера владельцу необходимо соблюдать ряд простых правил:
- не приближаться к скоплениям людей и сооружениям;
- держаться от них на расстоянии 50 метров и дальше;
- держать дрон в пределах видимости;
- не запускать аппарат вблизи аэродромов, аэропортов, взлетных площадок и различных охраняемых объектов;
- не приближаться к самолетам и вертолетам, а также к другим дронам; строго следить за исправностью беспилотника;
- не подниматься выше 150 метров над землей;
- не выполнять опасные маневры.
Регистрация квадрокоптера в 2019 году в России оставит эти правила в силе – будьте внимательны. Соблюдение данных правил позволит избежать чрезвычайных ситуаций, угрозы пролетающим воздушным судам и травматизма для окружающих Ответственность за использование квадрокоптера без лицензии На сегодняшний день владельцам незарегистрированных коптеров со взлетной массой до 30 килограмм ничего не грозит. Однако за полеты в запретных зонах или в черте населенных пунктов без разрешения можно нарваться на штрафные санкции. При отсутствии состава уголовного преступления 11.4 статья КоАП предусматривает штраф для владельцев квадрокоптеров от 3 до 5 тысяч рублей. В случае если несанкционированный запуск производился организацией, штраф может достигнуть полумиллиона рублей, а должностному лицу придется заплатить до 50 000 рублей. Именно такие строгие меры толкают юридических лиц оформлять разрешение на полет по всем правилам.
Инструкция по регистрации квадрокоптера
Итак, если вы приобрели (привезли из заграничной поездки) любую модель управляемого дистанционно летательного аппарата массой от 0,25кг, не нужно рисковать и начинать его полеты, не пройдя регистрацию дрона в России.
Если воздушное беспилотное судно достигает предельный вес 30 кг, достаточно поставить его на учет. Для аппаратов большей массы предусмотрена иная процедура регистрации.
Обязанностью собственника является подать заполненное заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Установлен предельный срок –10 дней:
- после приобретения или ввоза из-за рубежа;
- до начала запусков при самостоятельном изготовлении.
Для наглядности и подтверждения достоверности информации, к письменному обращению прикладывают качественные фотографии самого летательного аппарата. Нужно, сдать цветное фото, выполнив рекомендации:
- чтобы изображение дрона было четким, оно должно занимать не менее 70% от общего размера снимка;
- выбрать ракурс, позволяющий идентифицировать летательный аппарат.
Планируется, что предоставлять услуги постановки на учет будут через сайт Госуслуги. Пока этого, увы, нет. Пользуемся старым, проверенным способом:
- Упаковав заявление с фото, делают отметку на конверте «учет БВС».
- Относят лично или передают курьером в экспедицию Росавиации.
- Отправляют почтой России в Московское агентство воздушного транспорта, расположенное на Ленинградском проспекте, дом 37, корпус 2.
Для уверенности, что документы не утеряны, и возможности точно знать, когда обращение попало по адресу, рекомендуем оформить заказ на получение уведомления о доставке.
На предоставление услуги дано максимум 10 дней.
В течение 3-х дней с момента формирования учетной записи или принятия решения об отказе, заявителю на указанный электронный адрес отправляют обоснованное уведомление. Выглядит оно примерно так:
Собственнику дрона присылают уведомление о постановке аппарата на учет или обоснованный отказ
Португалия (Portugal)
Беспилотники могут летать только днем и всегда должны быть видны человеку, управляющему аппаратом. Существуют зоны ограниченного доступа, и ни один дрон не может летать на высоте более 120 метров над землей, если только Управление гражданской авиации (ANAC) не дало разрешения на это.
Беспилотники не должны летать над группами людей более 12 человек. Пилоты, желающие летать над большими группами людей, должны иметь предварительное разрешение от ANAC.
Беспилотники весом более 25 кг требуют разрешения ANAC.
Дроны должны находиться в пределах прямой видимости.
Полеты дрона должны выполняться только в благоприятную погоду и в условиях хорошей видимости.
Не летайте над ограниченными, запрещенными, опасными, зарезервированными или временно зарезервированными районами. Не пролетайте над посольствами, военными объектами, силами безопасности и службами, тюрьмами и образовательными центрами.
Дроны должны находиться вдали от людей и имущества и не должны находиться рядом с пилотируемыми коммерческими или частными рейсами. Пилотируемый самолет всегда должен иметь приоритет.
Пилоты-дроны всегда должны учитывать конфиденциальность всех людей при полете на дроне.
Беспилотные летательные аппараты, которыми управляют пилоты в возрасте до 14 лет, а также беспилотные летательные аппараты, классифицируемые как игрушки, должны находиться на расстоянии не менее 30 метров от людей и имущества.
Беспилотные летательные аппараты, которыми управляют пилоты в возрасте до 14 лет, а также беспилотные летательные аппараты, классифицированные как игрушки, не должны летать выше 30 метров над землей.
Карта запретных для полетов зон доступна для ANAC здесь: (http://www.voanaboa.pt/codigo-drone)
Для съемок и фотографирования с использованием дрона требуется разрешение ВВС, здесь: (www.aan.pt)
У дронов должны быть постоянно включены сигнальные огни.
Дронам запрещено летать в пределах 5 километров от любого аэропорта.
Почему необходимо лицензировать квадрокоптеры
Популяризация дронов-беспилотников привела к тому, что в какой-то момент их стало действительно много. Квадрокоптеры перестали вызывать удивленные возгласы прогуливающихся в парках, центральных площадях и иных местах отдыха.
Постепенно, как это бывает со всеми нововведениями, в прокуратуры и различные инстанции стали поступать жалобы от обывателей: к кому-то дрон заглянул в окно, кого-то сняли на лавочке в сквере, не испросив согласия, а кому-то и вовсе квадрокоптер рухнул на голову.
Поскольку не существовало никакого закона, регламентировавшего запуски, суды не могли определить правовой статус ни самих БПЛА, ни владельцев, ими управлявших. Законодательство подошло к тому, что потребовался механизм, регулирующий полеты квадрокоптеров.
Ответственность
Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.
Наказание
Наказание за нарушение правил использования воздушного пространства (КоАП РФ Статья 11.4.):
- Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Полномочия правоохранительных органов
2 декабря 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. Согласно закону право временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, а также пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий смогут органы: МВД, ФСИН, Росгвардия, ФСБ, Службы внешней разведки и ФСО. Тем не менее действия этих служб должны быть тщательно проработаны и регламентированы, где будут уточнены: порядок принятия решения о пресечении противоправного использования БВС, а также перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения. В связи с чем 5 декабря 2019 года в Государственной Думе состоялся круглый стол по обсуждению полномочий силовых структур на пресечение незаконного использования беспилотников методами радиоэлектронного или даже физического воздействия стрелковым оружием, где были обозначены ряд проблем с которыми придётся столкнуться в процессе формирования такого регламента.
Какие не надо регистрировать в России?
Еще недавно, до 2019 года все знали — квадрокоптеры можно использовать без регистрации в любом случае. Но времена меняются, и государственные органы недавно ужесточили свою политику. Весной 2019 был утвержден закон, обязывающий подавать заявления о регистрации любому владельцу дрона. Единственное исключение при этом сделано для устройств массой менее 0,25 кг. Полеты разрешены без специальных заявок на высотах не более 150 м.
При этом приближаться к людям можно максимум на 50 м. Запреты на полеты над какой-либо территорией и акваторией распространяются также и на беспилотные летательные аппараты. Летать без разрешения беспилотные воздушные суда могут только в светлое время суток. Запрещено при этом проникать в:
-
диспетчерские зоны гражданских аэродромов;
-
диспетчерские зоны аэродромов и вертолетодромов;
-
специальные запретные зоны и зоны ограниченного воздушного доступа;
-
места, где проводятся официально организованные спортивные соревнования;
-
места проведения концертов, митингов, фестивалей, шествий, парадов и прочих публичных мероприятий;
-
места, которые обеспечены особой государственной охраной;
-
окрестности контрольных точек нерегулируемых аэродромов и площадок посадки (радиус запрета 5 км).
Отдельный вопрос — допускается ли использовать БПЛА с камерой без регистрации. Тут все просто: разрешенный вес, как и в общем случае, составляет 0,25 кг. Но не менее ¾ всех дронов в нашей стране выходят за эти рамки. Да и представить очень легкий аппарат, оборудованный камерой, даже низкого качества, весьма сложно. Все устройства, масса которых составляет до 30 кг, должны регистрироваться в федеральной базе. Если летательный аппарат тяжелее, порядок регистрации для него будет жестче.
Платы за эту процедуру государство не берет. Понадобится лишь отправлять заказное письмо в агентство воздушного транспорта. Организована также подача заявлений через портал государственных услуг. Электронные заявления начнут принимать в марте 2020 года. Заявки по электронной почте или в общественной приемной никто разбирать не будет.
Регистрация будет прекращена:
-
при импорте или частном вывозе БПЛА за рубеж;
-
при подтвержденном прекращении эксплуатации устройства;
-
при списании по причине износа или по другой причине;
-
при изменении собственника;
-
при обнаружении нарушений в регистрационной документации или порядке использования.
Для регистрации нужно прилагать к заявлению четкий фотоснимок летательного аппарата. Обязательно нужно указывать и его подробные технические параметры. Для серийных моделей приводят полное наименование производителя и модели.
Непременно понадобится сообщить еще информацию о владельце.