Зачем россии развивать арктику? история освоения и современные проекты на севере
Содержание:
- Взгляд за горизонт
- Фундамент развития
- Обновление флота
- Международная повестка
- Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов
- Первые попытки
- КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ?
- Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех
- Современное состояние
- А что с местными жителями?
- О.Ю. Шмидт
- Интересы России в арктической зоне
- Арктическое Средиземноморье
- Сотрудничество в Арктике
- 2018: Финляндия предлагает России создать агрегатор ледокольных услуг
- И.Д. Папанин
- Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов
- ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ 2021
- Заключение
Взгляд за горизонт
– Какой вы видите Арктику в будущем? Какое место она занимает в долгосрочной перспективе развития России и с учетом экологичности как основного мирового тренда?
Хочу подчеркнуть, цель Стратегии состоит и в том, чтобы сохранить Арктику как территорию мира, диалога, сберечь уникальную природу этого региона. И мы будем участвовать во всех существующих форматах, в которых обсуждается арктическая проблематика. Министерство вошло во все эти органы, будет там активно работать и развивать сотрудничество.
Наше видение будущего Арктики также заложено в Стратегию. Это те задачи, о которых мы с вами говорили, – развитие экономики и повышение качества жизни. Конкретно: шаг за шагом, с каждой новой школой, поликлиникой, производством, которые нужно построить и открыть, люди должны почувствовать реальные изменения, увидеть, что продукты теперь можно завезти не только в летнюю навигацию, что их дети могут получить востребованную профессию – настолько высок в их регионах уровень образования.
В завершение хочу сказать вот о чем: появление новых крупных производств в Арктике должно идти рука об руку с развитием отечественных технологий. В приполярных территориях трудно строить – нужны новые подходы, нужна особая одежда, приборы, особые технологии для выращивания тех овощей в теплицах. Вот здесь Арктика может сыграть огромную роль для всей страны – стать кузницей современных технологий. И это мы тоже обязательно пропишем в Стратегии. Через 15 лет необходимо добиться именно такого положения дел.
Фундамент развития
В настоящее время в России отсутствует специализированный орган — проводник политики государства в Заполярье. Ключевую роль в освоении Арктики играют «Росатом» (строительство ледокольного флота, развитие энергетики), Минобороны (строительство военных аэродромов, очистка региона) и Минэкономразвития (совершенствование нормативно-правовой базы).
Правительство России решило предоставить основные полномочия по развитию Заполярья «Росатому», который обладает богатым опытом внедрения высоких технологий.
- Мурманская область, Россия
- globallookpress.com
Для Арктики наиболее актуальным вопросом является налаживание автономного энергоснабжения населённых пунктов и строительство плавучих энергетических платформ. Рогозин уточнил, что в компетенцию «Росатома» входит и «создание мобильных атомных батареек». Учитывая новый функционал, в структуре госкорпорации произойдут изменения.
«Потребуется серьёзная внутренняя реструктуризация в «Росатоме». Должен появиться отдельный дивизион, который возьмёт на себя значительную часть тех функций, которые на сегодняшний момент выполняют 40 организаций и отдельных ведомств (по вопросам освоения Крайнего Севера. — RT). Это будет сделано в ближайшее время», — сообщил Рогозин.
Замглавы Минэкономразвития РФ Савва Шипов отметил, что фундаментом экономического развития Заполярья должна стать полноценная нормативно-правовая база. По его словам, ведомство завершило подготовку проекта федерального закона по развитию Арктики.
Также по теме
Северный рубеж: как развивается арктическая группировка российских войск
Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей…
«Законопроект регулирует деятельность опорных зон, условия применения особых преференциальных режимов и иных мер государственной поддержки. Предусматривается создание инфраструктуры с реализацией нескольких якорных инвестиционных проектов, которые должны стать драйверами развития макрорегиона», — сказал Шипов.
Член Общественной палаты РФ, председатель ассоциации «Союз городов Крайнего Севера» Игорь Шпектор обратил внимание на важность решения проблемы ветхого и аварийного жилья. По его оценке, в этой сфере сложилась неудовлетворительная ситуация
Шпектор призвал государство продолжить финансирование программы переселения из старого жилья и субсидирование строительства новых домов в Заполярье. Член Общественной палаты пояснил, что без участия федеральных властей Арктика рискует остаться непривлекательной территорией.
Обновление флота
Помимо вопросов экологии и социально-экономической сферы, центральной темой форума стало развитие Северного морского пути (СМП), который является кратчайшим морским маршрутом из Азии в Европу. России, чтобы стать страной-транзитёром, необходимо обновить ледокольный флот и модернизировать береговую инфраструктуру.
С 2008 года петербургские верфи для гражданских нужд построили 5 дизель-электрических ледоколов проекта 21900 («Москва», «Санкт-Петербург», «Владивосток», «Мурманск», «Новороссийск») и один ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для ВМФ.
Положительные перемены ожидают атомный ледокольный флот. Как сообщил Рогозин, Балтийский завод должен передать «Росатому» атомоход проекта 22220 «Арктика» в 2019 году и ещё два аналогичных корабля («Сибирь» и «Урал») — до 2021 года. А в 2019 году должна заработать уникальная плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» на Чукотке.
Однако вице-премьер подчеркнул, что Россия не сможет реализовать огромный потенциал СМП без строительства атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер». Новейшие корабли будут значительно превосходить своих предшественников по габаритам и мощности ядерной установки.
Также по теме
«Ленин» был первым: как обновляется ледокольный флот России
Атомному ледокольному флоту России исполняется 60 лет. 5 декабря 1957 года на воду был спущен ледокол «Ленин» — первый в мире корабль…
«Без ледоколов «Лидер» (как минимум трёх) мы не сможем обеспечить безусловную стабильную проводку по восточному маршруту. Это может поставить под угрозу наши планы по добыче углеводородов и других богатств в арктической зоне», — предупредил Рогозин.
В презентации гендиректора «Росатомфлота» Вячеслава Рукши, которая была представлена на форуме, указывается, что до 2020 года для обеспечения СМП будет необходима эксплуатация четырёх атомных ледоколов, до 2023 года — пяти, до 2026 — шести, а с 2027 — восьми. Топ-менеджер считает, что перед Россией стоит задача удвоить свой атомный ледокольный флот.
Как пояснил замглавы правительства, суть СМП заключается в том, что «он должен работать как полный маршрут, а не как какая-то его часть». Рогозин полагает, что властям удастся начать строительство головного ледокола с помощью инструментов частно-государственного партнёрства.
Международная повестка
– Как развитие Российской Арктики увязано с развитием арктической территории в странах Европы и Америки? Российский проект локален или он отражает глобальный подход к освоению этой территории?
Необходимо понимать, что Арктика – это глобальный регион. И то, что происходит в Арктической зоне России, безусловно, влияет в целом и на США, Канаду, страны Северной Европы. Поэтому никак не может наш проект быть локальным. У нас самая большая арктическая территория, и, конечно, на России большая ответственность.
Сегодня базовый международный институт в Арктике – это Арктический совет, в рамках которого приполярные государства договариваются о сотрудничестве, о совместных проектах, вместе обсуждают проблемы.
Это эффективный формат, но, на мой взгляд, ему не хватает совместной экономической программы. И так как Россия будет председательствовать в Арктическом совете в 2021–2023 годах, мы будем формировать социально-экономическую повестку. Это то, что касается качества жизни, реализации совместных инвестиционных проектов. Начало уже есть – российский «Мегафон» и финская компания Cinia подписали в июне соглашение о прокладке подводной трансарктической телефонной линии, которая соединит Европу и Японию. Об этом проекте говорили не один год, и вот сейчас он начал реализовываться. Вот такие проекты нужны Арктике, и мы, безусловно, будем ему помогать.
Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов
Еще до революции, в 1899 году, на английской судоверфи был построен первый ледокол «Ермак». Под командованием вице-адмирала русского флота Степана Макарова он совершил несколько морских северных путешествий сразу же после спуска на воду. И хотя корабль считался коммерческим судном, он провел ряд научных исследований, а также вызволил из ледового плена несколько торговых судов. В 1899-1901 годах под руководством Макарова была проведена огромная работа по изучению ледовых полей, океанической флоры и фауны.
Первый российский ледокол протестировал свои системы и механизмы в сложных полярных условиях. Выявленные недостатки были устранены и учтены при строительстве судов в дальнейшем. Вплоть до 1963 года этот ледокол сопровождал торговые суда, стал участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой.
Подробнее о ледоколе «Ермак»: https://будущее-арктики.рф/istoriya-ledokola-ermak/
Первые попытки
Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда.
Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.
Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ?
Участники экспедиции — это студенты и научные сотрудники, которые хотят повлиять на сохранение самобытности арктической среды и обеспечить устойчивое развитие региона для будущих поколений. Они проводят исследования в области ботаники, океанологии, метеорологии, гидрохимии, психологии, истории, археологии.
Анна Трофимова,
аспирантка 1 курса направления подготовки «Биологические науки»:
«В экспедиции была четыре раза. В 2012 году мой научный руководитель предложила поучаствовать, и я согласилась. Раньше занималась общественной деятельностью, а после участия в экспедициях серьёзно заинтересовалась наукой. Для меня наука — это занимательные книги, общение с интересными людьми, открытие чего-то нового. Она даёт возможность показать себя. Экспедиции „Арктического плавучего университета“ — это продолжение моей научной деятельности, так как занимаюсь изучением почв Арктики
Эти территории достаточно долго не исследовались, а в настоящее время арктическим зонам уделяют особое внимание».
Экспедиция длится в среднем около тридцати дней. Нужно быть готовым к суровому климату, возможным штормам и к тому, что стабильной связи, а тем более интернета, не будет. Зато будет компания интересных людей, объединённых жгучим интересом к изучению мира Арктики. Нужно действительно любить своё направление в науке и «болеть» им. Стать участником АПУ — это возможность получить бесценный опыт, шанс внести свой вклад в развитие Арктики. Он выпадает не каждому.
Критерии, которым должны соответствовать участники резервного фонда:
- студент 2–4 курсов, магистрант или аспирант;
- соответствие специальности задачам и направлениям экспедиционных работ;
- отсутствие хронических заболеваний, препятствующих к нахождению в длительном рейсе;
- владение английским языком на уровне Intermediate;
- увлечение научной деятельностью по своему направлению исследований, наличие научных публикаций и выступлений в конференциях;
- отсутствие академической задолженности;
- наличие загранпаспорта;
- наличие научного руководителя для согласования программы исследований.
Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех
Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.
Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.
Современное состояние
По сравнению с 90-ми годами, когда по понятным для всех нас причинам развитие Арктики велось вяло и только силами ученых-энтузиастов, картина сегодня изменилась. В «Арктическом клубе» значительно прибавилось стран-интересантов. Подключились и такие экзотические исследователи Арктики, как китайцы и индийцы. Более того, в XXI веке Арктика стала объектом интереса держав блока НАТО. Они считают, что Россия не вправе в одиночку контролировать свои исконные территории, а богатства нашей страны якобы должны быть разделены. Такая точка зрения стала преобладать на Западе с ослаблением развития Арктического направления в 90-е годы. К примеру, с 1991 года по 2003 год в Арктике не осталось ни одной нашей дрейфующей станции.
С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.
Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы как в Норвегии и Канаде, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику. Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Тем не менее ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН. Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась.
Обложка: https://pinterest.com
А что с местными жителями?
Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.
Проблем у жителей Севера хватает:
- огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
- уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
- климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.
Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.
И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.
Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:
- отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
- северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
- раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
- тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
- на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
- тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.
Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.
О.Ю. Шмидт
Отто Юльевич Шмидт в 1929-1934 гг. был начальником четырех научно-исследовательских арктических экспедиций на судах, которыми командовал В.И. Воронин.
В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В 1933 г. перешел на пароходе «Челюскин» из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень на северо-востоке Чукотки. Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.И. Воронин и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах. О.Ю. Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» (под начальством И.Д. Папанина).
Интересы России в арктической зоне
Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.
Позиции сторон такие:
- Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
- Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
- Дания считает, что это продолжение Гренландии.
Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.
Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.
Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:
- природные ресурсы;
- Северный морской путь;
- вопросы обороноспособности.
Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.
Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.
Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.
Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.
Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.
Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.
Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:
Схема Северного морского пути (отмечен синим)
Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.
Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.
Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.
Арктическое Средиземноморье
Концепция «Арктического Средиземноморья» появилась не так давно и подразумевает, что размеры Европейского союза позволяют ему играть достаточно важную роль в Арктическом регионе, поэтому Брюссель должен стремиться к тому, чтобы иметь в Арктике такое же влияние, как и в Средиземноморье. Об этом говорится и в резолюции об арктической политике Евросоюза от 16 марта 2017 года
Концепция предусматривает сотрудничество стран Северной Европы и западных российских арктических регионов в вопросах регулирования, с последующим созданием единого рынка труда, утверждением единого плана развития инфраструктуры и согласованием общей позицией по наиболее существенным вопросам арктической политики.
Сотрудничество в Арктике
Дверь для международного сотрудничества не закрыта полностью, даже если в новой Арктической стратегии увеличилось пространство, посвященное отражению угроз. Иногда противоречащие друг другу интересы – например, защита национального суверенитета против интернационализации морского пути – отражаются в амбивалентной позиции, которая содержит элементы как конфронтации, так и стремления к сотрудничеству, подчеркивая политическую конкуренцию или практическое сотрудничество (в зависимости от ситуации).
В новой арктической стратегии есть отдельный раздел, посвященный международному сотрудничеству, в котором иностранные инвестиции играют центральную роль. Здесь Москва в основном заинтересована в технологиях и инвестициях в энергетический сектор, подпадающий под западные санкции. Западные фирмы могут сотрудничать в инфраструктурных проектах и в решении экологических проблем.
Германо-российское сотрудничество в области естественных наук менее проблематично для Кремля и остается успешным. Новая Арктическая стратегия предлагает разработать комплексный план совместных международных исследований экосистем и последствий изменения климата. Одним из примеров успешного германо-российского сотрудничества является международная Междисциплинарная дрейфующая обсерватория по изучению арктического климата (MOSAiC), которая была бы невозможна без опыта и поддержки России.
2018: Финляндия предлагает России создать агрегатор ледокольных услуг
В качестве одного из наиболее перспективных Финляндия рассматривает проект создания агрегатора ледокольных услуг с участием России. Об этом журналистам в Хельсинки заявил в представитель по связям с общественностью финской государственной компании-оператора ледокольного флота Финляндии Ээро Хокканен, сообщает информационно-аналитическое агентство PortNews.
По словам Хокканена, в Финляндии целесообразным считают создание некоего агрегатора наподобие приложения Uber (такси), который, в свою очередь, предлагал бы операторам судов услуги ледокольной проводки с участием ледокольных флотов России, Финляндии, Канады, США, Норвегии, а также стран Прибалтики.
При этом представитель финской стороны признал, что несмотря на всю его перспективность, реализация такого проекта станет возможной лишь после снятия санкций и нормализации геополитической ситуации вокруг России.
И.Д. Папанин
Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И.Д. Папанина. В мае 1937 г. самолет М.В. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами. Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее – к проливу между Гренландией и Шпицбергеном и далее в Гренландское море. 274 дня полярники работали в тяжелых условиях: мороз и ветер, глубокий снег, ломающийся лед. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. м, началась океаническая качка. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати. Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах. С тех пор количество «СП» достигло тридцати.
Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов
История исследования Арктики насчитывает почти тысячу лет. Но активное изучение этого региона началось в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Спустя 40 лет Иван Толстоухов со своими судами обошел по морю Таймырский полуостров. С тех пор периодически снаряжались экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства.
Путешественники зависели от погодных условий: если они были благоприятными, на карте появлялись новые мысы, проливы, острова и архипелаги. На Север стремились как простые купцы, торговцы, мореходы, так и военные и ученые из разных стран. Поэтому русские имена на карте Арктики чередуются с немецкими, шведскими, американскими. Всё это память о тех, кто совершал рискованные экспедиции в тот период, когда не было самолетов и атомных ледоколов, на деревянных парусных судах, собачьих упряжках и просто пешком, с многомесячными зимовками.
Существенный вклад в освоение Арктики внесла первая морская научная экспедиция под командованием Витуса Беринга (1733-1742 гг.). Этот офицер русского флота, датчанин по происхождению, открыл пролив между Чукоткой и Аляской, который теперь носит его имя, исследовал береговую часть русской Арктики, достиг Северной Америки. Благодаря ему на карте появилось множество новых названий.
Среди других исследователей 18-19-го веков заметный вклад в изучение холодных земель и вод Арктики внесли: Федор Матюшкин, Фердинанд Врангель, Федор Литке, Семён Челюскин, Харитон Лаптев. Благодаря этим самоотверженным людям уточнялись карты, фиксировались особенности климата, проводились исследования отмелей, бухт, дрейфующих льдов, появлялись на карте новые острова, проливы, архипелаги.
Подробнее об экспедициях в Арктику: https://будущее-арктики.рф/ekspedicii-v-arktiku/
ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ 2021
Девятые Полярные чтения состоялись! Конференция была посвящена вопросам философского и художественного осмысления Арктики и Антарктики, выявлению и формированию смыслов, которые характеризуют и о оформляют наше представление о полярных регионах.
В конференции приняли участие специалисты, исследователи Арктики и Антарктики, сотрудники научных институтов и центров, архивов, музеев, библиотек, представители государственных и общественных организаций.
Даты проведения конференции: 18–20 мая 2021 г., Санкт-Петербург, на базе Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Организаторы конференции:
Конференция была проведена совместными усилиями Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики (Арктический музейно-выставочный центр) и Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
Партнеры конференции:
- Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики
- Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»
- Российский государственный музей Арктики и Антарктики
- Ассоциация «Морское наследие»
- ПАО «Совкомфлот»
- ЗАО «СММ»
Направления работы конференции:
- Арктика и Антарктика в художественной литературе, живописи, театральном и киноискусстве.
- Философское осмысление Арктики.
- Художественный образ Арктики в зависимости от времени и страны, динамика смыслов и образов.
- Образ Арктики и Антарктики в дневниках и воспоминаниях полярников, исследователей, путешественников.
- Осмысление Арктики в искусстве коренных народов.
- Полярные регионы в фантастике.
- Мифология Арктики и Антарктики.
- Музейное осмысление и прочтение Арктики и Антарктики.
- Коллекции по истории освоения полярных регионов.
- Арктика и Антарктика в СМИ, проекты популяризации знаний о полярных регионах.
- Арктика и Антарктика в журналистике.
- Арктика и Антарктика в фотоискусстве.
- Дискуссия: псевдонаучные концепции, связанные с Арктикой и Антарктикой: причины их появления, причины к ним интереса, и что с этим делать?
- Дискуссия: художественный образ и онтологемы Арктики будущего.
Трансляция конференции состоялась 18–20 мая 2021 года на канале Polar Readings (видеохостинг YouTube) и доступна в последующие дни:
https://www.youtube.com/channel/UC07wFbzxaUufkr-8_RS5WKg/featured
По материалам конференции планируется издание сборника.
Срок подачи заявок на участие и тезисов (объёмом до 500 слов) – до 1 марта 2021 г.
Заключение
Учитывая особенности вышеназванных факторов развития Арктической зоны РФ можно определить взаимосвязи между ними и предложить рациональные инструменты воздействия для достижения максимального эффекта.
Библиографический список
- Федеральная служба государственной статистики. Население. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения 01.09.2016)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 336 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. URL: [http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html]. Дата обращения: .
- Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D Environmental security issues in the russian arctic В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 2015. С. 267-274.
- Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений//Стратегические приоритеты развития Российской Арктики. М.: Наука 2015– с.368
- Красулина О.Ю. Роль человеческого капитала в развитии Арктической зоны РФ// НОУДПО «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента» Международная научно-практическая конференция СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КультИнформПресс» – город Санкт-Петербург 15.08.2015.
- Красулина О.Ю. Характеристика сред жизнедеятельности человека в арктическом геоэкономическом пространстве . Сборник научных статей научно-практической конференции Труды Инженерно-экономического института СПбПУ». Август 2015 – с.89
References
- Federal State Statistics Service. Population . Access: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (reference date 09/01/2016)
- Russian Federation Government Resolution dated April 21, 2014 № 336 On approval of the state program of the Russian Federation Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period till 2020 . URL: [http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html]. Treatment Date .
- Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D. Environmental security issues in the russian arctic The collection: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 15th. 2015. pp. 267-274.
- Didenko N.I., Skripnjuk D.F. Modelling of sustainable socio-economic development of regions of the Russian Arctic space using a system of econometric equations . Strategic priorities of development of the Russian Arctic. M. Science 2015. p.368
- Krasulina O.Ju. The role of human capital in the development of the Arctic zone of the Russian Federation . NOUDPO St. Petersburg Institute of Project Management International scientific-practical conference Modern models of development in the aspect of globalization KultInformPress Saint-Petersburg 08/15/2015.
- Krasulina O.Ju. Characteristics of human activity in the Arctic environments geoeconomic space. . Collected articles of scientific-practical conference Proceedings of Engineering-Economic Institute SPbPU. August 2015. p.89