Природная зона арктических пустынь

Введение

Исторически Россия — ведущая арктическая держава, исходя из особенностей нашей страны, ее места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Арктика обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. На арктических территориях находятся более 700 месторождений нефти и газа, залежи цветных и драгоценных металлов, включая более 350 месторождений золота. В арктическом регионе России проживает около 2,5 млн. человек, что составляет 2% населения страны и 40% населения всей Арктики. 22 600 км. — протяженность границ России на арктической территории. Уникальное геостратегическое расположение, суровые климатические условия, высокая ресурсоемкость, малое количество населения делает освоение территории чрезвычайно сложным и неравномерным.  Арктика считается самостоятельным регионом, однако её границы определяются по-разному. Один из вариантов — провести южную границу Арктики по Северному полярному кругу, затронув, таким образом, Северный Ледовитый океан с окраинными морями, а также заливы Баффинов и Фокс, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага и северные части Тихого и Атлантического океанов. Территории Арктики можно разделить на несколько географических регионов: зона России, зона Канады, Гренландия, Аляска, Шпицберген (Свальбард), Исландия и Фенноскандия (рис. 1).

Рис 1. Границы Арктики

Интернет–просвещение

Хотя четыре субъекта СЗФО целиком или частично относятся к Арктической зоне РФ, а Петербург все настойчивее заявляет претензии на то, чтобы стать арктической столицей, жизнь на Крайнем Севере до сих пор воспринимается через призму устаревших стереотипов. Исправить эту ситуацию попытался Европейский университет в Петербурге (ЕУСПб), запустив просветительский проект «Интерактивная обучающая платформа российской Арктики: люди и инфраструктура». Ознакомиться с результатами работы может любой пользователь интернета.

Над проектом совместно работали три подразделения: Центр исследований науки и технологий, Центр социальных исследований Севера и Исследовательский центр энергетической политики. Также в команду были приглашены студенты (теперь уже выпускники) ИТМО. Осенью 2017 года университет получил от Фонда президентских грантов 3,9 млн рублей и добавил к ним 985 тыс. рублей собственных средств. С февраля по ноябрь 2018 года шли сбор и обработка данных, которыми наполнялся интернет–сайт, созданный привлеченными энтузиастами — студентами и выпускниками ИТМО. Во всемирной сети он расположен на домене interarctic.ru.

Авторы настойчиво подчеркивают, что проект именно просветительский, а не научный: почти вся информация собрана по открытым источникам, без проведения глубоких исследований. Ориентирован он в первую очередь на старших школьников, которых наполненный интерактивом и анимацией сайт явно должен заинтересовать больше, чем страницы учебника по географии.

«Административно Арктическая зона — это одна из самых больших частей Российской Федерации. Там живут люди, стоят заводы. И явно на них работают не те, кто в чумах живет и на оленях ездит. Идея проекта в том, чтобы собрать информацию и показать детям, подросткам: Арктика не такая, как вы думаете», — рассказывает руководитель Центра исследований науки и технологий ЕУСПб Ольга Бычкова.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

  • Леонид Михельсон – «НОВАТЭК» – добыча газа в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • Вагит Алекперов – «ЛУКОЙЛ» – добыча нефти в Лангепасе, Урае и Когалыме;
  • Алексей Мордашов – «Северсталь» – добыча угля в Воркуте;
  • Геннадий Тимченко – «Сибур» – переработка углеводородов в ХМАО и ЯНАО;
  • Владимир Потанин – «Норникель» – добыча цветных металлов на Севере.

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

У всех крупных компаний, ведущих деятельность на Севере, есть перспективные проекты по развитию добычи. Так, «НОВАТЭК» вместе с партнерами реализует проект «Ямал СПГ», Роснефть разрабатывает месторождения Ванкорского кластера, «Газпром нефть» развивает Новопортовское месторождение.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.

Еще один интересный проект – уже построенная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Она будет давать 60 мегаватт энергии, давать тепловую энергию для отопления, а еще – опреснять морскую воду:

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

Климат арктической пустыни

Как и в других регионах Земли, погода и климат в Арктике зависят от множества факторов, в том числе от широты, которая влияет на количество энергии, получаемой от солнца, а также от распределения суши и воды. Количество солнечного света, попадающего на поверхность Земли, зависит от наклона Земли и ее атмосферы. Если бы ось вращения Земли была полностью перпендикулярна плоскости орбите Земли вокруг Солнца, – продолжительность светового дня в каждые 24 часа была бы одинаковой по всему земному шару. Однако ось Земли наклонена, и в зависимости от того, где Земля находится в своем ежегодном вращении вокруг Солнца, северное полушарие либо наклонено к солнцу (летом), либо от Солнца (зима). Каким бы ни был сезон в Северном полушарии, Южное полушарие находится в противоположном сезоне.

Условия, типичные для Арктики:

  • резкие колебания между летними и зимними температурами;
  • постоянный снег и лед на возвышенностях;
  • трава и низкие кустарники в низинах;
  • вечномерзлые грунты (вечная мерзлота).

Температура воздуха зимой достигает отметки −60°С (в среднем −30°С), в летние месяцы +3°С. Годовое количество осадков – 400мм.

Ледяной и снежный покров держится почти круглый год. Зимой в Арктике образуется полярная ночь (от 98 суток в районе 75° северной широты до 1/2 года в районе полюса). Дуют сильные ураганные ветры, а также бураны.

Хотя в летний период круглые сутки день, но, все же, тепла очень мало, и почва оттаивает не полностью. Небо очень часто затянуто хмурыми облаками, которые приносят дождь со снегом. На поверхности океана почти всегда можно наблюдать густые туманы.

Ветры в российской Арктике могут сильно различаться по своей силе, но обычно они сильнее, чем в других регионах планеты. Сильные штормы, которые могут достигать уровня урагана, могут продолжаться несколько дней. Зимой такие сильные ветры (бураны) смывают снег с открытых участков и образуют большие сугробы в местах с препятствиями.

В целом влажность арктической атмосферы низкая. Более холодный воздух меньше удерживает водяной пар, и это приводит к тому, что в некоторых местах арктический воздух такой же сухой, как в пустыне Сахара. Влажность, как правило, выше над океанами и в прибрежных районах, а также летом, когда водяной пар испаряется с относительно теплых поверхностей океана.

Облака состоят из крошечных капель воды или кристаллов льда, которые конденсируются на маленькие кусочки морской соли, пыли, дыма или других частиц в воздухе. Облака отражают солнечный свет, который может поддерживать прохладу на поверхности, но они также задерживают тепло близко к поверхности Земли, что сохраняет температуру немного выше. Какой из этих процессов победит, зависит от толщи облаков и ряда других факторов.

Народы, проживающие в арктических пустынях

Основное население арктических пустынь проживает в Арктике. К коренным жителям относят 17 разных народностей. Между собой они отличаются языком, традициями, обычаями и устоями. Каждая группа народа не многочисленна и не превышает 50 тысяч человек.

Коренные народы Арктики:

  • алеуты;
  • ненцы;
  • эскимосы;
  • чукчи и другие.

Образ жизни народов арктических пустынь

Жители арктических пустынь ведут полукочевой образ жизни. Они разводят оленей и ловят рыбу. Также занимаются охотой и собирательством. Помимо коренных жителей, в Арктике есть приезжее население. Они занимаются развитием промышленного производства, добычей ископаемых. Некоторые приезжают в качестве учителей, полицейских, медиков и других работников социальной сферы.

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется около 584 млн. баррелей нефти (исходя из усреднённого показателя 1,6 млн. баррелей в день). Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 154 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в [морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Royal Dutch Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от окружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года». Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике.

Транспортная инфраструктура

За последние 25 лет произошло значительное устаревание  ранее созданной транспортной инфраструктуры Арктики.  Исторически главной транспортной артерией являлся Северный Морской Путь (СМП), который собственно и послужил каркасом для создания АЗ, связывая воедино  такие крупные центры как Мурманск и Архангельск с малонаселенными территориями  Якутии и Чукотки. Однако, если в советское время по Северному морскому пути перевозилось 12 млн. тонн грузов за одну навигацию, то 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. и до настоящего времени не восстановились. СМП позволяет обслуживать не только внутренние потребности северных территорий, но и будет развиваться как международная магистраль. Вместе с тем, реализация мегапроекта комплексного развития инфраструктуры СМП и прилегающих территорий потребует существенных капиталовложений и координированных действий различных субъектов АЗ. Предусмотрено выполнение группы проектов, в том числе приоритетного строительства и реконструкции объектов Мурманского Транспортного узла, стоимостью проектирования и строительства около 145 млрд. руб. , портов Тикси, Сабетта (97 млрд.руб), Индига (120 млрд.руб ), Глубоководный район порта Архангельск (208 млрд. руб) район  некоторые из которых еще находятся в процессе обоснования.

Железнодорожное и автотранспортное сообщение развито в АЗ в меньшей степени и ориентировано на доставку грузов и сырья в порты . Следует отметить, что проект железнодорожной магистрали  «Белкомур» имеет стратегическое значение, так как  напрямую соединит регионы Сибири и Урала, а в перспективе и Китая  с предприятиями СЗФО.  Общий объём  инвестиций по укрупненным оценкам составляет около 225 млрд.руб, уточнение которого будет  уже в условиях нового  экономического механизма развития «опорных зон» в АЗ. Среди приоритетных проектов также находится создание «Северного широтного хода», примерной стоимостью 270 млрд. руб и железная дорога «Сосногорск-Индига» стоимостью около 190 млрд. без учета стоимости отвода земли. Железная дорога Бованенково-Сабетта, стоимостью 113 млрд. руб., проект строительства который  будет реализован в условиях ГЧП.  Следует отметить, что оба объекта входят в состав мегапроекта «Энергия Арктики», который по оценкам  к 2020 году  принесет в бюджет всех уровней налоговых поступлений на сумму около 9  трлн. руб., при  общем  объёме инвестиций в ключевые  объекты оценочно более 2 трлн. руб.

Удаленность арктических регионов требует  авиационного сообщения. Имеющиеся в Арктике аэропорты преимущественно предназначены для малой авиации, имеющей значение для текущей жизни регионов.  Состояние этих объектов требует реконструкции, обновления навигационного оборудования.   Так предусмотрена реконструкция аэропортов в Северо-Якутской опорной зоне, общим объёмом инвестиций около 13 млрд. руб.    Для  решения стратегических задач макрорегиона построен  аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года, который  принимает самолеты практически всех типов.

Трубопроводы в АЗ транспортируют нефть и газ в порты, основная  и вспомогательные сети которых возведены  в 80-х годах ХХ века. Крупными транспортными объектами  являются: магистральный газопровод Бованенково – Ухта, ставший частью единой газотранспортной системы; терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики», который позволяет круглогодично отгружать углеводороды в Европу по СМП; нефтепроводная система Заполярье – Пурпе, дающая выход новым месторождениям к единой магистральной системе нефтепроводов Транснефти.

Развитие транспортной системы АЗ должно повысить доступность территорий, инвестиционную привлекательность для бизнеса, снизить  чрезмерные транспортные затраты, улучшить качество жизни населения.

Материал без страха и упрека

Что такое термодревесина?

– Это дерево, прошедшее, помимо обычной сушки, обработку в специальных автоклавах с постепенным повышением температуры до 215 градусов. Обрабатывается дерево также попеременным воздействием вакуума и сверхвысокого давления, – объясняет Алексей Лохов. – На выходе получаем древесину красивого темно-коричневого цвета, особо прочную, не подверженную гниению, биопоражениям (плесени и грибку), вредителям; не требующую дополнительной специальной обработки – ведь ей не страшны перепады температуры и влажности, дождь и снег. Такой материал можно использовать где угодно, но особенно востребован он для применения в сложных условиях эксплуатации – в судостроении, при обустройстве уличной отделки, дорожек, малых архитектурных форм; для бассейнов, бань и саун, для производства окон и наружных дверей.

Выпуск термодревесины – относительно новая производственная сфера для нашей страны. Тем не менее, в России ее уже осваивают десятки предприятий. А вот в Архангельской области компания «Термистофф» станет первой, выпускающей этот материал в промышленных масштабах: производство термодревесины планируется наладить в объемах не менее 7 тыс. кубометров в год. На данный момент у предприятия уже есть необходимая для этого техника: два специальных автоклава – длиной 12 метров, объемом 60 кубометров каждый; станки, краны, погрузчики и т.д.

– Тем не менее, производственная база требует донасыщения разными видами оборудования, – говорит Алексей Лохов. – Например, лесопильным, а также оборудованием для производства топливных гранул – пеллет: они будут выпускаться из отходов основного производства. К площадке предполагается провести собственную трубу газоснабжения, чтобы снизить себестоимость продукции. Проект, кроме того, предполагает приобретение специального транспорта и строительство не только цехов, но и бытовых помещений для работников – на предприятии, к слову, планируется создать 30 рабочих мест со средней зарплатой в 57 тыс. рублей. Бюджетный эффект по НДФЛ может составить до 2,6 млн рублей в год.

Как рассказывает Алексей Лохов, инвестиции в проект составят от 25 млн до 50 млн рублей – в зависимости от того, в каких масштабах по итогу он будет реализован. Окупятся вложения через 3-3,5 года. Сама компания готова инвестировать в проект 6 млн рублей. Остальные средства планирует привлечь от соинвесторов или же через кредитную линию – желательно на льготных условиях.

Кстати, резидентство Арктической зоны станет большим подспорьем для реализации проекта.

– Очень помогут нам налоговые преференции разных видов. Надеемся и на то, что удастся расширить производственную площадку на льготных условиях: территория, которой мы сейчас располагаем, только-только позволяет разместить имеющееся оборудование. Далее, примерно 80% продукции мы планируем экспортировать – уже сейчас анализируем зарубежные рынки, так что очень рассчитываем на преференции, положенные резидентам, ведущим экспортную деятельность,– говорит Алексей Лохов. – Все это пока в будущем, но уже сейчас мы как резиденты получаем большую помощь с решением разного рода организационных вопросов, экспертными консультациями, с поиском подходящего сырья, с проработкой вариантов по привлечению финансирования.

В том, что проект компании «Термистофф» получит всестороннюю поддержку, сомнений нет. Ведь, кроме того, что предприятие – резидент Арктической зоны РФ, оно создает новое производство в моногороде — Северодвинск включен в соответствующий реестр. А значит, этот инвестпроект – с новыми, хорошо оплачиваемыми рабочими местами, перспективой создания рабочих мест в смежных отраслях, дополнительными налоговыми отчислениями – для города жизненно необходим.

География зоны арктической пустыни

В основе российской Арктики находятся удаленные архипелаги, такие как Новая Земля в Карском море, Северная Земля в море Лаптевых и Новосибирские острова в Восточно-Сибирском море.

Южная граница арктической пустыни РФ – это остров Врангеля, а северная – остров Земли Франца-Иосифа. Вся эта зона включает северную часть Таймырского полуострова, остров Новой Земли, Новосибирские о-ва, а также моря, между частями суши.

Несмотря на очень суровый климат в данной зоне, – картина там выглядит сказочной и просто завораживающей. Вокруг простираются необъятные ледники, и поверхность земли круглый год полностью покрыта снегом. Несколько раз в год температура окружающей среды поднимается до отметки 0 – +5 градусов. Осадки выпадают не более 400мм. в виде инея, снега. Для данной области характерны сильные ветры, туманы, повышенная облачность.

В своей общей сложности площадь арктической пустыни России составляет около 56тыс.км². Доля ледников колеблется от 29,6 до 85,1%.

Около 20% суши России, включая покрытые ледниками горы, мшистую тундру, живописные прибрежные фьорды, расположенная к северу от Полярного круга. Из 4млн. человек во всем мире, которые живут в Арктике, примерно 2мил. живут в российской Арктике, хотя во многих регионах, таких как Северная Земля, вообще нет жителей, за исключением горстки ученых.

1. Земля Франца-Иосифа

Она находится в 900 километрах от Северного полюса – самый северный архипелаг в мире. Эта необитаемая цепь из 192 островов, в общей сложности 16 000 квадратных километров, до недавнего времени была покрыта льдом в течение большей части года. Доминирующее млекопитающее на суше – белые медведи. На осыпях и скалах обитают колонии мокок, гагарок и других морских птиц. В водах океана царствуют гренландские киты и атлантические моржи. Земля Франца-Иосифа интересует любителей полярной истории: остров Джексон на мысе Норвегия – это место, где норвежские исследователи Фритьоф Нансен (позже лауреат Нобелевской премии мира) и Яльмар Йохансен зимовали с 1895 по 1896 год. Остатки их маленькой хижины там есть до сих пор.

2. Северная Земля

На этой территории никто не живет, за исключением ученых и военных. Это последнее крупное территориальное открытие на планете: архипелаг площадью 37 000 квадратных километров был впервые исследован в 1913 году, а затем нанесен на карту в 1930-32 годах. Среди его островов – острова Октябрьской революции и остров Большевика. Северная Земля – это горы, покрытые ледниками, мшистая тундра и живописные фьорды. В дикой природе чаще всего встречаются птицы, лемминги и волки. Зимы суровые с понижением температур до -30°C. Только два с половиной месяца без снега. Единственные видимые живые растения на безлесном ландшафте – низкие лишайники и кусты.

3. Новая Земля

Она доводит некоторых путешественников до крайностей. Один человек, посетивший Новую Землю, описал архипелаг на отдаленном северо-западе России как «негостеприимное место с суровой погодой». Два его самые крупные острова – Северный и Южный. Архипелаг находится в Северном Ледовитом океане, разделяя Баренцево и Карское моря. Более четверти суши постоянно покрыта льдом, а большая часть севера и юга считается арктической пустыней. В незамерзающих частях островов, кроме тундры, можно встретить еще болота. На Новой Земле водятся лемминги, песцы, тюлени, моржи. Иногда появляются белые медведи.

4. Национальный парк Русская Арктика

Новейший национальный парк России – самая северная и крупнейшая охраняемая природная территория России. Парк занимает два удаленных архипелага, северную часть Новой Земли и архипелаг Земля Франца-Иосифа. Вместе их иногда называют «краем земли».  Эта обширная территория является основным местом обитания многих знаковых арктических млекопитающих, таких как белые медведи, моржи и нарвалы, а также различных видов птиц. В национальном парке находятся несколько хорошо сохранившихся советских полярных исследовательских станций.

5. Исторические места

Когда-то секретные советские полярные станции, созданные в Арктике во время холодной войны, недавно открылись для иностранных посетителей. Но Арктика занимала видное место в истории России задолго до этого. Некоторые из первых европейских экспедиций в Арктику начались именно на берегах российской Арктики. Например, Виллем Баренц, стал первым европейцем, перезимовавшим на Новой Земле в конце XVI века, а Земля Франца-Иосифа стала базой для экспедиций на Северный полюс в эпоху полярных исследований.

Анализ состояния инфраструктуры Арктической Зоны и приоритетные проекты развития

Рис. 4 Классификация объектов инфраструктуры в АЗ РФ

Развитие всех видов инфраструктуры предполагает возведение зданий и сооружений различного назначения на территории АЗ и собственно развитие строительного комплекса региона, включающего:

  • проектные и изыскательские организации, способные выполнять проекты зданий и сооружений с учетом условий вечной мерзлоты, высоких экологических требований, выполнения работ на воде, под водой и т.д.;
  • промышленность, производящая эффективные и инновационные строительные материалы, изделия и конструкции для особых климатических условий, сокращения продолжительности и повышения качества объектов;
  • строительные организации со специализированными строительными машинами и механизмами, владеющими технологиями и методами производства работ в условиях АЗ.

Очевидно, что кроме технических и экологических требований будет существенно отличаться стоимость возведения объектов инфраструктуры. Так, средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа в Москве и, например, Мурманской области различается в 1,5 раза .

Проведем анализ проблем и перспектив развития отдельных видов инфраструктуры на территории АЗ с позиции её комплексного освоения. Первоочередной задачей является создание транспортной сети, необходимо проложить дороги, устроить логистические центры, в том числе для строительных материалов, обеспечить доставку морским, воздушным, железнодорожным транспортом людей и техники к местам будущей деятельности .

Охрана арктических пустынь в России

Территория Арктической пустыни и тундры России, которые покрытые льдами морских берегов, уже на протяжении многих тысячелетий служат собственным домом для разных народов и культур. Первые обитатели Арктики жили на этих землях еще около 40тыс лет назад. Несколько групп людей, таких как эскимосы и ненцы, которые принадлежат к различным культурам, живут по всей территории Арктики.

Хотя количество посещений туристами Арктики все еще довольно низкое, если сравнивать с другими направлениями туризма, но все же со временем эта тенденция только увеличивается. Территории Российской Арктики не являются исключением из этой тенденции.

Экологические угрозы Арктических пустынь больше связаны с изменением климата (глобальным потеплением), но также к ним относятся разведка ископаемых ресурсов топлива, добыча и его использования в глобальных масштабах. При сжигании топлива в атмосферу планеты выделяются вещества которые только ускоряют процессы глобального потепления.

Основные задачи охраны территорий арктической пустыни России:

  • сохранение богатства растительного и животного мира в регионе
  • максимальное снижение уровня выброса углекислого газа в окружающую среду
  • не допускать разрушительного последствия, связанного с исследованиями залежей, а также добычей ресурсов.

Территория арктической пустыни России – это красивейшее и действительно уникальное место, на просторах которого земля покрыта не жарким песком, а тысячелетним толстым слоем из льда и снега.

10 наибольших пустынь мира https://ecoplanet777.com/pustynya-okruzhayushhij-mir/ 

Если вам понравилась эта статья – пожалуйста, не забудьте поделится ею в соц сетях!!!

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

2018: Финляндия предлагает России создать агрегатор ледокольных услуг

В качестве одного из наиболее перспективных Финляндия рассматривает проект создания агрегатора ледокольных услуг с участием России. Об этом журналистам в Хельсинки заявил в представитель по связям с общественностью финской государственной компании-оператора ледокольного флота Финляндии Ээро Хокканен, сообщает информационно-аналитическое агентство PortNews.

По словам Хокканена, в Финляндии целесообразным считают создание некоего агрегатора наподобие приложения Uber (такси), который, в свою очередь, предлагал бы операторам судов услуги ледокольной проводки с участием ледокольных флотов России, Финляндии, Канады, США, Норвегии, а также стран Прибалтики.

При этом представитель финской стороны признал, что несмотря на всю его перспективность, реализация такого проекта станет возможной лишь после снятия санкций и нормализации геополитической ситуации вокруг России.

Характеристика климата

Практически весь год в этих широтах зима. Температуры по Цельсию очень низкие. В среднем -30° в январе с понижениями до -50° и -60°. В июле максимальное потепление возможно до +5° – 10°. В среднем в июле держится +3°.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

В арктической зоне за год день сменяется дважды: полгода длится полярная ночь, вторую половину – полярный день. Несмотря на то, что с апреля по сентябрь здесь круглосуточно светло, солнце не прогревает воздух.

Самое прекрасное в арктической зоне – это северное сияние. Если объяснять с точки зрения физики, то на магнитные частицы полюсов попадает солнечный свет, от чего они начинают светится. Самые красочные сияния переливаются красным, оранжевым, розовым, фиолетовым и зеленым цветами.

Рис. 2. Северное сияние

Заключение

Учитывая особенности вышеназванных факторов развития Арктической зоны РФ можно определить взаимосвязи между ними и предложить рациональные инструменты воздействия для достижения максимального эффекта.

Библиографический список

  1. Федеральная служба государственной статистики. Население. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения 01.09.2016)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 336 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. URL: [http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html]. Дата обращения: .
  3. Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D Environmental security issues in the russian arctic В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 2015. С. 267-274.
  4. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений//Стратегические приоритеты развития Российской Арктики. М.: Наука 2015– с.368
  5. Красулина О.Ю. Роль человеческого капитала в развитии Арктической зоны РФ// НОУДПО «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента» Международная научно-практическая конференция СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КультИнформПресс» – город Санкт-Петербург 15.08.2015.
  6. Красулина О.Ю. Характеристика сред жизнедеятельности человека в арктическом геоэкономическом пространстве . Сборник научных статей научно-практической конференции Труды Инженерно-экономического института СПбПУ». Август 2015 – с.89

References

  1. Federal State Statistics Service. Population . Access: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (reference date 09/01/2016)
  2. Russian Federation Government Resolution dated April 21, 2014 № 336 On approval of the state program of the Russian Federation Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period till 2020 . URL: [http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html]. Treatment Date .
  3. Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D. Environmental security issues in the russian arctic The collection: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 15th. 2015. pp. 267-274.
  4. Didenko N.I., Skripnjuk D.F. Modelling of sustainable socio-economic development of regions of the Russian Arctic space using a system of econometric equations . Strategic priorities of development of the Russian Arctic. M. Science 2015. p.368
  5. Krasulina O.Ju. The role of human capital in the development of the Arctic zone of the Russian Federation . NOUDPO St. Petersburg Institute of Project Management International scientific-practical conference Modern models of development in the aspect of globalization KultInformPress Saint-Petersburg 08/15/2015.
  6. Krasulina O.Ju. Characteristics of human activity in the Arctic environments geoeconomic space. . Collected articles of scientific-practical conference Proceedings of Engineering-Economic Institute SPbPU. August 2015. p.89
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector