Источники и формы российского права

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Почему отмечается День Конституции?


Высший Закон РФ

Главный договорной конституционный документ РФ — это важный документ для каждого гражданина нашей страны. В ней описаны все права гражданина, свободы человека, а также основные определения таких систем государства, как экономической, судебной, правовой и политической.

Еще в 1993 году был принят документ — свод правил и норм, по которым должны были жить граждане. Это Конституция России, которую называют еще фундаментом сильного и незыблемого государства. Именно с того времени, Россия живет по Законам и Положениям, описанным в Конституции. С тех пор в нашей стране принято отмечать День Конституции — 12 декабря.

Конституция Российской Федерации

Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Важное свойство Конституции — это ее верховенство над государственными законодательными актами. Именно это свойство и определяет все остальные правовые компоненты базового закона РФ

Статья 15 гласит:

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Функции Конституции

  1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
  2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
  3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
  4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции — это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
  5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

Статья 15 Конституции России

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

Правосудие — это справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона. В Конституции суды Российской Федерации впервые названы судебной властью. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть особую роль правосудия, которая ранее у нас явно недооценивалась.

Конституцию называют нормативно-правовых правовыми актом высшей юридической силы, так как все законы, принимаемые в РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ее положениям, не нарушать права и свободы человека. Это акт, на котором основывается все законодательство России.

В-третьих, Конституция раскрывает основные признаки указанных принципов и норм, в том числе императивность содержащихся в них велений как проистекающих из воли народа как конституционного законодателя («Мы, многонациональный народ Российской Федерации. исходя из общепризнанных принципов»), универсальность в смысле всеобщего признания, что выражается в самом их обозначении в качестве общепризнанных, юридическую обязательность для субъектов российского права, поскольку эти принципы и нормы входят в правовую систему России. С этой точки зрения нет ничего абсурдного в утверждении, что юридически обязательными для России являются только те нормы международного права, в отношении которых она выразила согласие на обязательность их для себя. Именно так, если при этом не игнорировать, одновременно вводя в заблуждение правоприменение, сущность международного права и его согласительную природу. Норма международного права — договорная или обычная — обретает характер общепризнанной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений и основного субъекта международного права с данной нормой и признания ее юридически обязательной для себя.

В отличие от общепризнанных принципов под общепризнанными нормами международного права Верховным Судом понимаются правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Верховный Суд не провел, таким образом, между ними контрастной грани: общепризнанные принципы международного права суть его нормы, в свою очередь указанные нормы — договорные или обычные — закрепляют соответствующие принципы, признаваемые государством обязательными для него. Иными словами, общепризнанный принцип — всегда норма, но далеко не всякая норма есть принцип. В постановлении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн (Канада против США, 1984 г.) Международный суд ООН отметил, что применение в сочетании отчасти совпадающих по значению терминов «норма» и «принцип» передает одну и ту же идею. принципы включают в себя нормы международного права, а употребление термина «принципы» обосновано их более общей и фундаментальной природой.

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы?


Самый высший государственный закон

Конституция РФ называется Законом Высшей юридической силы, так как этот документ обладает самой высокой юридической силой по сравнению с разной правовой документацией, принятой системой.

  • Любые Законы и правовые акты, которые принимаются в нашей стране, должны быть ориентированы на договорной конституционный документ РФ, так как они не могут противоречить этому документу.
  • Самый важный государственный юридический документ является главнее любого установленного указа, распоряжения. Это и указывает на высшую юрид. силу.

В главном договорном документе отражается соотношение всех социальных юридических граней страны. Конституция — это фундаментализм для соцразвития конкретного законодательного правопорядка. Главное свойство этого Закона заключается в стабильности. Действие данного документа длится на протяжение большого срока, без внесения изменений.

Юридическая сила и правовая информация

Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.

Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.

Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия. С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству». Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами. Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами. Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать. К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.

Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства. В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним. Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Виды нормативных актов

По юридической силе

  • Законы – это нормативно-правовые акты, характеризующиеся наличием высшей юридической силы и принимаемые государственным органом или всем народом в специальном, формализованном порядке. Таковыми являются Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, определённые в главном законе страны («О Государственном флаге», «О судебной системе»). Помимо этого, в данную группу относят федеральные законы и законы субъектов федерации. Они регламентируют отношения в разных сферах общества («Об образовании», «О полиции»).
  • Подзаконные нормативно-правовые акты включают в свой состав постановления органов законодательной (Государственная дума) и исполнительной (Правительство РФ) власти. В эту же группу относят указы Президента РФ и нормативные документы государственных органов субъектов федерации.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления выпускаются местной администрацией и властями муниципального образования. Таковыми могут быть решения Думы городского округа Самара, мэрии города Москвы.
  • Локальные нормативно-правовые акты – инструкции, приказы и распоряжения руководства предприятий, организаций и учреждений.

По сроку действия

  • Постоянные нормативные акты неограничены временным промежутком и действуют до отмены его действительности. Таким документом можно считать Конституцию РФ.
  • Временные или срочные – ограничены определёнными сроками – календарной датой или конкретным обстоятельством. Например, работа по исполнению бюджета РФ завершается 31 декабря текущего года.

По территории действия

  • Федеральные – действуют на территории всей страны. Например, «О персональных данных», «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д..
  • Региональные – действуют на территории субъекта федерации (края, области и т. д.). В эту группу относят полномочия связанные с организацией межмуниципальных и пригородных перевозок – постановление РЭК Свердловской области «О предельных тарифах на проезд в городском транспорте».
  • Местные действуют на территории муниципалитета. К примеру, исключительно на территории г. Москвы действуют такие постановления как «Инструкция по делопроизводству ВМО Ломоносовское г. Москвы» и т. д..
  • Локальные распространяют свою власть на территории организации или учреждения. Как правило, они действуют в области трудового законодательства (правила и инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка), а также подобные моменты в Исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), воинских частях и подразделениях.

По предмету правового регулирования

  • Специализированные правовые акты – те документы официального характера, которые регулируют только одну отрасль права (семейное, трудовое, гражданское и т. д.). Именно поэтому они называют отраслевыми;
  • Группа комплексных правовых актов состоит из документов, относящихся к определённым сферам общественных отношений в государстве. К примеру, хозяйственное законодательство РФ включает в себя элементы гражданской, финансовой и налоговой отраслей права.

По времени вступления в действие

  • С момента опубликования, поскольку неопубликованные законы не выполняются в государстве. Таковыми являются Конституция, а также законы субъектов федерации.
  • С момента, названного в самом акте, вступают в силу такие федеральные акты, как международные договоры.
  • По правилам, установленным законодательством (не раньше, чем через 10 дней) правовые акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

По процедуре (особенностям) принятия

  • Акты, издаваемые государственными органами – указы, распоряжения, постановления и иные документы Правительства и Президента Российской Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления содержат в себе устав муниципального образования, документацию, определяемую представительным органом муниципального образования, главой и должностными лицами органов местного самоуправления, т. е. принимаются Думой, губернатором или мэром.
  • Акты локального действия (организаций, учреждений) – штатное расписание, график отпусков, положение о проведении аттестации и т. д. Данные документы согласовываются с представителями работников, вышестоящих организаций и утверждаются работодателем.

Толкование положений статьи 15 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 10-П от 07.06.2000г.

…все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения». Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации…

…из Определения КС РФ N 171-О-П от 03.04.2007г.

…В соответствии со статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. По смыслу данной статьи, тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску…

…из Постановления КС РФ N 2-П от 05.02.2007г.

…В силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед законом при наличии коллизии между ними.

Ратифицируя Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов (Федеральный закон от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ). Таким образом, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского Суда по правам человека — в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, — являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector