Конституция российской федерации — основной закон государства

Устройство общества и власти

Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.

Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.

Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу

Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.

Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.

Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.

Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.

В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.

Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.

В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).

Какие поправки ожидаются и как их будут принимать

Что же касается ожидаемых поправок к Конституции авторства президента, они не затрагивают фундаментальные положения, а значит могут быть приняты по обычной процедуре.

Поправок достаточно много:

  • закрепление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, регулярная индексация пенсий и социальных пособий;
  • приоритет российских нормативных актов над международными – но только там, где речь идет о правах и свободах граждан;
  • усиливается статус Госсовета, расширяются полномочия Госдумы и Совета Федерации, президент получает новые права в силовом блоке;
  • кандидаты на высшие должности в стране не должны иметь гражданство или вид на жительство другого государства;
  • президент больше не сможет занимать должность больше двух сроков вообще (а не подряд);
  • местное самоуправление становится частью единой системы власти.

Все эти поправки были подготовлены в рекордно короткие сроки – всего за 4 дня. Уже через неделю после речи президента поправки были внесены на рассмотрение Госдумы, которая проголосовала за их принятие в приоритетном режиме.

В отличие от предыдущих поправок, в этот раз было решено вынести их на всенародное голосование (хоть это и не прописано Конституцией). Недавно поправки прошли Госдуму, Совет Федерации, получили подпись президента, но вступят в силу только после положительного решения избирателей.

Однако возникает один вопрос – почему никто из представителей власти не говорит о том, что поправки должны поддержать 2/3 субъектов РФ? Конечно, проблем с голосованием в региональных парламентах не возникло, и все регионы проголосовали «за» в рекордно короткие сроки – всего за 2 дня (а 75 регионов из 85 – вообще в один день).

Более того, всенародное голосование, которое объявили на 22 апреля, не предполагает минимальную явку – при любом количестве избирателей оно будет признано состоявшимся. Правда, из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести.

Что касается конкретных положений, то эксперты считают некоторые из них достаточно спорными:

  • самое главное – право действующего президента снова баллотироваться на выборах. Он и так занимает свой пост уже 4-й срок (хотя даже 3-й срок многие в стране посчитали весьма сомнительным с правовой точки зрения), а теперь получит право еще на 2 срока;
  • норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и так действует с 2018 года;
  • тот факт, что в Конституции пропишут ежегодную индексацию МРОТ и пенсий, не гарантирует их реального роста – это будет оговариваться федеральными законами;
  • приоритет российского права над международным в части прав человека может быть попыткой отказаться от выполнения решений Европейского суда по правам человека;
  • в части назначения премьер-министра формально больше прав будет иметь парламент – но он все равно сможет назначить главу правительства лишь по согласованию с президентом;
  • президент получит право вообще не подписывать законопроект, если Конституционный суд не подтвердит его конституционность (и это при его сокращении с 19 до 11 членов). Сейчас Госдума может обойти право вето президента, собрав 2/3 голосов;
  • Госсовет может стать еще одним центром власти, а его полномочия будут определяться федеральными законами (то есть, о них будет известно позже);
  • органы местного самоуправления могут потерять часть своей самостоятельности, будучи встроенными в единую систему власти.

В целом, считают юристы, поправки к Конституции носят несколько «сиюминутный» характер – по сути, они призваны дать больше полномочий конкретным людям, и непонятно, как именно это отвечает современным вызовам для России.

Характеристика конституции: основные разновидности.

По форме конституция существует в двух основных разновидностях – юридической и фактической. У таких двух типов есть несколько отличительных характеристик. Первый вариант направлен на регулирование правовых отношений между субъектами. Вторая разновидность имеет дело с реально существующими отношениями: описывает тонкости их существования, права и обязанности сторон и многое другое.

Существует еще несколько видов конституции:

  • Кодифицированная. Основной особенностью такого нормативно-правового акта является то, что он единственный необходим для регуляции различного характера правовых отношений между субъектами.
  • Некодифицированная отличается от предыдущего варианта тем, что есть еще ряд документов, который предназначен специально для регуляции отношений.
  • Смешанный тип включает в себя доктринальные толкования, описание обычаев, а также и перечисление парламентских законов и судебных прецедентов.

Нормы конституции могут быть как жесткими, так и гибкими. Гибкие нормативно-правовые акты могут изменяться при принятии соответствующего закона. Жесткая конституция может быть изменена только при соблюдении целого комплекса действий. Чтобы принять поправки, проводится референдум, начинается голосование депутатов, может также и понадобиться ратификация со стороны отдельных субъектов государства.

Существует еще два вида конституции в зависимости от срока ее действия. Это постоянные и временные нормативно-правовые акты.

История конституции от античности до наших дней

Историю конституции как явления рассматривают в контексте развития понятия «история конституционного контроль». Попытки регулировать отношения внутри страны в разных сферах существовали в начале истории каждого государства, но некоторое время эти нормы не были зафиксированы в специальных документах.

Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

  1. Развитие конституционного права мировых держав до 1920 года. Были созданы зачатки конституционного права, общества постепенно пришли к пониманию необходимости создания специальных органов для этого. В обществах развитых государств у населения стран постепенно формируется запрос на создание. 
  2. 1920-1990 годы. В этот период был создан первый орган, который занимался таким контролем. Его создали в Австрии, из-за этого и период принято называть «Австрийским». После этой страны подобные попытки осуществлялись в Чехословакии, Испании, Египте. Война притормозила этот процесс, но вознесла вопрос актуальности защиты прав человека на новый уровень. В первые годы после войны конституционный лад был введен в нескольких странах: Бразилии, Японии, Германии. Вторая волна активного развития началась в 70-80 годы, когда много стран освободились от диктаторского контроля (Греция, Испания, Португалия).
  3. Этот этап связан с распадом СССР и создания новых стран в Европе. Молодые государства начинают вводить конституции и использовать их для регулирования законов. Возникает острая необходимость в создании надежного правового поля и защиты молодых стран.

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя

      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство

      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации

      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание

      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации

      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура

      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление

      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

Определение 6

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

  • Квалифицированное большинство голосов;
  • Проведение двойное голосования;
  • Утверждение на референдуме.

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

  • Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
  • Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
  • В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
  • Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
  • Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
  • Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

Пример 2

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Внесённые изменения

В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.

Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и
Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены
поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах
соответственно.

Менялись не только названия, но и составы субъектов. Так, в 2004 году в состав Пермского края
вошел Коми-Пермяцкий автономный округ (АО), в 2005 году в состав Красноярского края вошли
Таймырский и Эвенкийский АО. Затем в 2006 году в Камчатский край Корякский АО, в том же году в
состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. В 2007 году объединились Читинская
область и Агинский Бурятский АО в состав Забайкальского края. Последние изменения в составе РФ
были в 2014 году: тогда в состав страны вошел Крым.

Больше исправлений в Конституцию РФ не вносилось.

Функции Конституции страны

Как и любой правовой акт, Конституция создана для выполнения ряда функций:

  • мировоззренческая направлена на исключение из сознания людей идеи правового нигилизма;
  • правовая призвана заставить работать все законодательные акты в единой системе;
  • учредительная разграничивает власть в государстве, наделяя определенными полномочиями разные правовые институты;
  • политическая закрепляет основные идеи осуществления политики в государстве;
  • гуманистическая, признающая человека, его права и свободы высшей ценностью.

Таким образом, Конституция – это основной закон государства, главенствующий над всеми остальными нормативно-правовыми актами, единый для всего состава населения страны и распространяющий свое действие на всю территорию страны.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти. 
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях. 
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

Из каких частей состоит Конституция нашей страны

Рассматриваемый нами нормативно-правовой акт можно поделить на несколько основных частей.

Таблица 1. Из каких частей состоит Конституция Российской Федерации

Раздел
Преамбула Преамбула – вводная часть конституции, в которой обозначаются основополагающие сведения о Конституции и о том, зачем она была учреждена.
1 раздел В первом разделе указываются основные положения Конституции.
2 раздел Второй раздел обозначает полномочия и сроки работы действующей власти и ее представителей.

Далее рассмотрим каждую из перечисленных частей по-отдельности.

Преамбула Конституции Российской Федерации

Искомая часть Конституции является вступительным сегментом, в котором обозначаются такие важные моменты, как:

  • цели создания искомого нормативно-правового акта;
  • мотивы его применения;
  • условия использования документа.

Этот текст, хоть и считается просто вступительным, несет в себе важное значение, на которое принято ориентироваться в работе органов:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной власти.

Преамбула — вовсе не малозначимое введение, а наоборот, универсальный ключ к разъяснению множества неточностей, допущенных в остальном тексте документа

Если в основном для страны документе будут обнаружены какие-то неточности или пропуски, то именно искомый раздел может восполнить их, прояснив ситуацию.

Первый раздел

Данная часть законодательного акта, изучаемого нами, содержит в себе сведения относительно:

  • основ определяемого конституцией строя;
  • о правах, а также свободах, которыми наделяются жители нашего государства;
  • о гаранте Конституции – нашем Президенте;
  • об устройстве государства;
  • о собрании Федерации;
  • о правительственных структурах страны;
  • о власти судебного характера;
  • о правилах, касающихся внесения поправок в документ.

Второй раздел

Искомый раздел содержит в себе данные относительно полномочий, прав и обязанностей, а также законных периодах работы Президента и остальных представителей власти в стране.

Второй раздел Конституции РФ

Определение конституции: кратко и понятно

Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.

Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.

Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.

Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.

История развития Конституции

Сущность Конституции любой страны заключается в согласовании с населением устоявшихся в нем правил поведения и закрепление таковых в письменном документе.

Развитие Конституции за рубежом

Предвестниками первых Конституций были буржуазные революции второй половины 18 века. После них получили конституционное закрепление институты общественной жизни, которые пообещала рабочим и крестьянам буржуазия за оказание помощи в завоевании политической власти. Таким образом, тогда Конституция означала социальный договор между различными классами Общества, имеющий высшую юридическую силу. Именно поэтому в рабовладельческом и феодальном государствах не могло быть конституции, так как власть господствующего слоя того Общества не имела границ и ограничивать ее законами они не собирались. Народ жил под страхом смерти, что свидетельствовало о его полном волеподавлении и без закрепленных правил.

Развитие Конституции в России

В России первые акты, носящие конституционный характер, появились в ходе революции 1905 года, когда произошло свержение самодержавия и установления конституционной монархии. Манифест 17.10.1905 г. прописал установление гражданских прав и свобод населению и создание Государственной Думы. Она играла роль законодательного органа и являлась ограничителем монархической власти.

В ходе Октябрьской революции к власти пришла новая правящая сила. В 1918 году (10 июля) принята Первая Советская Конституция России. Она провозглашала:

  • диктатуру пролетариата;
  • национальное равноправие;
  • право каждой нации на самоопределение;
  • социалистическую собственность на средства и продукты производства;
  • запрет на эксплуатацию человека человеком;
  • новую систему государственных органов, их права и обязанности.

Российская Конституция стала эталоном для Азербайджанской, Грузинской, Армянской Конституций.

В 1924 году была провозглашена первая Общесоюзная Конституция СССР.

В 1925 году принята новая Конституция РСФСР.

В 1937 году была подписана новая Конституция РСФСР, провозгласившая установление социализма и преобразование диктатуры пролетариата в «государство для народа». Она ввела равенство граждан перед законом и сняла ограничения, которые были введены на избирательные права граждан.

В 1978 году введена в действие новая Конституция РСФСР, которая просуществовала вплоть до ныне действующей – Конституции 1993 года.

Обоснованность принятия настоящей Конституции России заключается в том, что Общество перешло к рыночной экономике, многопартийности, к построению нового типа государства – демократического правового.  Новеллой в Конституции РФ стало провозглашение защиты системы государственной власти путем запрета на захват и присвоение власти (ст.3).

Сколько статей в Конституции

Сейчас на территории нашей страны действуют правила, принятые Конституцией от 12 декабря 1993 года (она же действующая Конституция). Вступление данного документа в силу произошло после того, как распался Союз Советских Социалистических республик, а потом у в преамбуле искомого нормативно-правового акта и обознаются ценности, характерные для общества с демократическим укладом.

Конституция нашей страны содержит всего 137 статей

Всего искомый документ состоит из 9 глав, в общей сложности представленных 137 статьями, содержащими основополагающие для страны сведения, определяющие такие системы жизнедеятельности Россиян, как:

  • экономическая;
  • политическая;
  • социальная и т.д.

Изучить все 137 статей вы можете в любое время, так как Конституция размещена в интернете в свободном доступе.

Конституция призвана определять жизненный уклад россиян, являясь для всех нас универсальным руководством

Заключение

Для того, чтобы люди могли комфортно существовать на территории страны, необходимо четко ограничить их права и обязанности. С помощью законов, приказов, указов, постановлений и тд. государство имеет рычаги воздействия на общество, в свою очередь, социум управляет страной, имея на то законные основания.

Самым главным нормативно-правовым актом, действующим на территории Российской Федерации является Конституция РФ, гарантом которой является Президент РФ. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы привести законодательную систему в порядок и обеспечить грамотное взаимодействие всех элементов власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector