Гособоронзаказ: необходимая информация для участника
Содержание:
- Что еще нужно учитывать
- Что такое раздельный учет и как его организовать
- Как реализовано в программах «1С»
- Для кого предусмотрен раздельный учет ГОЗ?
- Полезно
- О выполнении оборонного заказа
- Обязательства государства по гособоронзаказу
- Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа
- Особенности гособоронзаказа
- Разбираемся с ценообразованием
- Пошаговая инструкция по заполнению ежемесячного отчета
- Особенности закупок по 275-ФЗ
- Формирование и утверждение гособоронзаказа
- Для кого предусмотрен раздельный учет ГОЗ?
- Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
- Сроки представления в 2021 году
- 275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия
- Права и обязанности головного исполнителя
Что еще нужно учитывать
Важно понимать, что определенная часть закупок в рамках ГОЗ не публикуется в ЕИС, поскольку связана с государственной тайной. Проводятся они на площадке ЭТП АСТ ГОЗ
Зарегистрироваться на ней лучше заранее, поскольку процесс в довольно длительный. Регистрация позволит принимать участие не только в торгах по оборонке, но и в закрытых процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Отдельные закупки потребуют лицензии ФСБ, получить которую довольно сложно.
На этапе приемки контракта по ГОЗ товару или результату исполнения работ будет оказано повышенное внимание. Это значит, что при малейшем несоответствии требованиям приемки не будет
Еще один важный момент — национальный режим. Он действует абсолютно во всех закупках в рамках оборонного заказа. Не применяется он лишь в случаях, если объект закупки не производится на территории Таможенного союза.
Возникает логичный вопрос: зачем поставщикам все эти сложности? И на него есть вполне конкретный ответ — в рамках гособоронзаказа конкуренция ниже, чем в обычных закупках. Именно потому, что многие потенциальные поставщики обходят его стороной из-за нежелания связываться со сложностями.
Что такое раздельный учет и как его организовать
Сначала может показаться, что раздельный учет — это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д. Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб. до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).
Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.
Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.
Источники
- https://www.klerk.ru/buh/articles/492620/
- https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/kto-takoy-golovnoy-ispolnitel-gosoboronzakaza
- https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/gosoboronzakaz-kak-prinimat-uchastie-v-zakupkax-po-275-fz.html
- https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/golovnoy-ispolnitel-gosudarstvennogo-oboronnogo-zakaza-/
Как реализовано в программах «1С»
На данный момент только в двух конфигурациях реализовано ведение раздельного учета по гособоронзаказу: «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2».
Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.
Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» – «Настройка НСИ разделов»:
1. «Финансовый результат и контроллинг» – «Финансовый результат» – Финансовый результат по направлениям деятельности».
Направление деятельности – главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.
2. «Казначейство» – установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».
3. «Финансовый результат и контроллинг» – выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.
Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.
Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».
Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ
Для кого предусмотрен раздельный учет ГОЗ?
Наличие обязательств в рамках закона № 275-ФЗ предусматривает для исполнителей ведение раздельного учета ГОЗ по каждому контракту. Данное требование достигается при выполнении условий:
- наличие отдельных аналитических счетов по каждому госконтракту;
- порядок формирования затрат с учетом типовых номенклатур;
- расчет себестоимости единицы продукции осуществляется на основе статьи калькуляции;
- выполнение прочих требований, предусмотренных гособоронзаказом в 2020 г.
Организации-исполнители для раздельного учета ГОЗ открывают аналитические счета по следующим записям, при этом для каждого госконтракта должен быть выделен отдельный субсчет:
- счет 20 – для формирования прямых затрат;
- счет 25 (26) – для отражения косвенных расходов;
- счет 90 (91) – отражение выручки.
Раздельный учет ГОЗ обеспечивает формирование детализации аналитического учета, что, в свою очередь, предоставляет возможность получить полную картину по использованию бюджетных средств по запросам заказчиков и контролирующих органов. Наличие раздельного учета позволяет обосновать формирование цен по контракту, подтвердить целесообразность расходов.
При отсутствии раздельного учета повышаются риски появления ошибок и искажения сведений. Наличие недостоверных данных при выполнении контрактов по гособоронзаказу в 2020 году может привести к появлению административной ответственности и появлению штрафов от 300 тыс.рублей. В некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность, согласно которой недобросовестные исполнители лишаются свободы на сроке от 5 до 10 лет.
Полезно
Рассмотреть актуальные вопросы по организации работы в сфере ГОЗ в 2020 году можно на семинаре Учебного центра «Финконт»:
О выполнении оборонного заказа
На столь часто упоминаемый нами государственный орган Закон о гособоронзаказе возложил практически всю ответственность за обеспечение выполнения государственного оборонного заказа — Минобороны фактически отстранено от этого процесса. Именно Правительство РФ вправе определять примерные условия государственных контрактов и контрактов, сроки размещения заданий государственного оборонного заказа, устанавливать головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций. Именно чиновники Белого дома вправе предоставлять государственные гарантии по кредитам, привлекаемым головными исполнителями и исполнителями. Последним могут даваться субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также для предупреждения несостоятельности (банкротства). Определенная роль в этом процессе отведена государственному заказчику. Он может предусматривать в долгосрочном государственном контракте опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта. Не исключены иные меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству.
Очевидно, что финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование полученных средств целевого финансирования.
В заключение напомним, что контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа возложен на Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ) <3>. Ревизоры наделяются правом проводить плановые и внеплановые проверки нарушений требований, установленных законодательством в сфере государственного оборонного заказа. При этом чиновники в своей работе обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Часть контрольных функций выполняет Федеральная антимонопольная служба. Дело в том, что Законом о гособоронзаказе предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям государственного оборонного заказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы. В частности, исполнителям, занимающим доминирующее положение, запрещено злоупотреблять таким положением. Головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа. ФАС в пределах своей компетенции выявляет случаи нарушения запрета на злоупотребление доминирующим положением, возбуждает и рассматривает дела о нарушении указанного запрета, принимает решения и выдает предписания, привлекает к ответственности за нарушения. Лица, виновные в нарушении норм Закона о гособоронзаказе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
<3> См. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 604 «О Федеральной службе по оборонному заказу».
С.Булаев
Эксперт журнала
«Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Обязательства государства по гособоронзаказу
Правительством РФ осуществляется контроль и установление чётких требований ко всем стадиям закупки в целях обеспечения безопасности и правильного выполнения госконтрактов по 275-ФЗ.
Однако оно также и реализует ряд мер для поддержки поставщиков:
- предоставление госгарантий по кредитам, получаемым всеми исполнителями, в целях поставки продукции или выполнения работ для госзакупки
- обеспечение субсидий для уплаты процентов, начисляемых по данным кредитам
- предоставление субсидий, которые могут предупредить наступление процедуры банкротства головного исполнителя или исполнителя
Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа
Независимо от закупаемых товаров или услуг, следует знать порядок расчётов при выполнении гособоронзаказа:
- все стороны госконтракта обязаны открыть специальный счёт в банке, через который будут проводить все расчёты
- суммы, переводимые государственным заказчиком — целевые. Это значит, что они направлены на определённые статьи данного заказа, будь это даже писчая бумага или услуги по покраске зданий
- направление денег на другие цели считается нарушением
- по окончании исполнения госконтракта специальный счёт в уполномоченном банке подлежит закрытию
В обычных закупках действует принцип невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую участником закупки. Однако при выполнении поставок по ГОЗ Закон № 275-ФЗ устанавливает право заказчика осуществлять контроль за использованием переведённых денег.
Процедура перевода денег со спецсчёта на обычный расчетный счёт возможна только после исполнения условий контракта. В случае наличия в госконтракте нескольких отдельных спецификаций, сумма будет доступна только по окончании исполнения контракта полностью. В этом состоит основное отличие расчётов по Закону 275-ФЗ.
Пример. Фирма-А принимает участие в выполнении госконтракта, предмет которого — замена окон в здании, и является головным исполнителем. Деньги заказчиком будут переведены на её счёт по окончании всех работ после их приёмки. Фирма-В участвует в закупке военной техники в качестве исполнителя в рамках кооперации. У неё подписан контракт с головным исполнителем на поставку комплектующих. Деньги на счёт фирмы2, выполнившей все условия её спецификации, поступят, только когда заказчик переведёт всю сумму за исполнение госконтракта головному исполнителю.
Исполнителю по госконтракту, для того чтобы перевести деньги с открытого в уполномоченном банке счёта необходимо направить документы в соответствии с этим перечнем:
- подписанный госконтракт с приложением допсоглашений
- акт приёма-передачи товара/акт выполненных работ (услуг)
- документация, подтверждающая факт того, что исполнителем израсходованы собственные средства на исполнение госконтракта
- другие документы, подтверждающие факт целевого расходования расходования средств на исполнение контракта по ГОЗ
Важно помнить: во всех направляемых документах должен быть указан идентификатор, только тогда можно списать деньги со спецсчёта. Отсутствие данного кода может привести к признанию расходов нецелевыми
Это влечёт отказ от выплаты денег, даже в случае полного выполнения условий контракта.
Особенности гособоронзаказа
В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.
Требования к участникам предъявляются вполне обычные:
- не иметь задолженности по налогам и сборам;
- не относиться к оффшорным компаниям;
- не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.
Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
- строгое обоснование цены контракта;
- отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.
Остановимся подробнее на каждом из требований:
Финансовая прозрачность
У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.
Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.
Открытость доходов и расходов
В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:
- сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
- сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).
Отсутствие секретов перед ФАС, ФСБ и Казначейством.
Если контролирующие органы запросят любую документацию по контракту или сведения о каждом исполнителе (наименование, адрес, ИНН, КПП, контактную и иную информацию) у вас будет на это ровно 5 дней.
Также в закупках по ГОЗ действует национальный режим. Практически всегда запрещено предлагать иностранный товар. Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 г. устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Исключение — если продукция не изготовлена на территории ЕАЭС.
Услуги тендерного сопровождения от профессионалов
Разбираемся с ценообразованием
Давайте обратимся к нормативке, а именно ПП 1465, в частности на п. 58, в котором написано: «При определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54-56 настоящего Положения, не применяется».
Вывод: по меньшей мере, цены не на всю продукцию формируются с учетом ограничений. Если говорить коротко, то для рядовых исполнителей существует два метода ценообразования: затратный и метод сравнимой цены.
Метод сравнимой цены заключается в формировании цены на продукцию на уровне, не превышающем рыночный. И предприятию нужно ориентироваться только на конъюнктуру рынка. Возвращаясь к п.58 ПП 1465, можно убедиться, что при этом методе уровень прибыли не ограничен. И именно этим способом формируют цены 99.9% торговых предприятий и часть производственных предприятий, которые выпускают неуникальную продукцию. Получается, основным требованием к продукции для формирования цены сравнимым способом являются наличие конкурентов, с ценами которых вы можете сравнить свои цены.
Затратный способ же предприятия применяют в том случае, если нет конкурентного рынка продукции, поставляемой по ГОЗ. Чаще всего это предприятия-производители, поставщики уникальной продукции. В этом случае предприятие считает плановую себестоимость и добавляет прибыль, размер которой ограничивается формулой 1+20. Нет, это вовсе не 21%. Это 20% на собственные затраты (материалы, заработная плата основных производственных рабочих, накладные расходы) и 1% на привнесенные затраты (покупные полуфабрикаты, комплектующие и услуги сторонних организаций).
Таким образом, исполнитель ГОЗ самостоятельно определяет, каким способом он будет формировать цену на продукцию/товар/работу/услугу и должен уметь обосновать свой выбор
Завышение цены при поставках по ГОЗ чреваты штрафами в двойном размере от суммы «сверхприбыли», поэтому умение сформулировать четкий ответ на вопрос «А почему цена именно такая?» не просто важно, а необходимо для защиты интересов предприятия
Пошаговая инструкция по заполнению ежемесячного отчета
Отчетная форма состоит их титульного листа и таблицы. Титульный лист содержит сведения о дате и номере госконтракта, о его исполнителе и сроках завершения. Обязательно нужно указать сведения об отдельном счете, открытом исполнителем в уполномоченном банке.
Заполняются все строки титульного листа. Незаполнение любой строки приводит к критической ошибке, и ведомость не будет принята.
Следующий этап — заполнение целевых показателей в графе 1. В таблице найдете пример, как заполнять отчет по ГОЗ построчно:
Строка графы 1 | Как заполняется |
---|---|
1.1 | Сумма контракта |
2.3.1-2.3.5 | Плановые затраты по РКМ (даже если ВП не утверждает РКМ, плановые цифры должны быть) |
3 | Выручка (сумма контракта с НДС) |
3.1 | Сумма строк 2.3.1-2.3.5 |
3.6 | Прибыль = выручка (без НДС) — себестоимость = пункт 3 (за вычетом НДС) – пункт 3.1 |
5 | Заполняется, если договором предусмотрено возмещение затрат |
Затем переходим к заполнению фактических данных по исполнению государственного контракта по ГОЗ. Отчет имеет признаки управленческого баланса. Многие показатели отражаются методом двойной записи. То есть одна хозяйственная операция отражается в двух ячейках. Особенно это касается движения ресурсов между затратами, остатками на складе и расчетами с поставщиками.
Особенности закупок по 275-ФЗ
Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.
Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:
- Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
- Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.
Формирование и утверждение гособоронзаказа
Формирование гособоронзаказа происходит на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения, а также мобилизационного плана экономики России, программ военно-технического сотрудничества и целевых программ в области обороны и безопасности страны. Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гособоронзаказа разрабатываются с принятием во внимание государственного регулирования цен на товары оборонного назначения. Органом, в полномочия которого входит формирование гособоронзаказа, является Военно-промышленная комиссия России при взаимодействии с государственными заказчиками и другими заинтересованными лицами, которая формируется на 1 год или на плановый период. В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа
В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа
Органом, в полномочия которого входит формирование гособоронзаказа, является Военно-промышленная комиссия России при взаимодействии с государственными заказчиками и другими заинтересованными лицами, которая формируется на 1 год или на плановый период. В процессе формирования проекта гособоронзаказа осуществляется определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги), формирование основных показателей, формирование предложений по основным показателям, формирование проекта документа.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) установлен открытый перечень видов работ/продукции, предназначенной для включения в гособоронзаказ. К таким работам/продукции относятся:
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации вооружения, по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;
• поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;
• работы по ремонту и модернизации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия;
• по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны;
• по мобилизационной подготовке;
• поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, продукции для накопления материальных ценностей государственного материального резерва;
• иные поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Следующим этапом формирования заказа выступает утверждение гособоронзаказа. В процессе утверждения гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, которые будут обеспечивать поставки продукции. Правительство Российской Федерации утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его выполнению в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При утверждении государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков. При этом в гособоронзаказ могут вноситься уточнения в порядке, указанном при его утверждении.
Для кого предусмотрен раздельный учет ГОЗ?
Наличие обязательств в рамках закона № 275-ФЗ предусматривает для исполнителей ведение раздельного учета ГОЗ по каждому контракту. Данное требование достигается при выполнении условий:
- наличие отдельных аналитических счетов по каждому госконтракту;
- порядок формирования затрат с учетом типовых номенклатур;
- расчет себестоимости единицы продукции осуществляется на основе статьи калькуляции;
- выполнение прочих требований, предусмотренных гособоронзаказом в 2020 г.
Организации-исполнители для раздельного учета ГОЗ открывают аналитические счета по следующим записям, при этом для каждого госконтракта должен быть выделен отдельный субсчет:
- счет 20 – для формирования прямых затрат;
- счет 25 (26) – для отражения косвенных расходов;
- счет 90 (91) – отражение выручки.
Раздельный учет ГОЗ обеспечивает формирование детализации аналитического учета, что, в свою очередь, предоставляет возможность получить полную картину по использованию бюджетных средств по запросам заказчиков и контролирующих органов. Наличие раздельного учета позволяет обосновать формирование цен по контракту, подтвердить целесообразность расходов.
При отсутствии раздельного учета повышаются риски появления ошибок и искажения сведений. Наличие недостоверных данных при выполнении контрактов по гособоронзаказу в 2020 году может привести к появлению административной ответственности и появлению штрафов от 300 тыс.рублей. В некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность, согласно которой недобросовестные исполнители лишаются свободы на сроке от 5 до 10 лет.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Сроки представления в 2021 году
Отчетность составляется и сдается ежеквартально. Для разных разделов установлены различные сроки представления 1-ГОЗ в ФАС, вы можете отслеживать их по таблице:
Отчетный период | Страницы 1 и 2 | Страница 3 |
---|---|---|
За 3 месяца | До 5 апреля | До 5 мая |
За 6 месяцев | До 5 июля | До 5 августа |
За 9 месяцев | До 5 октября | До 5 ноября |
За 12 месяцев | До 20 января | До 20 февраля |
Отчеты сдают все предприятия ОПК, входящие в перечень и исполняющие госконтракты:
- с госзаказчиками ГОЗ (то есть являющиеся головными госисполнителями);
- с головными исполнителями (то есть являющиеся исполнителем второго звена);
- с исполнителями ГОЗ.
Если у организации нет заключенных госконтрактов, то она все равно представляет форму 1-ГОЗ в ФАС, но вправе не заполнять отчетность полностью. Такая организация подает в ФАС информационное письмо об отсутствии обязательств в рамках ГОЗ и в установленные сроки подает страницу 3 отчета.
275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия
Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.
Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:
- соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
- уменьшения издержек при поставке продукции;
- получения прибыли при поставке продукции;
- обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
- противодействия коррупции;
- обеспечения баланса интересов всех участников сделки.
Права и обязанности головного исполнителя
Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:
- осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
- формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
- в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.
определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт
Обязанности головного исполнителя:
- при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
- проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
- осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
- предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
- обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
- представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
- обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом
Головной исполнитель вправе:
- быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
- вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
- раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ