В каком году тысячи стали миллионами

Ждать ли денежную реформу в России

В двадцать первом веке на Российской территории деноминация рубля не проводилась. Но при этом двадцатый век для нашей страны ознаменовался шестью денежными реформами. 

Самое яркое и резкое снижение стоимости денег в РФ было в 1998 году, когда произошла замена банкнот на дензнаки, имевшие меньшее количество нулей. Номинал купюр изменился в 1000 раз, то есть 1000 старых рублей приравнивались к одному новому. В тот период были выпущены деньги, находящиеся в использовании по сей день. Обменять средства разрешалось до 2003 года.

Реформа 1998 года во многом достигла своих целей: снизилось номинальное количество денежных средств, что использовались для обслуживания платежного оборота, стали более простыми расчеты населения за товары и услуги. Упростился бухучет операций как в наличной, так и в безналичной форме. Деноминация вернула привычную для многих людей денежную систему: копейка и другие мелкие монеты вернулись в платежный оборот. 

Но, несмотря на это, ситуация омрачилась экономическим кризисом, начавшимся в стране во второй половине 1998 года. Государство не смогло справиться со своими долговыми обязательствами, в августе 1998 года был объявлен дефолт, что вызвало обесценивание рубля и резкому падению уровня жизни. Ценность рубля, как национальной валютной единицы, снизилась в два раза даже несмотря на изменение денежного эквивалента.

В последнее время СМИ все чаще упоминают о деноминации, что такое явление возможно в ближайшие два года из-за:

  • Гиперинфляции. Одной из главных предпосылок к денежной реформе является увеличение инфляции на несколько тысяч процентов в год. На нынешнем этапе деноминация рубля – это нереальный прогноз, поскольку инфляция в РФ достигла примерно четырех процентов.
  • Желания простимулировать отечественного производителя. Проводить сейчас реформу, чтобы достичь этих целей – сомнительное решение, поскольку на рубль и так при напряженной политической ситуации в мире, заниженной стоимости нефти оказывается сильное давление. Создавать специально дополнительные причины для его понижения – не самая лучшая идея. Санкции уже стимулируют российских производителей товаров и услуг, открывая им ранее закрытые рыночные ниши. Умышленно подставлять рубль под еще большую опасность обесценивания –излишне рискованно.
  • Упрощения расчетов. Если, чтобы получить заработанные деньги, среднестатистическому работнику необходим чемодан либо дипломат – это влечет за собой определенные неудобства бытового и технического плана. Но подобной ситуации в России нет. Чтобы получить оплату труда в 40000 рублей, понадобится всего 8 пятитысячных банкнот. Кроме того, в наше время даже большие цифры не являются проблемой, поскольку эпоха электронных расчетов позволяет избавиться от потребности постоянно иметь при себе кошелек с наличными.
  • Большого объема наличных в экономике. О том, что сейчас в обороте огромное количество денег, признается даже Центробанк. Значительная денежная масса – это «плодородная почва» для процветания черной и серой экономики. Но если не бороться с причинами теневых схем, деноминация простыми словами будет всего лишь довольно дорогой, и не приносящей пользы процедурой. Кроме того, причиной увеличения оборота наличных стал период самоизоляции – люди обналичивали средства из-за боязни потерять сбережения, а вовсе не для того, чтобы участвовать в незаконном бизнесе.

Получается, фактически нет никаких реальных причин, чтобы деноминировать рубль в ближайшие пару лет. Вся денежная государственная структура в стране не дестабилизируется, несмотря на наличие внешних негативных факторов, включая мировые. Помимо этого, бумажные деньги уже не в таком широком применении у населения: все больше людей отдают предпочтение электронному денежному обращению.

Российская национальная валюта не так сильна по отношению к доллару или евро, но не до такой степени, чтобы возникла необходимость «демонизации рубля». Укреплять его посредством экономической реформы бессмысленно, вероятность ее проведения в 2021 году крайне мала.  

Отменить нельзя улучшить

Пенсия

Интересное исследование на тему отношения россиян к возвращению прежнего пенсионного возраста провёл недавно Superjob. Согласно опросу, проведённому среди 1600 человек, жителей 387 населённых пунктов на всей территории России, за отмену пенсионной реформы высказались 87% россиян, против — лишь 5%. Оказалось, что процент поддержавших не зависит от уровня дохода, но степень одобрения растёт параллельно возрасту участников опроса. Так, отмену пенсионной реформы среди опрошенных поддерживают 79% россиян до 34 лет, 88% — в диапазоне 35-44 года и 92% — от 45 и старше.

Многие политики, каких бы идеологических воззрений они не придерживались, осознают, мягко говоря, несовершенство сложившейся пенсионной реформы. С 2014 года власти заморозили накопительную часть пенсии и периодически выходят с новыми инициативами: то с проектом индивидуального пенсионного капитала, то гарантированного пенсионного плана. Теперь Центробанк совместно с ведущими негосударственными пенсионными фондами предлагает новую концепцию, согласно которой нынешняя накопительная часть пенсий должна трансформироваться в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

Возможно, в предлагаемом проекте НПО — масса плюсов и преимуществ, но нужно, чтобы люди в них поверили и чтобы они «пришлись ко двору». По мнению политолога Константина Калачёва, если отменить пенсионную реформу нельзя, то следует хотя бы кое-что улучшить. Ведь нынешняя российская система запутанна и непрозрачна, необходимо сделать её проще. Ведь на кону — вопрос о возвращении народного доверия, и без переосмысления некоторых решений, оказавшихся не самыми лучшими, власти его в свою пользу не решить.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Почему россияне “проглотили” Пенсионную реформу?

Редактор: Людмила Черткова

Стоит ли бояться деноминации?

Подведём итог краткого экскурса в советско-российскую историю деноминаций. Сама по себе деноминация зачастую связана с выходом из кризисных ситуаций, преодолением резкой инфляции и положительными изменениями в экономике. Однако деноминацию могут сопровождать конфискационные меры. Кроме того, в некоторых случаях деноминация скрывает за собой девальвацию или предшествует ее наступлению.

Однако деноминация сама по себе не означает непременного обесценивания национальной валюты, и вполне может носить безобидный для наших карманов характер. Все плохое в экономике, как правило, случается до деноминации. Она же либо венчает стабилизацию финансовой ситуации, либо наглядно демонстрирует невозможность достижения финансовой стабильности, как это происходило, например, в Республике Зимбабве, которая в двухтысячных была вынуждена провести три деноминации (2006, 2008 и 2009 гг.), а потом и вовсе отказалась от национальной валюты.

Что касается России, то после всех денежных реформ, через которые страна прошла в конце XX – начале XXI века, в обществе закономерно сформировалось недоверие к любым финансовым преобразованиям, которые исходят от государства. Возможно, поэтому в законе № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятом 10 июля 2002 года, прямо прописаны ограничения, действующие при проведении денежных реформ.

Закон фактически запрещает проведение конфискационных денежных реформ, предписывая предоставление достаточного срока для обмена при выпуске новых купюр. Пока действует этот закон можно не опасаться повторения деноминации с конфискацией. Установить одним постановлением или указом трехдневный срок обмена старых денег на новые, как это было в 1991 году, уже не получится. Для этого придется менять закон о Центральном Банке, что гораздо сложнее и невозможно сделать втайне. 

Глава VI, Статья 31 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца.

Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Задачи деноминации

Деноминация национальной валюты проводится при гиперинфляции, когда в обороте переизбыток денег и государство вынуждено постоянно печатать деньги разного номинала. Деноминация нужна для решения нескольких задач:

  • сокращаются расходы государства на печатание денежных знаков. То есть, отпадает необходимость обновлять старые купюры, непригодные для обращения;
  • упрощается система расчётов. При «отрезании нулей» проще становятся расчёты в магазине, банке и т. п. Устраняется сложность и путаница при расчётах и обязательных платежах;
  • выявляются скрытые доходы граждан. При деноминации граждане вынуждены обменивать старые купюры на новые. Поэтому им необходимо достать все накопления, которые хранятся в национальной валюте;
  • выводятся из оборота деньги, полученные незаконно. Например, прибыль от предпринимательской деятельности, с которой не уплачивались налоги государству. При обмене денег государство устанавливает лимит обмениваемой суммы. Когда физическое или юридическое лицо обменивает деньги в сумме, превышающей этот лимит, необходимо предоставить документы об источнике получения денежных средств. Если человек продал недвижимость, он должен предъявить договор о купле-продаже. Реализация партии товара юридическим лицом, должна быть подтверждена бухгалтерскими документами;
  • растёт внутренняя экономика. Деноминация запускает цепочку процессов в экономике:
    • дорожает иностранная валюта;
    • уменьшается импорт;
    • увеличивается спрос на товары отечественных производителей;
    • растёт производство;
    • увеличивается количество рабочих мест;
    • наращивается объём уплаченных налогов государству;
    • происходит рост экономики государства;
    • повышается благосостояние населения страны.
  • укрепляется национальная валюта. Деноминация сдерживает инфляцию и повышает платёжеспособность граждан.

Мягкая и незаметная

В целом эксперты сходятся во мнении, что деноминация 1997 года оказала положительное влияние на денежное обращение в стране (произошёл возврат к привычной денежной системе, копейка вернулась в платёжный оборот), став самой мягкой и безболезненной денежной реформой в истории России.

Однако, по словам экономистов, положительное влияние последней денежной реформы осталось почти незамеченным, потому что к середине 1998 года экономика уже шла к полномасштабному кризису. «Деноминация стала, безусловно, позитивным фактором — этакая сладкая и безвредная пилюля, — заявил RT Игорь Николаев. — Но когда одновременно с ней набирает силу более мощный негативный фактор — естественно, плюсы от первого практически не ощущаются. И конечно, деноминация не могла спасти страну от дефолта. Когда её объявили, даже и не думали, что до дефолта дойдёт. К сожалению, события августа 1998 года просто затмили собой успешно проведённую деноминацию, но это уже другая история».

Источник

Назрела ли деноминация в России

Несмотря на значительный рост цен в России, произошедший за 2014—2016 годы, наличная денежная масса по данным ЦБ РФ осталась без изменений и составляет на декабрь 2016 г. 8,5 трлн руб. Таким образом, «печатный станок» не включался и адаптация покупательной способности населения до сих пор происходила за счёт использования накопленных сбережений. Между тем, один из доводов в пользу деноминации — избыток денежной массы, когда в обращении остаются мелкие монеты, но одновременно выпускаются всё более крупные банкноты.

При таком положении с ценами творится полная неразбериха, страдает розничная торговля, на пересчёт кассовой выручки тратится значительное время.  Предположим, цена товара составляет 53412 рублей. При этом реальная покупательная способность рубля такова, что нижнюю границу номинала денежных знаков можно ограничить, например, 100 рублями. Технически это проще, чем проводить дорогостоящее и далеко не однозначное по последствиям мероприятие, сопровождающееся слухами, спекуляциями и отчасти паникой среди населения. Очевидно, что принятие решения по деноминации хотя и сопровождается аргументацией «для всех», но мотивируется доводами для внутреннего пользования.

И вот тут как раз применяются разнообразные скрытые уловки центрального банка, направленные на конфискационное изъятие значительной части накоплений населения. Известно, что официальная статистика занятости очень плохо отражает реальную картину.

Например, по данным Федеральной службы государственной статистики (gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force), на октябрь 2016 года в России насчитывалось 72,5 млн чел. работающих. Откуда взяты эти цифры? Простые расчёты показывают, что они получены как разность между численностью трудоспособного населения и официально зарегистрированных безработных. Однако, главный экономист российского отдела Всемирного банка Кристоф Рюль оценивает масштабы теневой экономики России как катастрофические: приблизительно 50% от ВВП на 2016 год.

Особенно обостряется проблема контроля над наличным денежным оборотом в периоды острых инфляционных кризисов, когда бизнес по максимуму применяет хитроумные схемы ухода от налогов. В такой ситуации государство оказывается перед сложным выбором.

С одной стороны, стабилизация финансовой системы требует наведения порядка и жёсткого контроля над денежным обращением. С другой стороны, такой контроль, заключающийся, помимо прочего, и в ужесточении фискальной политики, приводит к организованному противодействию на всех уровнях экономической иерархии. Растут объёмы криминальной обналички, усложняются схемы вывода межбанковских расчётов в офшорные зоны. В результате действия государства становятся хаотичными, непоследовательными и напоминают действия пожарной команды, не успевающей за распространением новых очагов возгорания.

В этом кроется одна из главных причин неудач деноминаций, проводимых в странах с развивающейся (правильнее назвать её нестабильной) экономикой. Как закономерный итог, оказывается не решённой и третья задача деноминации: повышение доверия к национальной валюте. Таким образом, основным условием успешности деноминации выступает достижение финансовой стабильности с применением комплекса мер:

  • снижение ставки рефинансирования;
  • либерализация налоговой системы;
  • сокращение государственных расходов;
  • усиление контроля за деятельностью банков;
  • борьба с коррупцией в контролирующих органах;
  • стимулирование производства.

Только такой комплексный подход позволяет добиться выхода из инфляционной спирали и начала экономического роста. Без этих условий любая деноминация превращается в банальное зачёркивание нулей, которые не замедлят вырасти снова. Но давайте предположим, что все условия соблюдены, экономика растет, и проведение деноминации стало возможным и целесообразным. Увы, даже в этом случае нас ждут неприятные сюрпризы. Их причина фундаментальна и заложена в самой природе чисел.

В условиях, когда рост экономики лишь наметился и значительная доля населения находится на грани физического выживания, от руководства потребуется ряд мер по компенсации выпавших доходов малоимущих. Самый простой путь – сверстать бюджет с дефицитом, но тогда начинают создаваться условия для нового инфляционного витка. Значит, требуется глубокая реформа всей системы налогообложения и перенос её тяжести на высокооплачиваемые категории населения. Давайте честно ответим на вопрос: готова ли российская экономика, равно как и политическая система, в их текущем состоянии к успешной деноминации рубля? Сам вопрос представляется неуместным.

На пенсию в 70 лет?

Сегодня укрепляются позиции левых партий, предлагающих решить вопрос с реформой радикально, то есть вовсе отменить её, считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Ходили слухи, что «Единая Россия» может сдать назад ради прироста рейтинга, однако «партия власти не пошла на поводу у общественности». Решение о реформе принято и «открутить» его обратно уже не получится, но есть возможность внести изменения при реализации новой концепции. По мнению эксперта, власти и центристским партиям следовало бы активнее участвовать в данных дискуссиях.

В августе депутаты от фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект об отмене пенсионной реформы 2018 года, направленный на возвращение возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. По словам лидера коммунистов Геннадия Зюганова, проект подписала вся фракция и первым законом, который они примут после выборов, будет «отмена этого пенсионного людоедства».

Митинг против повышения пенсионного возраста

Само собой, в «Единой России» к подобным шагам КПРФ отнеслись очень скептически. Первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский высказался в том духе, что «к старому возврата больше нет». По мнению сенатора, этот законопроект не найдёт поддержку, так как «слишком далеко уже наша пенсионная система ушла от этого возраста». Рязанский увидел в нём элемент предвыборной кампании, выходящей на финишную прямую, и пожурил КПРФ за муссирование данного вопроса.

Представители ЛДПР утверждают, что депутаты фракции неоднократно вносили законопроекты о снижении пенсионного возраста для разных категорий граждан — многодетных, жителей Сибири и Дальнего Востока — о переносе реформы на 20 лет. Однако все они были отклонены. ЛДПР приводит в пользу снижения пенсионного возраста следующие аргументы:

  • обещанного реального повышения пенсий не произошло из-за инфляции и роста цен;
  • растёт безработица, особенно среди людей предпенсионного возраста и молодёжи;
  • снижается рождаемость, удлинение трудовой жизни не позволяет бабушкам и дедушкам помогать в воспитании детей;
  • пандемия коронавируса способствует естественной убыли населения: люди стали чаще и опасней болеть, уменьшился возраст дожития.

Лидер партии Владимир Жириновский заверил, что сейчас в правительстве присутствует тенденция только на увеличение пенсионного возраста, и дал неутешительный прогноз: к 2030 году мы придём к ситуации в мире, когда мужчины и женщины одинаково будут уходить на пенсию в 70 лет.

«Сталинские портянки», или деноминация с конфискацией

В СССР послевоенная деноминация проводилась в рамках полноценной денежной реформы, которая хотя имела очевидные признаки конфискационного характера, но организована была так, чтобы минимально затронуть интересы большинства.

Порядок обмена старых денег на новые, и условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке определило постановление Совмина СССР от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары», которое появилось в декабре 1947 года. Обмен наличных бумажных денег проводился следующим образом: 10 старых рублей меняли на один новый, монеты оставались в обращении. Вклады до 3 тысяч рублей обменивались по курсу один к одному. Но вклады от 3 до 10 тысяч рублей сокращались на одну треть суммы, а у вкладов свыше 10 тысяч рублей изымалась уже половина суммы.

«Сталинские портянки» – народное название бумажных денег с 1948 года. Банкноты были большого размера, поэтому их приходилось несколько раз складывать, чтобы поместить в карман или кошелек. Напротив, банкноты, которые ввели в оборот в ходе денежной реформы 1961 года, из-за малого размера прозвали «хрущёвскими фантиками».

Но момент проведения сталинской деноминации значительная часть сбережений граждан находилась в различных облигациях займов предвоенных, военных и послевоенных лет – они были выпущены государством для восстановления и развития народного хозяйства. По займам был установлен следующий порядок обмена: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого выигрышного займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали.

Отношение к реформе в советском обществе было двойственным. По информации, которую собирали органы госбезопасности, количество недовольных обменом было заметно выше в регионах с высокими доходами. Фактическое изъятие значительной части вкладов, десятикратное уменьшение покупательной способности имевшихся на руках денег, обесценение и продление сроков облигаций займов – всё это ярко показывает конфискационный характер реформы, подчёркиваемый коротким – двухнедельным – сроком обмена. Однако для людей, живущих «от зарплаты до зарплаты», ситуация не была такой уж катастрофичной. Пострадали, в первую очередь, те, у кого были заметные накопления, и кто предпочитал держать сбережения дома в виде наличных, а не в сберегательной кассе.

Авторы монографии «Денежная реформа 1947 года и ее роль в восстановлении народного хозяйства СССР» отмечают, что согласно данным Госбанка, 82% вкладчиков, хранящих свои деньги в сберкассах и Госбанке, не пострадали от переоценки, поскольку имели вклады до 3 тыс. руб. Львиная доля (61%) потерь легла на владельцев крупных вкладов (более 10 тыс. руб.)

Как бы ни оценивать конфискационное содержание денежной реформы 1947 года, следует признать, что она привела в порядок расстроенное войной денежное обращение страны. Без проведения денежной реформы было невозможно отменить карточную систему и наладить торговлю по единым государственным ценам. Реформа позволила перейти к политике снижения цен на товары первой необходимости.

Интересно, что обмен денег 1947 года не содержал существенной части понятия деноминации – а именно изменения нарицательной стоимости денежной единицы, попросту говоря её покупательной способности, поэтому некоторые специалисты не считают реформу 1947 года собственно деноминацией в отличие от деноминации 1961 года.

В полной мере реформа 1947 года завершилась к 1950 году выходом Постановления Совета министров СССР от 28 февраля 1950 г., которое отменило привязку к доллару и перевело рубль на постоянную золотую основу. Появлялся общий рынок со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 году, а также с Китаем, Монголией, Северной Кореей, Вьетнамом и рядом развивающих стран. В основе взаимных расчетов был рубль СССР. Этот рынок не был привязан к доллару, а значит, свободен от политического влияния США.

Почему все вдруг заговорили о деноминации?

А с чего собственно всё началось?

Разговоры о деноминации начались после того, как глава информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев выступил с идеей провести деноминацию российской валюты в сто раз. По его словам это должно укрепить доверие к рублю.

Позднее лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский высказался с поддержкой Разуваева. Политик отметил, что после деноминации деньги будут более понятны гражданам, а стоимость доллара США упадёт до 65 копеек.

В ЦБ и Академии наук высказались категорически против этой идеи. В ведомствах отметили, что российская экономика не нуждается в деноминации. Такая реформа приведёт лишь к тратам на печать новых купюр и замену старых.

Заключение

Если задаваться вопросом, в каком году миллионы стали тысячами, то ответ на него такой. Тысячи появились в России в результате деноминации 1997-1998 года. Тогда экономическая политика станы, испытав системные кризисные явления и скачи инфляции, встала на путь стабилизации и построения независимого государства.

Деноминация в целом, как экономический инструмент, несет в себе только положительные стороны для упрощения расчетов и экономии на печати купюр. От правительства, проводящего реформы в своей стране, требуется только четкое понимание всех возможных рисков, связанных с сокращением нулей на денежных знаках. В этом случае выгоды должны перевешивать развитие негативных факторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector