Мвф порекомендовал россии экономическую «революцию»
Содержание:
- Долговая яма
- Может ли Россия выйти из МВФ?
- Как же быть с кабальным договором?
- Золотые запасы МВФ
- Авторы Гайдпарка
- Как мы вляпались в МВФ
- 1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ
- Кредит системной трансформации 1993-1994 гг
- Условия кредита МВФ
- Отношения СССР и России с МВФ
- Комментарии
- Преимущества МВФ
- Требования МВФ к Украине
- Двойственная роль
Долговая яма
Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.
На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.
В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.
- Митинг в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов «Нет — губительным экономическим реформам», 1998 год
В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.
«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.
Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.
Также по теме
Собственными силами: почему Турция не намерена полагаться на помощь МВФ
В 2018 году турецкая экономика столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, а национальная валюта с января обесценилась на 40%. При…
Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.
В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.
По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.
«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.
Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.
«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.
Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.
На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.
Может ли Россия выйти из МВФ?
Да, может. Об этом гласит статья 26, раздел 1. Право государств-членов на выход из Фонда:
Вероятно, членство в МВФ нужно для участия в мировой торговле и сохранения конвертируемости валюты. Выход из Фонда возможен в любой момент, но может привести к международной изоляции России.
Вот в таких непростых условиях существует Россия. Деньги продолжаются выкачиваться за границу, вводится совершенно не приемлемые правила и законы, которые противоречат устоям нашего общества. Намеренно тормозится развитие страны.
Поправки в Конституцию, нужны ли они? Конечно, этими поправками мы полностью не исправим ситуацию, но они дают некоторые привилегии для нашей страны. Правительство может руководствоваться ими в работе с такими «убийцами стран», как МВФ. Не забывайте, что Конституция РФ была написана специалистами США. Правки в этот закон уже вносились неоднократно без привлечения мнения граждан. Много поправки популистские, но они действительно были написаны для улучшения качества жизни граждан.
Как же быть с кабальным договором?
И там интересная статья XXVI, раздел 1. Право государств-членов на выход из Фонда:
В любой момент… Интересно, лидер НОДа Евгений Федоров — по совместительству депутат госдумы от ЕР — этот документ видел, прежде чем решил Конституцию менять? Они в думе всегда так работают? Разговоры о референдуме по пересмотру Конституции напоминают окно Овертона — нас постепенно, шаг за шагом к чему-то готовят. Путин будет править вечно? О президенте говорит 4 глава Конституции, ее можно менять без референдума, увы. Всенародное голосование утверждает разработанные Конституционным собранием главы Конституции 1, 2, 9. Посягают на жалкие остатки наших прав и свобод? Может быть.
А почему тогда мы до сих пор не воспользовались правом выхода из МВФ? Зачем он нам?
Золотые запасы МВФ
На конец 2019 года в МВФ хранилось 2814,1 тонны золота (примерно 90,5 млн унций) на сумму $165 млрд.
Золото поступило в МВФ по нескольким каналам:
- при основании в 1944 году, каждая страна должна была оплатить 25% своей квоты золотом;
- процент за пользование кридитом МВФ производился золотом;
- в рамках Бреттон-Вудского соглашения все переводы из одной валюты в другую среди членов МВФ проходило через золото;
- страны-заемщики могли погашать кредиты золотом.
При введении Ямайской системы, в 1978 году было отменено положение об обязательном использовании золота в сделках с МВФ.
За последние 60 лет МВФ несколько раз продавало свои золотые запасы с целью пополнения валютных запасов:
- в период с 1957 по 1970 год
- в 1999 году — продано 14 млн унций
- в 2009-2010 годах — было продано 12,97 млн унций, половину из которых ушло Резервному Банку Индии, Центральному банку Шри-Ланки и Банку Маврикия.
Авторы Гайдпарка
-
Светлана Никитина
Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата
Читать полностью
-
Дмитрий Сидоров
Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов
Читать полностью
-
Александр Головенко
Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга
Читать полностью
-
Игорь Авдеев
Против
Читать полностью
-
Сергей Слизников
Демократия и Россия – два несовместимых понятия
Читать полностью
-
Александр Ларин
Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая
Читать полностью
-
WikiLeaks
В Белоруссии отмечается новый государственный праздник
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Признание Соловьева
Читать полностью
-
ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ
О чём молчал Марк Твен
Читать полностью
-
Александр Попов
Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму
Читать полностью
-
Петр Новыш
Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов
Читать полностью
Как мы вляпались в МВФ
Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) 7 января 1992 года. Одновременно с учётом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 года.
27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за приём России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения Фонда 1 июня 1992 года и учредительных документов Мирового банка 16 июня 1992 года Россия официально стала участницей этих организаций, что означало интеграцию нашего государства в «мировое экономическое сообщество». Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными её кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации.
В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР в МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 — 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%. По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не даёт России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.
Во-первых, обязанностью стран-членов МВФ является поддержание конвертируемости национальных валют и недопущение дискриминационной практики в сфере текущих операций платёжного баланса.
Во-вторых, страны-члены должны регулярно предоставлять МВФ статистические данные о своей экономике, платёжном балансе, золотовалютных резервах и т.д.
В-третьих, они обязаны допускать на свою территорию представителей Фонда для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Кредиты МВФ обусловлены выполнением странами бывшего СССР ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах экономической стабилизации.
1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ
Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР — $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.
Кредит системной трансформации 1993-1994 гг
В период с августа 1992 года по март 1995 года Россия не могла согласиться и была не в состоянии выполнить жесткие условия монетарной и фискальной политики, выдвигавшиеся Фондом в качестве основы для предоставления финансовой помощи по линии резервных кредитов, в связи с этим была найдена альтернатива для выхода из создавшегося положения. В апреле 1993 года в ответ на огромные проблемы, которые испытывала Россия, а также и другие бывшие советские республики и другие страны с переходной экономикой, Исполнительный директорат Фонда создал временный вид финансирования для этих стран — кредиты системной трансформации44 (The Systemic Transformation Facility — STF), выдававшиеся до конца 1994 года. Они были предназначены для оказания финансовой помощи странам, испытывавшим трудности с платежными балансами из-за серьезных нарушений в их традиционной международной торговле и платежах. Это касается изменений, связанных с переходом от торговли по твердым спискам и ценам к рыночной торговле.
Необходимо отметить, что немалую роль в появлении системных кредитов сыграло и политическое давление. В начале 1993 года МВФ встретил сильную критику, которая особенно усилилась после декабрьских выборов того же года со стороны Администрации Б. Клинтона. В частности, вице-президент А. Гор публично заявил о необходимости смягчения условий для выделения кредитов, а Сенат выразил озабоченность в связи с тем, что подобные требования негативно влияют на экономическую стабильность и переход к демократии в России. Самым ярым критиком оказался Дж. Сакс, один из главных американских советников правительства Е. Гайдара. Несмотря на то, что в начальный период взаимодействия МВФ и России Дж. Сакс предлагал традиционные меры сотрудничества, уже в 1993 году он критично высказался о жестких требованиях Фонда по резкому снижению расходной части бюджета. По его мнению, кредиты МВФ должны использоваться не только для создания резервов, но и для неинфляционного финансирования бюджетного дефицита. Даже Е. Гайдар, кто всегда был идеологически верен принципам МВФ и совместно с ним разрабатывал экономические программы, признал, что МВФ всего лишь пассивно наблюдает за полемикой вокруг выбора курса экономических и политических реформ в России.
Системные кредиты носили условный характер. Однако их отличительной особенностью было то, что финансовая помощь предоставлялась странам, которые в полной мере сотрудничают с МВФ в нахождении соответствующих решений проблем их платежного баланса, но еще не способны сформировать программу по линии обычных кредитов МВФ. Максимальный размер системных кредитов был установлен в 50% от квоты. Половина кредита выдавалась сразу, а вторая использовалась в течение шести, но не позднее 12 месяцев после первой покупки в соответствии с выполнением условий согласованной с Фондом программы. Выкуп национальной валюты заемщиком должен был осуществляться в течение 4,5 — 10 лет после каждой покупки.
Одним из стандартных условий была разработка четкой экономической программы правительства с жесткой финансово-кредитной политикой ЦБ РФ. Подобное заявление, подготовленное специально для МВФ, было сформулировано и предусматривало, что целью налоговой и денежно-кредитной политики будет сокращение месячных темпов инфляции до уровня, не превышающего 10% к концу 1993 года с тем, чтобы в 1994 году добиться дальнейшей стабилизации цен. Процентная ставка ЦБ будет подтянута до уровня межбанковской основной рыночной процентной ставки. Курс рубля останется плавающим до тех пор, пока не будет усилена финансовая политика, и не снизится существенно инфляция, причем создание системы единого рыночного курса рубля будет ключевым элементом дальнейшего перехода к рыночным механизмам. Доступ иностранных юридических и физических лиц на валютные рынки России будет расширен. В заявлении правительства и банка России подчеркнуто намерение постепенно отказаться от предоставления кредитов по линии Центрального банка. В дальнейшем не должно было производиться и кредитование взаимного зачета неплатежей между предприятиями. Если в 1992 году правительство только обозначило рамки реформирования банковской системы и сделало первые шаги в этом направлении, то в начале 1993 года ЦБ стал предпринимать все более решительные и серьезные меры по выполнению своих прямых функций.
Условия кредита МВФ
Теперь поговорим про условия кредита МВФ. Конечно же, не буду расписывать их подробно, тем более, для каждой ситуации они могут быть разными, остановлюсь лишь на том, что чаще всего волнует простого человека.
Часто можно услышать, что среди условий кредитов МВФ замораживание роста зарплат и пенсий, повышение тарифов на коммунальные платежи, повышение пенсионного возраста и прочие меры, направленные «против людей». Что можно сказать по этому поводу?
Опять же, возвращаемся к нашей упрощенной ситуации: человек приходит в банк, чтобы взять кредит. Банк видит, что человек неплатежеспособен, его бизнес, к примеру, требует расходов больше, чем приносит доходов. То есть банк видит, что в такой ситуации заемщик просто не отдаст кредит, и предлагает, если уж кредит действительно нужен, позаботиться о своей платежеспособности, которая зависит от двух составляющих: доходы и расходы. Если увеличить доходы нет возможности, то единственный вариант стать платежеспособным заемщиком — уменьшить расходы. Причем, не на бизнес (туда, как раз, надо вкладывать больше, чтобы больше зарабатывать и было, чем отдавать кредит), а именно на потребление. Попросту говоря: хочешь кредит — придется поубавить аппетиты в личном потреблении.
Все то же самое включают в себя условия кредита МВФ на уровне государства: МВФ хочет видеть в государстве платежеспособного заемщика, который вернет взятые в долг деньги с процентами. И чтоб стать платежеспособным — необходимо «затянуть пояса».
Проблема в том, что людей, в большинстве своем с низким уровнем финансовой грамотности, это особо не интересует. Им главное, чтобы быстрее росла зарплата, не росли цены, быстрее можно было выйти на пенсию и т.д. Они не понимают, что если им это все обеспечат за счет кредита, будет только хуже: впереди долговая яма государства, что очень больно ударит по каждому его гражданину.
Если для примера посмотреть на европейские страны, вы увидите, что там нет такого количества социальных пособий и льгот, как есть у нас, там люди выходят на пенсию очень поздно, в кризисные времена зарплата не то что не растет, а даже снижается. И со всем этим уровень жизни людей там значительно выше! Все потому, что управление финансами государства ведется более грамотно и профессионально, бюджетные средства не проедаются, а направляются на развитие страны.
К сожалению, постсоветские страны, в частности, Украина периодически берет кредиты МВФ именно на потребление (не все, но некоторые — да). И это, на мой взгляд, плохо. Вопрос: почему тогда она их берет? Прежде всего, надо смотреть: а почему вообще не хватает денег? Как мне видится, главный враг — коррупция. Если ее полностью исключить, и колоссальные расходы не будут уходить в карманы чиновников, кредиты МВФ вообще просто не понадобятся. Второй момент: страна берет кредиты МВФ на потребление, чтобы исключить социальные протесты. Даже если людям объяснить, вот примерно, как я в этой статье, что кредиты лучше не проедать, а зарабатывать на них, они просто не поверят: уж сколько раз правительство их обманывало. То есть, ситуация, конечно сложная, и говорить на эту тему можно было бы еще долго.
Отношения СССР и России с МВФ
Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.
Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.
Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.
В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.
В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:
- Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
- Снижение инфляции до 1% в месяц;
- Устранение внешнеторговых льгот;
- Либерализация экспорта нефти;
- Отмена экспортных пошлин до 1996 года.
В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.
Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.
Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.
Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.
В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.
Комментарии
Страна обломовых
Емеля
сегодня в 09:04
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
вчера в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
вчера в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
позавчера в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Фальстарт капитализма и социализма
А Сидороввалуа
30 июля в 07:50
Взращивание совести по собственной воле
Mstislav
28 июля в 12:05
Соображения по вакцинации
Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22
Марафон по 6 приоритетам
Александр Вершинин
27 июля в 09:39
Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем
Александр Вершинин
27 июля в 09:03
По обстоятельствам неумолимой силы
МФасхутдинов
24 июля в 22:38
Будущее не рифмуется с Европой…
МФасхутдинов
24 июля в 21:31
Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу
Люкин
23 июля в 23:46
Как ковид демаскировался в моей голове
Alexander53
23 июля в 11:29
Кто нами правил под псевдонимом Романовы?
Alexander53
21 июля в 17:41
Преимущества МВФ
МВФ предлагает свою помощь в виде наблюдения, которое он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванном внезапным потрясением в ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Финансовый кризис приведет к серьезной девальвации валюты страны или крупного истощению валютных резервов страны. В обмен на помощь МВФ от страны обычно требуется приступить к осуществлению контролируемой МВФ программы экономических реформ, также известной как программы структурной перестройки (ПСП).
Есть еще три широко используемых механизма, с помощью которых МВФ может ссужать свои деньги.Резервное соглашение (SBA) предлагает финансирование краткосрочного платежного баланса, обычно от 12 до 24 месяцев, но не более 36 месяцев.
Программа расширенного финансирования (EFF) – это среднесрочная схема, по которой страны могут занимать определенную сумму денег, как правило, на срок от четырех до 10 лет.EFF направлен на решение структурных проблем в макроэкономике, которые вызывают хроническоенеравенство платежного баланса .Структурные проблемы решаются посредством реформы финансового и налогового секторов и приватизации государственных предприятий.
Третий основной механизм, предлагаемый МВФ, известен как Фонд сокращения бедности и роста (PRGF).Как следует из названия, он направлен на сокращение бедности в беднейших странах-членах ЕС и одновременно закладывает основы для экономического развития.Ссуды выдаются с особо низкими процентными ставками .
МВФ предлагает техническую помощь странам с переходной экономикой в переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной.МВФ также предлагает чрезвычайные фонды для рухнувших экономик, как это было сделано для Южной Кореи во время финансового кризиса 1997 года в Азии, что позволило ему избежать суверенного дефолта. Чрезвычайные фонды также могут быть предоставлены в кредит странам, которые столкнулись с экономическим кризисом в результате стихийного бедствия.
Все возможности МВФ направлены на обеспечение устойчивого развития в стране и пытаются разработать политику, которая будет принята местным населением. Однако МВФ не является агентством по оказанию помощи, поэтому все ссуды предоставляются при условии, что страна внедрит СПД и сделает приоритетной выплату того, что она заимствовала. Страны, которые участвуют в программах МВФ, обычно являются развивающимися странами, странами с переходной экономикой и странами с формирующимся рынком (странами, которые столкнулись с финансовым кризисом).
Требования МВФ к Украине
В 2010 году сложное экономическое положение Украины вынудило её власть прибегнуть к помощи МВФ. В свою очередь Международный валютный фонд выдвинул свои требования к правительству Украины, лишь при выполнение которых Фонд выделил бы стране кредит
- Повысить пенсионный возраст — на два года для мужчин, на три — для женщин.
- Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.
- Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%.
- Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
- Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего.
- Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.
- Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения.
- Сократить состав министерств до 14.
- Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц.
- Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный начиная только с третьего дня болезни
(Таким образом Фонд определял Украине путь для преодоления дисбаланса в финансовой сфере, когда расходы государства значительно превосходили его доходы. Правда ли этот список или нет, неизвестно, в Сети так же как «на местности» идет война, но так как с того момента прошло уже 5 лет, а большого кредита МВФ Украина пока не получила, возможно, правда)
Руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены. По данным Википедии членами Международного валютного фонда являются 184 государства. Совет управляющих собирается раз в году. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Центр МВФ — Вашингтон.
Решения в МВФ принимаются не большинством голосов, а крупнейшими «донорами», то есть страны Запада имеют безусловное преимущество в определении политики Фонда, так как являются его главными плательщиками.
Двойственная роль
Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.
«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.
- Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
- AFP
При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.
«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.
«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.