Высшее образование в ссср и сейчас

Руководители страны

Основы могущества и процветания СССР связаны с тем, что в стране была относительная стабильность в руководстве. Была четка единая линия партии, и руководители, долго находившиеся во главе государства. Интересно, что чем ближе страна подходила к развалу, тем чаще менялись Генсеки. В начале 80-х годов и вовсе началась чехарда: Андропов, Устинов, Черненко, Горбачев – страна не успевала привыкнуть к одному руководителю, как на его месте оказывался другой.

Общий список руководителей следующий:

  • Ленин. Вождь мирового пролетариата. Один из идейных вдохновителей и реализаторов октябрьской революции. Заложил основы государства.
  • Сталин. Одна из самых противоречивых исторических личностей. При всем том негативе, которые в адрес этого человека льет либеральная пресса, факт заключается в том, что Сталин поднял с колен промышленность, Сталин подготовил СССР к войне, Сталин стал активно развивать социалистическое государство.
  • Хрущев.  Получил власть после убийства Сталина, развивал страну и сумел достойно противостоять США в Холодной войне.
  • Брежнев. Эпоху его правления называют эпохой застоя. Многие ошибочно связывают это с экономикой, но там никакого застоя не было – все показатели росли. Застой был в партии, которая разлагалась.
  • Андропов, Черненко. Толком ничего не сделали, подталкивали страну к развалу.
  • Горбачев. Первый и последний президент СССР. На него сегодня вешают всех собак, обвиняя в развале Советского Союза, но главная его вина была в том, что побоялся принимать активные действия против Ельцина и его сторонников, которая фактически устроили заговор и государственный переворот.

Интересен также другой факт – наилучшими правителями были те, кто застал время революции и войны. Это же касается и партийных деятелей. Эти люди понимали цену социалистического государства, значимость и сложность его существования. Как только к власти пришли людей, которые ни войны, ни уже тем более революции, не видели – все пошло прахом.

Становление и достижения

Союз Советских Социалистических Республик начал свое становление красным террором. Это печальная страница истории России, огромное количество людей было убито большевиками, стремившимися укрепить свою власть. Руководители партии большевиков, понимая, что власть они смогут удержать только силой, убивали каждого, кто хоть как-то мог помешать становлению нового режима. Возмутительным является то, что большевики в качестве первых народных комиссаров и народной полиции, т.е. тех людей, кто должен был следить за порядком, набрали воров, убийц, бездомных и т.п. Одним словом всех тех, кто был неугоден в Российской Империи и всячески пытался отомстить всем, кто хоть как-то был с ней связан. Апогеем этих злодеяний стало убийство царской семьи.

После становления нового строя, СССР, возглавляемый до 1924 года Лениным В.И., получил нового вождя. Им стал Иосиф Сталин. Его управления стало возможным после того, как он выиграл борьбу за власть у Троцкого. В период правления Сталина огромными темпами стала развиваться промышленность, сельское хозяйство

Зная о растущей мощи гитлеровской Германии, огромное внимание Сталин уделяет развитию оборонного комплекса страны. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Союз Советских Социалистических Республик был вовлечен в кровопролитную войну с Германией, из которой вышел победителем

Великая Отечественная Война стоила советскому государству миллионы жизней, но только так можно было сохранить свободу и независимость страны. Послевоенные годы были тяжелыми для страны: голод, бедности и разгул бандитизма. Сталин жесткой рукой навел в стране порядок.

Международное положение

После смерти Сталина и вплоть до развала СССР, Союз Советских Социалистических Республик динамично развивался, преодолевая огромное количество трудностей и препятствий. СССР было вовлечено США в гонку вооружения, которая продолжается и по сей день. Именно эта гонка могла стать фатальной для всего человечества, поскольку обе страны в результате находились в постоянной конфронтации. Этот период истории получил название холодной войны. Только благоразумие руководства обеих стран сумело удержать планету от новой войны. А эта война, с учетом того, что обе нации были уже на тот момент ядерными, могла стать роковой для всего мира.

Особняком всего развития СССР стоит космическая программа страны. Именно советский гражданин первым полетел в космос. Им был Юрий Алексеевич Гагарин. США на этот полет человека в космос ответили своим первым полетом человека на Луну. Но советский полет в космос, в отличие от американского полета на луну, столько вопросов не вызывает, и у специалистов нет ни тени сомнения в том, что этот полет действительно был.

Образование СССР

Код ОГЭ по истории: 3.1.6. Новая экономическая политика. Образование СССР.

Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Договор устанавливал разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами.

30 декабря 1922 г. союзный договор был одобрен I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР.

В 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа, упразднены революционные трибуналы, учреждалась и регламентировалась деятельность прокуратуры и адвокатуры, конституционно закреплялась цензура. ВЧК времен Гражданской войны была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ), а затем — в ОГПУ при СНК СССР.

31 января 1924 г. была принята Конституция СССР, состоявшая из двух разделов:

  • Декларации об образовании СССР;
  • Договора об образовании СССР.

Согласно Конституции за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия. У республик имелись свои органы управления и свои конституции, но основные полномочия передавались союзным органам.

Высшим органом власти по Конституции был съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе избирательного права с ограничительными цензами.

Избирательного права были лишены представители бывших эксплуататорских классов, духовенство, бывшие царские офицеры. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше 18 лет.

В 1920-е гг. на территории Средней Азии возникли Туркменская и Узбекская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1929 г. от Узбекистана отделился Таджикистан. В 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения перешел из РСФСР в Белорусскую ССР. В составе Украинской ССР образовалась Молдавская АССР.

С самого начала национально-государственная политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. В 1921—1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75 % коммунистов, в Грузии — 38 %, в Армении — 27 %. Русские составляли 55 % членов компартии Украины.

Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти боролись с «пережитками феодального и первобытнообщинного строя». В противовес религиозным судам создавались народные. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений.

Во второй половине 20-х гг. XX в. власти начали наступление на религию, культурные и социальные традиции прошлого. Десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит. Была расширена сеть школ, в которых преподавание осуществлялось на русском, а не на национальных языках.

Таким образом, уже в первое десятилетие советской власти имели место серьезные просчеты в национальной политике.

Значение образования СССР:
• Созданы условия для решения задач по построению социализма.
• Многие народы получили возможность экономического и культурного развития.
• Сформированы предпосылки для сплочения советских людей.
• Фактически возникло унитарное государство, в котором государственная власть концентрировалась в структурах коммунистической партии, жёстко управляющей из центра.

Конспект урока по Истории России «Образование СССР».

Следующая тема: «Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства».

Национальная политика единого государства и отношения между республиками

Руководство страны проводило гибкую политику в отношении национальной специфики каждой республики. В первое время после образования СССР на территориях, где исповедовалось мусульманство, в 1922 году духовенству снова вернули земли, принадлежавшие ему до революции, а также возродили суды шариата. Органы государственной власти лояльно относились к мусульманским нормам поведения.

Лояльность наблюдалась и в отношении народностей, проживающих в северных регионах, которые занимались охотничьим и рыболовецким промыслом, разведением оленей

Им было обеспечено право на самоуправление, принимая во внимание их народные традиции и обычаи

Одним из главных вопросов национальной политики 20-х годов был вопрос «коренизации». Он предусматривал вовлечение малых народностей в процесс государственного управления. Издавались многочисленные приказы, утверждавшие на руководящие должности представителей коренного населения. Несмотря на эти прогрессивные меры, коренизация стала ущемлять повсеместно права иных национальностей.

Октябрьская революция

После Февральской революции 1917 г. новоиспеченное Временное правительство не смогло навести порядок в государстве. Это привело к образованию разных политических движений, в результате чего власть оказалась в руках большевиков, на стороне которых также были левые эсеры и анархисты.

Согласно философии большевизма, государством должны были управлять люди, являющиеся представителями низших сословий. Исполнительная власть лежала на плечах народных комиссаров.

В первую очередь большевики заключили договор о прекращении войны (Декрет о мире). После этого они провели земельную реформу (Декрет о земле), которая позволяла крестьянам получать отобранные у помещиков земельные участки.

Общественное дороже личного

Но что было самым главным, без чего система образования не смогла бы состояться даже при самой лучшей организации: высокая, благородная идея – идея построения общества будущего, в котором все будут счастливы. Постигать науки, развиваться – не для того, чтобы в будущем заработать побольше денег для своего индивидуального счастья, а для того, чтобы служить своей стране, чтобы своим вкладом пополнить копилку «всеобщего блага». Детей с раннего возраста учили отдавать – свой труд, свои знания, умения, навыки на благо родной страны. Это была идеология и личный пример: миллионы людей отдали свои жизни, защищая Родину от фашизма; родители, не щадя себя, выкладывались на работе; учителя, не считаясь со временем, старались дать знания и воспитать следующее поколение.

Воспитательный процесс в советской школе строился на основе отмененной через 70 лет после революции коммунистической идеологии и идеях коллективизма: общественное дороже личного, добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, человек человеку – друг, товарищ и брат. Подрастающему поколению с самого раннего возраста говорили, что общественная ценность отдельной личности определяется не служебным положением и не материальным благосостоянием, а тем вкладом, который она внесла в общее дело строительства светлого будущего для всех.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие ценности абсолютно комплементарны нашему уретрально-мышечному менталитету, в отличие от западного кожного индивидуалистического менталитета. Приоритет общественного над личным, коллективизм, справедливость и милосердие являются главными отличительными чертами российского мироощущения. В советской школе, например, было принято помогать слабым ученикам. К слабому «прикрепляли» более сильного в учебе, который и должен был подтянуть в учебе своего товарища.

Если человек совершал поступок, противоречащий общественной морали, его коллективно «прорабатывали», ставили «на вид», чтобы ему стало стыдно перед товарищами, а потом брали на поруки. Ведь стыд в нашем менталитете – это и есть основной регулятор поведения. В отличие от западного, где регулятор поведения – это закон и страх перед ним.

Октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские отряды помогали объединению ребят на основе высших нравственных ценностей: чести, долга, патриотизма, милосердия. Была введена система вожатых: у октябрят вожатым назначался лучший пионер, у пионеров – лучший комсомолец. Вожатые отвечали за свой отряд и его успехи перед своей организацией и своими товарищами. И старшие, и младшие ребята сплачивались не по архетипичному механизму поиска жертвы (как это часто бывает в современных школах), а на основе общего благородного дела: будь то субботник, сбор металлолома, подготовка праздничного концерта или помощь в учебе заболевшему товарищу.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Общий список[]

Университеты СССР (на 1 января 1977) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Алтайский (1973), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Ивановский (1973), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Кемеровский (1973), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишиневский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Нукусский (1974), Одесский (1865), Омский (1974), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осетинский (1969), Симферопольский (1972), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1960), Уральский (1920), Харьковский (1805), Челябинский (1974), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1969).

Образование СССР

 

Дата образования СССР — Союза Советских Социалистических республик

30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов

31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР

СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

  • Наличие тесных экономических связей и общих сырьевых ресурсов.

  • В годы Гражданской войны был заключён военно-политический союз между Россией, Белоруссией, Украиной: объединялись все военные силы, назначалось единое командование.

  • У власти находилась единая партия — большевиков.

  • Однотипность государственного устройства, единая цель – построение социализма.

  • Единая история

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

РСФСР

УССР

БССР

ЗСФСР

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1925 -Туркменская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР-  с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

Проекты объединения

  • План автономизации Сталина И.В., наркома по делам национальностей: все республики входят в состав СССР на правах автономии, теряя всякую самостоятельность. Ленин В.И. назвал этот план антидемакратическим, считал, что он обострит отношения Москвы с республиками.

  • План создания федерации В.И.Ленина. Суть: республики входят в состав СССР на правах федерации, то есть равноправия, сохранения суверенных прав, вплоть до возможности выхода из СССР и образования самостоятельного государства.

Реализован был план Ленина В.И.

 27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят,  30 декабря 1922г.

В ведение СССР входило:

  • оборона

  • внешняя политика

  • государственная безопасность

  • охрана границы

  • внешняя торговля

  • транспорт

  • бюджет

  • связь

  • денежное обращение

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться  сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства  — Всесоюзный съезд Советов.

 В период между съездами  — ЦИК СССР, организованный  по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина — председатель ЦИК,

сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

  • Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам.

  • Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.

  • Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. СМИ. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные.

  • Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Высшее образование в наше время

Современная система высшего образования начала с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования. Этот шаг был необходим для того, чтобы российские студенты смогли получать практику и бесценный опыт обучения за границей. Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.

К 2010 году были установлены следующие уровни обучения:

  • бакалавр – степень, подтверждающая получение необходимой базы знаний и навыков по специальности;
  • магистр – вторая часть ступени высшего образования, предполагающая большую углубленность в изучаемую специальность;
  • специалист – это ступень, оставшаяся после советской системы, включающая базовое и специальное образование;
  • аспирантура – отдельная ступень, которая рассматривается как подготовка к получению научной степени.

С каждым годом количество специальностей, получаемых в формате обучения «специалист» — сокращается. Бакалавриат становится основной формой прохождения первой ступени высшего образования. Стоит отметить, что многие работодатели до сих пор рассматривают бакалавров как на людей с неоконченным высшим образованием, именно поэтому студенты очень стараются поступить именно на «специалистов». Однако за границей формата «специалист» никогда не было и нет, и из-за этого происходят некоторые трудности в определении квалификации работника по иностранной системе.

Плюсы современной системы высшего образования:

  • Интернациональность образования. Студенты получили возможность стажироваться за границей, обмениваться опытом, изучать иностранную литературу.
  • Вновь усилилась практическая направленность обучения. К чтению лекций привлекаются владельцы компаний, известные представители в сфере искусства, науки, бизнеса. Возобновились экскурсии на заводы, предприятия.
  • Электронное и дистанционное образование позволяют на платной основе получить дополнительную специальность без отрыва от основной работы.
  • Широкое применение мультимедийной аппаратуры, электронной библиотеки разнообразит процесс обучения и экономит время.

Что касается общего уровня образования в современной России, оно, по словам бывшего Министра образования Дмитрия Ливанова, оставляет желать лучшего, несмотря на увеличение финансирования. И дело не только в устаревшей системе преподавания, которая прочно закрепилась в ВУЗах…

В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Хотя лекционная система и сохранилась, но преподаватель теперь выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего самостоятельную работу студентов.

Создание СССР

Партийные лидеры искали все больше путей для сближения республик, в итоге делегатов от республик начали приглашать на Всероссийские съезды Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Как результат – высшим органам власти РСФСР пришлось играть сразу в двух ролях: и республиканским органом власти, и общефедеральным центром. Общие законы отсутствовали, поэтому акты, подписанные республиканскими высшими органами власти, только лишь утверждали декреты, принятые РСФСР.Со временем все республиканские государственные аппараты стали подобными принятому в РСФСР. В г. Москва появились республиканские представительства.В 1922 г. трудящиеся стали организовывать массовые выступления за провозглашение единого союзного государства. В марте провозгласили Закавказскую федерацию, которая в конце того же года стала ЗСФСР. Центральный комитет (ЦК) партии тем временем разрабатывал мероприятия, касающиеся объединения республик. Иосиф Сталин предлагал идею автономизации. Такой вариант предполагал, что в состав РСФСР войдут суверенные советские республики с правом автономии. Часть партийных работников предложение поддержали, но Владимир Ленин и Октябрьский пленум отвергли предложение Иосифа Виссарионовича.В то же время Владимиром Лениным была разработана совершенно другая форма объединения. Именно он стал автором идеи создания новейшего государственного образования – Союза Советских Социалистических Республик. При этом варианте предполагалось наличие равных прав и у РСФСР, и у остальных республик.29 декабря 1922 г. состоялась конференция, на которой присутствовали делегации от РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Именно там произошло подписание договора об образовании СССР. Участники провозглашали создание союза для уничтожения национального гнета и противостояния империалистам, для ликвидации Гражданской войны и начала восстановления строительства. Назывались и причины для формирования объединенного государства, в основном они касались внешней безопасности и общей нестабильности в мире.На следующий день, во время I Всесоюзного съезда Советов, произошло утверждение договора.
Рис. 2. Первая Конституция СССР

А сколько образованных в других странах

Сведения о численности жителей, получивших образование, были собраны по всему миру в 2017 году. Из них стало ясно, что РФ практически догоняет по этому показателю другие страны.

Первое место принадлежит Канаде — 57% канадцев получили образование и диплом. Вторую строчку в рейтинге, с 56% образованного населения, заняла Россия.

Наша страна стоит на втором месте в еще одном топе — о составе образованного населения. 35% россиян имеют среднее образование, 60% — выучились или учатся в вузах. Оставшиеся 5% не смогли получить даже школьный аттестат. Первая строчка этого топа занята Кореей.

https://ptoday.ru/ekonomika/pensionnaya-reforma-v-2024-godu-zhenschinam-mogut-povysit-pensionnyy-vozrast/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector