Виды и содержание высшего образования в рф

Содержание:

Кому подойдёт программа

«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.  

Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.  

В «Домашней школе Фоксфорда» математика программы «Школа России» (на базе УМК Моро М.И.) представлена в 3–4 классах (первый поток). Русский язык программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (все потоки); литературное чтение — в 1–2 классах во всех потоках. Окружающий мир программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (1 класс — первый и второй потоки, 2–4 классы — все потоки).

Дополнительное образование

Под дополнительным образованием российское законодательство подразумевает возможность человеком получения дополнительных знаний для удовлетворения и развития своих творческих способностей и потребностей. Одной из ключевых характеристик дополнительного образования считается то, что по итогам прохождения обучения, человек не получает определенного уровня образования.

В то же время, само по себе дополнительное образование может подразумевать выдачу каких-либо документов, подтверждающих факт прохождения учебной программы и результаты получения образования. При этом существуют отдельные дополнительные профессиональные направления образования, которые прямо регулируются действующим российским законодательством. Например, получение подобного образования может быть необходимо для работы в некоторых сферах, связанных с повышенной опасностью или охраной окружающей среды.

Общее образование

В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

  • Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  • Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
  • Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования. 

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях; 
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования. 

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года

Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность. 

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше. 
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей. 

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов. 

Школьное образование в России

Динамика развития социума требует от образовательной функции подготовки ориентированных кадров

Если раньше школа воспринималась только как храм знаний, то сейчас ее задача развить в ребенке жажду к познанию и, что немаловажно, научить работать с информацией. Когда первая ступень пробуждения в ребенке интереса пройдена, начинается школьный период

Вторая ступень лестницы знаний в России отведена средним школам, обеспечивающим общее образование. Сами заведения делятся на школы обычные, с углубленным изучением математики, английского, музыки и др., лицеи, гимназии.

Общий курс в русских школах обеспечивает 11-летняя программа. Из них первые четыре года отводятся для начального образования, последующие пять лет проводятся на базе основного общего среднего образования. Эти суммарные 9 классов предусмотрены в Конституции РФ как обязательные для всех детей.

Выпускникам девятых классов выдается «Аттестат об основном общем образовании» на основании отметок по начитанным дисциплинам и результатам экзаменов (математика, русский, остальные два на выбор). С полученным аттестатом выпускники могут пойти учиться в профессиональные училища, техникумы, колледжи.

Среднее специальное учебное заведение типа колледжа и техникума за два-три года готовит младших специалистов (техника, менеджера, юриста, бухгалтера и др.). После его окончания студент имеет право продолжить обучение в университете по сокращенной программе (при условии выбора своей специальности) или наравне с выпускниками 11 классов.

Ученики в училище

Последние два года старшей школы в основном отводятся на подготовку к поступлению в университеты. Для школьников старших классов вводятся новые дисциплины и дается более углубленный материал по уже пройденным предметам.

Итогом 11-летней учебы выступает Единый государственный экзамен (ЕГЭ), на основании которого выдается «Аттестат о среднем образовании», открывающий дверь в университеты.

Бланк сдачи Единого государственного экзамена

Оценивание качества знаний в России ведется по пятибалльной системе:

1-2 балла считаются неудовлетворительным уровнем.

3 балла — удовлетворительный средний уровень.

4 балла — выше среднего, или хорошо.

5 баллов — отлично усвоенный материал.

Иногда учителя добавляют знаки «+» и «−» после отметки, свидетельствующие о качестве ответа в большую или меньшую сторону. Правда, в перечне оценок аттестата данная приписка не учитывается.

Новшества

1 января 2015 года вступил в действие приказ Министерства образования и науки РФ о введении в программу обучения электронной версии школьных учебников. При этом структура электронного формата должна соответствовать печатной версии и дополнять ее мультимедийными свойствами.

Эти новшества позволят ученику повысить восприятие материала за счет подключения зрительного контакта и органа слуха.

Электронные учебники

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, — это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

Западная модель

Эпоха буржуазных революций и модернизация, последовавшая за ними, выработали абсолютно другую систему образования. Она характеризуется как «система двух коридоров», где университеты оканчивают очень немногие — весьма небольшой процент населения, который и будет иметь возможность войти в государственную и управленческую элиту.

Остальное население получает знания мозаичного плана, которые дают людям способность лишь к определённому набору функций, очень узко очерченных, а об остальных областях знания они либо вообще представления не имеют, либо оно не отличается ни системой, ни глубиной.

Западные, да и многие российские элитные круги имеют определённую цель: изменения в системе высшего образования России должны полностью сломать прежнюю матрицу. Так называемая Болонская система — образец присутствия «второго коридора» — в данный момент сменяет нашу вузовскую систему, и эта «двукоридорность» теперь стала реальностью всех институтов страны. Перспектива грозит полным отсутствием самого необходимого, ибо некому будет принимать стратегические для страны решения, даже наиболее важные, поскольку элитно-образовательная прослойка в обществе присутствовать не будет.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Дистанционное образование

Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.

В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:

  • Первый — опирается на интер­активное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
  • Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие раз­личные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
  • Третий сочета­ет в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.

Основы и составные части

Идея сделать образование доступным даже самым маленьким детям родилась в 1918 году, когда свет увидели «Положения о единой трудовой школе». С их принятием

каждый советский ребенок получил гарантию на учебу чуть ли не с рождения. Современные стандарты образования декларирует Конвенции о правах детей, в которой, в частности, утверждается, что:

  • дети должны иметь возможность посещать образовательные институции;
  • взрослым следует создавать ребенку условия для учебной деятельности;
  • образование содержит все необходимое для обеспечения подготовки маленького человека к осознанной жизни в границах общественного пространства;
  • взаимодействие участников образовательного процесса основано на выказывании уважения к ребенку.

Система дошкольного образования в России все время находится «в движении» — она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется.

Первые учителя для ребенка его родители. Они обязаны с младенчества развивать детей в физическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. Дошкольные обучающие организации призваны помочь семьям на следующем этапе воспитания и обретения знаний.

Некоторые специалисты утверждают, что детские садики не нужны, а дошкольное обучение можно полностью возложить на пап и мам, которые будут решать, где и каким способом готовить своих чад к первому классу. Но статистика свидетельствует, что услугами ДОУ пользуется подавляющее большинство родителей. Поэтому стратегия развития образовательной системы в качестве первостепенной задачи определяет дальнейшую модернизацию дошкольного образования в России.

Согласно Типовым положениям, детские учебные заведения подразделяются на пять видов:

  1. Детские сады, где в приоритете стоит осуществление одной-двух направленностей развития.
  2. Садики компенсирующего типа с главной задачей квалифицированно скорректировать отклонения детской психики.
  3. Детские садики, где под присмотром воспитателей проводятся оздоровительные процедуры.
  4. Комбинированные детсады, на территории которых могут базироваться группы общего развития, оздоровительные и компенсаторные коллективы в разной вариации.
  5. Центры раннего развития детей — детские садики, в которых малыши могут оздоравливаться, осваивать новые знания и умения, получать психологическую поддержку.

Таким образом, система дошкольного образования характеризуется многофункциональностью, разноплановостью, свободой определения приоритетного развивающего направления и полипрограммностью.

Требования к дошкольному образованию

Детские образовательные учреждения в строгом порядке подчиняются ФГОС. Стандарт устанавливает основные правила к обучению воспитанников. В частности, государством регламентируется структура программы, условия ее выполнения и итоги освоения.

Требования к структуре образовательной программы

Программа в садах должна обеспечивать все аспекты развития ребенка. Дети должны получать:

  • социально-коммуникативные навыки для корректного общения со сверстниками, взрослыми, родителями;
  • познавательный интерес, чтобы сохранять и развивать свою любознательность, стремление к новому;
  • художественное развитие в рамках знакомства с различными формами искусства (музыка, пение, танцы, рисование);
  • речевые навыки для обогащения словарного запаса, способности изъясняться, раскрепощаться при диалогах и монологах;
  • физическое воспитание для поддержания здоровья ребенка, повышения его выносливости, силы, координации и гибкости.

Требования к условиям реализации программы

В детских учреждениях должны соблюдаться определенные нормы для безопасного и эффективного нахождения воспитанников:

  • грамотная образовательная среда (доступность образования, благополучие малышей, сохранение здоровья, сотрудничество с семьями);
  • корректные психоэмоциональные условия (уважение, поддержка, защита детей, использование соответствующих возрасту и развитию форм работы с ними, поощрение инициативы, постоянное взаимодействие с родителями и детьми);
  • компетентные специалисты (педагоги, воспитатели, тренеры должны обладать соответствующим образованием);
  • качественные материально-технические условия (сюда входит соответствие санитарным, пожарным нормам; использование безопасного оборудования);
  • финансовое благополучие (бюджет учреждений должен быть сформирован так, чтобы могли выполняться все необходимые по программе требования).

Программа дошкольного образования заканчивается для ребенка, когда он выпускается из детского сада. Цель государственной программы с ее стандартами и принципами 一 выпустить здорового, инициативного, любознательного, доброжелательного маленького человека, готового к дальнейшему обучению и познанию мира.

О том какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник вы узнаете из видео.

Как это происходило: первый этап

История развития системы высшего образования России начиналась много веков назад, а в начале двадцатого выстроилась окончательно, усилиями талантливейших учёных, самых великих умов страны. Это не значит, что систему невозможно было реформировать, — подобное происходило неоднократно в советское время, с развитием технического прогресса, литературы, искусств, менялись программы, совершенствовались методики. Но никогда это не принимало необратимых форм.

Убийство отечественной образовательной системы постперестроечных лет проводилось дважды. Сначала её уморили голодом в 90-х: хроническое недофинансирование, множественные удары как тупыми, так и острыми предметами средств массовой информации по самим основам морали и нравственности в российском обществе, подрыв уважения к преподавательскому труду… Это повлекло за собой уход многих талантливых и высококвалифицированных сотрудников. Потери получились невосполнимыми, но система была ещё жива.

Заключение

В целом, сейчас в Российской Федерации действует достаточно глубокая и многогранная система распределения уровней образования, которая позволяет эффективно реализовывать свои потребности как обучающимся, так и их работодателям. Государство во многих аспектах регламентирует порядок разработки и применения образовательных программ, а также последующую необходимость наличия определенного образования для выполнения отдельных видов работ. Однако при этом следует помнить, что система образования ежегодно развивается и видоизменяется, так что в дальнейшем уровни образования могут выглядеть не так, как сейчас, как это произошло в 2012 году с принятием нового закона «Об образовании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector