Эксперты оценили шансы санду привести молдавию в евросоюз
Содержание:
- Страны, входящие в ЕС
- Сравнение
- Молдова не стала богаче
- Евросоюз с подачи Берлина принялся за зачистку американских «агентов влияния» в своих рядах
- Соглашения
- Евродепутат: ЕС должен помочь Молдове и Санду уже сейчас
- Санду: Россия держит Молдавию в «серой зоне»
- Присоединение стран к Евросоюзу
- Какие требования к кандидатам на вступление
- Румынская экономика не потянет
- Членство
- Функционирование ЕС
- Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году
- Желание Санду не совпадает с желаниями ЕС
- Молдову лишили режима асимметричной торговли с ЕС
Страны, входящие в ЕС
Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2021 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.
СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2021
№
ГОСУДАРСТВО–ЧЛЕН
ДАТА ВХОЖДЕНИЯ
1.
Германия
25 марта 1957
2.
Бельгия
3.
Италия
4.
Люксембург
5.
Нидерланды
6.
Франция
7.
Дания
1 января 1973
8.
Ирландия
9.
Греция
1 января 1981
10.
Испания
1 января 1986
11.
Португалия
12.
Австрия
1 января 1995 года
13.
Финляндия
14.
Швеция
15.
Венгрия
1 мая 2004 года
16.
Кипр
17.
Латвия
18.
Литва
19.
Мальта
20.
Польша
21.
Словакия
22.
Словения
23.
Чехия
24.
Эстония
25.
Болгария
1 января 2007 года
26.
Румыния
27.
Хорватия
1 июля 2013 года
*
Великобритания
1 января 1973 (формальный выход – 1 февраля 2020)
В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit. В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.
Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года.
Важно. В полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года по центральноевропейскому времени Великобритания формально вышла из Европейского союза
Страна потеряла представительство и право голоса в органах власти ЕС, но при этом осталась частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и Евросоюз должны были договориться о новых условиях торговли и сотрудничества. В настоящее время переговоры продолжаются.
Список стран, входящих в ЕС в 2021 году включает 27 государств.
Сравнение
Евросоюз | Молдова | |
---|---|---|
Население | 447 206 135 | 2 681 735 |
Площадь | 4324782 км 2 (1669808 квадратных миль) | 33 846 км 2 (13 068 квадратных миль) |
Плотность населения | 115 / км 2 (300 / кв. Миль) | 90,5 / км 2 (234,4 / кв. Мили) |
Капитал | Брюссель ( де-факто ) | Кишинев |
Глобальные города | Париж , Рим , Берлин , Вена , Мадрид , Амстердам , Афины , Дублин , Хельсинки , Варшава , Лиссабон , Стокгольм , Копенгаген , Прага , Бухарест , Никосия , Будапешт , София , Загреб | Кишинев , Тирасполь , Бельцы , Орхей |
Правительство | Наднациональная парламентская демократия, основанная на европейских договорах | Унитарная парламентская конституционная республика |
Первый лидер | Президент высокого уровня Жан Монне | Президент Мирча Снегур |
Текущий лидер | Президент Совета Шарль Мишель Президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен | Президент Майя Санду Премьер-министр Аурелиу Чокой (исполняющий обязанности) |
Официальные языки | 24 официальных языка , 3 из которых считаются «процедурными» ( английский , французский и немецкий ) | Румынский (также известный как молдавский ) |
Основные религии | 72% христианство (48% католицизм , 12% протестантизм , 8% восточное православие , 4% другое христианство), 23% нерелигиозные, 3% другие, 2% ислам | 92% восточное православие , 6% другие христиане 2% безбожие |
Этнические группы | Немцы (примерно 80 миллионов), французы (примерно 67 миллионов), итальянцы (примерно 60 миллионов), испанцы (примерно 47 миллионов), поляки (примерно 46 миллионов), румыны (примерно 26 миллионов), голландцы ( около 13 миллионов), греки (около 11 миллионов), португальцы (около 11 миллионов) и другие | 75,1% молдавский , 7,0% румынский , 6,6% украинский , 4,6% гагаузский , 4,1% русский , 1,9% болгарский , 0,36% цыганский , 0,07% поляки , 0,89% другие |
ВВП (номинальный) | 16,477 триллиона долларов, 31 801 доллар на душу населения | 12.037 миллиардов долларов, 3398 долларов на душу населения |
Молдова не стала богаче
Спустя четыре года действия Соглашения экономика нашей страны не демонстрирует признаков оживления.
В отчете МВФ, опубликованном в марте 2020 года, — еще до начала масштабных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, — не звучало оптимизма и не прослеживалось результатов благотворного влияния «доступа на рынки ЕС с 500 миллионами потребителей». А такие перемены просто обязаны были произойти — если бы ассоциация с ЕС была настолько выгодна, как об этом говорили.
Сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, макроэкономические перспективы Молдовы по-прежнему подвержены рискам. МВФ прогнозировал (еще «до коронавируса»), что рост замедлится до 3,8 процента в 2020 году, внешний спрос продолжит падать, а сельскохозяйственное производство — снижаться.
Евросоюз с подачи Берлина принялся за зачистку американских «агентов влияния» в своих рядах
Европейская комиссия серьезно принялась за Польшу. ЕК обратилась в Суд Европейского союза (CJEU) с просьбой наказать Варшаву. По словам еврокомиссара юстиции и верховенства права Дидье Рейндеса, это вызвано невыполнением со стороны польского правительства требования Евросоюза о ликвидации Дисциплинарной палаты Верховного суда Польши. Речь идет о реформе, затеянной Варшавой, которую в Брюсселе считают способом давления на судебную систему страны.
Поддержала Еврокомиссию и Европейская ассоциация судей (EAJ). В своей резолюции EAJ призвала ЕК «использовать все средства, чтобы гарантировать соблюдение польскими властями европейских стандартов и обязательств». В широком смысле слова это касается не только законодательных актов, под которыми подписалась когда-то Варшава, но и новомодных идеологических конструктов, которые в настоящее время активно внедряет Брюссель.
Так, в июле этого года Еврокомиссия дала пяти польским регионам два месяца на то, чтобы отменить их прежнее решение об объявлении себя «зонами, свободными от ЛГБТ». Срок реагирования истек 14 сентября. Тем регионам, власти которых откажутся подчиниться ЕК, Брюссель заблокирует перечисление средств из европейских фондов. И его не волнует то, что статус «зоны, свободной от ЛГБТ» носит сугубо символический характер. Нынешний Европейский союз не терпит неповиновения. «Тоталитаризм, как в Советском Союзе»? – Нет, это другое.
Варшаву и другие восточноевропейские столицы ЕС навязали американцы и британцы, которые преследовали две цели: а) не дать России восстановить свое влияние в Центральной и Восточной Европе, а также б) создать в Евросоюзе проамериканскую группу, которая срывала бы нежелательные для Вашингтона проекты по усилению европейской автономии.
Единственным лоббистом Польши в этой ситуации была Германия. Здесь сыграло несколько факторов. Во-первых, историческая память о Второй мировой войне, за которую Берлин не хочет платить полякам звонкой монетой, но готов рассчитываться разными политическими услугами.
Во-вторых, немецкая экономика сделала из Польши собственный «сборочный цех» и неплохо на этом зарабатывает. В-третьих, Германии надо было держать Варшаву в своем поле зрения, чтобы не давать полякам в их проамериканском рвении увлекаться инициативами, потенциально опасными или мешающими немецкой внешней политике.
Лучшим «пропольским» канцлером в этом смысле считалась Ангела Меркель, уходящая вскоре в отставку. Можно было только позавидовать тому терпению, которая она проявляла в диалоге с поляками, зачастую громко хамившими Берлину.
Однако в начале 2021 года ситуация кардинально изменилась, когда администрация нового президента США Джо Байдена показала, что Вашингтон готовится к уходу из Европы, перебрасывая свои основные силы в направлении Китая. Центральная и Восточная Европа повисала в воздухе, поскольку ее проамериканская геополитическая субъектность теряла прежнее значение для США.
Это заметили в Брюсселе. Поэтому Европейская комиссия сейчас решила ударить по Польше (Венгрия, которая идет прицепом, цель второстепенная). Варшаву будут наказывать за ее попытки торпедировать евроинтеграцию, которая должна сделать из ЕС своего рода Соединенные Штаты Европы – федеративное государство, где решения больше не будут приниматься консенсусом с возможностью той или иной страны накладывать вето, единой налоговой системой, армией, службами безопасности. И, конечно, общей идеологией, внедрять которую Брюссель будет, как можно судить, тоталитарными методами. Все ровным счетом то, против чего протестовала и протестует консервативная католическая Польша.
Но вначале Брюссель должен утвердить польский Национальный план восстановления экономики, чего делать не спешит. Польше выдвигают все новые и новые претензии. Помимо самой Еврокомиссии решение наказать поляков поддерживают правительства таких стран, как Дания, Нидерланды, Швеция и Австрия. Что касается Германии, то Меркель призывает вступить в диалог с Варшавой. Однако когда она потеряет пост канцлера, позиция Берлина в отношении Польши может кардинально измениться.
Как бы то ни было, пришло время, когда за безответную любовь к США поляки будут расплачиваться миллиардами евро, пока Евросоюз будет зачищать американских «агентов влияния» в своих рядах.
Украина стала лидером списка импортеров продуктов из Крыма
Соглашения
Молдова реализует свой первый трехлетний план действий в рамках Европейской политики соседства ЕС.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) представляет собой правовую основу для отношений между Республикой Молдова и Европейским Союзом. Соглашение было подписано 28 ноября 1994 г. и вступило в силу 1 июля 1998 г. на следующие 10 лет. Эта договоренность обеспечивает основу для сотрудничества с ЕС в политической, торговой, экономической, правовой, культурной и научной областях.
План действий ЕС-Молдова — это политический документ, в котором изложены стратегические цели сотрудничества между Молдовой и ЕС. Срок его действия составляет три года. Его реализация поможет выполнить положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также будет поощрять и поддерживать цель Молдовы по дальнейшей интеграции в европейские экономические и социальные структуры. Реализация Плана действий значительно продвинет приближение молдавского законодательства, норм и стандартов к законодательству Европейского Союза.
Молдова и ЕС начали переговоры по Соглашению об ассоциации (СА), включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, которое заменит СПС в январе 2010 года. Правительство Молдовы надеялось подписать СА в ноябре 2013 года на саммите Восточного партнерства , а в Ноябрь 2012 г. Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что к тому времени переговоры могут быть завершены. АА было парафировано на саммите и подписано 27 июня 2014 года. Теперь оно должно быть ратифицировано каждым государством-участником договора. Парламент Молдовы ратифицировал соглашение 2 июля 2014 года.
24 января 2011 г. Молдова официально получила «план действий» по установлению безвизового режима для краткосрочных поездок от комиссара внутренних дел ЕС. В ноябре 2013 года Комиссия предложила отменить визовые требования для краткосрочных посещений для граждан Молдовы, имеющих биометрические паспорта, при этом министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс предположил, что изменение может произойти в начале 2014 года. 13 февраля 2014 года Европейский парламент по гражданским вопросам Комитет по свободам, правосудию и внутренним делам одобрил отмену визовых требований, и 27 февраля 2014 года весь парламент проголосовал за. Европейский парламент и Совет дали свое окончательное согласие на безвизовый режим для граждан Молдовы 3 апреля 2014 года, и это изменение вступает в силу 28 апреля 2014 года.
Евродепутат: ЕС должен помочь Молдове и Санду уже сейчас
Избрание проевропейского кандидата — это сигнал народа Молдовы Евросоюзу, на который необходимо отреагировать. Такое мнение в комментарии DW высказал председатель делегации Европарламента по ассоциации с Молдовой Зигфрид Мурешан из Румынии. Он выступил за интенсивный диалог, в котором Санду сможет сообщить ЕС «самые неотложные потребности Молдовы». «Я выступаю за тесное сотрудничество в реформе судебной системы, в сферах экономики и торговли и прежде всего в противодействии пандемии», — заявил Мурешан. Он призывает ЕС передать часть законтрактованных для Евросоюза вакцин Молдове и другим близким партнерам из «Восточного партнерства».
Впрочем, сразу после инаугурации у Санду будет не так много возможностей для реформ, которых ожидает ЕС. Ведь нынешнее правительство меньшинства сформировано социалистами, партией, близкой к Додону. В одном из первых интервью после победы на выборах Санду высказалась за перевыборы парламента. Следует ли ЕС ждать формирования новой коалиции? Мурешан выступает против этого: «Мы должны помочь уже сейчас. Мы не должны приуменьшать значение ее победы».
Евродепутат указывает на то, что у президента Молдовы и так имеются полномочия, чтобы укрепить независимость правоохранительных органов. В частности, он назначает председателя Национального органа по неподкупности, а также играет важную роль в назначении прокуроров. «Таким образом, президент может укреплять независимость органов юстиции и активизировать борьбу с коррупцией», — говорит Мурешан. Он призывает ЕС предоставить Санду экспертную помощь для этого.
Санду: Россия держит Молдавию в «серой зоне»
Партия Майи Санду «Действие и солидарность» (PaS), которая ставит своей задачей вступление Молдавии в ЕС, выиграла внеочередные парламентские выборы, получив поддержку около 48 процентов голосов избирателей.
Выборы прошли в минувшее воскресенье, 11 июля.
Далее следуют Блок коммунистов и социалистов — чуть более 30 процентов и партия «Шор» — около шести процентов голосов избирателей. Таким образом, партия Санду сможет сформировать парламентское большинство — 51 мандат из 101.
В интервью Ziarul de Iaşi президент отметила, что ей ясна политика России, которая хочет «держать нас в серой зоне, где происходят всевозможные незаконные вещи».
Санду отметила, что для западных партнёров ситуация сложная, тем более что «у нас есть ещё Украина, где ситуация не ясная».
Присоединение стран к Евросоюзу
Важно отметить, какие страны входили в Европейский союз в течение всего периода его функционирования:
Год | Общее число стран-участников | Перечень присоединившихся государств |
1957 | 6 | Бельгия, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция |
1973 | 9 | Великобритания, Дания, Ирландия |
1981 | 10 | Греция |
1985 | 10 | Выход Гренландии (автономная территория Дании) из ЕС |
1986 | 12 | Португалия и Испания |
1990 | 12 | ГДР присоединилась к Западной Германии |
1995 | 15 | Австрия, Финляндия, Швеция |
2004 | 25 | Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония |
2007 | 27 | Болгария и Румыния |
Страны Европы, не входящие в европейский союз:
- Турция.
- Сербия.
- Черногория.
- Македония.
- Исландия.
- Лихтенштейн.
- Монако.
- Швейцария.
- Россия.
- Беларусь.
- Украина.
- Молдавия.
- Норвегия.
- Босния и Герцеговина.
- Андорра.
- Ватикан.
- Сан-Марино.
- Албания.
В 2016 году в Великобритании прошел референдум, который привел к решению страны покинуть Европейский союз.
Список стран-членов ЕС могут пополнить: Черногория, Сербия и Турция.
Какие требования к кандидатам на вступление
Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.
Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:
- применение на территории страны принципов демократии;
- человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
- развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
- соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.
Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.
Румынская экономика не потянет
Оценивая аргументы сторонников поглощения Молдавии Румынией, следует отдельно остановиться на их экономическом аспекте (в политическом смысле все довольно просто: проевропейская партия М. Санду помогает Румынии воплотить в жизнь ее геополитические амбиции – построить Великую Румынию за счет более или менее бескровного аншлюса Молдавии, в том числе, и без территории ПМР).
В случае поглощения Молдавии румынская экономика будет не в состоянии подтянуть новый регион до своего уровня экономического развития, тем более что сельскохозяйственный сектор экономики Молдавии выступает прямым конкурентом румынских аграриев и вряд ли получит дополнительные квоты на поставку своей продукции на рынок ЕС (как их не получила экономика Украины).
Вместо этого, Румынии следует более пристально заниматься своей закредитованной экономикой с дефицитным бюджетом и не отвлекаться на бесперспективные геополитические авантюры, которые уж точно не будут способствовать решению такой задачи как борьба с бедностью (почти каждый четвертый гражданин Румынии живет ниже черты бедности и вынужден пополнять ряды низкоквалифицированной рабочей силы в более развитых странах ЕС – работать в сфере клининга и ЖКХ, на тяжелых строительных и сельскохозяйственных работах и т.д.).
Членство
Президент Грузии Саломе Зурабишвили , Президент Молдовы Майя Санду , Президент Украины Владимир Зеленский и Президент Европейского Совета Шарль Мишель во время Батумской международной конференции 2021 года . В 2014 году ЕС подписал Соглашения об ассоциации со всеми тремя странами.
В 2014 году Европейский парламент принял резолюцию, в которой говорится, что «в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском союзе Грузия, Молдова и Украина, а также любая другая европейская страна, имеют европейскую перспективу и могут подавать заявки на членство в ЕС в соответствии с принципы демократии , уважения основных свобод и прав человека , прав меньшинств и обеспечения верховенства прав «.
В апреле 2014 года, посещая молдавско-румынскую границу в Скулень , премьер-министр Молдовы Юрие Лянкэ заявил: «У нас есть амбициозная цель, но я считаю, что мы можем ее достичь: сделать все возможное, чтобы Молдова стала полноправным членом Европейского Союза. когда Румыния будет председательствовать в ЕС в 2019 году ». В июле 2017 года спикер парламента Молдовы Андриан Канду заявил, что страна намерена подать заявку на членство до конца 2018 или 2019 года.
Некоторые политические партии в Молдове и Румынии выступают за слияние двух стран . Такой сценарий включит нынешнюю территорию Молдовы в Румынию и, таким образом, в ЕС, хотя приднестровский конфликт по- прежнему будет проблемой. Что касается свободного передвижения рабочей силы, можно утверждать, что с точки зрения отдельных лиц Молдова уже является де-факто членом ЕС, поскольку молдаване автоматически получат румынский паспорт, если они докажут, что их предки когда-то были румынами ( это было до разделения стран ).
Однако процессу интеграции препятствовали многие внутренние проблемы. Нерешенный вопрос о самопровозглашенной республике в Приднестровье является основным препятствием для любого прогресса. Кроме того, 2 февраля 2014 года автономная область Молдовы Гагаузия провела два референдума, на которых подавляющее большинство избирателей отвергли интеграцию с ЕС и предпочли более тесные связи с Россией.
Функционирование ЕС
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.
Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.
Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.
Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году
Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.
Членством Евросоюза обладают следующие государства:
- Хорватия;
- Нидерланды;
- Румыния;
- Франция;
- Болгария;
- Люксембург;
- Италия;
- Кипр;
- Германия;
- Эстония;
- Бельгия;
- Латвия;
- Великобритания;
- Испания;
- Австрия;
- Литва;
- Ирландия;
- Польша;
- Греция;
- Словения;
- Дания;
- Словакия;
- Швеция;
- Мальта;
- Финляндия;
- Португалия;
- Венгрия;
- Чехия.
Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.
Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.
С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.
Желание Санду не совпадает с желаниями ЕС
Как сказала Pravda.Ru старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Шумицкая, нет однозначного ответа на вопрос, удастся ли Санду привести Молдавию в Евросоюз, так как это зависит не только от её желания и доверия избирателей, которое она получила, но и от желания Европейского союза (ЕС).
По мнению эксперта, ЕС понял «уже около пяти лет назад», что его стремление расширяться, которое продолжалось до 2007 года с включением Болгарии и Румынии, оказалось ошибочным.
Ошибка состояла в том, что не оправдалась надежда на преобразования в Восточной Европе и с политической, и с экономической точки зрения. С политической точки зрения не подходят Евросоюзу, по мнению эксперта, Польша и Венгрия, а с экономической — все восточноевропейские страны, которые находятся в стагнации, «кроме Польши, которая показывает неплохие экономические результаты».
Молдову лишили режима асимметричной торговли с ЕС
Многим сегодня хотелось бы сделать вид, что ничего подобного не было. Что Соглашение об ассоциации с ЕС — это вовсе не политический, не конъюнктурный, а исключительно экономический документ. Ведь теперь, в 2020 году, разговоры о вступлении Молдовы в Европейский союз воспринимаются не иначе, как старый и несмешной анекдот.
Однако это неправда, потому что к 2016 году Молдова уже восемь лет пользовалась всеми выгодами принятого в 2008 году соглашения об асимметричной торговле с ЕС, которые дополнялись выгодами от свободной торговли со странами СНГ.
Асимметричный режим, когда Молдова пользовалась квотами на беспошлинную торговлю с Евросоюзом, не налагая на себя жестких политических обязательств, чреватых конфронтацией, доказал свою эффективность. И никто в Брюсселе не говорил об отказе от этого режима — пока в 2009 году в Молдове не пришел к власти первый «Альянс за евроинтеграцию».
Единственная причина, по которой режим асимметричной торговли был прекращен — это запуск «ассоциации с ЕС», которая заменила собой ранее заключенные торговые соглашения.