Самые богатые и самые бедные регионы россии: кто кого кормит?

Как распределяются дотации между регионами?

Развитие территорий России в настоящее время происходит не равномерно, все зависит от местоположения, климата и наличия природных ископаемых. Суммы выделяемые из бюджета, рассчитываются на основании того на сколько регион самостоятельно может заработать деньги. При расчете дотаций в 2020 году правительство Российской Федерации, учитывало финансовую обеспеченность на душу населения. Бюджет закладываются строго на одного жителя. Условия проживание в разных областях нашей необъятной Родины, совершенно разные, количество жителей тоже, и дотации соответственно у регионов индивидуальные. Бюджет субъектов РФ состоит из налогов местного бизнеса и та сумма которой не достает до финансовой обеспеченности на каждого жителя и будет дотацией от государства.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Резюме

Пандемический 2020 год серьезно пошатнул экономическую и финансовую устойчивость российских регионов. Промышленное производство снизилось на 2,9 %, сильнее всего пострадали сырьевой сектор и сектор услуг. Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года превысил 700 млрд рублей. От катастрофических падений финансовых показателей регионы спасла федеральная поддержка, объем которой вырос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом. Помимо этого, был оказан ряд антикризисных мер по сдерживанию долговой нагрузки в виде удлинения сроков предоставления кредитов УФК и возвращения выдачи дешевых бюджетных кредитов. Совокупный долг регионов вырос до 2,5 трлн рублей и составил 27,3% ННД, что соответствует прогнозам агентства.

Пониженные процентные ставки и возможность удлинить долговой портфель привели к небывалому росту активности на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. Ликвидация последствий кризисного года и восстановление региональных экономик будут затяжными и непростыми, а также потребуют дополнительных средств. Сохраняющиеся комфортные условия позволяют решить актуальные вопросы по финансированию нацпроектов и социальных расходов длинными облигациями, что позволит уменьшить давление на ликвидность бюджета. По нашей оценке, объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Мы ожидаем роста долговой нагрузки до 29 % ННД и сокращения объема трансфертов до 15 % по итогам 2021 года.

Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России

Дотационные регионы — это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению. С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей территории России достаточно велика. Например, предприятия по добыче полезных ископаемых в Республике Саха это дотационные регионы.

Москва, Леонид Маковецкий Москва. Другие новости Кибератаки уносят со счетов миллиарды рублей ежегодно. Среди них Костромская область 3,1 млрд рублей , Забайкальский край 3,2 млрд рублей , Карелия 3,4 млрд рублей , Алтайский край 3,4 млрд рублей , Удмуртия 3,8 млрд рублей , Волгоградская область 4 млрд рублей и Ставропольский край 4,2 млрд рублей. Дотации на зарплаты бюджетников Согласно решению трехсторонней комиссии, основной объем дотаций будет направлен на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в году. Самым крупным получателем дотации на выравнивание третий год подряд станет Дагестан, который получит на 6,6 млрд рублей больше, чем в текущем году.

Дотационные регионы россии год список для переселенцев — соответствовать всем требованиям для получения временного вида на жительство в РФ в том случае, если данное разрешение требуется.

Крупнейшими получателями дотаций из бюджета на год останутся пять, всем остальным ведомство поменяет методику по выделению средств. Это следует из материалов Минфина к проекту федерального бюджета на годы. Самым крупным получателем дотации на выравнивание третий год подряд станет Дагестан, который получит на 6,6 млрд рублей больше, чем в текущем году.

Так уж вышло, что после развала СССР отношение к отечественной медицине в обществе резко ухудшилось. Недоверие к врачам, их квалификации,….

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Минфин России опубликовал перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в году приказ Минфина России от 15 ноября г. Как и в году, дотационными признано 72 субъекта РФ. Такие регионы не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и муниципального бюджетов исполнительным органом власти региона. Список последних по сравнению с годом не изменился. А к десятипроцентным дотационным регионам добавились четыре области — Астраханская, Владимирская, Саратовская и Смоленская.

Объем дотаций, которые федеральный центр выдал российским регионам, в году впервые превысил 1 трлн руб. Размер предоставленных дотаций достиг 1, трлн руб. Еще годом ранее он составлял млрд руб. Причем Москва с объемом дотаций 27,6 млрд руб.

Кто получает деньги от центра

Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек) Миграционный прирост (на 1000 человек) ВРП на душу населения, рублей Дотации, рублей Дотации на 1 человека, рублей
Дагестан 11,6 26 359,7 10,8 -3,6 204 197,4 59 065 832,5 19,1
Якутия 6,9 42 427,8 5,9 -3,0 951 220,2 43 944 997,7 45,4
Камчатский край 4,9 48 277,3 -0,5 -2,2 639 848,2 39 357 697,2 125,1
Алтайский край 6,1 22 528,7 -4,2 -3,2 215 768,4 27 129 122,5 11,6
Чеченская Республика 13,7 23 184,8 16,3 -2,4 125 471,2 27 078 463,8 18,6
Ставропольский край 5,0 23 236,3 -0,5 -1,4 237 436,5 19 202 709,7 6,9
Бурятия 9,3 24 071,7 3,4 -4,7 204 770,0 18 298 640,3 18,6
Крым 6,0 21 170,2 -3,5 2,5 187 726,0 17 714 025,6 9,3
Башкортостан 4,9 28 572,5 -0,8 -2,2 343 509,4 16 433 477,4 4,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:

Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.

Однако стоит понимать, что дотации из бюджета получают 72 региона России из 85. То есть, от внешнего финансирования зависят практически все субъекты РФ, и эту ситуацию очень непросто исправить.

Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.

В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.

Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.

Восстановления региональной экономики в 2021 году ожидать не стоит

На выздоровление сфер розничной торговли и услуг потребуется время, так как еще не все введенные ограничения сняты. Начнет наращивать объемы сырьевой сектор в результате возвращения цен на уровень годичной давности. Ослабление ограничений сделки ОПЕК+ также поддержит нефтяную промышленность.

На региональные бюджеты в 2021 году будет оказывать влияние экономическая рецессия. Налоговые и неналоговые доходы регионов покажут рост, но незначительный, в пределах 3,5 %.

Давление на региональные бюджеты также окажут выборные кампании различного уровня, в т. ч. выборы депутатов Государственной думы, глав 11 субъектов Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти в 39 субъектах РФ, что не позволит регионам сократить расходы. В текущем году федеральный центр продолжит поддерживать регионы, но уже в меньшей степени, чем в 2020-м. В федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, но межбюджетные трансферты в соответствии с федеральным законом о бюджете будут ниже уровня 2020 года. Мы ожидаем, что совокупный объем межбюджетных трансфертов будет на 15 % ниже, чем в 2020 году. Дефицит регионов сохранится, но, вероятнее всего, сократится. По оценке агентства, агрегированный дефицит составит в районе 400 млрд рублей.

Регионы не смогут снизить государственный долг в 2021 году, занимать придется даже тем субъектам РФ, которые уже давно не прибегали к заимствованиям.

Рынок региональных и муниципальных облигаций будет и дальше расти. Можно ожидать продолжающегося активного выхода на рынок традиционных заемщиков. Этому будут способствовать необходимость погашений и амортизации облигаций, выпущенных в предыдущие годы, а также вероятное увеличение потребностей в финансировании для обслуживания дефицита бюджетов и рефинансирования коротких банковских кредитов и рефинансирования полугодовых бюджетных кредитов. Не исключено, что мы увидим и новых игроков. Вернуться на облигационный рынок и занять серьезную долю на рынке региональных размещений в этом году планирует г. Москва. Программа заимствований Москвы на 2021 год предусматривает возможность размещения на беспрецедентную для российских регионов сумму – до 396 млрд рублей, но по факту может быть и ниже, поскольку будет зависеть от результатов исполнения бюджета и от потребностей города в деньгах. Мы ожидаем, что объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателей предыдущего года. По оценке агентства, совокупный долг в 2021 году увеличится на 200–300 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет примерно на 2,0 п. п. к уровню 2020-го и достигнет 29 % ННД.

Финансирование дефицитов бюджетов и нацпроектов потребует значительного объема заимствований.

Краткосрочность банковского кредитования наряду с его удорожанием будут оказывать дополнительное давление на кредитоспособность региональных бюджетов. Тем не менее возможности привлечения денег на публичном рынке расширяются, в т. ч. для субъектов Федерации. На рынке сейчас стала активно развиваться ESG-повестка: стали активно внедряться инструменты устойчивого развития, такие как зеленые и социальные облигации. Регионы могут стать бенефициарами ESG-сделок и немного улучшить условия займов. Так как по своей сути большая часть региональных расходов носит социальный характер, то, соответственно, их финансирование можно обеспечить за счет социальных облигаций. Размещение таких бумаг позволит профинансировать как решение проблем, вызванных пандемией, в частности, в сфере здравоохранения и на рынке труда, так и не утратившую актуальности необходимость реализации нацпроектов. Такое структурирование может способствовать привлечению специфических инвесторов и на несколько пунктов снизить ставку. В текущих условиях ESG-сделки будут в первую очередь интересны крупным банкам, где менеджменту уже поставлены KPI, связанные с выдачей зеленых и социальных кредитов. Первым субъектом РФ, который выйдет на рынок с зелеными бондами, будет г. Москва.

Экспорт рейтингов

Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006-й – тогда он достиг 139,9 млрд рублей. Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно.

Указанные регионы характеризует относительно низкий уровень самодостаточности: налоговые и неналоговые доходы, которые в основном поступают из региональной экономики, составляют 32,6% в Дагестане и 35,2% в Севастополе. Поэтому профицит бюджетов данных регионов во многом обусловлен дотациями из федерального бюджета.

У других регионов – лидеров по соотношению «профицит к ННД» – уровень самодостаточности существенно выше (например, у ХМАО-Югры достигает 94,8%).

Дотации для регионов в 2018 году: кому и сколько

Следующая таблица содержит точные суммы дотаций для конкретных российских регионов.

Стоит иметь в виду, что приведенные цифры — по-своему лукавые и не отражающие всех нюансов уровня дотационности того или иного региона. Так, Дагестан всегда лидирует в этом рейтинге во многом из-за высокой численности проживающих здесь жителей (более трех миллионов человек). Однако, процент бюджета, сформированный за счет дотаций, здесь не такой высокий, как в той же Чечне.

Чеченская республика хотя и занимает пятое место в рейтинге дотационных регионов, зависит от дотаций сильнее всего. 84% бюджета республики формируется за счет дотаций и других поступлений из федеральной казны. Бюджет Республики Крым формируется за счет дотаций на 67%, хотя в рейтинге Крым и расположен “Только” на восьмом месте.

Регион России Величина дотаций, млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,2
Республика Бурятия 18,3
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,5
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,8
Курская область 3,77
Костромская область 3,7
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,6
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,6
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,3
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан)
Ленинградская область
Московская область
Самарская область
Сахалинская область
Свердловская область
Тюменская область
город федерального значения Москва
город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Источник

Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам

А ведь согласно новым правилам Минфина РФ, чтобы получить дотацию, регионы должны были до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены»

Власти РФ отныне стали обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться

Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова

Рейтинг регионов России по уровню жизни 2021

Калининградская область взяла лучшее от Европы и Балтики – начиная от архитектуры и заканчивая частью Куршской косы, излюбленного места отдыха россиян. Живет там немного народу – чуть более миллиона, а в самом крупном городе (Калининграде) насчитывается всего 475 тысяч жителей.

По сравнению с прошлогодним рейтингом качества жизни в регионах РФ дела Липецкой области идут похуже.

С восьмого места она сместилась на девятое.

Однако это совсем не связано с госдолгом, даже наоборот. Как правило, чем больше денег должна область Минфину, тем лучше у нее идут дела. Пока что Липецкая область занимает скромную 16-ю строчку в списке должников.

Лидирует она по другим показателям, и в первую очередь — по инвестиционной активности. Регион, и так славившийся развитой промышленностью, которую даже девяностые годы не сумели выкосить полностью,

Самые дотационные регионы (по годам)

2019

Топ-10 регионов-лидеров по объёму дотаций в 2019 году

Позиция Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2019)
1 45x45px Республика Дагестан 66,266
2 Республика Якутия 46,907
3 Камчатский край 37,390
4 Республика Чечня 30,441
5 Алтайский край 26,838
6 Ставропольский край 22,083
7 Республика Крым 20,371
8 Республика Бурятия 19,875
9 Республика Тыва 16,933
10 Республика Башкортостан 15,612

2018

Топ-10 регионов-лидеров по объёму дотаций в 2018 году

Позиция Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2018)
1 45x45px Республика Дагестан 59,066
2 Республика Якутия 43,945
3 Камчатский край 39,358
4 Алтайский край 27,129
5 Республика Чечня 27,078
6 Ставропольский край 19,203
7 Республика Бурятия 18,299
8 Республика Крым 17,714
9 Республика Башкортостан 16,433
10 Республика Тыва 15,733

2017

Топ-10 регионов-лидеров по объёму дотаций в 2017 году

Позиция Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2017)
1 45x45px Республика Дагестан 52,420
2 Камчатский край 37,155
3 Республика Якутия 36,621
4 Республика Чечня 24,005
5 Алтайский край 22,608
6 Республика Крым 18,482
7 Республика Бурятия 17,904
8 Ставропольский край 17,378
9 Республика Башкортостан 15,794
10 Республика Тыва 14,544

2016

Топ-10 регионов-лидеров по объёму дотаций в 2016 году

Позиция Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2016)
1 45x45px Республика Дагестан 46,722
2 Республика Якутия 43,190
3 Камчатский край 37,487
4 Республика Крым 22,334
5 Республика Чечня 22,163
6 Алтайский край 16,971
7 Республика Тыва 13,486
8 Республика Бурятия 13,214
9 Ставропольский край 12,292
10 Республика Башкортостан 11,049

2015

Топ-10 регионов-лидеров по объёму дотаций в 2015 году

Позиция Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2015)
2 Республика Якутия 47,846
2 45x45px Республика Дагестан 43,282
3 Камчатский край 34,185
4 Республика Крым 24,815
5 Республика Чечня 20,448
6 Алтайский край 15,555
7 Республика Бурятия 14,253
8 Республика Тыва 12,326
9 Ставропольский край 11,137
10 Забайкальский край 9,209

Самые дотационные регионы: от Чечни до Москвы

Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.

Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:

Дотации. Регионы тратят деньги преимущественно на свое усмотрение, большая часть – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые считаются по определенной формуле и учитывают региональное неравенство.

Субсидии

Регионы и федеральное Правительство софинансирует конкретные расходы в определённых пропорциях (например, субсидии важной для региона отрасли экономики федеральное Правительство финансирует на 70%, а регион на 30%).

Субвенции. Целевые расходы на выполнение федеральных полномочий

Например, регион получает деньги на обеспечение жильем ветеранов.

Иные и прочие трансферты. Выделяются на определенные функции, например, на особые экономические зоны или конкретные региональные проекты.

Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.

В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.

Какие регионы самые дотационные и получают больше всего помощи?

Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.

Самые дотационные регионы

Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов – 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%

К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра

  • Республики Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Доля трансфертов: 56-83%, больше всего в Ингушетии (83,4%) и Чечне (80,7%).
  • Соседствующие республики юга Сибири: Тыва, Алтай и Бурятия (54%-76%)
  • Удаленные дальневосточные регионы: Чукотка и Камчатка (58%-72%)
  • Крым, Севастополь и Калининградская область (особая экономическая зона). Доля трансфертов: 56-67%.

Регионы с минимальным уровнем трансфертов

На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).

Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.

Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.

ru

В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.

Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития

В следующей статье рассмотрим душевую федеральную помощь регионам, скорректированную на уровень жизни и цен.

Заходите насайт, подписывайтесь наtelegram и дзен, чтобы читать интересные статьи. Автор — кандидат экономических наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector