Большая фантазия фрейда: почему он был неправ? психоанализ как новая религия

Основная деятельность Фрейда

После окончания обучения Фрейд быстро основал частную практику и начал лечить различные психологические расстройства. Считая себя прежде всего ученым, а не доктором, Зигмунд пытался понять функционирование человеческих знаний и опыта.

В начале своей карьеры Фрейд сильно повлиял на работу своего друга и венского коллеги Йозефа Бройера, который обнаружил, что, когда он побуждал истерического пациента беспрепятственно говорить о самых ранних проявлениях своих симптомов, они начинали постепенно стихать.

После долгой совместной работы Брейер разорвал отношения, чувствуя, что Зигмунд слишком много внимания уделял сексуальному происхождению неврозов пациента и совершенно не хотел рассматривать другие точки зрения. Тем временем Фрейд продолжал совершенствовать свои собственные идеи и теории.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.

Структура личности по З. Фрейду

Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Первые успехи

В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений», которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего . Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками — особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Где применяется психоанализ?

Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».

Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.

В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.

Фрейд был озабоченным или это люди – ханжи?

Теперь вспомним об известной «оговорке по Фрейду». Ученый был уверен в том, что жизнь наполнена ассоциациями с сексом. Типичный ханжа сейчас начнет утверждать, что только озабоченные и бездельники постоянно думают о таких «животных вещах», однако это не так.

Самая распространенная ассоциация: банан – эрегированный пенис – фаллос. Эта трилогия навела шороху в каждой стране мира, где есть неравнодушные к Фрейду или хотя бы слышали о нем.

Психоаналитика обвиняли в том, что он смотрит на мир сквозь очки сексуальности и вообще «сексуально озабочен». Этого исключать тоже нельзя, однако анализ сновидений, картин, романов бессознательного он насыщал сексуальными символами.

Современникам Фрейда повезло меньше чем нам – их сексуальную жизнь сложно было назвать счастливой, потому что в их времена отношения между полами были жестко регламентированными. Множество запретов порождали озабоченные мысли – сексуальная энергия накапливалась и оседала внутри.

Если отношения между мужчиной и женщиной были строго регламентированными, то на гомосексуальность и прочие «извращения» вообще накладывали табу. А вот Фрейд со своими учениками и сторонниками первыми вызвались это изменить.

Врачебный статус позволил ученым открыто выражать позитивное отношение к подобным вещам, в чем существенно преуспели, невзирая на моралистов и ханжей тех времен (которые наверняка также не прочь были отпустить свои «правильности» и оторваться на всю катушку).

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Я и Оно

  • роль словесного представления и восприятия в сознании человека
  • роль посредствующих звеньев при переходе от Оно к Я
  • доминирование бессознательного в человеке по теории психоанализа

Под сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление — это следы воспоминаний в нашей памяти, которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

Таким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е. сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья, а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно. Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно — влечение. Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно —страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Подсознание

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно, что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям. Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Эдипов комплекс

Комплекс Эдипа – название, которым Фрейд описал явление сексуального влечения мальчика к собственной матери

Причины появления теории известны: ученый признавался, что у него в юные годы было подобное влечение и конкуренция с отцом за внимание матери. Кроме того, однажды в детстве ему приснился сон, в котором его мать вносят в комнату люди с птичьими клювами

Слово vogeln в немецком означает «птицы», а также «заниматься сексом» (в более грубом значении). На этом основании ученый, анализируя свой сон, сформировал идею Эдипова комплекса, которую затем активно навязывал всем пациентам мужского пола (аналог для женщин – комплекс Электры).

Детство

Зигмунд всегда избегал разговоров о детстве, хотя родители любили сына и возлагали на его будущее немалые надежды. Именно поэтому увлечения литературой и философией поощрялись. Несмотря на юношеский возраст, предпочтение Фрейд отдавал Шекспиру, Канту и Ницше. Помимо философии серьезным увлечением в жизни юноши были иностранные языки, в особенности латынь. Личность Зигмунда Фрейда поистине оставила серьезный след в истории.

Родители делали все для того, чтобы ничто не мешало учебе, это и позволило мальчику без проблем поступить на обучение в гимназию раньше времени и с успехом закончить ее.

Однако по окончании учебного заведения ситуация складывалась не такая радужная, как ожидалась. Несправедливое законодательство предоставляло скудный выбор будущих профессий. Кроме медицины Фрейд никаких других вариантов не рассматривал, посчитав промышленность и коммерцию недостойными отраслями для деятельности человека с образованием. Однако и медицина не вызывала любви у Зигмунда, поэтому после школы юноша провел много времени в размышлениях о своем будущем. В конце концов психология стала выбором Фрейда. Принять решение ему помогла лекция, где разбирался труд Гете «Природа». Медицина осталась в стороне, Фрейд увлекся изучением нервной системой животных и выпустил в свет достойные статьи на эту тему.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.

Скульптура Зигмунда Фрейда в музее мадам Тюссо в Берлине

В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.    

Вместо вывода

Рассмотренные выше идеи помогают понять сущность психоанализа и его роль в развитии психологии. И несмотря на то, что в настоящее время, психоанализ не пользуется такой популярностью как раньше и часто критикуется, нельзя отрицать тот факт, что он оказал влияние на всю Западную культуру. Ни одно другое направление в психологии не приобретало такую популярность, какую приобрел психоанализ. Изначально создаваемый как метод диагностики и излечения истерии он стал общефилософским учением, попытавшимся дать объяснение структуры человеческой психики, определить сущность и значение глубинных и неизученных психологических процессов бессознательного.

Литература:
  • 1. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  • 2. Зигмунд Фрейд. Я и Оно: / З. Фрейд. — М. : Экс­мо-Пресс, 2003.
  • 3. Зигмунд Фрейд. «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник» / З.Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
  • 4. Зигмунд Фрейд. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».
  • 5. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 2005.
  • 6. Зигмунд Фрейд «Очерк Истории Психоанализа» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
  • 7. Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М.Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008.
  • 8. Лейбниц В. Г. Монадология / В. Г. Лейбниц. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1982. Т. 1.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector